|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 » »» рус. оперы и заложила основы нац. вок.-сценич. иск-ва.
Лит.: Глинка М., Записки, Л., 1953; С т а-с о в В. В., Осип
Афанасьевич Петров. М., 1952; Л ь в о в М., Осип Афанасьевич Петров
(1805?-1878), М.-Л., 1946; Ласточкина Е., Осип Петров, М.-Л., 1950.
ПЕТРбВ, Сергей Сергеевич [p.9(21).IX.1895] - рус. сов. акт„р. Нар.
арт. УССР (1948). В 1914 работал в труппе под рук. Е. А. Мосоловой в
Томске, затем в Петрограде. Играл в т-рах Омска, Владивостока, Читы (до
1927), Одессы (1927-41), Саратова (1941-44). В 1944-60 работал в
Киевском рус. т-ре им. Леси Украинки. Для творчества П. характерны
сдержанность, глубина психологич. анализа, тщательная отделка ролей.
Роли: Шмага, Счастливцев, Хлестаков; Голохвостый ("За двумя зайцами"
Старицкого), Швейк ("Бравый солдат Швейк" по Гашеку), Полежаев
("Беспокойная старость"), Костя-Капитан ("Аристократы" Погод ина),Плюхов
("Воздушный пирог" Ромашова), Мотыльков ("Слава" Гусева), Панин
("Русские люди"). Синь Бин-у ("Бронепоезд 14-69"), Чижик ("Новые
времена" Мдивани), Протасов ("Дети солнца") и др.
ПЕТРОВА, Анна Яковлевна (урожд. Воробь„ва) [2(14).II.1816,
Петербург,-13(26).IV.1901, там же] - рус. певица (контральто). Муз.
образование получила в Петерб. театр. уч-ще, где первоначально обучалась
в балетном классе Ш. Дидло, а затем в классе пения у А. Сапиенца.
Позднее брала уроки пения у М. И. Глинки. С 1832 - хористка, в
1835-47-солистка Петерб. оперного т-ра. С успехом исполняла партии в
итал. операх: Пеппо, Артак ("Сорокаворовка", "Семирамида" Россини),
Ромео ("Капулетти и Монтекки" Беллини). Современники сравнивали е„ пение
с пением М. Алъбани и П. Виардо-Гарсиа. Большое влияние на развитие
исполнительского дарования П. оказал Глинка, высоко ценивший е„ замочат,
голос и музыкальность. Глинка написал для не„ в опере "Иван Сусанин"
партию Вани; позднее П. создала сценич. образ Ратмира в опере "Руслан и
Людмила". П., так же как и е„ муж О. А. Петров, сыграла видную роль в
утверждении реали-стич. иск-ва на рус. оперной сцене. В. В. Стасов,
отмечая исключит. выразительность пения П., писал: "Голос Воробь„вой был
один из самых необычайных, изумительных контральто в целой Европе:
объем, красота, сила, мягкость,-все в нем поражало слушателя и
действовало на него с неотразимым обаянием" (Избр. соч., т. 1,1952, с.
285). П. оставила интересные воспоминания о Глинке ("Рус. старина",
1880, т. XXVII).
Лит.: Серов А. Н., Воспоминания о М. И.Глинке, вего кн.: Критические
статьи, т. 3. СПБ, 1895;
"Рус. муз. газ"., 1901, ј 16, [Некролог], Глинка М., Записки, Л.,
1953.
ПЕТРЙВА, Евгения Алексеевна [р. 24.XII.1902 (6.1.1903)]-укр. сов.
актриса. Нар. арт. УССР (1947). Окончила Студию т-ра "Березшь" (ныне Т-р
им. Шевченко). В 1919 участвовала в спектаклях любит. коллектива
киевского клуба транспортников. В 1922 поступила в проф. укр. т-р
"Каменяры" под рук. В. С. Васильке, в 1923- в т-р "Березшь" (с
1934Харьковский т-р им. Шевченко). В 1952-59- актриса Т-ра им. Франко.
Роли: Маруся ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кро-пивницкого),
Варвара ("Гроза"), Шура, Глафира ("Егор Булычев и другие"), Евгения
("Евгения Гранде" по Бальзаку), Луиза ("Коварство и любовь"). Чайка
("Банкир" Корнейчука), Люба Шевцова ("Молодая гвардия"). Валя ("Русские
люди"), Бейлка ("Тевье-молочник" по Шолом-Алей-хему)идр. р
ПЕТРЙВА, Надежда Казаковна (р. 1919) - бурят. сов. артистка оперы
(сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В
1940 окончила муз.-драм. уч-ще в Улан-Удэ, в 1954 - Ленингр.
консерваторию. В 1939-48 и с 1954 - солистка Бурят. т-ра оперы и балета
(Улан-Удэ). Одна из первых исполнительниц партий в первых нац.
муз.-сценич. произв.: Арюн-Гохон (опера "Энхе-Булат батор" Фролова,
1940), Булган (муз. драма "Баир" Берлинского и Ямпилова, 1940).
Др. партии: Ная ("На Байкале" Книппера), Номин ("Побратимы" Аюшеева),
Таня (о. п. Крейтнера), Антонида ("Иван Сусанин"), Татьяна, Иоланта,
Снегурочка, Марфа;
Маргарита ("Фауст") и др.
Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, [М.), 1957, с.
142-43, 145-46. М. Лифш.
ПЕТРОВА (Petrova), Стефания (наст. имя - Ште-панка; р.19.XII.1909)
-чехословацкая артистка оперы (лирик о-драматич. сопрано) и оперетты.
Засл. арт. ЧССР (1956). Чл. Коммунистич. партии Чехословакии с 1948.
Сценич. деятельность начала в возрасте Илет в Оломоуцком т-ре, где
училась также балетному иск-ву. В 1923-31 - балерина этого т-ра, а с
1931 - солистка оперы. Партии: Теринка ("Якобинец" Дворжака), Недда
("Паяцы"), Антония ("Сказки Гофмана" Оффен-баха), Керубино ("Свадьба
Фигаро") и др.
Во время гитлеровской оккупации Чехословакии П. эмигрировала в СССР,
где в 1941-44 работала в Моск. т-ре Оперетты. Роли: Сильва, Марица,
Баядера- в о. п. Кальмана, маркиза де Курси ("Табачный капитан"
Щербач„ва), Марианна ("Девушка из Барселоны" Б. Александрова) и др.
После освобождения Чехословакии П. была солисткой Театра оперы имени
5-го мая (1946-49) и Нац. т-ра (1949-56) в Праге.
Партии: Итка ("Далибор" Сметаны; Гос. пр., 1949), Леонора
("Трубадур"), Микаэла, Мими. В 1945, 1950 и 1955 П. гастролировала в
Москве. В 1958 оставила сцену.
Лит.: Ярон Г., О любимом жанре, М., 1961. М.Лифш.
ПЕТРОВА, Фаина Сергеевна [ р.1(13).1.1896] - рус. сов. артистка оперы
(контральто), педагог. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1915 окончила Моск.
консерваторию по классу фп. А. Б. Гольденвейзера, в 1917- по классу
пения В. М. Зарудной. В 1919-22 занималась в Оперной студии Большого
т-ра. В 1918-27 и в 1933-51-солистка Большого т-ра. В нач. сценич.
деятельности исполняла преим. партии юношей: Лель ("Снегурочка"), Ратмир
("Руслан и Людмила"), Ф„дор ("Борис Годунов"). Широкий диапазон голоса и
прекрасная вок. школа позволили П. перейти к партиям меццо-сопрано:
Кончаковна ("Князь Игорь"), Азуче-на ("Трубадур"), Вальтраута ("Кольцо
Нибелунга" Вагнера), Кармен; исполняя партию Клитемнестры ("Электра" Р.
Штрауса), П. поднималась до высокого трагич. пафоса. В последние годы
перешла к характерным партиям: Графиня ("Пиковая дама"), Няня ("Евгений
Онегин"), Бабариха ("Сказка о царе Салта-не"). В 1927-33 концертировала
во Франции, в Сев. и Юж. Америке, была солисткой т-ра
"Метрополитенопера", пропагандировала произв. сов. композиторов. Вед„т
педагогич. работу (с 1945 - проф. Моск. консерватории).
Лит.: Житомирский Д., Фаина Петрова, "Сов. иск-во", 1938, 14 апр., .ј
48.
Страницы: «« « 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |