|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 » »» декламации, и в широком распевном звучании.
Партии: Борис Годунов; Кочубей ("Мазепа"; Гос. пр. СССР, 1950),
Досифей ("Хованщина";
Гос. пр. СССР, 1951), Руслан;
Ер„мка ("Вражья сила" Серова), Мефистофель ("Фауст"), Дон Ба-зилио.
П.-поч„тный член парижской "Гранд-Опера". Неоднократно выступал за
рубежом
(Франция, Италия, Швеция, Финляндия, Югославия, Румыния, Польша,
Англия, Япония и др.). Лауреат вок. конкурсов в Праге (1947) и Будапеште
(1949).
Лит.: Назаренко И., Иван Петров.Краткий очерк, М., 1957; Курбатова
Е., Иван Петров, "Театр. жизнь", 196 2, ј 19; ПетровИ., Мои зарубежные
гастроли, "Муз. жизнь", 1964, ј 13; его же. Миланский дневник, там же,
1965, Жј 2-3. А. Ив.
ПЕТРОВ, Михаил Петрович [ 8(21). XI. 1905- 29. XL 19551-удм. сов.
писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1926. Лит. деятельность
начал в 1928. В 1929 написал пьесу "Батрак"- о коллективизации. В том же
году Удм. т-р пост. пьесу П. "Сквозь огонь", в 1936 - "Иго содрогается".
Перев„л на удм. яз. пьесы Горького, Л. Толстого, Островского.
Соч.: Батрак, Ижевск, 1931; Вуж Мултан, "Молот", 1940, .ј6, с. 14-44;
Пьесаос, Ижевск, 1937; Люкам сочиненное, т. 2- Пьесаос, Ижевск, 1959.
Лит.: Ермаков Ф.. Поэзия и проза М. П. Петрова,. Ижевск, 1960;
Писатели Удмуртии, Ижевск, 1963, с. 102- 107. Д. Ив.
ПЕТРбВ, Николай Васильевич [ 22. VI (4. VII). 1890- 29.IX.1964] -
рус. сов. режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1945). В 1908-10 учился в
режисс„рском классе МХТ, руководимом В. И. Немировичем-Данченко. С 1910
- режисс„р Александрийского т-ра, к-рый в 1920 был переименован в
Петроградский академический т-р драмы; работал здесь до 1933,
первоначально пом. режисс„ра, затем режисс„ром. С 1928 - директор и худ.
рук. этого т-ра. П. принадлежит заслуга активного внедрения сов.
драматургии в репертуар т-ра. Значит. событием в жизни т-ра явились
пост. П.: "Штиль" Билль-Белоцерковского, "Бронепоезд 14-69" (оба в
1927), "Ярость" Яновского (1930), "Страх" (1931). П. пост. здесь также
спектакли: "Ночь" Мартине (1922), "Как важно быть серь„зным" и
"Идеальный муж" Уайльда (оба в 1923), "Сарданапал" Байрона (1924), "Яд"
Луначарского (1925, совм. с Хохловым), "Пугач„вщина" Трен„ва (1926,
совм. с Вивьеном и Хохловым), "Конец Криворыльска" Ромашова (1926),
"Ревизор" (1927); "Рельсы гудят" Киршона, "Мятеж" (оба в 1928);
"Огненный мост" Ромашова (1929), "Чудак" Афиногенова (1930) и др. В 1933
П. переходит в Харько:-ский рус..т-р. Спектакли: "Чужой реб„нок" Шкваркш
а (1933), "Чудесный сплав" Киршона, "Вишн„вый сад" (оба в 1934);
"Дал„кое" Афиногенова (1935) и др. В 1937 П. пост. в Моск. т-ре
Революции спектакль "Правда" Корнейчука. В 1938-48 П. был гл. режисс„ром
Моск. т-ра Транспорта; спектакли: "Со всяким может случиться" Ромашова
(1940), "Накануне" и "Машенька" Афиногенова (оба в 1841), "Молодой
человек" Мдивани и Кирова (1946), "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу
(1948) и др. В последующие годы П. пост. в Моск. т-ре Сатиры спектакли:
"Баня" (1953, совм. сВ.Н. Плучеком и С. И. Юткевичем); "Пролитая чаша"
Ван Ши-фу, "Потерянное письмо" Ка-раджале (оба в 1951, совм. с
Плучеком). В 1956 П. пост. "Игрока" по Достоевскому в Моск. т-ре им.
Пушкина, в 1958 -"Баню" в т-ре "Фольксбюне"
(Берлин), "Машеньку" и др. в Нар. т-ре (София). Лучшие спектакли П.
отличались жизненной правдой, стремлением к совр. звучанию пьесы, к
раскрытию внутр. мира человека. Острая сценич. форма сочеталась у П. с
глубоким выявлением социального содержания пьесы.
П. руководил реж. и акт„рским ф-тами ГИТИСа (профессор). Доктор
искусствоведения. Автор статей по режиссуре. Гос. пр. СССР (1948) за
пост. спектакля "Великая сила" Ромашова в Малом т-ре (1947, совм. с К.
А. Зубовым).
Соч.: Азбука театра, Л., 1927;
13 уроков драмы, Л.-М., 1929; Режиссер читает пьесу. Л., 1934;
Встречи с драматургами, М., 1957;
50 и 500, М., 1960; Режиссер в театре, М., 1961; Пути к творчеству,
М., 1963. Н. Вел.
ПЕТРбВ, Осип Афанасьевич [3(15).XI.1806, Елизаветград (ныне
Кировоград),-28.11(12.111). 1878, Петербург] - рус. певец (бас).
Создатель рус. вок. школы. Пел в церковном хоре. В 20-х гг.
19 в. поступил в Елизаветгра-де в театр. труппу Журахов-ского, затем
переш„л в труппу известного провинц. антрепрен„ра И. Ф. Штейна. В
Полтаве играл совм. с М. С. Щепкиным, творч. общение с к-рым оказало на
П. большое влияние. Уже в ранний период артистич. деятельности П.
проявилась широта его сценич. дарования; он выступал в разнообр.
репертуаре (опера-водевиль, драма, трагедия). В 1830, во время гастролей
П. в Курске, его услышал петерб. режисс„р М. С. Лебедев и пригласил
молодого артиста в Петербург. 10 окт. 1830 состоялся дебют П. в партии
Зарастро в опере "Волшебная флейта" в Петерб. оперном т-ре (с 1860-
Мариинский т-р), где он проработал до 1878. В первые же годы пребывания
на петерб. сцене П. завоевал всеобщее признание. Его задушевный, богатый
красками голос отличался необычайной мощью звучания и широтой диапазона
(от густого баса до подвижного, л„гкого баритона). П. был замечат.
истолкователем оперной музыки западноевроп. композиторов. Редкая
разносторонность вок.-сценич. данных позволяла П. исполнять столь разные
партии, как Фигаро ("Севиль-ский цирюльник"), Бертрам ("Роберт-Дьявол"
Мейер-бера), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера) и мн. др.
Переломным этапом в артистич. деятельности П. явилось исполнение им
гл. партий в первых пост. опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1836) и
"Руслан и Людмила" (1842). В созданных им образах Сусанина и Руслана, а
затем Фарлафа ярко раскрылись нац. черты таланта П. Совм. работа с
Глинкой расширила артистич. кругозор П. и дала ему возможность углубить
вок. мастерство (сохранились вок. упражнения, написанные Глинкой для
П.). П. в совершенстве владел при„мами нар. певч. стиля,
выразительностью рус. сценич. речи, раскрыл новые качества вок.-сценич.
иск-ва, к-рые утверждали рус. композиторы-классики. В. В. Стасов отмечал
драматизм, глубокое, искреннее чувство, простоту и правдивость его
исполнения. П. был первым исполнителем партии Мельника в "Русалке"
(1856) и Лепорелло в "Каменном госте" (1872) Даргомыжского, Ивана
Грозного в "Псковитянке" (1873), Варлаама в "Борисе Годунове" (1874).
Сближение с М. П. Мусоргским имело большое значение для П., оно
способствовало ещ„ большему углублению и развитию реалистич. тенденций
его иск-ва. Исполнит, деятельность П. явилась значит, этапом в истории
Страницы: «« « 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |