|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 » »» Вертер; Де Грие ("Манон" Массне), Андре Шенье (о. п. Джордано),
Самозванец ("Борис Годунов").
Лит.: Silvestrini D., I tenori celebri-A. Pertile e il suo metodo di
canto, Bologna, 1932. Св. Г.
ПЕРУЦЦИ (Peruzzi), Бальдассарре (7.III.1481-6.1. 1536) - итал.
архитектор, живописец, театр. художник. С 1503 учился в Риме, участвовал
в археологич. раскопках древнего города, изучал устройство античных
т-ров. Оформил спектакли: "Каландрия" Биббиены (1514, Ватикан, двор папы
Льва X), "Кубышка" (1513) и "Вакхиды" (1531, Рим) Плавта, "Подмен„нные"
Ариосто (1519, двор Льва X) и др. П. впервые осуществил принцип линейной
перспективы в построении декораций, изобретение к-рого приписывается его
учителю Браманте. Этот принцип разрабатывал также ученик П.- С. Серлио.
Лит.: Мокульский С. (сост. и ред.). Хрестоматия по истории
западноевропейского театра, ч. 1,М., 1937, с. 225. В. Мюл. ПЕРЧАТОЧНАЯ
КУКЛА - см. Верховая кукла. ПЕРШ (франц. perche-шест) - цирковой
аппарат; шест, используемый в номерах эквилибристов. Делается из труб
(крепких и л„гких сплавов). Длина от 3 до 12 м. На верхнем конце П.
монтируются приспособления для исполнения разл. трюков (петли, рамки и
т. д.). На П. исполняются акробатич. гимнастич. трюки, жонгли{ювание. П.
балансирует один из исполнителей ("нижний"-"унтерман"). На П. работает
один или неск. артистов ("верхние" - "оберманы"). "Нижний" балансирует
П. на поясе, на плече, на лбу или в зубах (в "зубнике"). Номера с П.
исполняются в партере (на манеже), на канате, на велосипеде, на ходулях
и т. п.
Жанр эквилибр с П. приш„л в европ. цирк с Востока (в Китае, Японии
употреблялись бамбуковые П.), где он появился еще в древности. Европ.
эквилибристы усложнили этот жанр, соединив П. с укрепл„нной на манеже
лестницей. Балансируя П. на лбу, они переходят по этой лестнице с одной
стороны на другую ("переходная лестница"). Широкое признание получили
сов. исполнители: Маяцкий, Манукян, Вой-ницкие, Петлицкие, Ивановы,
Симадо, Бахман, Половн„вы, Золоторубовы, Шидловские и др. Нар. арт. Даг.
АССР М. Иванов впервые выступает с П. на наклонном канате, Французов
балансирует одновременно двумя П.- на лбу и в "зубиике", а также
балансируя П. на лбу, висит на кольцах под куполом цирка. Первая сов.
женщин а-" унтерман" с П.- М. Ширай, Ал. Ш. ПЕРШИН, Николай Ф„дорович [
14(27). X II. 1902-9. V 11.1962] - рус. сов. артист эстрады. Мастер
художеств. слова. Засл. арт. РСФСР (1956). Чл. Ком-мунистич. партии с
1946. В 1922-24 учился в Моск. ин-те декламации (у В. К. Сер„жникова).
Занимался с А. Я. Закушняком. Пропагандист сов. поэзии, П. начал
выступать на эстраде (1924) с чтением произв. В. В. Маяковского, H. H.
Асеева, В. В. Каменского, В. А. Луговского, А. И. Безыменского, А. А.
Жарова, И. П. Уткина и др. Затем в его репертуар вошли также прозаич.
произв. рус. классиков и сов. писателей, стихи С. А. Есенина. Среди
работ П.- лит. композиции: "Молодая гвардия" Фадеева (1946), "Счастье"
Павленко (1947), "Далеко от Москвы" Ажае-ва (1950), "Белые ночи"
Достоевского (1957), "Русский лес" Леонова (1959), "Живые и м„ртвые"
Симонова (1962) и др. Исполнению П. были свойственны лиризм,
задушевность.
Соч.: Звучащее слово, [М.], 1961. С. Г.
ПЕСНЯ - наиболее распростран„нный вок. жанр. Сложился в муз. нар.
творчестве, широко разрабатывается в проф. музыке. В муз. театре
встречаются следующие разновидности П.: 1) колыбельная (колыбельная
Волховы в "Садко", Антонины в "Семье Тараса" Кабалевского); 2)
героические П. (П. Клер-хен в муз. Бетховена к трагедии Г„те "Эгмонт",
хоровые П. в операх Верди "Ломбардцы", "Макбет"), в рус. музыке -
богатырские, молодецкие П. (П. Тучи в "Псковитянке", хоровые П. в сцене
под Кромами в "Борисе Годунове", П. в "Войне и мире" Прокофьева);
3) бриндизи (застольная П.); 4) серенада', 5) плач, отпевание (П.
Ксении в "Борисе Годунове", Ярославны в "Цнязе Игоре"; П. "Памяти
павших" в "Судьбе человека" Дзержинского); 6) шуточные П. (3-я П. Леля в
"Снегурочке"; П. Ильиничны в муз. Глинки к трагедии Кукольника "Князь
Холмский"); 7) величальные П.- рус. нац. жанр ("Слава" в "Князе Игоре" и
"Борисе Годунове", величание новобрачных в "Русалке"); 8) П.-пляска (три
П.-пляски Кармен, хороводная П. Садко); 9) П.-рассказ (П. заморских
гостей в "Садко"); 10) баркарола', 11) эпиталама', 12) обрядовые П. (в
операх "Майская ночь", "Снегурочка");
13) в сов. муз. т-ре-массовая П. (П. молодогвардейцев в "Молодой
гвардии" Мейтуса, П. "От края и до края" в "Тихом Доне") и др.
Драматургически П. используется как средство характеристики персонажа
(песенка Герцога), быта, окружающей обстановки (хор "Девицы-красавицы" в
"Евгении Онегине", обрядовые П.), для передачи эмоционального состояния
героя ("Исходила млад„щенька" в "Хованщине"; колыбельная Светланы из
муз. Хренникова к пьесе "Давным-давно" А. Гладкова). При этом П. часто
вносит острый контраст в эмоциональную атмосферу сцены (скорбная П.
Наташи на свадебном пиру в "Русалке"). П. может быть муз. основой
большой сцены ("П. об иве" и застольная П. Яго в "Отелло" Верди),
выступать как лейтмотив (П. школьниц в "Семье Тараса" Кабалевского,
колыбельная Сольвейг в муз. Грига к драме Ибсена "Пер Гюнт"). Иногда П.
исполняется без оркестрового сопровождения (П. Хозе во 2-м акте оперы
"Кармен", П. Любаши в "Царской невесте").
Очень часто, особенно в рус. музыке, используются нар. П. целиком,
т.е. музыка и текст ("Купался боб„р" и др. в "Снегурочке", "Высота" в
"Садко"); иногда только мелодия ("Слава" в "Борисе Годунове", величание
Хованского в "Хованщине") или нар. текст ("Сватушка" в "Русалке").
Изредка П. заимствуется (цитируется) из произв. др. композиторов (напр.,
песенка Графини в "Пиковой даме" - из оперы Гретри "Ричард Львиное
Сердце").
Лит.: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1962, с.
155-57; Ярустовский В., Драматургия русской оперной классики, М., 1953,
с. 296301; С о x o p А., Песня в опере, в. сб.: Вопросы теории и
эстетики музыки, вып. 3, М.-Л., 1964. р д
ПЕСОЦКИЙ, Николай Саввич[1842-5(18).П.1905]- рус. акт„р и
антрепрен„р. По окончании Харьковского ун-та (1868) поступил на сцену.
Играл в Ставрополе, Одессе, Казани, Киеве и др. городах. Держал
антрепризы (Ставрополь, 1878-79, Тифлис, 1883). С 1894 до конца жизни
служил в Харькове в труппе А. H. Дюковой (несколько лет был также
режисс„ром и администратором этого т-ра). П. детально разрабатывал свои
роли; ему было свойственно высокое чувство меры. Один из инициаторов
организации в Киеве Т-ва драм. артистов (1891), к-рое положило начало
киевскому Т-ру H. H. Соловцова.
Страницы: «« « 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |