|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 » »» Классики хореографии, Л.-М., 1937; Красовская В.. Русский балетный
театр второй половины XIX века, Л.-М., 1958, с. 231-343; Guest I., The
Romantic ballet in England, L., 1954, p. 88-112; его же. The ballet of
the Second Empire (1847-1858), L., 1955. p. 47-50, 125 etc.;
L i fa r S., Giselle, P., 1942, р. 131-48. Ham P
ПЕРРб (Perrault), Шарль (12.1.1628-16. V.I 703)- франц. писатель,
теоретик иск-ва. Чл. Франц. академии (с 1671). Играл ведущую роль в т.
н. "споре о древних и новых авторах", к-рый разделил литератур но-театр.
круги на два враждебных лагеря. П. утверждал идею превосходства совр.
ему франц. лит-ры над древней, отвергая каноны классицизма, приближая
лит-ру к реалистич. изображению действительности. Свои теоретич.
принципы П. воплотил в поэтичных сказках, осн. на нац. фольклоре и
получивших широчайшую известность не только во Франции, но и в др.
странах. Его "Золушка" ("Сандрильона") стала основой опер Н. Изуара
(1810), Дж. Россини (1817), Ж. Массне (1899), муз. комедии М.
Бон-темпелли (1942) и др. На сюжет "Красной шапочки" написана одноим.
опера Ф. А. Буальдь„ (1818). Особенно широкое распространение получили
сюжеты П. в балете. Во Франции в 19 в. появились балеты "Сандрильона"
Сора (1823), "Спящая красавица" Герольда (1829); в России в 1815 пост.
балет "Сандрильона" Штейбельта и др. В 1890 пост. получивший мировую
известность балет Спящая красавица" Чайковского. Среди др. хореографич.
произв., созданных по П.,- "Золушка" Фитингоф-Шеля (1893), "Синяя
борода" Шенка (1896), "Мальчик-с-пальчик" Варламова (1896). Одним из
лучших сов. балетов является Золушкаь Прокофьева (1945). Инсценировки
сказок П. ставятся на сцене сов .т-ров для детей, кукольных и
оперно-балетных т-ров: "Красная шапочка"(Ленингр. Новый ТЮЗ, 1936), "Кот
в сапогах" (Ленингр. ТЮЗ, 1939), балет "Кот в сапогах" Гомоляки (1961,
Донецкий т-р оперы и балета) и др. Л. Лев"
П‚РСЕЛЛ (Purcell), Генри (1659. Лондон,- 21.XI. 1695, там же) - англ.
композитор. Музыке учился у Дж. Блоу. В 1669-73 пел в королевской
капелле. С 1679 - органист при Вестминстерском соборе. Муз. наследие П.
многообразно. Вершина творчества П.- первая англ. нац. опера "Дидона и
Эней" на античный сюжет (пост. в пансионате для девушек в Чел-си, 1689).
Это камерная опера, обладающая сквозным муз. развитием. Произв. П.
присущи гармонич. свежесть . и смелость, глубокая выразительность при
сдержанности чувства. Стремление к драматич. правде, простота,
психологич. тонкость, лаконичность средств сближают П. с К. Монтеверди и
ранней итал. оперой, но муз. форма и язык оперы П. находятся в русле
развития англ. музыки, следуют традициям родоначальников англ. оперы -
Дж. Блоу, М. Локка. Близка по жанру к опере музыка к патриотич. драме
"Король Артур" Драй-дена (1691) - одно из выдающихся соч. П., а также
"Прорицательница, или История Диоклетиана" (по о. п. Бомонта и Флетчера,
1690), "Королева фей" (по комедии "Сон в летнюю ночь", 1692) (все пост.
в т-ре "Дорсет Гарден", Лондон), "Индийская королева" (1695, т-р
"Друрд-Лейн"), "Буря" по о. п. Шекспира (соч. 1695). П. написал музыку к
47 пьесам, в т. ч. "Тимон Афинский" Шекспира (1694), "Бондука" Бомонта и
Флетчера (1695), "Вольнодумец" Шедуэлла, на сюжет о Дон Жуане (1692),
"Эдип" Драйдена и Ли (1692). В 1876 в Лондоне осн. "Об-во П.". Опера
"Дидона и Эней" ставится и на совр. сцене.
Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии,
М., 1931; А г u n de I I D., H. Purcell, L., 1927; Sietz R., H. Purcell,
Lpz.. 1955; Westrup J. A., Purcell, 4 ed., L., 1960; Ravenzwaaij G. van.
Purcell, Haarlem- Antw.- Gent, 1954. Ал М ПЕРСИДСКИЙ ТЕАТР И
ДРАМАТУРГИЯ. О древнем театр. иск-ве Ирана сведений не сохранилось, но
мн. обряды содержали элементы театрализации (напр., празднество по
случаю рождения реб„нка). На надгробиях встречается изображение группы
людей (очевидно, акт„ров), ведущих хоровод. Исполнители, входившие в
сословие музыкантов, почитались как высшая каста. Сохранились также
сведения о т-ре "базигер", напоминающем ср.-век. жонгл„ров или
скоморохов. Соединяя в себе элементы комедии фарсов, они иногда
содержали социальную сатиру. В Др. Иране было развито иск-во пантомимы и
теневого т-ра. Сохранились сведения и о представлении масок, обрядовом
представлении - саде. Нек-рые виды театрализованных обрядов
разыгрываются совр. любит, труппами: новруз (день весеннего
равноденствия), мехреган (праздник сбора урожая) и др.
Лит-ра Иран. средневековья не знала жанра драмы. С 10 в. существует
нар. мистерия. Она устраивалась ежегодно находила в обряд
"шахсей-вахсей". Тексты мистерии появились ок. 17-18 вв. Они положили
начало одному из видов перс. трагедии - тазийе, к-рая повествует о
гибели героя шиитского святого имама Хусейна (680 н. э.). Представление
этих трагедий состояло из мистериального шествия, к-рое затем
завершалось исполнением пьесы. В Иране до 30-х гг. 20 в. существовали
бродячие акт„ры (мас-харебаз), разъезжавшие по городам и с„лам и
разыгрывавшие на импровизированной сцене небольшие пьески, в них
высмеивались представители местных властей, мусульманское духовенство,
деревенские торговцы и др. С установлением диктатуры Реза-ша-ха. Пехлеви
(1925-41) мн. виды нар. сценич. иск-ва в больших городах были запрещены,
бродячих акт„ров преследовали, но выступления т-ра марионеток
(хеймешаб-бази) и т-ра "петрушек", близкие по форме к нар.
представлениям, продолжались. Т-ры эти ставили пьесы на бытовые темы,
политич. сатиры и др.
В конце 19 в. в связи с проникновением в среду интеллигенции
зап.-европ. культуры возник интерес к сценич. иск-ву. На празднествах
новруза и др. при дворе Наср-эд-дин-шаха (1848-96) разыгрывались
небольшие пьески бытового и сатирич. характера. В 1890 для дворцовой
знати был создан первый гос. т-р при Политехнич. уч-ще Дар-оль-фонун.
Его организатором был Мирза Али Акбар-хан Наггаш-баши, к-рый стал одним
из основоположников совр. проф. перс. т-ра. Вначале на сцене этого т-ра
ставились переделки произведений европ. драматургов. В 1861 Мирза
Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич.
текст: "Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана", "Методы
управления Заман-хана из Боруджерда" и "Шахкули-мирза отправляется в
паломничество в Кербелу". Мирза Мальком-хан стал основоположником
иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения
(в т-рах никогда не ставились). Во 2-й пол. 19 в. появилась пьеса на
местную тему неизв. автора "Скандал в присутствии его величества",
близкая сатирич. пьесам Мирзы Мальком-хана. В конце 19 в. в Иране
пользовались популярностью пьесы азерб. драматурга М. Ф. Ахундова (пьесы
его были переведены на перс. яз. и изд. в Тебризе отдельным сборником в
1873). Это были первые пьесы, пост. для широкого зрителя в Тебризе и
Страницы: «« « 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |