Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761  1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771  » »»

Тегеране в 1906.
   В 1914-18 в Иране гастролировали сев.-азерб. и рус. артисты. В это же
время было переведено и пост. на перс. сцене много азерб. муз. комедий и
драм:
   "Аршин мал алан" и "Асли и Керем", "Мешеди Ибад"  Гаджибекова  и  др.
При поддержке меценатов создано  первое  театральное  акционерное  об-во
"Фарханг" ("Культура") в Тегеране, при к-ром работала труппа,  ставившая
злободневные пьесы. Затем был создан Нац. т-р,  в  1917-  т-р  "Иранская
комедия", использующий опыт европ. т-ра.  Большое  значение  в  создании
этих двух нац. т-ров имела деятельность  акт„ра  Сейед  Али  Насра.  Т-р
"Иранская  комедия"  подготовил  первых  актрис  (ранее   женские   роли
исполняли мужчины).  В  1923  композитор  Али  Наги  Вазири  организовал
труппу, исполнявшую отрывки из опер и оперетт  в  гг.  Тегеране,  Реште,
Пехлеви и др. В 1925 под рук. акт„ра Мохаммеда Захироддина  был  основан
т-р "Ко-медийе ахван" ("Комедия братьев"), где выступали  акт„ры:  Хасан
Сияси, Махмуд Илахи, Рафи, Халати, Лоретта и др. В 1926 в  Тегеране  был
организован  театр.-муз.  клуб  "Джамеэйе  барбад",   спектакли   к-рого
оформляли первые театр. художники С. Керманшахи,  Халати,  Садри  и  др.
Затем клуб был реорганизован в Нац. т-р, к-рый ставил пьесы,  основанные
на фольклорном материале.  В  начале  30-х  гг.  Керманшахи  организовал
Театр-студию в Тегеране, где впервые в Иране применил вращающуюся сцену.
Студия Керманшахи стала центром передового перс. театр.  иск-ва,  школой
акт„рского мастерства.  В  эти  же  годы  получают  дальнейшее  развитие
провинциальные т-ры городов Решта, Мешхеда, Исфахана, Хамадана и др.  По
мере развития нац. т-ра росла  потребность  в  нац.  драматургии.  Иран.
драматурги создают патриотич. пьесы из прошлого своей страны: "Надир-шах
Афшар", "Шах Аббас Кабир" Рахим-заде Сафави, "Арусе сасан"  Реза  Кемалъ
(Шахр-заде) и др. Популярность  получили  комедии  на  социально-бытовые
темы: "Джиджак Али-шах" Забиха Бехзаде (1926),  "Джафар-хан  приехал  из
Европы" Хасана Могдама (1926), "Нищее дитя" Эшки  (1922),  "Недоверчивый
муж" Везири и др. Значит,  место  занимали  инсценировки  нар.  романов:
"Лейли и Медж-нун", "Юсуф и Зулейха", "Хосров  и  Ширин",  "Сулей-ман  и
Бельгис" и др. i
   В период 1942-49, когда репрессии в Иране были ослаблены, из тюрем  и
ссылок  возвратились  многие  прогрессивные  театр.  деятели,  наметился
нек-рый подъем театр.  иск-ва.  Возобновили  свою  деятельность  т-ры  в
столице и провинциях. В Тегеране  возникло  Акционерное  об-во  акт„ров,
к-рое основало т-ры "Хонар", "Гоухар", "Театре кешвар". А.  Нушин,  один
из активных  театр.  деятелей,  организовал  в  Тегеране  т-р  "Фарханг"
(позднее наз. "Фирдоуси", затем "Саади"). В период разгула реакции  30-х
гг.  деятельность  Ну-шина  способствовала   утверждению   прогрессивных
тенденций в П. т. ид. В работе Иран. т-ров принимали участие члены  Нар.
партии. Их деятельность способствовала творч. росту театр.  коллективов.
Впервые в истории Иран. т-ра  была  осуществлена  пост.  пьес  из  жизни
рабочих ("Ранний петух"  Ну-шина  и  др.),  на  социально-политич.  темы
("Мардом" Нушина, "За родину" Реза Азарахши, "Падение  кабинета"  Амини,
"Свобода по поручительству" и др.). Ставились  также  пьесы  историч.  и
бытовые ("Атабек Азам"  и  "Амир  Кебир"  Джаннати,  "Срочная  женитьба"
Хасана Херадманда,  "Развод"  Хасан  Али  Насра  и  др.).  Сначала  1949
прогрессивные  театр.   деятели   и   организации   вновь   подвергались
репрессиям, была запрещена Нар. партия и  установлена  строгая  цензура.
Многие т-ры закрылись, в  1953  в  Тегеране  сгорел  лучший  т-р  страны
"Саади". Театр. иск-во Ирана с 50-х гг. пришло в упадок.  В  60-е  гг.Иране существуют частные т-ры: в Тегеране - "Бар-бад", "Тегеран" и  др.;
в Мешхеде-"Нац. т-р"; в Исфахане - "Сепахан"; в Хамадане - "Буали" и др.
   С 1952  в  Тегеране  выходит  журн.  "Театр"  (с  1958-  "Театральный
журнал").
   Лит.: Бертельс Е.Э., Персидский театр. Л., 1924;
   Комиссаров Д. С., Очерк совр.  персидской  прозы,  М.,  1960;ФекриГ.,
Тарихчейе сийопандж салейе  театре  Иран  (30-летняя  история  иранского
театра), "Салнамейе Парс",  Тегеран,  1947;  Абульгасем  Джаннати  Атаи,
Бонйаде немайеш дар Иран (Создание театра в Иране),  Тегеран,  1955.  X.
К.-О.
   ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат.  persona  -  личность,  лицо)  -
действующее лицо пьесы, романа, сценария и др. художеств. произведений.
   ПЕРСОННЕ  (Personne),  Нильс  (15.1.  1850-16.VL  1928)-швед.  акт„р,
театровед, педагог. В 1876  окончил  Упсальский  ун-т.  В  том  же  году
дебютировал в Драм. т-ре (Стокгольм), где  был  акт„ром  до  1921,  а  в
18851892-одновременно режисс„ром,  в  1890-98-руково-дителем  школы  при
т-ре, в 1898-1904 - директором т-ра. П.-один из лучших характерных швед.
акт„ров реалистич. направления. Играя комедийные  и  сатирич.  роли,  он
раскрывал обществ, природу комического в  характерах  своих  персонажей,
социальную и нравств. противоестественность  их  поступков.  Таковы  его
Полоний  ("Гамлет"),  Городничий;  Стенсгор  ("Союз  молод„жи"  Ибсена),
Мальволио ("Двенадцатая ночь"). Среди значит, ролей П. также  -  Скапен;
Оргон ("Тартюф"),  Фигаро;  Энгстранд  ("Привидения"),  Эрих  Лейонхувид
("Последний рыцарь" Стринд-берга),  Альфред  Дулитл  ("Пигмалион"  Шоу).
Лучшая  работа  П.-  образ  Сирано  де  Бержерака  (о.  п.  Рост  а-на),
исполненный  страстного  гуманизма  и  жизнелюбия.  Плодом   многолетней
театроведч. деятельности  П.  явился  труд  "Шведский  театр"  ("Svenska
teatern",
   bd l-8, Stockh., 1913-27), содержащий большой фактич. материал.
   Лит.: Nordensvan G., Svensk teater och svenska skadespelare...,  deel
2, Stockholm, 1918; L a u r i n C. G.,  Ros  och  ris.  Fran  Stockholms
teatrar. 1903-1913, Stockholm, 1913. Вл. M.
   ПЕРТИЛЕ (Pertile), Аурелиано (9. X 1.1885-l 1.1. 1952) - итал. артист
оперы (тенор). Пению обучался в Падуе и Милане. В  1911  дебютировал  на
оперной сцене в Виченце в партии Лионеля ("Марта" Флото-ва).  С  успехом
выступал в т-рах Турина, Неаполя,Венеции, Милана (с 1916 -в "Ла  Скала",
преим. под рук. А. Тосканини) и  др.  городов  Италии.  Гастролировал  в
Буэнос-Айресе, Нью-Йорке. В 1946 оставил сцену, посвятив себя педагогич.
деятельности.
   Один из лучших оперных  певцов  20  в.,  П.  выработал  высокую  вок.
технику, богатство тембровых красок. Наиболее близки П.  были  драматич.
партии: Манрико ("Трубадур"),  Отелло  (о.  п.  Верди),  Радамес.  Среди
лирич. партий: Фауст ("Мефистофель" Бойто), Ло-энгрин.
   Партии: Поллион ("Норма"),  Ричард,  Альваро  ("Бал-маскарад",  "Сила
судьбы" Верди), Эдгар ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Альфред,  Хозе.
Герцог,  Кава  рад  осей,  Рудольф;  Пинкертон  ("Чио-Чио-сан"),  Осака.
Турриду ("Ирис", "Сельская честь" Масканьи), Фра-Дьяволо (о. п.  Обера),

Страницы: «« « 1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761  1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия