|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 » »» др. городов. С 1958 П.- худ. рук. оперного коллектива Дома культуры им.
Цюрупы (Ленинград).
Др. партии: Самозванец ("Борис Годунов"), Андрей Хованский, Голицын
("Хованщина"), Фауст, Хозе, Альфред;
Манрико ("Трубадур"), Радамес, Канио; Логе ("Золото Рей-на" Вагнера),
Л„нька ("В бурю" Хренникова) и др.
Лит.: Назарова JI.H., H. К. Печковский (в печати). М. Лифш.
ПЕШЕК (Pesek), Ладислав (р.4. Х.1906) - чехословацкий акт„р. Нар.
арт. ЧССР (1958). Получив театр. образование в консерватории г. Брно, в
1926 стал акт„ром Земского т-ра г. Брно, с 1929 - Нац. т-ра (Прага). П.
обладает обостр„нным чувством ритма, заразительным темпераментом.
Пластич. выразительность сочетается у него с глубоким раскрытием внутр.
мира героя. П.- мастер сценич. эпизода.
Роли: Хлестаков; Часовщик ("Кремл„вские куранты"), Скапен; Лизал
("Мариша" бр. Мрштиков), Помет ("Дундо Марое" Држича), Арчи Райе
("Комедиант" Осборна), Полоний ("Гамлет"), Фортунато ("Кьоджинские
перепалки" Гольдони) и др. Снимается в кино.
Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 37. Л.
Сол.
ПЕШИКТАШЛЯН, Мкртыч (18.VIII.1828-29.XI. 1868) - арм. поэт и
драматург. Род. и жил в Константинополе (Стамбул). Учился в Италии. П.
стал основоположником арм. т-ра в Турции. В 1856 организовал труппу в
Ортакеи, просуществовавшую до 1873. Писал пьесы, работал как режисс„р и
акт„р. Написал ряд историч. трагедий: "Аршак II", "Корнак", "Ваган",
"Ваге" и др., в к-рых выражал национально-освободит. идеи, комедии "О
тр„х храбрецах" и "Комедию о разбойниках". Ставились арм.труппами. В. Т.
ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО - церковная литургич. драма рождественского цикла,
входившая в состав богослужения рус. церкви. Первое упоминание о П. д.
относится к 16 в. П. д. разыгрывалось 17 дек. в Москве в Успенском
соборе (а также, возможно, в Новгороде и других городах). Представляло
собой инсценировку библейского рассказа о тр„х отроках, отказавшихся
поклониться идолам ассирийского царя Навуходоносора и за это ввергнутых
им в горящую печь, откуда их спас ангел, посланный богом. Роли "халдеев"
(воинов) исполняли обычно скоморохи. В 17 в. в П. д. усиливаются
светские элементы, включаются бытовые жанровые диалоги, исполнявшиеся не
на церковнославянском, а на рус. бытовом языке. В конце 17 в. П. д. было
упразднено.
Лит.: В с е в о л од с к и й-Г е р н г р о с с В., Русский театр. От
истоков до сер. XVIII в., М., 1957, с. 38-42. С. Г.
ПЕЭК, Александр Антонович (p-25.IV.1915) - эст. театр. художник.
Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1950). Учился в Омском художеств. уч-ще
(1936-40). С 1946 работает в Таллине. Оформлял спектакли в т-ре
"Эстония": "Князь Игорь" (1951); "Румму Юри" Арро и Нормета (1955),
"Никита Вершинин" Кабалевского (1956), "Евгений Онегин", "Красный
цветок" и др.Э. П.
ПИА (Pyat), Феликс (4.X.1810-4.VIII. 1889)- франц. политич. деятель,
писатель, драматург, публицист. Автор пьес: "Революция былых врем„н"
(совм. с Т. Бюретом, 1832, т-р "Одеон"), "Разбойник и философ" (совм. с
О. Люше, 1834, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Два слесаря" (1841, там же),
"Седрик-норвежец" (1842, "Одеон"), "Диоген" (1846, там же) и др.
Демократ-республиканец по убеждениям, П. резко обличал Июльскую
монархию, насыщал свои пьесы нам„ками на политич. события современности,
на короля Луи Филиппа (спектакли нередко вызывали политич. демонстрации
в зрит. зале, подвергались запретам). В предисловии к историч. драме
"Анго" (1835, "Амбигю комик") П. утверждал обществ, значимость
драматургии, требовал поворота иск-ва к жизни. Лучшая пьес П.мелодрама
"Парижский тряпичник" (1847, "Порт-Сен-Мартен"), восторженно принятая
зрителями. В ней П. противопоставил преступному бурж. миру образ бедного
старика-тряпичника - мужественного, доброго, любящего, жизнерадостного,
способного на борьбу. Положительный отзыв о пьесе дал А. И. Герцен. Но в
пьесах П. проявились и мелкобурж. сущность его мировоззрения и
половинчатость революц. призывов. Разоблачая финансовую аристократию,
монархию, П. в то же время проповедовал идею классового мира, что
вносило в его пьесы черты "...,,мелодраматической4 сердцу мелкого буржуа" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2
изд., т. 28, с. 310).
В 1849, после участия в восстании, П. бежал из Франции. В годы
эмиграции (1849-69) пытался вести борьбу против 1-го Интернационала, в
1871 во время Парижской" Коммуны был одним из активных проводников
мелкобурж. взглядов. Последняя пьеса П. "Труженик" (1885) открыто
призывала к примирению с действительностью .
В пьесах П. играли крупйейшие франц. акт„ры - П. Бокаж,
Фредерик-Лемер.
Соч. в рус. пер.: Избранные произведения, M.-Л., 1934.
Лит.: М а р к с К., Энгельс Ф., Соч., тт. XXI- XXIV, М.-Л., 1929-1931
(см. именной указ.); Г е р-ц е н А. И., Собр. соч., т. 1-30, М.,
1954-60, см. т. 5, с. 49;
Данилин Ю., Феликс Пиа и его литературная деятельность, в кн.: Избр.
произведения, M.-Л., 1934; История французской литературы, т. 2, М.,
1956; R о у е г A., Histoire du theatre contemporain..., t. 1. P., 1878;
Z e v a e s A. F.. Figures d'hier. F. Pyat, homme des lettres et homme
politique, "La nouvelle revue", 1930, 1 oct., р. 109. Е. Ф.
ПИАФ (Piaf), Эдит [наст. имя и фам.- Джованна Г а с с и о н
(Gassion); 19.XII.1915-11.Х.1963] - франц. эстрадная певица. В детстве
исполняла песенки, выступала со своим отцом-странствующим акробатом. С
1930 выступала самостоятельно (под псевд. M ом Пи-аф) в кабаре и
эстрадных т-рах Парижа. Быстро завое-вала популярность. В 1948 совершила
турне по Америке. Долгое время болела. В 1956 вновь вернулась на
парижскую эстраду, пела в т-ре "Олимпиям. В сво„м творчестве П.
продолжала традиции франц. певицы Мистингет, создательницы стиля "песен
франц. улицы", привнося в этот жанр трагич. мотивы-отражение собств.
трудной жизни, обществ, неустроенности простых людей. Исполняла также
песню франц. революции 1789-94 "Ca ira!" ("Вс„ впер„д!"), песни поэта Р.
Ассо и др. Написала мемуары.
С о ч.: Au bal de la change. P., 1958; Ma vie. Р., 1964 (в рус.
пер.Книга о себе, "Театр", 1965, ј 1-3).
"ПИГМАЛИОН" ("Pygmalion")-комедия в 5 д. Б. Шоу. Соч. 1912. Пост. 16
окт. 1913 в "Бургтеатре", Вена, и в том же году в "Лессинг-театре",
Берлин. Первая англ. пост.- 11 апр. 1914 в т-ре "Хиз маджестис", Лондон
(Элиза- П. Кэмп-белл, Хиггинс - Г. Три). Пьеса Шоу широко ставилась во
Страницы: «« « 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |