Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756   1757  1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767  » »»

образа" ("Из режисс„рских заметок", см. сб. "Мастерство  акт„ра",  1935,
с. 331); но он был против перенесения на сцену натуралистической правды,
выступал  за  правду  художественную,  театральную  (отсюда   иронически
красочная игра в его спектакле
   "Принцесса Турандот"). В процессе  П.  стала  отч„тливее  и  активнее
проявляться гражданская позиция сов. акт„ра. Иск-во П. приобрело  особую
социальную остроту, выразительность и  общественную  значимость  (Н.  П.
Хмел„в в ролях большевика Пеклеванова в "Бронепоезде  14-69",  сановника
Каренина в "Анне Карениной", жестокого врага рабочих Николая  Скроботова
во "Врагах"; В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой, и др.).
   Лит.: СтаниславскийК. С., Собр.  соч.  в  8  тт.,  т.  3,  М.,  1955;
Вахтангов Е.,  [О  мастерстве  актера.  Режиссерские  заметки],  в  сб.:
Мастерство  актера,  М.,  1935;  П  о-п  о  в  А.   Д.,   Об   искусстве
перевоплощения актера, в сб.: Режиссерское искусство сегодня, М.,  1962.
А. Д.
   ПЕРЕВЙЩИКОВ,  Лазарь  Иосифович  [р.  9(22).XL  1913]  -  удм.   сов.
драматург. Засл. арт. Удм. АССР (1945). В  1934  окончил  Театрально-худ
ожеств.  муз.   техникум   (Ижевск),   работал   акт„ром.   Драматургич.
деятельность начал в 1940 пьесой "Марина" о колх. строительстве. Написал
пьесу "Удмуртская девушка" (1945) об 'Отечеств, войне, "Майоров"  (1947,
совм. с И. Г. Гавриловым) об удм.  поэте,  комедию  "Отщепенец"  (1951),
историко-революц. драму "Прапорщик Орлов" (1956) и  др.  (все  пьесы  П.
пост. Удм. т-ром в Ижевске). Автор либретто первой  сов.  удм.  оперетты
"Любушка" (1957). С 1952 руководил Удм. нар. т-ром при  Ижевском  дворце
культуры. М. Лифш.
   ПЕРЕГбНЕЦ, Александра  Федоровна  [1896  (1897?)-1944]  -  рус.  сов.
актриса. В 1915 окончила в  Петрограде  театр.  школу  под  рук.  А.  П.
Петровского. Начала свою акт„рскую  деятельность  в  Харькове  у  Н.  Н.
Синельникова. Далее работала в Петроградском т-ре миниатюр,  в  б.  Т-ре
Корша(1922-25), в Казанском т-ре,  в  Ленингр.  Большом  драм.  т-ре,  в
Новосибирском т-ре. С 1931 П.- актриса Симферопольского т-ра.  Во  время
войны осталась в Симферополе, вошла в подпольную группу, в работе  к-рой
принимала активное участие. В 1944  группу  обнаружили  и  П.  вместе  с
другими участниками была расстреляна фашистами.
   Лучшие роли: Дездемона; Машенька, Валя ("Машенька", "Страх"),  Дунька
("Любовь  Яровая"),  Настя  ("На  дне"),  Коринкина,  Лидия  ("Без  вины
виноватые", "Бешеные деньги" Островского), Верочка  ("Месяц  в  деревне"
Тургенева).
   В 1924 П. снялась в фильме "Аэлитам в роли марсианки Ихошка. П.  была
глубокой и сильной драма-тич. актрисой, но  играла  и  комедийные  роли,
отличавшиеся изяществом и л„гкостью. Е„ героини, женственные и  хрупкие,
всегда были мужественны и сильны духом. Э. К.
   ПЕРЕДВИЖНОЙ   ТЕАТР   -   т-р,   показывающий   спектакли   в   разл.
территориальных  пунктах.  Передвижными  было  большинство  нар.   т-ров
(представления ср.-ек. странствующих  комедиантов  и  др.).  Как  особая
форма проф. зрелищного предприятия П.  т.  создаются  в  19  в.  во  мн.
странах Европы и Америки.  В  России  широкой  известностью  пользовался
Передвижной  т-р  Гайдебурова  (см.  Первый  передвижной   драматический
театр}.
   В Сов. Союзе П. т. обслуживают города, районные  центры,  не  имеющие
своих стационарных  т-ров,  рабочие  пос„лки,  колхозы  и  совхозы  (см.
Колхозно-совхозные театры). В  годы  Отечеств,  войны  П.  т.  проводили
большую работу в частях Сов. Армии (см. Фронтовые театры). П.  т.  разл.
жанров (драматические, муз.-драматич., кукольные)  существуют  почти  во
всех краях, областях, автономных и союзных республиках.  К  типу  П.  т.
относятся также мн. рабочие т-ры в капиталистич. странах.
   ПЕРЕДВИЖНбй  ТЕАТР  П.  П.  ГАЙДЕБУРОВА  -  см.  Первый   передвижной
драматический театр.
   ПЕРЕДЕЛКА - приспособление  иностр.  пьес  к  особенностям  быта  той
страны,  для   к-рой   предназначается   переработанный   текст,   пут„м
перенесения места действия, изменения им„н  действующих  лиц  и  пр.  П.
получили распространение в рус.т-ре 18-19 вв.
   ПЕРЕЖИВАНИЕ в акт„рском искусстве -  способность  акт„ра  при  каждом
исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа,  как
свои собственные. Термин  "П."  подч„ркивает  непосредственность  творч.
процесса акт„ра, подлинность его жизни на сцене в  предлагаемых  автором
обстоятельствах.   П.   является   творч.   основой   системы   К.    С.
Станиславского. Добиваясь единства П.  и  перевоплощения,  Станиславский
искал для акт„ра путей к органич. действию на сцене. Он  утверждал,  что
если  акт„р  на  основе  текста   драматурга   в   предлагаемых   пьесой
обстоятельствах будет "логично, последовательно, по-человечески" мыслить
и действовать на сцене, он неизбежно начн„т жить чувствами своего героя.
"На нашем языке это называется: переживать роль", - писал  Станиславский
(Собр. соч., т. 2, 1954, стр. 25). См. Станиславского система, Искусство
акт„ра. Н. Гор. ПЕРЕПЕЛЬСКИЙ - см. Некрасов, Н. А. ПЕРЕС ГАЛЬДОС  (Perez
Gal dos), Бенито (10. V.  1843-4.1.1920)  -  исп.  писатель,  драматург.
Представитель критич. реализма в исп. лит-ре. Лит. деятельность начал  в
1870. С  1892  работал  в  области  драматургии.  Написал  22  пьесы  на
социально-бытовые и исторические  сюжеты.  В  драмах  "Действительность"
(1892, театр Комедии, Мадрид), "Герцогиня де Сан-Кинтин" (1894, там же),
"Донья Перфекта"  (1896,  там  же)  П.  Г.  отразил  распад  феодального
общества, рост капиталистич. отношений в Испании, религиозный  фанатизм.
Для более  поздних  пьес  П.  Г.--  "Электра"  (1901,  т-р  "Эспаньоль",
Мадрид), "Дед" (1904, там же),  "Кассандра"  (1910,  там  же)-характерны
широта охвата жизни, острая социальная направленность,  антиклерикальный
пафос, мастерство психологич. анализа. В драм.  произв.  "Селия  в  аду"
(1913, там же), "Сестра Симона" (1915, Т-р инфанты Изабеллы)  проявилось
снижение   критико-реалистич.   устремлений   П.   Г.    под    влиянием
либерально-реформистских идей. Драматургия П. Г. пользовалась поддержкой
демократич.  кругов  Испании.  Премьера  "Электры",   рассказывающей   о
девушке, восстающей против  монастырского  заточения,  стала  выдающимся
обществ, событием, вызвала массовые  манифестации  в  адрес  политич.  и
церковной реакции.
   В пьесах П. Г. выразился протест против упадочнич. драматургии т.  н.
"поколения 1898 года", возникшей после поражения Испании в войне с  Сев.
Америкой. В драмах "Электра" и "Кассандра"  сильна  критика  бегства  от
жизни, философии мистицизма.
   С о ч: Obras completas, v. 1-6,  Madrid,  1950-54.  Лит.:  Bueno  M.,
Teatro espanol contemporaneo, Madrid, 1909; A 1 a s L. (Clarin), Galdos,
Obras completas, v. 1. Madrid, 1912, С h о п о п В e r k o v i t  z  Н.,

Страницы: «« « 1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756   1757  1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия