Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 » »» Тегеране в 1906. В 1914-18 в Иране гастролировали сев.-азерб. и рус. артисты. В это же время было переведено и пост. на перс. сцене много азерб. муз. комедий и драм: "Аршин мал алан" и "Асли и Керем", "Мешеди Ибад" Гаджибекова и др. При поддержке меценатов создано первое театральное акционерное об-во "Фарханг" ("Культура") в Тегеране, при к-ром работала труппа, ставившая злободневные пьесы. Затем был создан Нац. т-р, в 1917- т-р "Иранская комедия", использующий опыт европ. т-ра. Большое значение в создании этих двух нац. т-ров имела деятельность акт„ра Сейед Али Насра. Т-р "Иранская комедия" подготовил первых актрис (ранее женские роли исполняли мужчины). В 1923 композитор Али Наги Вазири организовал труппу, исполнявшую отрывки из опер и оперетт в гг. Тегеране, Реште, Пехлеви и др. В 1925 под рук. акт„ра Мохаммеда Захироддина был основан т-р "Ко-медийе ахван" ("Комедия братьев"), где выступали акт„ры: Хасан Сияси, Махмуд Илахи, Рафи, Халати, Лоретта и др. В 1926 в Тегеране был организован театр.-муз. клуб "Джамеэйе барбад", спектакли к-рого оформляли первые театр. художники С. Керманшахи, Халати, Садри и др. Затем клуб был реорганизован в Нац. т-р, к-рый ставил пьесы, основанные на фольклорном материале. В начале 30-х гг. Керманшахи организовал Театр-студию в Тегеране, где впервые в Иране применил вращающуюся сцену. Студия Керманшахи стала центром передового перс. театр. иск-ва, школой акт„рского мастерства. В эти же годы получают дальнейшее развитие провинциальные т-ры городов Решта, Мешхеда, Исфахана, Хамадана и др. По мере развития нац. т-ра росла потребность в нац. драматургии. Иран. драматурги создают патриотич. пьесы из прошлого своей страны: "Надир-шах Афшар", "Шах Аббас Кабир" Рахим-заде Сафави, "Арусе сасан" Реза Кемалъ (Шахр-заде) и др. Популярность получили комедии на социально-бытовые темы: "Джиджак Али-шах" Забиха Бехзаде (1926), "Джафар-хан приехал из Европы" Хасана Могдама (1926), "Нищее дитя" Эшки (1922), "Недоверчивый муж" Везири и др. Значит, место занимали инсценировки нар. романов: "Лейли и Медж-нун", "Юсуф и Зулейха", "Хосров и Ширин", "Сулей-ман и Бельгис" и др. i В период 1942-49, когда репрессии в Иране были ослаблены, из тюрем и ссылок возвратились многие прогрессивные театр. деятели, наметился нек-рый подъем театр. иск-ва. Возобновили свою деятельность т-ры в столице и провинциях. В Тегеране возникло Акционерное об-во акт„ров, к-рое основало т-ры "Хонар", "Гоухар", "Театре кешвар". А. Нушин, один из активных театр. деятелей, организовал в Тегеране т-р "Фарханг" (позднее наз. "Фирдоуси", затем "Саади"). В период разгула реакции 30-х гг. деятельность Ну-шина способствовала утверждению прогрессивных тенденций в П. т. ид. В работе Иран. т-ров принимали участие члены Нар. партии. Их деятельность способствовала творч. росту театр. коллективов. Впервые в истории Иран. т-ра была осуществлена пост. пьес из жизни рабочих ("Ранний петух" Ну-шина и др.), на социально-политич. темы ("Мардом" Нушина, "За родину" Реза Азарахши, "Падение кабинета" Амини, "Свобода по поручительству" и др.). Ставились также пьесы историч. и бытовые ("Атабек Азам" и "Амир Кебир" Джаннати, "Срочная женитьба" Хасана Херадманда, "Развод" Хасан Али Насра и др.). Сначала 1949 прогрессивные театр. деятели и организации вновь подвергались репрессиям, была запрещена Нар. партия и установлена строгая цензура. Многие т-ры закрылись, в 1953 в Тегеране сгорел лучший т-р страны "Саади". Театр. иск-во Ирана с 50-х гг. пришло в упадок. В 60-е гг.Иране существуют частные т-ры: в Тегеране - "Бар-бад", "Тегеран" и др.; в Мешхеде-"Нац. т-р"; в Исфахане - "Сепахан"; в Хамадане - "Буали" и др. С 1952 в Тегеране выходит журн. "Театр" (с 1958- "Театральный журнал"). Лит.: Бертельс Е.Э., Персидский театр. Л., 1924; Комиссаров Д. С., Очерк совр. персидской прозы, М., 1960;ФекриГ., Тарихчейе сийопандж салейе театре Иран (30-летняя история иранского театра), "Салнамейе Парс", Тегеран, 1947; Абульгасем Джаннати Атаи, Бонйаде немайеш дар Иран (Создание театра в Иране), Тегеран, 1955. X. К.-О. ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо) - действующее лицо пьесы, романа, сценария и др. художеств. произведений. ПЕРСОННЕ (Personne), Нильс (15.1. 1850-16.VL 1928)-швед. акт„р, театровед, педагог. В 1876 окончил Упсальский ун-т. В том же году дебютировал в Драм. т-ре (Стокгольм), где был акт„ром до 1921, а в 18851892-одновременно режисс„ром, в 1890-98-руково-дителем школы при т-ре, в 1898-1904 - директором т-ра. П.-один из лучших характерных швед. акт„ров реалистич. направления. Играя комедийные и сатирич. роли, он раскрывал обществ, природу комического в характерах своих персонажей, социальную и нравств. противоестественность их поступков. Таковы его Полоний ("Гамлет"), Городничий; Стенсгор ("Союз молод„жи" Ибсена), Мальволио ("Двенадцатая ночь"). Среди значит, ролей П. также - Скапен; Оргон ("Тартюф"), Фигаро; Энгстранд ("Привидения"), Эрих Лейонхувид ("Последний рыцарь" Стринд-берга), Альфред Дулитл ("Пигмалион" Шоу). Лучшая работа П.- образ Сирано де Бержерака (о. п. Рост а-на), исполненный страстного гуманизма и жизнелюбия. Плодом многолетней театроведч. деятельности П. явился труд "Шведский театр" ("Svenska teatern", bd l-8, Stockh., 1913-27), содержащий большой фактич. материал. Лит.: Nordensvan G., Svensk teater och svenska skadespelare..., deel 2, Stockholm, 1918; L a u r i n C. G., Ros och ris. Fran Stockholms teatrar. 1903-1913, Stockholm, 1913. Вл. M. ПЕРТИЛЕ (Pertile), Аурелиано (9. X 1.1885-l 1.1. 1952) - итал. артист оперы (тенор). Пению обучался в Падуе и Милане. В 1911 дебютировал на оперной сцене в Виченце в партии Лионеля ("Марта" Флото-ва). С успехом выступал в т-рах Турина, Неаполя,Венеции, Милана (с 1916 -в "Ла Скала", преим. под рук. А. Тосканини) и др. городов Италии. Гастролировал в Буэнос-Айресе, Нью-Йорке. В 1946 оставил сцену, посвятив себя педагогич. деятельности. Один из лучших оперных певцов 20 в., П. выработал высокую вок. технику, богатство тембровых красок. Наиболее близки П. были драматич. партии: Манрико ("Трубадур"), Отелло (о. п. Верди), Радамес. Среди лирич. партий: Фауст ("Мефистофель" Бойто), Ло-энгрин. Партии: Поллион ("Норма"), Ричард, Альваро ("Бал-маскарад", "Сила судьбы" Верди), Эдгар ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Альфред, Хозе. Герцог, Кава рад осей, Рудольф; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Осака. Турриду ("Ирис", "Сельская честь" Масканьи), Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Страницы: «« « 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |