Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 » »» Роли: Глумов ("На всякого мудреца..."). Скалозуб ("Горе от ума"), Кречинский; Президент ("Коварство и любовь") и др. Лит.: Синельников H. H., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Велизарий М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938; "Театр и искусство", 1905 ј7 ,. Л. Кл. "ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК ТЕАТРАЛА"-еженедельная театр.-лит. иллюстрированная газета. Изд. в СПБ в 1903-05. Всего вышло 73 номера. Ред.-изд. А. А. Плещеев, ,ј;ј30-35-К.П. Медведский. В ј 52 за 1904 дан указатель напечатанных в газете статей и заметок. Шн ПЕТЕРБУРГСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР - см.театр. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕстарейшее в России театр. учебное заведение, готовившее акт„ров балета, драмы и оперы. Было создано в 1779 как Театр. школа (на основе существовавшей с 1738 Танц. школы); стало именоваться П. т. у. в 20-х гг. 19 в. Гл. внимание в уч-ще уделялось подготовке артистов балета. Многие деятели т-ра (В. П. Петров в 1863, E. И. Воронов в 1867, А. H. Островский в 1881-82 и др.) неоднократно выступали с требованиями самостоятельности драм. классов и обновления системы преподавания. После 1862 подготовка оперных акт„ров постепенно переходит в ведение Консерватории. В 1888 на основе драм. классов при П. т. у. созданы Драм. курсы, входившие в состав П. т. у. как драм. отделение. В 1918 курсы были реорганизованы в Школу акт„рского мастерства (см. Ленинградский театральный институт имени А. H. Островского), а балетное отделение П. т. у.-в балетную школу (см. Ленинградское хореографическое училище). Лит.: Всеволодский В. (Гернгросс), История театрального образования в России, т. 1, СПБ, 1913; Б о p и-соглебскийМ.В. сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39 (200 лет Ленинградского гос. хореографического училища. 1738-1938). ПЕТЕРСОН-ВЕРГЕР (Peterson-Berger), Вильгельм (27.II.1867- 3. XII. 1942) - швед. композитор. Учился в Стокгольмской консерватории и в Дрездене. В 1896-1930 работал муз. критиком стокгольмской газ. "Дагенс нюхетер". В 1908-10 был режисс„ром Королевской оперы в Стокгольме. П.-Б.- автор опер (на собств. либр.) "Ран" (1903, Королевская опера), "Арнльот" (1910, там же), "Пророки страшного суда" (1919, там же), "Адильс и Эмунь"(1927, там же). П.-Б.- выдающийся представитель муз. романтизма в Швеции. П.-Б. находился под воздействием музыки и художеств. идей Э. Грига и Р. Вагнера (система лейтмотивов и др.). Вместе с тем в творчестве П.-Б. нашли отражение своеобразные черты нац. муз. фольклора. В 1950 в Стокгольме осн. "Об-во П.-Б.". Лит. соч.: Svensk musik kultur, Stockh., 1911; Om musik, Stockh., f942; Minnen, Uppsala, 1943 (посмертно). Лит.: W. Peterson-Berger Festskrift, Stochk., 1937" Carlberg B., Peterson-Berger, Stockh., [1950]. ПЕТ‚ФИ (Petofi), Шандор (1.1.1823, Кишк„р„ш, - 31.VII.1849, около Шегешвара) - венг. поэт-революционер, драматург. Основоположник совр. лит. яз. и революционно-демократич. эстетики. Деятельность П. оказала большое влияние на развитие венг. театр. иск-ва. В 1839-40 выступал в бродячей труппе (лучшая роль - Шут в "Короле Лире"). Оставив сцену, с 1844 начал лит. деятельность. Первая драма П. "Мар-ци-З„льд" (1845) о благородном разбойнике, защитнике обиженных и угнет„нных была запрещега цензурой. В знак протеста П. сж„г рукопись. В конце 1845 П. написал история, драму "Тигр и гиена", в основу конфликта к-рой положена борьба за престол властолюбивого князя Борича и короля-"голубя" слепого Белы II. П. пытается разрешить проблему роли личности и народа в историч. развитии. Драма написана в крайне романтич. манере, автор нарушает все правила и каноны класси-пистских условностей и утверждает т-р романтич. субъективизма. Это проявляется в построении конфликта, в характеристике осн. образов. П. принадлежат несколько рецензий на спектакли Нац. т-ра (Пешт), высказывания о театр. эстетике и акт„рском иск-ве, свидетельствующие о его глубоком демократизме и революц. гражданственности. П. выступал против распростран„нного в Венгрии жанра "народной пьесы", искаж„нно изображавшего жизнь народа, против условностей, характерных для драматургии его времени. Он был близок романтикам как в построении конфликта, так и в характеристике образов, строящихся по принципу антитез и контрастов. В нач. 1848 выступил инициатором перевода и изд. на венг. яз. собр. соч. Шекспира с подлинника (перев„л" "Кориолана" и начал работу над "Ромео и Джульеттой").П. погиб в одном из последних сражений во время венг. революции 1848. Соч.: osszes muvei. kot. 1-3, Bdp., 1955 (kot. 3 - Dra-mai); в рус. пер.-Собр. соч., т. 1-4, M., 1952-53 (драм. произв. не вошли); Тигр и гиена, предисл. А. Гершковича, М., 1957. Лит.: Г и д а ш А., Шандор Петефи, М., 1960; Г е р ш-кович А., Шандор Пет„фи, М., 1961; Illyes G., Petofi Sandor, Bdp., 1963. А.'. Гер. ПЕТИМЕТР (франц. petit maitre - щеголь) - акт„рское амплуа, существовавшее в 18 в. в рус. т-ре: тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному, в первую очередь всему французскому. ПЕТИПА - одна из старейших рус. артистич. семей. 1)Мариус Иванович [27.11(11.111). 1819- 1(14). VII. 1910] - рус. балетмейстер. По происхождению француз. В 1838-46 работал как танцовщик и балетмейстер в т-рах Бордо, Нанта и Мадрида. В 1847 переехал в Россию. Первая крупная самостоятельная пост. в России - "Брак во времена Регентства" (1858). Творчество П. опиралось на традиции рус. балета и мастерство рус. акт„ров-исполнителей. Балеты "Дочь фараона" Пуни (1862), "Дон Кихот" (1869) и "Баядерка" (1877) Минкуса и др., пост. П., отличались мастерством построения, стройностью хо-реографич. ансамбля, ч„ткой разработкой сольных партий. В них на музыку, дал„кую от симфонической, П. создавал подчас образцы танцевального симфонизма (ансамбль танца в "Баядерке"). В 90-е гг. деятельность П. протекала в тесном сотрудничестве с П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым, с именами к-рых связан расцвет его творчества. Пост. балетов "Спящая красавица" (1890), "Раймонда" (1898), клас-сич. дуэта Одиллии и принца в .балете "Лебединое озеро" (1895) являются непревзойд„нными шедеврами рус. хореографии. В 1855-87 П. преподавал в Петерб. театр. уч-ще. Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ, 1906. Лит.: Л е ш к о в Д. И." Мариус Петипа (1822-1910). К столетию его рождения. П., 1922; Плещеев А." М. И. Петипа (1847-1907). К шестидесятилетию его службы на сцене имп. театров, СПБ, 1907; Красовская В., Русский балетный театр второй пол. Страницы: «« « 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |