Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1752   1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760  1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770  » »»

   Классики хореографии, Л.-М., 1937; Красовская  В..  Русский  балетный
театр второй половины XIX века, Л.-М., 1958, с. 231-343; Guest  I.,  The
Romantic ballet in England, L., 1954, p. 88-112; его же. The  ballet  of
the Second Empire (1847-1858), L., 1955. p. 47-50, 125 etc.;
   L i fa r S., Giselle, P., 1942, р. 131-48. Ham P
   ПЕРРб (Perrault), Шарль (12.1.1628-16.  V.I  703)-  франц.  писатель,
теоретик иск-ва. Чл. Франц. академии (с 1671). Играл ведущую роль  в  т.
н. "споре о древних и новых авторах", к-рый разделил литератур но-театр.
круги на два враждебных лагеря. П. утверждал  идею  превосходства  совр.
ему франц. лит-ры над древней, отвергая  каноны  классицизма,  приближая
лит-ру  к  реалистич.  изображению  действительности.   Свои   теоретич.
принципы П. воплотил в поэтичных  сказках,  осн.  на  нац.  фольклоре  и
получивших широчайшую известность не только  во  Франции,  но  и  в  др.
странах. Его "Золушка" ("Сандрильона")  стала  основой  опер  Н.  Изуара
(1810),  Дж.  Россини  (1817),  Ж.  Массне  (1899),  муз.   комедии   М.
Бон-темпелли (1942) и др. На сюжет "Красной  шапочки"  написана  одноим.
опера Ф. А. Буальдь„ (1818). Особенно широкое  распространение  получили
сюжеты П. в балете. Во Франции в 19 в.  появились  балеты  "Сандрильона"
Сора (1823), "Спящая красавица" Герольда (1829); в России в  1815  пост.
балет "Сандрильона" Штейбельта и др. В  1890  пост.  получивший  мировую
известность балет Спящая красавица" Чайковского. Среди др.  хореографич.
произв.,  созданных  по  П.,-  "Золушка"  Фитингоф-Шеля  (1893),  "Синяя
борода" Шенка (1896), "Мальчик-с-пальчик"  Варламова  (1896).  Одним  из
лучших сов. балетов является Золушкаь  Прокофьева  (1945).  Инсценировки
сказок  П.  ставятся  на  сцене  сов  .т-ров  для  детей,  кукольных   и
оперно-балетных т-ров: "Красная шапочка"(Ленингр. Новый ТЮЗ, 1936), "Кот
в сапогах" (Ленингр. ТЮЗ, 1939), балет "Кот в сапогах"  Гомоляки  (1961,
Донецкий т-р оперы и балета) и др. Л. Лев"
   П‚РСЕЛЛ (Purcell), Генри (1659. Лондон,- 21.XI. 1695, там же) - англ.
композитор. Музыке учился у  Дж.  Блоу.  В  1669-73  пел  в  королевской
капелле. С 1679 - органист при Вестминстерском соборе. Муз. наследие  П.
многообразно. Вершина творчества П.- первая англ. нац. опера  "Дидона  и
Эней" на античный сюжет (пост. в пансионате для девушек в Чел-си, 1689).
Это камерная опера,  обладающая  сквозным  муз.  развитием.  Произв.  П.
присущи гармонич. свежесть . и смелость,  глубокая  выразительность  при
сдержанности  чувства.  Стремление   к   драматич.   правде,   простота,
психологич. тонкость, лаконичность средств сближают П. с К. Монтеверди и
ранней итал. оперой, но муз. форма и язык оперы  П.  находятся  в  русле
развития англ. музыки, следуют традициям родоначальников англ.  оперы  -
Дж. Блоу, М. Локка. Близка по жанру к опере музыка  к  патриотич.  драме
"Король Артур" Драй-дена (1691) - одно из выдающихся соч.  П.,  а  также
"Прорицательница, или История Диоклетиана" (по о. п. Бомонта и Флетчера,
1690), "Королева фей" (по комедии "Сон в летнюю ночь", 1692) (все  пост.
в  т-ре  "Дорсет  Гарден",  Лондон),  "Индийская  королева"  (1695,  т-р
"Друрд-Лейн"), "Буря" по о. п. Шекспира (соч. 1695). П. написал музыку к
47 пьесам, в т. ч. "Тимон Афинский" Шекспира (1694), "Бондука" Бомонта и
Флетчера (1695), "Вольнодумец" Шедуэлла, на сюжет о  Дон  Жуане  (1692),
"Эдип" Драйдена и Ли (1692). В 1876 в Лондоне  осн.  "Об-во  П.".  Опера
"Дидона и Эней" ставится и на совр. сцене.
   Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и  Англии,
М., 1931; А г u n de I I D., H. Purcell, L., 1927; Sietz R., H. Purcell,
Lpz.. 1955; Westrup J. A., Purcell, 4 ed., L., 1960; Ravenzwaaij G. van.
Purcell,  Haarlem-  Antw.-  Gent,  1954.  Ал  М   ПЕРСИДСКИЙ   ТЕАТР   И
ДРАМАТУРГИЯ. О древнем театр. иск-ве Ирана сведений не  сохранилось,  но
мн. обряды  содержали  элементы  театрализации  (напр.,  празднество  по
случаю рождения реб„нка). На надгробиях встречается  изображение  группы
людей (очевидно, акт„ров), ведущих  хоровод.  Исполнители,  входившие  в
сословие музыкантов, почитались  как  высшая  каста.  Сохранились  также
сведения  о  т-ре  "базигер",  напоминающем   ср.-век.   жонгл„ров   или
скоморохов.  Соединяя  в  себе  элементы  комедии  фарсов,  они   иногда
содержали социальную сатиру. В Др. Иране было развито иск-во пантомимы и
теневого т-ра. Сохранились сведения и о представлении  масок,  обрядовом
представлении   -   саде.   Нек-рые   виды   театрализованных    обрядов
разыгрываются   совр.   любит,   труппами:   новруз   (день    весеннего
равноденствия), мехреган (праздник сбора урожая) и др.
   Лит-ра Иран. средневековья не знала жанра драмы. С 10  в.  существует
нар.   мистерия.   Она   устраивалась   ежегодно   находила   в    обряд
"шахсей-вахсей". Тексты мистерии появились ок. 17-18  вв.  Они  положили
начало одному из видов перс.  трагедии  -  тазийе,  к-рая  повествует  о
гибели героя шиитского святого имама Хусейна (680 н. э.).  Представление
этих  трагедий  состояло  из   мистериального   шествия,   к-рое   затем
завершалось исполнением пьесы. В Иране до 30-х гг.  20  в.  существовали
бродячие  акт„ры  (мас-харебаз),  разъезжавшие  по  городам  и  с„лам  и
разыгрывавшие  на  импровизированной  сцене  небольшие  пьески,  в   них
высмеивались представители местных властей,  мусульманское  духовенство,
деревенские торговцы и др. С установлением диктатуры Реза-ша-ха. Пехлеви
(1925-41) мн. виды нар. сценич. иск-ва в больших городах были запрещены,
бродячих  акт„ров   преследовали,   но   выступления   т-ра   марионеток
(хеймешаб-бази)  и  т-ра   "петрушек",   близкие   по   форме   к   нар.
представлениям, продолжались. Т-ры эти ставили пьесы  на  бытовые  темы,
политич. сатиры и др.
   В конце  19  в.  в  связи  с  проникновением  в  среду  интеллигенции
зап.-европ. культуры возник интерес к сценич.  иск-ву.  На  празднествах
новруза  и  др.  при  дворе  Наср-эд-дин-шаха  (1848-96)   разыгрывались
небольшие пьески бытового и сатирич. характера.  В  1890  для  дворцовой
знати был создан первый гос. т-р при  Политехнич.  уч-ще  Дар-оль-фонун.
Его организатором был Мирза Али Акбар-хан Наггаш-баши, к-рый стал  одним
из основоположников совр. проф. перс. т-ра. Вначале на сцене этого  т-ра
ставились  переделки  произведений  европ.  драматургов.  В  1861  Мирза
Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич.  пьесы  на  социально-политич.
текст:  "Приключение  Ашраф-хана,   губернатора   Арабистана",   "Методы
управления Заман-хана из Боруджерда"  и  "Шахкули-мирза  отправляется  в
паломничество  в  Кербелу".  Мирза  Мальком-хан  стал   основоположником
иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше  для  чтения
(в т-рах никогда не ставились). Во 2-й пол. 19  в.  появилась  пьеса  на
местную тему неизв.  автора  "Скандал  в  присутствии  его  величества",
близкая сатирич. пьесам Мирзы  Мальком-хана.  В  конце  19  в.  в  Иране
пользовались популярностью пьесы азерб. драматурга М. Ф. Ахундова (пьесы
его были переведены на перс. яз. и изд. в Тебризе отдельным сборником  в
1873). Это были первые пьесы, пост. для широкого  зрителя  в  Тебризе  и

Страницы: «« « 1752   1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760  1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия