Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 » »» Классики хореографии, Л.-М., 1937; Красовская В.. Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1958, с. 231-343; Guest I., The Romantic ballet in England, L., 1954, p. 88-112; его же. The ballet of the Second Empire (1847-1858), L., 1955. p. 47-50, 125 etc.; L i fa r S., Giselle, P., 1942, р. 131-48. Ham P ПЕРРб (Perrault), Шарль (12.1.1628-16. V.I 703)- франц. писатель, теоретик иск-ва. Чл. Франц. академии (с 1671). Играл ведущую роль в т. н. "споре о древних и новых авторах", к-рый разделил литератур но-театр. круги на два враждебных лагеря. П. утверждал идею превосходства совр. ему франц. лит-ры над древней, отвергая каноны классицизма, приближая лит-ру к реалистич. изображению действительности. Свои теоретич. принципы П. воплотил в поэтичных сказках, осн. на нац. фольклоре и получивших широчайшую известность не только во Франции, но и в др. странах. Его "Золушка" ("Сандрильона") стала основой опер Н. Изуара (1810), Дж. Россини (1817), Ж. Массне (1899), муз. комедии М. Бон-темпелли (1942) и др. На сюжет "Красной шапочки" написана одноим. опера Ф. А. Буальдь„ (1818). Особенно широкое распространение получили сюжеты П. в балете. Во Франции в 19 в. появились балеты "Сандрильона" Сора (1823), "Спящая красавица" Герольда (1829); в России в 1815 пост. балет "Сандрильона" Штейбельта и др. В 1890 пост. получивший мировую известность балет Спящая красавица" Чайковского. Среди др. хореографич. произв., созданных по П.,- "Золушка" Фитингоф-Шеля (1893), "Синяя борода" Шенка (1896), "Мальчик-с-пальчик" Варламова (1896). Одним из лучших сов. балетов является Золушкаь Прокофьева (1945). Инсценировки сказок П. ставятся на сцене сов .т-ров для детей, кукольных и оперно-балетных т-ров: "Красная шапочка"(Ленингр. Новый ТЮЗ, 1936), "Кот в сапогах" (Ленингр. ТЮЗ, 1939), балет "Кот в сапогах" Гомоляки (1961, Донецкий т-р оперы и балета) и др. Л. Лев" П‚РСЕЛЛ (Purcell), Генри (1659. Лондон,- 21.XI. 1695, там же) - англ. композитор. Музыке учился у Дж. Блоу. В 1669-73 пел в королевской капелле. С 1679 - органист при Вестминстерском соборе. Муз. наследие П. многообразно. Вершина творчества П.- первая англ. нац. опера "Дидона и Эней" на античный сюжет (пост. в пансионате для девушек в Чел-си, 1689). Это камерная опера, обладающая сквозным муз. развитием. Произв. П. присущи гармонич. свежесть . и смелость, глубокая выразительность при сдержанности чувства. Стремление к драматич. правде, простота, психологич. тонкость, лаконичность средств сближают П. с К. Монтеверди и ранней итал. оперой, но муз. форма и язык оперы П. находятся в русле развития англ. музыки, следуют традициям родоначальников англ. оперы - Дж. Блоу, М. Локка. Близка по жанру к опере музыка к патриотич. драме "Король Артур" Драй-дена (1691) - одно из выдающихся соч. П., а также "Прорицательница, или История Диоклетиана" (по о. п. Бомонта и Флетчера, 1690), "Королева фей" (по комедии "Сон в летнюю ночь", 1692) (все пост. в т-ре "Дорсет Гарден", Лондон), "Индийская королева" (1695, т-р "Друрд-Лейн"), "Буря" по о. п. Шекспира (соч. 1695). П. написал музыку к 47 пьесам, в т. ч. "Тимон Афинский" Шекспира (1694), "Бондука" Бомонта и Флетчера (1695), "Вольнодумец" Шедуэлла, на сюжет о Дон Жуане (1692), "Эдип" Драйдена и Ли (1692). В 1876 в Лондоне осн. "Об-во П.". Опера "Дидона и Эней" ставится и на совр. сцене. Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, М., 1931; А г u n de I I D., H. Purcell, L., 1927; Sietz R., H. Purcell, Lpz.. 1955; Westrup J. A., Purcell, 4 ed., L., 1960; Ravenzwaaij G. van. Purcell, Haarlem- Antw.- Gent, 1954. Ал М ПЕРСИДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. О древнем театр. иск-ве Ирана сведений не сохранилось, но мн. обряды содержали элементы театрализации (напр., празднество по случаю рождения реб„нка). На надгробиях встречается изображение группы людей (очевидно, акт„ров), ведущих хоровод. Исполнители, входившие в сословие музыкантов, почитались как высшая каста. Сохранились также сведения о т-ре "базигер", напоминающем ср.-век. жонгл„ров или скоморохов. Соединяя в себе элементы комедии фарсов, они иногда содержали социальную сатиру. В Др. Иране было развито иск-во пантомимы и теневого т-ра. Сохранились сведения и о представлении масок, обрядовом представлении - саде. Нек-рые виды театрализованных обрядов разыгрываются совр. любит, труппами: новруз (день весеннего равноденствия), мехреган (праздник сбора урожая) и др. Лит-ра Иран. средневековья не знала жанра драмы. С 10 в. существует нар. мистерия. Она устраивалась ежегодно находила в обряд "шахсей-вахсей". Тексты мистерии появились ок. 17-18 вв. Они положили начало одному из видов перс. трагедии - тазийе, к-рая повествует о гибели героя шиитского святого имама Хусейна (680 н. э.). Представление этих трагедий состояло из мистериального шествия, к-рое затем завершалось исполнением пьесы. В Иране до 30-х гг. 20 в. существовали бродячие акт„ры (мас-харебаз), разъезжавшие по городам и с„лам и разыгрывавшие на импровизированной сцене небольшие пьески, в них высмеивались представители местных властей, мусульманское духовенство, деревенские торговцы и др. С установлением диктатуры Реза-ша-ха. Пехлеви (1925-41) мн. виды нар. сценич. иск-ва в больших городах были запрещены, бродячих акт„ров преследовали, но выступления т-ра марионеток (хеймешаб-бази) и т-ра "петрушек", близкие по форме к нар. представлениям, продолжались. Т-ры эти ставили пьесы на бытовые темы, политич. сатиры и др. В конце 19 в. в связи с проникновением в среду интеллигенции зап.-европ. культуры возник интерес к сценич. иск-ву. На празднествах новруза и др. при дворе Наср-эд-дин-шаха (1848-96) разыгрывались небольшие пьески бытового и сатирич. характера. В 1890 для дворцовой знати был создан первый гос. т-р при Политехнич. уч-ще Дар-оль-фонун. Его организатором был Мирза Али Акбар-хан Наггаш-баши, к-рый стал одним из основоположников совр. проф. перс. т-ра. Вначале на сцене этого т-ра ставились переделки произведений европ. драматургов. В 1861 Мирза Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич. текст: "Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана", "Методы управления Заман-хана из Боруджерда" и "Шахкули-мирза отправляется в паломничество в Кербелу". Мирза Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения (в т-рах никогда не ставились). Во 2-й пол. 19 в. появилась пьеса на местную тему неизв. автора "Скандал в присутствии его величества", близкая сатирич. пьесам Мирзы Мальком-хана. В конце 19 в. в Иране пользовались популярностью пьесы азерб. драматурга М. Ф. Ахундова (пьесы его были переведены на перс. яз. и изд. в Тебризе отдельным сборником в 1873). Это были первые пьесы, пост. для широкого зрителя в Тебризе и Страницы: «« « 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |