Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762  1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772  » »»

Вертер;  Де  Грие  ("Манон"  Массне),  Андре  Шенье  (о.  п.  Джордано),
Самозванец ("Борис Годунов").
   Лит.: Silvestrini D., I tenori celebri-A. Pertile e il suo metodo  di
canto, Bologna, 1932. Св. Г.
   ПЕРУЦЦИ  (Peruzzi),  Бальдассарре  (7.III.1481-6.1.  1536)  -   итал.
архитектор, живописец, театр. художник. С 1503 учился в Риме, участвовал
в археологич. раскопках  древнего  города,  изучал  устройство  античных
т-ров. Оформил спектакли: "Каландрия" Биббиены (1514, Ватикан, двор папы
Льва X), "Кубышка" (1513) и "Вакхиды" (1531, Рим) Плавта,  "Подмен„нные"
Ариосто (1519, двор Льва X) и др. П. впервые осуществил принцип линейной
перспективы в построении декораций, изобретение к-рого приписывается его
учителю Браманте. Этот принцип разрабатывал также ученик П.- С. Серлио.
   Лит.:  Мокульский  С.  (сост.  и  ред.).   Хрестоматия   по   истории
западноевропейского театра, ч. 1,М., 1937, с. 225. В.  Мюл.  ПЕРЧАТОЧНАЯ
КУКЛА -  см.  Верховая  кукла.  ПЕРШ  (франц.  perche-шест)  -  цирковой
аппарат; шест, используемый в номерах эквилибристов.  Делается  из  труб
(крепких и л„гких сплавов). Длина от 3 до 12  м.  На  верхнем  конце  П.
монтируются приспособления для исполнения разл. трюков (петли,  рамки  и
т. д.). На П. исполняются акробатич. гимнастич. трюки, жонгли{ювание. П.
балансирует один из исполнителей ("нижний"-"унтерман"). На  П.  работает
один или неск. артистов ("верхние" - "оберманы").  "Нижний"  балансирует
П. на поясе, на плече, на лбу или в зубах (в  "зубнике").  Номера  с  П.
исполняются в партере (на манеже), на канате, на велосипеде, на  ходулях
и т. п.
   Жанр эквилибр с П. приш„л в европ. цирк с Востока  (в  Китае,  Японии
употреблялись бамбуковые П.), где он появился еще  в  древности.  Европ.
эквилибристы усложнили этот жанр, соединив П. с  укрепл„нной  на  манеже
лестницей. Балансируя П. на лбу, они переходят по этой лестнице с  одной
стороны на другую ("переходная лестница").  Широкое  признание  получили
сов. исполнители:  Маяцкий,  Манукян,  Вой-ницкие,  Петлицкие,  Ивановы,
Симадо, Бахман, Половн„вы, Золоторубовы, Шидловские и др. Нар. арт. Даг.
АССР М. Иванов впервые выступает с П.  на  наклонном  канате,  Французов
балансирует одновременно двумя  П.-  на  лбу  и  в  "зубиике",  а  также
балансируя П. на лбу, висит на кольцах под куполом  цирка.  Первая  сов.
женщин а-" унтерман" с П.- М. Ширай, Ал. Ш. ПЕРШИН, Николай Ф„дорович  [
14(27). X II. 1902-9. V 11.1962] -  рус.  сов.  артист  эстрады.  Мастер
художеств. слова. Засл. арт. РСФСР (1956). Чл.  Ком-мунистич.  партии  с
1946. В 1922-24 учился в Моск. ин-те декламации (у В.  К.  Сер„жникова).
Занимался с  А.  Я.  Закушняком.  Пропагандист  сов.  поэзии,  П.  начал
выступать на эстраде (1924) с чтением произв. В. В. Маяковского,  H.  H.
Асеева, В. В. Каменского, В. А. Луговского, А. И.  Безыменского,  А.  А.
Жарова, И. П. Уткина и др. Затем в его репертуар  вошли  также  прозаич.
произв. рус. классиков и сов. писателей,  стихи  С.  А.  Есенина.  Среди
работ П.- лит. композиции: "Молодая гвардия" Фадеева  (1946),  "Счастье"
Павленко  (1947),  "Далеко  от  Москвы"  Ажае-ва  (1950),  "Белые  ночи"
Достоевского (1957), "Русский лес" Леонова  (1959),  "Живые  и  м„ртвые"
Симонова  (1962)  и  др.  Исполнению   П.   были   свойственны   лиризм,
задушевность.
   Соч.: Звучащее слово, [М.], 1961. С. Г.
   ПЕСНЯ - наиболее распростран„нный вок. жанр.  Сложился  в  муз.  нар.
творчестве,  широко  разрабатывается  в  проф.  музыке.  В  муз.  театре
встречаются следующие  разновидности  П.:  1)  колыбельная  (колыбельная
Волховы  в  "Садко",  Антонины  в  "Семье  Тараса"   Кабалевского);   2)
героические П. (П. Клер-хен в муз. Бетховена к трагедии  Г„те  "Эгмонт",
хоровые П. в операх  Верди  "Ломбардцы",  "Макбет"),  в  рус.  музыке  -
богатырские, молодецкие П. (П. Тучи в "Псковитянке", хоровые П. в  сцене
под Кромами в "Борисе Годунове", П. в "Войне и мире" Прокофьева);
   3) бриндизи (застольная П.); 4) серенада',  5)  плач,  отпевание  (П.
Ксении в "Борисе  Годунове",  Ярославны  в  "Цнязе  Игоре";  П.  "Памяти
павших" в "Судьбе человека" Дзержинского); 6) шуточные П. (3-я П. Леля в
"Снегурочке"; П. Ильиничны в муз. Глинки к  трагедии  Кукольника  "Князь
Холмский"); 7) величальные П.- рус. нац. жанр ("Слава" в "Князе Игоре" и
"Борисе Годунове", величание новобрачных в "Русалке"); 8) П.-пляска (три
П.-пляски Кармен, хороводная П.  Садко);  9)  П.-рассказ  (П.  заморских
гостей в "Садко"); 10) баркарола', 11) эпиталама', 12) обрядовые  П.  (в
операх "Майская ночь", "Снегурочка");
   13) в сов. муз. т-ре-массовая  П.  (П.  молодогвардейцев  в  "Молодой
гвардии" Мейтуса, П.  "От  края  и  до  края"  в  "Тихом  Доне")  и  др.
Драматургически П. используется как  средство  характеристики  персонажа
(песенка Герцога), быта, окружающей обстановки (хор "Девицы-красавицы" в
"Евгении Онегине", обрядовые П.), для передачи эмоционального  состояния
героя ("Исходила млад„щенька" в  "Хованщине";  колыбельная  Светланы  из
муз. Хренникова к пьесе "Давным-давно" А. Гладкова). При этом  П.  часто
вносит острый контраст в  эмоциональную  атмосферу  сцены  (скорбная  П.
Наташи на свадебном пиру  в  "Русалке").  П.  может  быть  муз.  основой
большой сцены ("П. об иве"  и  застольная  П.  Яго  в  "Отелло"  Верди),
выступать как лейтмотив (П.  школьниц  в  "Семье  Тараса"  Кабалевского,
колыбельная Сольвейг в муз. Грига к драме Ибсена "Пер Гюнт"). Иногда  П.
исполняется без оркестрового сопровождения (П. Хозе во  2-м  акте  оперы
"Кармен", П. Любаши в "Царской невесте").
   Очень часто, особенно в рус. музыке, используются  нар.  П.  целиком,
т.е. музыка и текст ("Купался боб„р" и др. в  "Снегурочке",  "Высота"  в
"Садко"); иногда только мелодия ("Слава" в "Борисе Годунове",  величание
Хованского в "Хованщине")  или  нар.  текст  ("Сватушка"  в  "Русалке").
Изредка П. заимствуется (цитируется) из произв. др. композиторов (напр.,
песенка Графини в "Пиковой даме"  -  из  оперы  Гретри  "Ричард  Львиное
Сердце").
   Лит.: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1962, с.
155-57; Ярустовский В., Драматургия русской оперной классики, М.,  1953,
с. 296301; С о x o p А.,  Песня  в  опере,  в.  сб.:  Вопросы  теории  и
эстетики музыки, вып. 3, М.-Л., 1964. р д
   ПЕСОЦКИЙ,   Николай   Саввич[1842-5(18).П.1905]-   рус.    акт„р    и
антрепрен„р. По окончании Харьковского ун-та (1868) поступил  на  сцену.
Играл  в  Ставрополе,  Одессе,  Казани,  Киеве  и  др.  городах.  Держал
антрепризы (Ставрополь, 1878-79, Тифлис, 1883). С 1894  до  конца  жизни
служил в Харькове в труппе  А.  H.  Дюковой  (несколько  лет  был  также
режисс„ром и администратором этого т-ра). П. детально разрабатывал  свои
роли; ему было свойственно высокое чувство  меры.  Один  из  инициаторов
организации в Киеве Т-ва драм. артистов (1891),  к-рое  положило  начало
киевскому Т-ру H. H. Соловцова.

Страницы: «« « 1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762  1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия