Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769  1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779  » »»

рус. оперы и заложила основы нац. вок.-сценич. иск-ва.
   Лит.: Глинка М., Записки,  Л.,  1953;  С  т  а-с  о  в  В.  В.,  Осип
Афанасьевич Петров. М., 1952; Л ь в о  в  М.,  Осип  Афанасьевич  Петров
(1805?-1878), М.-Л., 1946; Ласточкина Е., Осип Петров, М.-Л., 1950.
   ПЕТРбВ, Сергей Сергеевич [p.9(21).IX.1895] - рус.  сов.  акт„р.  Нар.
арт. УССР (1948). В 1914 работал в труппе под рук.  Е.  А.  Мосоловой  в
Томске, затем в Петрограде. Играл в т-рах Омска, Владивостока, Читы  (до
1927),  Одессы  (1927-41),  Саратова  (1941-44).  В  1944-60  работал  в
Киевском рус. т-ре им.  Леси  Украинки.  Для  творчества  П.  характерны
сдержанность, глубина психологич. анализа, тщательная отделка ролей.
   Роли: Шмага, Счастливцев, Хлестаков; Голохвостый ("За двумя  зайцами"
Старицкого),  Швейк  ("Бравый  солдат  Швейк"   по   Гашеку),   Полежаев
("Беспокойная старость"), Костя-Капитан ("Аристократы" Погод ина),Плюхов
("Воздушный  пирог"  Ромашова),  Мотыльков   ("Слава"   Гусева),   Панин
("Русские  люди").  Синь  Бин-у  ("Бронепоезд  14-69"),  Чижик   ("Новые
времена" Мдивани), Протасов ("Дети солнца") и др.
   ПЕТРОВА,   Анна   Яковлевна   (урожд.   Воробь„ва)    [2(14).II.1816,
Петербург,-13(26).IV.1901, там же]  -  рус.  певица  (контральто).  Муз.
образование получила в Петерб. театр. уч-ще, где первоначально обучалась
в балетном классе Ш. Дидло, а  затем  в  классе  пения  у  А.  Сапиенца.
Позднее брала уроки  пения  у  М.  И.  Глинки.  С  1832  -  хористка,  в
1835-47-солистка Петерб. оперного т-ра. С  успехом  исполняла  партии  в
итал. операх:  Пеппо,  Артак  ("Сорокаворовка",  "Семирамида"  Россини),
Ромео ("Капулетти и Монтекки" Беллини). Современники сравнивали е„ пение
с пением М. Алъбани и П.  Виардо-Гарсиа.  Большое  влияние  на  развитие
исполнительского дарования П. оказал Глинка, высоко ценивший е„ замочат,
голос и музыкальность. Глинка написал для не„  в  опере  "Иван  Сусанин"
партию Вани; позднее П. создала сценич. образ Ратмира в опере "Руслан  и
Людмила". П., так же как и е„ муж О. А. Петров, сыграла  видную  роль  в
утверждении реали-стич. иск-ва на рус.  оперной  сцене.  В.  В.  Стасов,
отмечая исключит. выразительность пения П., писал: "Голос Воробь„вой был
один из самых  необычайных,  изумительных  контральто  в  целой  Европе:
объем,  красота,  сила,  мягкость,-все  в  нем  поражало   слушателя   и
действовало на него с неотразимым обаянием" (Избр. соч., т.  1,1952,  с.
285). П. оставила интересные  воспоминания  о  Глинке  ("Рус.  старина",
1880, т. XXVII).
   Лит.: Серов А. Н., Воспоминания о М. И.Глинке, вего кн.:  Критические
статьи, т. 3. СПБ, 1895;
   "Рус. муз. газ"., 1901, ј 16, [Некролог],  Глинка  М.,  Записки,  Л.,
1953.
   ПЕТРЙВА, Евгения Алексеевна  [р.  24.XII.1902  (6.1.1903)]-укр.  сов.
актриса. Нар. арт. УССР (1947). Окончила Студию т-ра "Березшь" (ныне Т-р
им.  Шевченко).  В  1919  участвовала  в  спектаклях  любит.  коллектива
киевского клуба транспортников.  В  1922  поступила  в  проф.  укр.  т-р
"Каменяры" под  рук.  В.  С.  Васильке,  в  1923-  в  т-р  "Березшь"  (с
1934Харьковский т-р им. Шевченко). В 1952-59- актриса Т-ра им. Франко.
   Роли: Маруся ("Дай сердцу волю, завед„т  в  неволю"  Кро-пивницкого),
Варвара ("Гроза"), Шура, Глафира  ("Егор  Булычев  и  другие"),  Евгения
("Евгения Гранде" по Бальзаку),  Луиза  ("Коварство  и  любовь").  Чайка
("Банкир" Корнейчука), Люба Шевцова ("Молодая гвардия"). Валя  ("Русские
люди"), Бейлка ("Тевье-молочник" по Шолом-Алей-хему)идр. р
   ПЕТРЙВА, Надежда Казаковна (р. 1919) -  бурят.  сов.  артистка  оперы
(сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич.  партии  с  1950.  В
1940  окончила  муз.-драм.  уч-ще  в  Улан-Удэ,  в   1954   -   Ленингр.
консерваторию. В 1939-48 и с 1954 - солистка Бурят. т-ра оперы и  балета
(Улан-Удэ).  Одна  из  первых  исполнительниц  партий  в   первых   нац.
муз.-сценич. произв.:  Арюн-Гохон  (опера  "Энхе-Булат  батор"  Фролова,
1940), Булган (муз. драма "Баир" Берлинского и Ямпилова, 1940).
   Др. партии: Ная ("На Байкале" Книппера), Номин ("Побратимы" Аюшеева),
Таня (о. п. Крейтнера), Антонида  ("Иван  Сусанин"),  Татьяна,  Иоланта,
Снегурочка, Марфа;
   Маргарита ("Фауст") и др.
   Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, [М.), 1957, с.
142-43, 145-46. М. Лифш.
   ПЕТРОВА (Petrova), Стефания (наст. имя  -  Ште-панка;  р.19.XII.1909)
-чехословацкая артистка оперы (лирик о-драматич.  сопрано)  и  оперетты.
Засл. арт. ЧССР (1956). Чл. Коммунистич.  партии  Чехословакии  с  1948.
Сценич. деятельность начала в  возрасте  Илет  в  Оломоуцком  т-ре,  где
училась также балетному иск-ву. В 1923-31 - балерина  этого  т-ра,  а  с
1931 - солистка оперы.  Партии:  Теринка  ("Якобинец"  Дворжака),  Недда
("Паяцы"), Антония ("Сказки  Гофмана"  Оффен-баха),  Керубино  ("Свадьба
Фигаро") и др.
   Во время гитлеровской оккупации Чехословакии П. эмигрировала в  СССР,
где в 1941-44 работала в Моск.  т-ре  Оперетты.  Роли:  Сильва,  Марица,
Баядера-  в  о.  п.  Кальмана,  маркиза  де  Курси  ("Табачный  капитан"
Щербач„ва), Марианна ("Девушка из  Барселоны"  Б.  Александрова)  и  др.
После освобождения Чехословакии П. была  солисткой  Театра  оперы  имени
5-го мая (1946-49) и Нац. т-ра (1949-56) в Праге.
   Партии:  Итка  ("Далибор"   Сметаны;   Гос.   пр.,   1949),   Леонора
("Трубадур"), Микаэла, Мими. В 1945, 1950 и  1955  П.  гастролировала  в
Москве. В 1958 оставила сцену.
   Лит.: Ярон Г., О любимом жанре, М., 1961. М.Лифш.
   ПЕТРОВА, Фаина Сергеевна [ р.1(13).1.1896] - рус. сов. артистка оперы
(контральто), педагог. Засл. арт. РСФСР (1937). В  1915  окончила  Моск.
консерваторию по классу фп. А. Б.  Гольденвейзера,  в  1917-  по  классу
пения В. М. Зарудной. В 1919-22 занималась  в  Оперной  студии  Большого
т-ра. В 1918-27 и в  1933-51-солистка  Большого  т-ра.  В  нач.  сценич.
деятельности исполняла преим. партии юношей: Лель ("Снегурочка"), Ратмир
("Руслан и Людмила"), Ф„дор ("Борис Годунов"). Широкий диапазон голоса и
прекрасная вок. школа позволили  П.  перейти  к  партиям  меццо-сопрано:
Кончаковна ("Князь Игорь"), Азуче-на ("Трубадур"),  Вальтраута  ("Кольцо
Нибелунга" Вагнера), Кармен; исполняя партию Клитемнестры ("Электра"  Р.
Штрауса), П. поднималась до высокого трагич. пафоса.  В  последние  годы
перешла к характерным партиям: Графиня ("Пиковая дама"), Няня  ("Евгений
Онегин"), Бабариха ("Сказка о царе Салта-не"). В 1927-33  концертировала
во   Франции,   в   Сев.   и   Юж.   Америке,   была   солисткой    т-ра
"Метрополитенопера", пропагандировала произв. сов.  композиторов.  Вед„т
педагогич. работу (с 1945 - проф. Моск. консерватории).
   Лит.: Житомирский Д., Фаина Петрова, "Сов. иск-во", 1938, 14 апр., .ј
48.

Страницы: «« « 1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769  1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия