Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768  1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778  » »»

декламации, и в широком распевном звучании.
   Партии: Борис Годунов;  Кочубей  ("Мазепа";  Гос.  пр.  СССР,  1950),
Досифей ("Хованщина";
   Гос. пр. СССР, 1951), Руслан;
   Ер„мка ("Вражья сила" Серова), Мефистофель ("Фауст"), Дон Ба-зилио.
   П.-поч„тный член парижской "Гранд-Опера".  Неоднократно  выступал  за
рубежом
   (Франция, Италия,  Швеция,  Финляндия,  Югославия,  Румыния,  Польша,
Англия, Япония и др.). Лауреат вок. конкурсов в Праге (1947) и Будапеште
(1949).
   Лит.: Назаренко И., Иван Петров.Краткий очерк,  М.,  1957;  Курбатова
Е., Иван Петров, "Театр. жизнь", 196 2, ј 19; ПетровИ.,  Мои  зарубежные
гастроли, "Муз. жизнь", 1964, ј 13; его же. Миланский дневник,  там  же,
1965, Жј 2-3. А. Ив.
   ПЕТРОВ, Михаил Петрович [ 8(21). XI. 1905-  29.  XL  19551-удм.  сов.
писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1926.  Лит.  деятельность
начал в 1928. В 1929 написал пьесу "Батрак"- о коллективизации. В том же
году Удм. т-р пост. пьесу П. "Сквозь огонь", в 1936 - "Иго содрогается".
Перев„л на удм. яз. пьесы Горького, Л. Толстого, Островского.
   Соч.: Батрак, Ижевск, 1931; Вуж Мултан, "Молот", 1940, .ј6, с. 14-44;
Пьесаос, Ижевск, 1937; Люкам сочиненное, т. 2- Пьесаос, Ижевск, 1959.
   Лит.: Ермаков Ф.. Поэзия  и  проза  М.  П.  Петрова,.  Ижевск,  1960;
Писатели Удмуртии, Ижевск, 1963, с. 102- 107. Д. Ив.
   ПЕТРбВ, Николай Васильевич [ 22. VI (4.  VII).  1890-  29.IX.1964]  -
рус.  сов.  режисс„р.  Нар.  арт.  РСФСР  (1945).  В  1908-10  учился  в
режисс„рском классе МХТ, руководимом В. И. Немировичем-Данченко. С  1910
- режисс„р Александрийского  т-ра,  к-рый  в  1920  был  переименован  в
Петроградский  академический  т-р  драмы;   работал   здесь   до   1933,
первоначально пом. режисс„ра, затем режисс„ром. С 1928 - директор и худ.
рук.  этого  т-ра.  П.  принадлежит  заслуга  активного  внедрения  сов.
драматургии в репертуар т-ра. Значит.  событием  в  жизни  т-ра  явились
пост. П.:  "Штиль"  Билль-Белоцерковского,  "Бронепоезд  14-69"  (оба  в
1927), "Ярость" Яновского (1930), "Страх" (1931). П. пост.  здесь  также
спектакли:  "Ночь"  Мартине  (1922),  "Как  важно  быть   серь„зным"   и
"Идеальный муж" Уайльда (оба в 1923), "Сарданапал" Байрона (1924),  "Яд"
Луначарского (1925, совм.  с  Хохловым),  "Пугач„вщина"  Трен„ва  (1926,
совм. с Вивьеном и  Хохловым),  "Конец  Криворыльска"  Ромашова  (1926),
"Ревизор"  (1927);  "Рельсы  гудят"  Киршона,  "Мятеж"  (оба  в   1928);
"Огненный мост" Ромашова (1929), "Чудак" Афиногенова (1930) и др. В 1933
П. переходит в Харько:-ский рус..т-р. Спектакли: "Чужой реб„нок" Шкваркш
а (1933),  "Чудесный  сплав"  Киршона,  "Вишн„вый  сад"  (оба  в  1934);
"Дал„кое" Афиногенова (1935)  и  др.  В  1937  П.  пост.  в  Моск.  т-ре
Революции спектакль "Правда" Корнейчука. В 1938-48 П. был гл. режисс„ром
Моск. т-ра Транспорта; спектакли: "Со всяким может  случиться"  Ромашова
(1940), "Накануне" и  "Машенька"  Афиногенова  (оба  в  1841),  "Молодой
человек" Мдивани и Кирова  (1946),  "Хижина  дяди  Тома"  по  Бичер-Стоу
(1948) и др. В последующие годы П. пост. в Моск. т-ре Сатиры  спектакли:
"Баня" (1953, совм. сВ.Н. Плучеком и С. И. Юткевичем);  "Пролитая  чаша"
Ван  Ши-фу,  "Потерянное  письмо"  Ка-раджале  (оба  в  1951,  совм.   с
Плучеком). В 1956 П. пост. "Игрока" по Достоевскому  в  Моск.  т-ре  им.
Пушкина, в 1958 -"Баню" в т-ре "Фольксбюне"
   (Берлин), "Машеньку" и др. в Нар. т-ре (София). Лучшие  спектакли  П.
отличались жизненной правдой, стремлением  к  совр.  звучанию  пьесы,  к
раскрытию внутр. мира человека. Острая сценич. форма сочеталась у  П.  с
глубоким выявлением социального содержания пьесы.
   П. руководил реж.  и  акт„рским  ф-тами  ГИТИСа  (профессор).  Доктор
искусствоведения. Автор статей по режиссуре. Гос.  пр.  СССР  (1948)  за
пост. спектакля "Великая сила" Ромашова в Малом т-ре (1947, совм.  с  К.
А. Зубовым).
   Соч.: Азбука театра, Л., 1927;
   13 уроков драмы, Л.-М., 1929; Режиссер читает пьесу. Л., 1934;
   Встречи с драматургами, М., 1957;
   50 и 500, М., 1960; Режиссер в театре, М., 1961; Пути  к  творчеству,
М., 1963. Н. Вел.
   ПЕТРбВ,   Осип   Афанасьевич   [3(15).XI.1806,   Елизаветград   (ныне
Кировоград),-28.11(12.111).  1878,  Петербург]  -  рус.   певец   (бас).
Создатель рус. вок. школы. Пел в церковном хоре. В 20-х гг.
   19 в. поступил в Елизаветгра-де в театр. труппу Журахов-ского,  затем
переш„л в труппу  известного  провинц.  антрепрен„ра  И.  Ф.  Штейна.  В
Полтаве играл совм. с М. С. Щепкиным, творч. общение с к-рым оказало  на
П. большое влияние.  Уже  в  ранний  период  артистич.  деятельности  П.
проявилась  широта  его  сценич.  дарования;  он  выступал  в  разнообр.
репертуаре (опера-водевиль, драма, трагедия). В 1830, во время гастролей
П. в Курске, его услышал петерб. режисс„р  М.  С.  Лебедев  и  пригласил
молодого артиста в Петербург. 10 окт. 1830 состоялся дебют П.  в  партии
Зарастро в опере "Волшебная флейта" в  Петерб.  оперном  т-ре  (с  1860-
Мариинский т-р), где он проработал до 1878. В первые же годы  пребывания
на петерб. сцене П. завоевал всеобщее признание. Его задушевный, богатый
красками голос отличался необычайной мощью звучания и широтой  диапазона
(от густого баса до  подвижного,  л„гкого  баритона).  П.  был  замечат.
истолкователем  оперной  музыки   западноевроп.   композиторов.   Редкая
разносторонность вок.-сценич. данных позволяла П. исполнять столь разные
партии, как Фигаро ("Севиль-ский цирюльник"),  Бертрам  ("Роберт-Дьявол"
Мейер-бера), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера) и мн. др.
   Переломным этапом в артистич. деятельности П. явилось  исполнение  им
гл. партий в первых пост. опер М. И.  Глинки  "Иван  Сусанин"  (1836)  и
"Руслан и Людмила" (1842). В созданных им образах Сусанина и Руслана,  а
затем Фарлафа ярко раскрылись нац.  черты  таланта  П.  Совм.  работа  с
Глинкой расширила артистич. кругозор П. и дала ему возможность  углубить
вок. мастерство (сохранились вок.  упражнения,  написанные  Глинкой  для
П.).   П.   в   совершенстве   владел   при„мами   нар.   певч.   стиля,
выразительностью рус. сценич. речи, раскрыл новые качества  вок.-сценич.
иск-ва, к-рые утверждали рус. композиторы-классики. В. В. Стасов отмечал
драматизм, глубокое,  искреннее  чувство,  простоту  и  правдивость  его
исполнения. П. был  первым  исполнителем  партии  Мельника  в  "Русалке"
(1856) и  Лепорелло  в  "Каменном  госте"  (1872)  Даргомыжского,  Ивана
Грозного в "Псковитянке" (1873), Варлаама в  "Борисе  Годунове"  (1874).
Сближение с  М.  П.  Мусоргским  имело  большое  значение  для  П.,  оно
способствовало ещ„ большему углублению и развитию  реалистич.  тенденций
его иск-ва. Исполнит, деятельность П. явилась значит, этапом  в  истории

Страницы: «« « 1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768  1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия