Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772  1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779   1780   1781   1782  » »»

др. городов. С 1958 П.- худ. рук. оперного коллектива Дома культуры  им.
Цюрупы (Ленинград).
   Др. партии: Самозванец ("Борис Годунов"), Андрей  Хованский,  Голицын
("Хованщина"), Фауст, Хозе, Альфред;
   Манрико ("Трубадур"), Радамес, Канио; Логе ("Золото Рей-на" Вагнера),
Л„нька ("В бурю" Хренникова) и др.
   Лит.: Назарова JI.H., H. К. Печковский (в печати). М. Лифш.
   ПЕШЕК (Pesek), Ладислав (р.4. Х.1906)  -  чехословацкий  акт„р.  Нар.
арт. ЧССР (1958). Получив театр. образование в консерватории г. Брно,  в
1926 стал акт„ром Земского т-ра г. Брно, с 1929 - Нац. т-ра (Прага).  П.
обладает  обостр„нным  чувством  ритма,   заразительным   темпераментом.
Пластич. выразительность сочетается у него с глубоким раскрытием  внутр.
мира героя. П.- мастер сценич. эпизода.
   Роли: Хлестаков;  Часовщик  ("Кремл„вские  куранты"),  Скапен;  Лизал
("Мариша"  бр.  Мрштиков),  Помет  ("Дундо  Марое"  Држича),  Арчи  Райе
("Комедиант"  Осборна),  Полоний  ("Гамлет"),  Фортунато   ("Кьоджинские
перепалки" Гольдони) и др. Снимается в кино.
   Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с.  37.  Л.
Сол.
   ПЕШИКТАШЛЯН,  Мкртыч  (18.VIII.1828-29.XI.  1868)  -  арм.   поэт   и
драматург. Род. и жил в Константинополе (Стамбул). Учился в  Италии.  П.
стал основоположником арм. т-ра в Турции. В 1856  организовал  труппу  в
Ортакеи, просуществовавшую до 1873. Писал пьесы, работал как режисс„р  и
акт„р. Написал ряд историч. трагедий:  "Аршак  II",  "Корнак",  "Ваган",
"Ваге" и др., в к-рых выражал национально-освободит.  идеи,  комедии  "О
тр„х храбрецах" и "Комедию о разбойниках". Ставились арм.труппами. В. Т.
   ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО - церковная  литургич.  драма  рождественского  цикла,
входившая в состав богослужения рус. церкви. Первое упоминание о  П.  д.
относится к 16 в. П. д. разыгрывалось  17  дек.  в  Москве  в  Успенском
соборе (а также, возможно, в Новгороде и других  городах).  Представляло
собой инсценировку библейского рассказа  о  тр„х  отроках,  отказавшихся
поклониться идолам ассирийского царя Навуходоносора и за это  ввергнутых
им в горящую печь, откуда их спас ангел, посланный богом. Роли "халдеев"
(воинов) исполняли обычно  скоморохи.  В  17  в.  в  П.  д.  усиливаются
светские элементы, включаются бытовые жанровые диалоги, исполнявшиеся не
на церковнославянском, а на рус. бытовом языке. В конце 17 в. П. д. было
упразднено.
   Лит.: В с е в о л од с к и й-Г е р н г р о с с В., Русский театр.  От
истоков до сер. XVIII в., М., 1957, с. 38-42. С. Г.
   ПЕЭК, Александр Антонович  (p-25.IV.1915)  -  эст.  театр.  художник.
Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1950).  Учился  в  Омском  художеств.  уч-ще
(1936-40).  С  1946  работает  в  Таллине.  Оформлял  спектакли  в  т-ре
"Эстония": "Князь Игорь" (1951); "Румму  Юри"  Арро  и  Нормета  (1955),
"Никита  Вершинин"  Кабалевского  (1956),  "Евгений  Онегин",   "Красный
цветок" и др.Э. П.
   ПИА (Pyat), Феликс (4.X.1810-4.VIII. 1889)- франц. политич.  деятель,
писатель, драматург, публицист. Автор  пьес:  "Революция  былых  врем„н"
(совм. с Т. Бюретом, 1832, т-р "Одеон"), "Разбойник и философ" (совм.  с
О. Люше, 1834, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Два  слесаря"  (1841,  там  же),
"Седрик-норвежец"  (1842,  "Одеон"),  "Диоген"  (1846,  там  же)  и  др.
Демократ-республиканец  по  убеждениям,  П.   резко   обличал   Июльскую
монархию, насыщал свои пьесы нам„ками на политич. события современности,
на короля Луи Филиппа (спектакли нередко вызывали политич.  демонстрации
в зрит. зале, подвергались запретам). В  предисловии  к  историч.  драме
"Анго"  (1835,  "Амбигю  комик")  П.   утверждал   обществ,   значимость
драматургии, требовал поворота иск-ва к жизни. Лучшая  пьес  П.мелодрама
"Парижский тряпичник" (1847,  "Порт-Сен-Мартен"),  восторженно  принятая
зрителями. В ней П. противопоставил преступному бурж. миру образ бедного
старика-тряпичника - мужественного, доброго, любящего,  жизнерадостного,
способного на борьбу. Положительный отзыв о пьесе дал А. И. Герцен. Но в
пьесах  П.  проявились  и  мелкобурж.  сущность  его   мировоззрения   и
половинчатость революц. призывов.  Разоблачая  финансовую  аристократию,
монархию, П. в то  же  время  проповедовал  идею  классового  мира,  что
вносило в его пьесы черты "...,,мелодраматической4 сердцу мелкого буржуа" (Маркс К., см. Маркс К. и  Энгельс  Ф.,  Соч.,  2
изд., т. 28, с. 310).
   В 1849, после участия в  восстании,  П.  бежал  из  Франции.  В  годы
эмиграции (1849-69) пытался вести борьбу против 1-го  Интернационала,  в
1871 во время Парижской"  Коммуны  был  одним  из  активных  проводников
мелкобурж.  взглядов.  Последняя  пьеса  П.  "Труженик"  (1885)  открыто
призывала к примирению с действительностью .
   В  пьесах  П.  играли  крупйейшие   франц.   акт„ры   -   П.   Бокаж,
Фредерик-Лемер.
   Соч. в рус. пер.: Избранные произведения, M.-Л., 1934.
   Лит.: М а р к с К., Энгельс Ф., Соч., тт. XXI- XXIV, М.-Л., 1929-1931
(см. именной указ.); Г е р-ц е  н  А.  И.,  Собр.  соч.,  т.  1-30,  М.,
1954-60, см. т. 5, с. 49;
   Данилин Ю., Феликс Пиа и его литературная деятельность, в кн.:  Избр.
произведения, M.-Л., 1934; История французской  литературы,  т.  2,  М.,
1956; R о у е г A., Histoire du theatre contemporain..., t. 1. P., 1878;
Z e v a e s A. F.. Figures d'hier. F. Pyat, homme des lettres  et  homme
politique, "La nouvelle revue", 1930, 1 oct., р. 109. Е. Ф.
   ПИАФ (Piaf), Эдит [наст. имя  и  фам.-  Джованна  Г  а  с  с  и  о  н
(Gassion); 19.XII.1915-11.Х.1963] - франц. эстрадная певица.  В  детстве
исполняла песенки, выступала со своим отцом-странствующим  акробатом.  С
1930 выступала самостоятельно  (под  псевд.  M  ом  Пи-аф)  в  кабаре  и
эстрадных т-рах Парижа. Быстро завое-вала популярность. В 1948 совершила
турне по Америке.  Долгое  время  болела.  В  1956  вновь  вернулась  на
парижскую  эстраду,  пела  в  т-ре  "Олимпиям.  В  сво„м  творчестве  П.
продолжала традиции франц. певицы Мистингет, создательницы стиля  "песен
франц. улицы", привнося в этот  жанр  трагич.  мотивы-отражение  собств.
трудной жизни, обществ, неустроенности простых  людей.  Исполняла  также
песню франц. революции 1789-94 "Ca ira!" ("Вс„ впер„д!"), песни поэта Р.
Ассо и др. Написала мемуары.
   С о ч.: Au bal de la change. P., 1958;  Ma  vie.  Р.,  1964  (в  рус.
пер.Книга о себе, "Театр", 1965, ј 1-3).
   "ПИГМАЛИОН" ("Pygmalion")-комедия в 5 д. Б. Шоу. Соч. 1912. Пост.  16
окт. 1913 в "Бургтеатре", Вена, и в  том  же  году  в  "Лессинг-театре",
Берлин. Первая англ. пост.- 11 апр. 1914 в т-ре "Хиз маджестис",  Лондон
(Элиза- П. Кэмп-белл, Хиггинс - Г. Три). Пьеса Шоу широко  ставилась  во

Страницы: «« « 1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772  1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779   1780   1781   1782  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия