Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763  1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772   1773  » »»

   Роли: Глумов ("На всякого мудреца...").  Скалозуб  ("Горе  от  ума"),
Кречинский; Президент ("Коварство и любовь") и др.
   Лит.: Синельников H. H., Шестьдесят  лет  на  сцене,  Харьков,  1935;
Велизарий М. И., Путь провинциальной  актрисы,  Л.-М.,  1938;  "Театр  и
искусство", 1905 ј7 ,. Л. Кл.
   "ПЕТЕРБУРГСКИЙ     ДНЕВНИК     ТЕАТРАЛА"-еженедельная     театр.-лит.
иллюстрированная газета. Изд. в СПБ в 1903-05. Всего  вышло  73  номера.
Ред.-изд. А. А. Плещеев, ,ј;ј30-35-К.П. Медведский. В ј 52 за  1904  дан
указатель напечатанных в газете статей и заметок. Шн
   ПЕТЕРБУРГСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР - см.театр.  ПЕТЕРБУРГСКОЕ  ТЕАТРАЛЬНОЕ  УЧИЛИЩЕстарейшее  в  России   театр.
учебное заведение,  готовившее  акт„ров  балета,  драмы  и  оперы.  Было
создано в 1779 как Театр. школа (на основе существовавшей с  1738  Танц.
школы); стало именоваться П. т. у. в 20-х гг. 19 в. Гл. внимание в уч-ще
уделялось подготовке артистов балета. Многие деятели т-ра (В. П.  Петров
в 1863, E. И. Воронов  в  1867,  А.  H.  Островский  в  1881-82  и  др.)
неоднократно выступали с требованиями самостоятельности драм. классов  и
обновления системы преподавания. После 1862 подготовка  оперных  акт„ров
постепенно переходит в ведение Консерватории. В  1888  на  основе  драм.
классов при П. т. у. созданы Драм. курсы, входившие в состав  П.  т.  у.
как драм. отделение. В 1918 курсы были реорганизованы в Школу акт„рского
мастерства  (см.  Ленинградский  театральный  институт   имени   А.   H.
Островского), а балетное  отделение  П.  т.  у.-в  балетную  школу  (см.
Ленинградское хореографическое училище).
   Лит.: Всеволодский В. (Гернгросс), История театрального образования в
России, т. 1, СПБ, 1913; Б о p  и-соглебскийМ.В.  сост.).  Материалы  по
истории русского балета, т. 1-2, Л.,  1938-39  (200  лет  Ленинградского
гос. хореографического училища. 1738-1938).
   ПЕТЕРСОН-ВЕРГЕР (Peterson-Berger),  Вильгельм  (27.II.1867-  3.  XII.
1942) - швед. композитор.  Учился  в  Стокгольмской  консерватории  и  в
Дрездене. В 1896-1930 работал муз. критиком стокгольмской  газ.  "Дагенс
нюхетер". В 1908-10  был  режисс„ром  Королевской  оперы  в  Стокгольме.
П.-Б.- автор опер (на собств. либр.) "Ран"  (1903,  Королевская  опера),
"Арнльот" (1910, там же),  "Пророки  страшного  суда"  (1919,  там  же),
"Адильс и Эмунь"(1927, там же).  П.-Б.-  выдающийся  представитель  муз.
романтизма  в  Швеции.  П.-Б.  находился  под  воздействием   музыки   и
художеств. идей Э. Грига и  Р.  Вагнера  (система  лейтмотивов  и  др.).
Вместе с тем в творчестве П.-Б. нашли отражение своеобразные черты  нац.
муз. фольклора. В 1950 в Стокгольме осн. "Об-во П.-Б.".
   Лит. соч.: Svensk musik kultur, Stockh.,  1911;  Om  musik,  Stockh.,
f942; Minnen, Uppsala, 1943 (посмертно).
   Лит.: W. Peterson-Berger  Festskrift,  Stochk.,  1937"  Carlberg  B.,
Peterson-Berger, Stockh., [1950].
   ПЕТ‚ФИ (Petofi), Шандор (1.1.1823,  Кишк„р„ш,  -  31.VII.1849,  около
Шегешвара) - венг. поэт-революционер,  драматург.  Основоположник  совр.
лит. яз. и революционно-демократич. эстетики.  Деятельность  П.  оказала
большое влияние на развитие венг. театр. иск-ва. В  1839-40  выступал  в
бродячей труппе (лучшая роль - Шут в "Короле Лире").  Оставив  сцену,  с
1844 начал лит. деятельность. Первая драма П.  "Мар-ци-З„льд"  (1845)  о
благородном разбойнике, защитнике обиженных и угнет„нных была  запрещега
цензурой. В знак протеста П. сж„г рукопись.  В  конце  1845  П.  написал
история, драму "Тигр и гиена", в основу конфликта к-рой положена  борьба
за престол властолюбивого князя Борича и  короля-"голубя"  слепого  Белы
II. П. пытается разрешить проблему роли личности  и  народа  в  историч.
развитии. Драма написана в крайне романтич. манере, автор  нарушает  все
правила и каноны класси-пистских условностей и утверждает т-р  романтич.
субъективизма. Это проявляется в построении конфликта, в  характеристике
осн. образов. П. принадлежат несколько рецензий на спектакли  Нац.  т-ра
(Пешт),   высказывания   о   театр.   эстетике   и   акт„рском   иск-ве,
свидетельствующие   о   его    глубоком    демократизме    и    революц.
гражданственности. П. выступал против распростран„нного в Венгрии  жанра
"народной  пьесы",  искаж„нно   изображавшего   жизнь   народа,   против
условностей, характерных для драматургии  его  времени.  Он  был  близок
романтикам как в построении конфликта, так и в  характеристике  образов,
строящихся по принципу  антитез  и  контрастов.  В  нач.  1848  выступил
инициатором  перевода  и  изд.  на  венг.  яз.  собр.  соч.  Шекспира  с
подлинника  (перев„л"  "Кориолана"  и  начал   работу   над   "Ромео   и
Джульеттой").П. погиб в одном  из  последних  сражений  во  время  венг.
революции 1848.
   Соч.: osszes muvei. kot. 1-3, Bdp., 1955 (kot. 3 - Dra-mai);  в  рус.
пер.-Собр. соч., т. 1-4, M., 1952-53 (драм. произв. не  вошли);  Тигр  и
гиена, предисл. А. Гершковича, М., 1957.
   Лит.: Г и д а ш А., Шандор Петефи, М., 1960; Г е р ш-кович А., Шандор
Пет„фи, М., 1961; Illyes G., Petofi Sandor, Bdp., 1963. А.'. Гер.
   ПЕТИМЕТР  (франц.  petit  maitre  -  щеголь)  -   акт„рское   амплуа,
существовавшее в 18 в. в рус. т-ре: тип  светского  вертопраха,  щеголя,
пустого,   невежественного   дворянина,   рабски   подражавшего    всему
заграничному, в первую очередь всему  французскому.  ПЕТИПА  -  одна  из
старейших рус. артистич. семей. 1)Мариус Иванович [27.11(11.111).  1819-
1(14). VII. 1910] -  рус.  балетмейстер.  По  происхождению  француз.  В
1838-46 работал как танцовщик и балетмейстер  в  т-рах  Бордо,  Нанта  и
Мадрида. В 1847 переехал в Россию. Первая крупная самостоятельная  пост.
в России - "Брак во времена Регентства" (1858). Творчество П.  опиралось
на традиции рус. балета и мастерство рус.  акт„ров-исполнителей.  Балеты
"Дочь фараона" Пуни (1862),  "Дон  Кихот"  (1869)  и  "Баядерка"  (1877)
Минкуса и др., пост. П., отличались мастерством построения,  стройностью
хо-реографич. ансамбля, ч„ткой разработкой  сольных  партий.  В  них  на
музыку,  дал„кую  от   симфонической,   П.   создавал   подчас   образцы
танцевального симфонизма (ансамбль  танца  в  "Баядерке").  В  90-е  гг.
деятельность П. протекала в тесном сотрудничестве с П. И.  Чайковским  и
А. К. Глазуновым, с именами к-рых связан расцвет его  творчества.  Пост.
балетов "Спящая красавица" (1890), "Раймонда"  (1898),  клас-сич.  дуэта
Одиллии  и  принца  в  .балете   "Лебединое   озеро"   (1895)   являются
непревзойд„нными шедеврами рус. хореографии. В 1855-87 П.  преподавал  в
Петерб. театр. уч-ще.
   Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ, 1906. Лит.: Л е ш к о в Д.  И."
Мариус Петипа (1822-1910). К столетию его рождения.  П.,  1922;  Плещеев
А."
   М. И. Петипа (1847-1907). К шестидесятилетию его службы на сцене имп.
театров, СПБ, 1907; Красовская В., Русский балетный  театр  второй  пол.

Страницы: «« « 1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763  1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772   1773  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия