Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747   1748   1749  1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759  » »»

   В 1962 П. пост. "Грозу" (совм. с М. Н. Гладковым).
   Соч.: Моя работа над ролью, М., 1934; Искусство  актрисы,  М.,  1954;
Ступени творчества, М., 1964.
   Лит.: Дуры лин С., Вера Николаевна Пашенная, М.-Л., 1946; К л и н ч и
н А., В. Н. Пашенная в роли Вассы  Железновой  (к  50-летию  сценической
деятельности), в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956.
   Л. Ход.
   ПАШКЕВИЧ  (псевдоним  -Т„тка),  Алоиза  Степановна  (3.VI   1.1876-5.
II.1916) - белорус. поэтесса, сподвижница Я. Купалы и Я. Коласа. Изучала
белорус. нар. т-р Батлей ку. С 1910 периодически  участвовала  в  работе
"Первой  белорус.  труппы"  под  рук.  И.  Буйницкого,   выступала   как
декламатор и драм. актриса (роль Настули в пьесе  "В  зимний  вечер"  по
повести Э. Ожешко и др.).
   Лит.: А р а б е и Л., Ц„тка [Ала?за  Пашкев?ч],  М?нск,  1956;  Няф„д
Ул., Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959.
   Люд. Ш.
   ПАШКЕВИЧ, Василий Алексеевич  (ок.  1742  -  9(20).III.1797)  -  рус.
композитор, скрипач, дириж„р и  педагог.  В  173-89-скрипач  придворного
оркестра, с 1789 - дириж„р бального оркестра  при  дворе  в  Петербурге.
Одновременно (1780-83) руководил оркестром в петерб. "Вольном российском
т-ре", преподавал игру на скрипке. П.-  один  из  создателей  рус.  нац.
оперы. В его  произв.  отч„тливо  определились  характерные  черты  рус.
оперного иск-ва 18 в.: демократизм, связь  с  нар.  песенностью,  живая,
реалистич. обрисовка рус. быта. Комич. оперы П. на тексты Я. Б. Княжнина
- "Несчастье от кареты" (1779)  и  "Скупой"?  (ок.  1782)  -  отличаются
сатирич.  направленностью  и  антикреп  остнич.   тенденцией.   В   муз.
драматургии П. значит, место занимают ансамбли. Монолог  Скупого  в  его
одноим. опере  -  первый  в  истории  рус.  музыки  законченный  образец
драматич. сцены,  построенный  на  свободном  чередовании  речитатива  и
мелодич. пения. П. создал первую рус.  сказочную  оперу  "Февей"  (1786;
текст Екатерины II, стихи В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и др.);
написал к драм. представлению "Начальное управление Олега" женские  хоры
в 3-м действии, поэтически  отображающие  нар.  свадебный  обряд  (1790;
текст Екатерины II, увертюра и антракты написаны К. Каноббио, муз.  5-го
действия Дж. Сарти); сочинил комич. оперу  "Федул  с  детьми"  (совм.  с
комп.   В.   Мартин-и-Солер,    1791);    переработал    комич.    оперу
"Санктпетербургский Гостиный двор" Матинского (пост. 1792 под  назв."Как
пожив„шь, так и прослыв„шь").
   Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в  России  с  древнейших
времен до конца XVIII века,  т.  2,  М.-Л.,  1929;  Келдыш  Ю.,  История
русской музыки, ч. 1, М.-Л., 1948. См. также лит. при ст. Матинский М.А.
ПАЩЕНКО, Андрей Филиппович [p.3(15).VIII. 1885] - рус. сов.  композитор.
Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по
классу композиции проф. М. О. Штейнберга. П.- автор одной из первых сов.
опер - "Орлиный бунт" ("Пугач„вщина") о крестьянской войне 18 в.  (1925,
Ленингр.  т-р  оперы  и  балета).  В  дальнейшем  написал  оперы:  "Царь
Максимилиан" (на собств. либр. по  мотивам  одноим.  нар.  драмы;  1929,
Ленингр. акад.  капелла),  "Ч„рный  яр"  (1931,  Ленингр.  т-р  оперы  и
балета), "Помпадуры" (по произв. "Помпадуры  и  помпадурши"  и  "История
одного города" Салтыкова-Щедрина; 1939,  Ленингр.  Малый  оперный  т-р),
"Молодая гвардия" (по о. п. Фадеева; 1947,  Ансамбль  сов.  оперы  ВТО),
"Свадьба Кречинского" (по о. п. Су-хово-Кобылина; 1949,  Ленингр.  Малый
оперный т-р), "Шут  Балакирев"  (соч.  1949),  "Горячие  сердца"  (1954,
Ансамбль сов.  оперы  ВТО),  "Игрок"  (2-я  ред.,  соч.  1955)  и  балет
"Весенний  гул"  (соч.  1926).  Автор  ораторий  и  кантат,  вошедших  в
репертуар Ленингр. акад. капеллы, и музыки к драм. спектаклям,  а  также
соч.  в  др.  жанрах.  В  своих  операх  П.  уделяет  внимание   сочному
бытописанию, острой социальной сатире.
   Лит.: К р e м л e в Ю., О творчестве А. Пащенко, "Сов. музыка", 1936,
ј 9; M e и л и х Е., Старейший ленинградский композитор А. Пащенко,  там
же, 1957, J8; его же, А. Ф. Пащенко, Л., 1960; Малый оперный театр,  Л.,
1961, с. 71-73, 88-91. А. Ив.
   ПАЭГЛЕ, Леон  Мартынович  [29.V(10.VI).1890  -  28.1.1926]  -  латыш,
писатель, поэт, драматург.  Чл.  Коммунистической  партии  с  1917.  Сын
кузнеца. Работал учителем, был видным обществ,  деятелем.  Писал  драмы,
поев. рабочему рево-люц. движению в Латвии:
   "Воскресение" (1919, Рабочий т-р Сов. Латвии), "Улица" (пост. в  20-х
гг. в кружках самодеятельности Риги). Автор пьес  "Огненная  птица"  (по
мотивам латыш, фольклора, там же), "Палка  из  мешка"  (1927,  Елгавский
латыш, т-р); историч., сказочных  пьес  "Боги  и  люди"  (1915,  Рижский
латыш, т-р), "Лица веков" (1921, массовый спектакль, пост. на  празднике
культуры).
   С о ч.: Kopoti raksti, [t. I]-V, Riga, 1956-58 (t. IIDra-maturgiJa).
   Лит.: Очерк истории латышской советской лит-ры, Рига, 1957,  с.  534;
Latviesu literaturas vesture, sej. 5, Riga, 1959,  1.  393-419;  Atminas
par Leonu Paegli, Riga, 1961. A. В.
   ПАЯЦ (итал. pagliaccio)- 1) Комич.  персонаж  старинного  нар.  итал.
т-ра. Встречался среди персонажей итал.  комедии  дель  арте  16-17  вв.
Неловкий,  неот„санный  парень,  слуга  Панталоне,  он  смешил  зрителей
проявлением глупости, упрямства, легкомыслия  и  трусости.  Был  одет  в
широкую, мешковатую одежду с большими пуговицами, носил  белую  шляпу  и
маску. Некоторыми чертами П. близок франц. Пьеро. 2)  В  широком  смысле
слова - шут, клоун.
   "ПАЯЦЫ" ("I Pagliacci")- опера Р. Леонкавалло, его же либр. Пост.  21
мая 1892, т-р "Даль Верме", Милан (дириж„р Тосканини; Тонио - Морель,  в
др. ролях - Жиро, Руссель, Стела). Опера обошла т-ры всего мира.
   В России впервые пост. 11 нояб. 1893, Большой  т-р  (Канио  -  Кошиц,
Недда - Фострем, Тонио - Пинья-лоза, Пеппе - Украинцев, Сильвио -Верже).
23 нояб. 1893, Мариинский т-р (пер.  Н.  Спасского,  дириж„р  Направник,
худ. Андреев; Канио - Фигнер, Недда-М. Фигнер, Тонио - Чернов,  Пеппе  -
Карелин, Сильвио-Яковлев).
   На сов. сцене пост. 23 февр. 1923, Оперный  т-р  Зимина  (дириж„р  Ба
гриновский,  реж.  Просторов;  Недда  -  Павловская,  Канио  -  Матвеев,
ТониоБочаров, Пеппе -  Остроумов,  Сильвио  -  Хохлов).  1  нояб.  1923,
Большой т-р (дириж„р Домашевич, реж. Нардов, худ. Сапегин; Канио -  Озе"
ров, Недда - Барсова, Тонио - Политковский, Пеппе  -  Эрнст,  Сильвио  -
Минеев, Андреа - Малышев). 1929, Ле-яигр. т-р оперы  и  балета  (дириж„р
Похитонов,  реж.  Дво-рищев,  художники  Андреев  и  Пономар„в).   1940,
Ансамбль  оперы  под  рук.  И.  С.  Козловского,  концертное  исполнение
(дириж„р Орлов, пост. Остроумова,  художники  Гальперина  и  Сперанская;

Страницы: «« « 1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747   1748   1749  1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия