|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 » »» образа" ("Из режисс„рских заметок", см. сб. "Мастерство акт„ра", 1935,
с. 331); но он был против перенесения на сцену натуралистической правды,
выступал за правду художественную, театральную (отсюда иронически
красочная игра в его спектакле
"Принцесса Турандот"). В процессе П. стала отч„тливее и активнее
проявляться гражданская позиция сов. акт„ра. Иск-во П. приобрело особую
социальную остроту, выразительность и общественную значимость (Н. П.
Хмел„в в ролях большевика Пеклеванова в "Бронепоезде 14-69", сановника
Каренина в "Анне Карениной", жестокого врага рабочих Николая Скроботова
во "Врагах"; В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой, и др.).
Лит.: СтаниславскийК. С., Собр. соч. в 8 тт., т. 3, М., 1955;
Вахтангов Е., [О мастерстве актера. Режиссерские заметки], в сб.:
Мастерство актера, М., 1935; П о-п о в А. Д., Об искусстве
перевоплощения актера, в сб.: Режиссерское искусство сегодня, М., 1962.
А. Д.
ПЕРЕВЙЩИКОВ, Лазарь Иосифович [р. 9(22).XL 1913] - удм. сов.
драматург. Засл. арт. Удм. АССР (1945). В 1934 окончил Театрально-худ
ожеств. муз. техникум (Ижевск), работал акт„ром. Драматургич.
деятельность начал в 1940 пьесой "Марина" о колх. строительстве. Написал
пьесу "Удмуртская девушка" (1945) об 'Отечеств, войне, "Майоров" (1947,
совм. с И. Г. Гавриловым) об удм. поэте, комедию "Отщепенец" (1951),
историко-революц. драму "Прапорщик Орлов" (1956) и др. (все пьесы П.
пост. Удм. т-ром в Ижевске). Автор либретто первой сов. удм. оперетты
"Любушка" (1957). С 1952 руководил Удм. нар. т-ром при Ижевском дворце
культуры. М. Лифш.
ПЕРЕГбНЕЦ, Александра Федоровна [1896 (1897?)-1944] - рус. сов.
актриса. В 1915 окончила в Петрограде театр. школу под рук. А. П.
Петровского. Начала свою акт„рскую деятельность в Харькове у Н. Н.
Синельникова. Далее работала в Петроградском т-ре миниатюр, в б. Т-ре
Корша(1922-25), в Казанском т-ре, в Ленингр. Большом драм. т-ре, в
Новосибирском т-ре. С 1931 П.- актриса Симферопольского т-ра. Во время
войны осталась в Симферополе, вошла в подпольную группу, в работе к-рой
принимала активное участие. В 1944 группу обнаружили и П. вместе с
другими участниками была расстреляна фашистами.
Лучшие роли: Дездемона; Машенька, Валя ("Машенька", "Страх"), Дунька
("Любовь Яровая"), Настя ("На дне"), Коринкина, Лидия ("Без вины
виноватые", "Бешеные деньги" Островского), Верочка ("Месяц в деревне"
Тургенева).
В 1924 П. снялась в фильме "Аэлитам в роли марсианки Ихошка. П. была
глубокой и сильной драма-тич. актрисой, но играла и комедийные роли,
отличавшиеся изяществом и л„гкостью. Е„ героини, женственные и хрупкие,
всегда были мужественны и сильны духом. Э. К.
ПЕРЕДВИЖНОЙ ТЕАТР - т-р, показывающий спектакли в разл.
территориальных пунктах. Передвижными было большинство нар. т-ров
(представления ср.-ек. странствующих комедиантов и др.). Как особая
форма проф. зрелищного предприятия П. т. создаются в 19 в. во мн.
странах Европы и Америки. В России широкой известностью пользовался
Передвижной т-р Гайдебурова (см. Первый передвижной драматический
театр}.
В Сов. Союзе П. т. обслуживают города, районные центры, не имеющие
своих стационарных т-ров, рабочие пос„лки, колхозы и совхозы (см.
Колхозно-совхозные театры). В годы Отечеств, войны П. т. проводили
большую работу в частях Сов. Армии (см. Фронтовые театры). П. т. разл.
жанров (драматические, муз.-драматич., кукольные) существуют почти во
всех краях, областях, автономных и союзных республиках. К типу П. т.
относятся также мн. рабочие т-ры в капиталистич. странах.
ПЕРЕДВИЖНбй ТЕАТР П. П. ГАЙДЕБУРОВА - см. Первый передвижной
драматический театр.
ПЕРЕДЕЛКА - приспособление иностр. пьес к особенностям быта той
страны, для к-рой предназначается переработанный текст, пут„м
перенесения места действия, изменения им„н действующих лиц и пр. П.
получили распространение в рус.т-ре 18-19 вв.
ПЕРЕЖИВАНИЕ в акт„рском искусстве - способность акт„ра при каждом
исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как
свои собственные. Термин "П." подч„ркивает непосредственность творч.
процесса акт„ра, подлинность его жизни на сцене в предлагаемых автором
обстоятельствах. П. является творч. основой системы К. С.
Станиславского. Добиваясь единства П. и перевоплощения, Станиславский
искал для акт„ра путей к органич. действию на сцене. Он утверждал, что
если акт„р на основе текста драматурга в предлагаемых пьесой
обстоятельствах будет "логично, последовательно, по-человечески" мыслить
и действовать на сцене, он неизбежно начн„т жить чувствами своего героя.
"На нашем языке это называется: переживать роль", - писал Станиславский
(Собр. соч., т. 2, 1954, стр. 25). См. Станиславского система, Искусство
акт„ра. Н. Гор. ПЕРЕПЕЛЬСКИЙ - см. Некрасов, Н. А. ПЕРЕС ГАЛЬДОС (Perez
Gal dos), Бенито (10. V. 1843-4.1.1920) - исп. писатель, драматург.
Представитель критич. реализма в исп. лит-ре. Лит. деятельность начал в
1870. С 1892 работал в области драматургии. Написал 22 пьесы на
социально-бытовые и исторические сюжеты. В драмах "Действительность"
(1892, театр Комедии, Мадрид), "Герцогиня де Сан-Кинтин" (1894, там же),
"Донья Перфекта" (1896, там же) П. Г. отразил распад феодального
общества, рост капиталистич. отношений в Испании, религиозный фанатизм.
Для более поздних пьес П. Г.-- "Электра" (1901, т-р "Эспаньоль",
Мадрид), "Дед" (1904, там же), "Кассандра" (1910, там же)-характерны
широта охвата жизни, острая социальная направленность, антиклерикальный
пафос, мастерство психологич. анализа. В драм. произв. "Селия в аду"
(1913, там же), "Сестра Симона" (1915, Т-р инфанты Изабеллы) проявилось
снижение критико-реалистич. устремлений П. Г. под влиянием
либерально-реформистских идей. Драматургия П. Г. пользовалась поддержкой
демократич. кругов Испании. Премьера "Электры", рассказывающей о
девушке, восстающей против монастырского заточения, стала выдающимся
обществ, событием, вызвала массовые манифестации в адрес политич. и
церковной реакции.
В пьесах П. Г. выразился протест против упадочнич. драматургии т. н.
"поколения 1898 года", возникшей после поражения Испании в войне с Сев.
Америкой. В драмах "Электра" и "Кассандра" сильна критика бегства от
жизни, философии мистицизма.
С о ч: Obras completas, v. 1-6, Madrid, 1950-54. Лит.: Bueno M.,
Teatro espanol contemporaneo, Madrid, 1909; A 1 a s L. (Clarin), Galdos,
Obras completas, v. 1. Madrid, 1912, С h о п о п В e r k o v i t z Н.,
Страницы: «« « 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |