|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 » »» Тегеране в 1906.
В 1914-18 в Иране гастролировали сев.-азерб. и рус. артисты. В это же
время было переведено и пост. на перс. сцене много азерб. муз. комедий и
драм:
"Аршин мал алан" и "Асли и Керем", "Мешеди Ибад" Гаджибекова и др.
При поддержке меценатов создано первое театральное акционерное об-во
"Фарханг" ("Культура") в Тегеране, при к-ром работала труппа, ставившая
злободневные пьесы. Затем был создан Нац. т-р, в 1917- т-р "Иранская
комедия", использующий опыт европ. т-ра. Большое значение в создании
этих двух нац. т-ров имела деятельность акт„ра Сейед Али Насра. Т-р
"Иранская комедия" подготовил первых актрис (ранее женские роли
исполняли мужчины). В 1923 композитор Али Наги Вазири организовал
труппу, исполнявшую отрывки из опер и оперетт в гг. Тегеране, Реште,
Пехлеви и др. В 1925 под рук. акт„ра Мохаммеда Захироддина был основан
т-р "Ко-медийе ахван" ("Комедия братьев"), где выступали акт„ры: Хасан
Сияси, Махмуд Илахи, Рафи, Халати, Лоретта и др. В 1926 в Тегеране был
организован театр.-муз. клуб "Джамеэйе барбад", спектакли к-рого
оформляли первые театр. художники С. Керманшахи, Халати, Садри и др.
Затем клуб был реорганизован в Нац. т-р, к-рый ставил пьесы, основанные
на фольклорном материале. В начале 30-х гг. Керманшахи организовал
Театр-студию в Тегеране, где впервые в Иране применил вращающуюся сцену.
Студия Керманшахи стала центром передового перс. театр. иск-ва, школой
акт„рского мастерства. В эти же годы получают дальнейшее развитие
провинциальные т-ры городов Решта, Мешхеда, Исфахана, Хамадана и др. По
мере развития нац. т-ра росла потребность в нац. драматургии. Иран.
драматурги создают патриотич. пьесы из прошлого своей страны: "Надир-шах
Афшар", "Шах Аббас Кабир" Рахим-заде Сафави, "Арусе сасан" Реза Кемалъ
(Шахр-заде) и др. Популярность получили комедии на социально-бытовые
темы: "Джиджак Али-шах" Забиха Бехзаде (1926), "Джафар-хан приехал из
Европы" Хасана Могдама (1926), "Нищее дитя" Эшки (1922), "Недоверчивый
муж" Везири и др. Значит, место занимали инсценировки нар. романов:
"Лейли и Медж-нун", "Юсуф и Зулейха", "Хосров и Ширин", "Сулей-ман и
Бельгис" и др. i
В период 1942-49, когда репрессии в Иране были ослаблены, из тюрем и
ссылок возвратились многие прогрессивные театр. деятели, наметился
нек-рый подъем театр. иск-ва. Возобновили свою деятельность т-ры в
столице и провинциях. В Тегеране возникло Акционерное об-во акт„ров,
к-рое основало т-ры "Хонар", "Гоухар", "Театре кешвар". А. Нушин, один
из активных театр. деятелей, организовал в Тегеране т-р "Фарханг"
(позднее наз. "Фирдоуси", затем "Саади"). В период разгула реакции 30-х
гг. деятельность Ну-шина способствовала утверждению прогрессивных
тенденций в П. т. ид. В работе Иран. т-ров принимали участие члены Нар.
партии. Их деятельность способствовала творч. росту театр. коллективов.
Впервые в истории Иран. т-ра была осуществлена пост. пьес из жизни
рабочих ("Ранний петух" Ну-шина и др.), на социально-политич. темы
("Мардом" Нушина, "За родину" Реза Азарахши, "Падение кабинета" Амини,
"Свобода по поручительству" и др.). Ставились также пьесы историч. и
бытовые ("Атабек Азам" и "Амир Кебир" Джаннати, "Срочная женитьба"
Хасана Херадманда, "Развод" Хасан Али Насра и др.). Сначала 1949
прогрессивные театр. деятели и организации вновь подвергались
репрессиям, была запрещена Нар. партия и установлена строгая цензура.
Многие т-ры закрылись, в 1953 в Тегеране сгорел лучший т-р страны
"Саади". Театр. иск-во Ирана с 50-х гг. пришло в упадок. В 60-е гг.Иране существуют частные т-ры: в Тегеране - "Бар-бад", "Тегеран" и др.;
в Мешхеде-"Нац. т-р"; в Исфахане - "Сепахан"; в Хамадане - "Буали" и др.
С 1952 в Тегеране выходит журн. "Театр" (с 1958- "Театральный
журнал").
Лит.: Бертельс Е.Э., Персидский театр. Л., 1924;
Комиссаров Д. С., Очерк совр. персидской прозы, М., 1960;ФекриГ.,
Тарихчейе сийопандж салейе театре Иран (30-летняя история иранского
театра), "Салнамейе Парс", Тегеран, 1947; Абульгасем Джаннати Атаи,
Бонйаде немайеш дар Иран (Создание театра в Иране), Тегеран, 1955. X.
К.-О.
ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо) -
действующее лицо пьесы, романа, сценария и др. художеств. произведений.
ПЕРСОННЕ (Personne), Нильс (15.1. 1850-16.VL 1928)-швед. акт„р,
театровед, педагог. В 1876 окончил Упсальский ун-т. В том же году
дебютировал в Драм. т-ре (Стокгольм), где был акт„ром до 1921, а в
18851892-одновременно режисс„ром, в 1890-98-руково-дителем школы при
т-ре, в 1898-1904 - директором т-ра. П.-один из лучших характерных швед.
акт„ров реалистич. направления. Играя комедийные и сатирич. роли, он
раскрывал обществ, природу комического в характерах своих персонажей,
социальную и нравств. противоестественность их поступков. Таковы его
Полоний ("Гамлет"), Городничий; Стенсгор ("Союз молод„жи" Ибсена),
Мальволио ("Двенадцатая ночь"). Среди значит, ролей П. также - Скапен;
Оргон ("Тартюф"), Фигаро; Энгстранд ("Привидения"), Эрих Лейонхувид
("Последний рыцарь" Стринд-берга), Альфред Дулитл ("Пигмалион" Шоу).
Лучшая работа П.- образ Сирано де Бержерака (о. п. Рост а-на),
исполненный страстного гуманизма и жизнелюбия. Плодом многолетней
театроведч. деятельности П. явился труд "Шведский театр" ("Svenska
teatern",
bd l-8, Stockh., 1913-27), содержащий большой фактич. материал.
Лит.: Nordensvan G., Svensk teater och svenska skadespelare..., deel
2, Stockholm, 1918; L a u r i n C. G., Ros och ris. Fran Stockholms
teatrar. 1903-1913, Stockholm, 1913. Вл. M.
ПЕРТИЛЕ (Pertile), Аурелиано (9. X 1.1885-l 1.1. 1952) - итал. артист
оперы (тенор). Пению обучался в Падуе и Милане. В 1911 дебютировал на
оперной сцене в Виченце в партии Лионеля ("Марта" Флото-ва). С успехом
выступал в т-рах Турина, Неаполя,Венеции, Милана (с 1916 -в "Ла Скала",
преим. под рук. А. Тосканини) и др. городов Италии. Гастролировал в
Буэнос-Айресе, Нью-Йорке. В 1946 оставил сцену, посвятив себя педагогич.
деятельности.
Один из лучших оперных певцов 20 в., П. выработал высокую вок.
технику, богатство тембровых красок. Наиболее близки П. были драматич.
партии: Манрико ("Трубадур"), Отелло (о. п. Верди), Радамес. Среди
лирич. партий: Фауст ("Мефистофель" Бойто), Ло-энгрин.
Партии: Поллион ("Норма"), Ричард, Альваро ("Бал-маскарад", "Сила
судьбы" Верди), Эдгар ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Альфред, Хозе.
Герцог, Кава рад осей, Рудольф; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Осака.
Турриду ("Ирис", "Сельская честь" Масканьи), Фра-Дьяволо (о. п. Обера),
Страницы: «« « 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |