Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743  1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753  » »»

отражающих совр. жизнь, К этому периоду творчества П. относятся повесть
   "Высокочтимые попрошайки" (1881), комедия "Дядя  Багдасар"  (1886)  и
др.Эти произв., отмеченные сатирич. остротой,  яркой  художественностью,
демократич. идеями, принесли П. славу. В своих пьесах П. выступал против
частнособственнич.  порядков,  зло  высмеивал  "патриархальные"   нравы,
хищничество власть  имущих,  низкопоклонство  мещан,  слепое  подражание
франц. быту, банкротство бурж. морали. Пьесы П. получили долгую  сценич.
жизнь. Персонажи этих пьес (дядя  Багдасар,  Абисогом-ага,  Манук-ага  и
др.)  отличаются  силой  художеств.  обобщения,   яркостью   психологич.
характеристик.  Используя  лучшие  традиции   античных   и   зап.-европ.
комедиографов  (Аристофана,  Мольера,  Гольд  они  и  др.),  П.   создал
самобытные произв. нац. драматургии, отразившие современную  ему  жизнь,
достоверно и многообразно, в самых сложных е„ проявлениях. С 90-х гг. 19
в. его комедии были поставлены армянскими  театрами  всего  мира.  "Дядя
Багдасар",  "Высокочтимые  попрошайки",  "Восточный  дантист",  "Льстец"
сохраняются  в  репертуаре  сов.   т-ров   (т-ры   им.   Г.   Сундукяна,
Ленинаканский, Бакинский  и  др.  арм.  т-ры).  Пьесы  П.  шли  на  рус.
(Москва), укр. (Киев, Львов), арабской (Алеп), турецкой (Стамбул) и  др.
сценах. Драматургия П. стала школой акт„рского мастерства, в его  пьесах
выступали выдающиеся арм. акт„ры: А. Вруйр, О. Зари-фян, О.  Абелян,  А.
Хачанян, Ц. Америкян, Г. Нер-сесян  (роль  дяди  Багдасара).  Его  пьесы
ставили реж. Р. Симонов, Л. Калантар, В. Аджемян и др.
   Соч.: Дядя Багдасар, пер. с арм.,М., 1937, М.-Л., 1940;
   Избранное, М., 1950; Полное собр. соч., т. 1-11, Ереван, 1931-48  (на
арм. яз.); Собр. соч. в 10 томах, т. 1, Ереван, 1962.
   Лит.: Степанян Г. X., Акоп  Паронян,  Ереван,  1964;  его  же,  Очерк
истории западно-арм. театра, т. 1, Ереван, 1962 (на арм. яз.). Г. Т.-С.
   "ПАРСИФАЛЬ"   ("Parsifal")-   опера-мистерия   Р.   Ваг-пера,   либр.
композитора по эпич. поэме Вольфрама фон Эшенбаха. Пост. 26 июля 1882  в
Байр„йте (дириж„р- Леви;
   Амфортас -  Рейхман,  Титурель  -  Киндерман,  Гурне-манц  -  Скариа,
Парсифаль - Винкельман, Клингзор - Хилл, Кундри - Матерна). В 1903 пост.
в Нью-Йорке (на нем. яз.), в 1904 - в Бостоне, в 1905 - в Амстердаме (на
нем. яз.) В 1914 пост. в Берлине, Праге, Будапеште, Риме, Мадриде, Вене,
Лондоне, Дрездене, Париже и др.
   В России впервые пост. 21 дек. 1913 в Петербурге, в Большом т-ре Нар.
дома (Парсифаль -  Куклин,  Кундри  -  Литвин,  Гурнеманц  -  Селиванов,
Амфортас -Григоров, Клингзор - Ильин); в 1914 -  в  Петрограде,  в  т-ре
Муа. драмы (пер. Коломийцова, дириж„р Шнеефогт,  пост.  Лапицкого,  худ.
Плачек; Парсифаль - Каншин, Кундри -  Веселов-ская,  Клингзор  -  Левин,
Амфортас - Мозжухин, Титурель - Гуляев).
   Издания: "П.", партитура, Mainz, B. Schott's Sohne, [s. а.];  клавир,
рус. перевод  Be.  Чешихина,  М.,  Юргенсон,  [1898];  рус.  перевод  В.
Коломийцова, М., Юргенсон, [б. г.]. Я. Гр.
   ПАРСОВ ТЕАТР, театр парсов (парсы  -  население  Индии,  исповедующее
зороастризм),- принятое в Индии назв. группы коммерч.  театр.  компаний.
Первая компания - "Ориентал тиэтрикал ком-пани" была организована парсом
Патонджи Фрамд-жи в 70-х гг. 19 в. в Бомбее. Вслед за  ней  появились  и
др. театр. труппы ("Алфред тиэтрикал компании, "Джубили компани" и др.).
Репертуар этих трупп состоял из низкопробных мелодрам,  авторами  к-рых,
как правило, были сами  владельцы  компаний.  Нередко  они  же  являлись
режисс„рами  и  исполнителями  гл.  ролей.  Каждая   труппа   стремилась
превзойти своего конкурента пышностью  декораций,  богатством  костюмов,
демонстрацией чудес и трюков. П. т.  ставил  и  пьесы  на  сюжеты  эпич.
сказаний "Рамаяны" и "Махабхараты".  Иногда  для  этих  театр.  компаний
писали пьесы  известные  инд.  драматурги  -  Ага  Хашр  Кашмири  и  др.
Просуществовав ок. 50  лет,  П.  т.  прекратил  сво„  существование,  не
выдержав конкуренции с зарождавшейся в нач. 20 в. инд. кинематографией.
   Лит.: Литературы Индии. Сб. статей, М.,1958, с. 125-29. Мел. Б.
   ПАРТЕР (франц. parterre, от par - по и terre  -  земля)  втеатральном
здании - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей.  Ранняя
форма П.- центральная полукруглая площадка с рядами мест  в  др.-римском
т-ре. П., окруж„нный ярусами лож, впервые появился в Италии в нач. 17 в.
П. первоначально предназначался для зрителей низших классов и  мест  для
сидения не имел.  Впоследствии  в  н„м  появились  места  для  зрителей,
передняя часть его предназначалась для  знати.  В  совр.  П.  места  для
зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются
поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам  из  зрительного
зала.  П.  может  иметь  разнообразную  форму  в  зависимости  от  формы
зрительного зала. Для лучшей видимости пол П. обычно повышается от сцены
к задним рядам. Уровень передней части пола П. на 1-1,1 м ниже  планшета
сцены и на столько же выше пола оркестра.
   Лит.: Б а р х и н Г. Б., Архитектура, М., 1947.
   ПАРТИЙНОСТЬ (в театральном искусстве) - выражение  в  произв.  иск-ва
идейной позиции художника, отвечающей интересам обществ. группы, класса,
партии. Последовательно и открыто провозглашаемый принцип  П.  рождается
одновременно  с  возникновением  пролетарской  социалистич.   художеств.
культуры. В. И. Ленин, дав определение принципа П. в  статье  "Партийная
организация и партийная литература" (1905), противопоставил П. лит-ры  и
иск-ва,  открыто  связанных   с   пролетариатом,   становящихся   частью
общепролетарского дела и  потому  истинно  свободных,-  бурж.  лит-ре  и
иск-ву,  к-рые  лицемерно  маскируют  свою  зависимость  от   классового
своекорыстия буржуа. Изобличая мнимую беспартийность бурж. иск-ва, Ленин
приходил к выводу: "Свобода  буржуазного  писателя,  художника,  актрисы
есть лишь замаскированная (или  лицемерно  маскируемая)  зависимость  от
денежного мешка..." (Соч., т. 10, с. 30).
   Принцип П. в иск-ве социалистического реализма  неразрывно  связан  с
принципом  жизненной  правды,  oft   определяет   силу   идейно-эстетич.
воздействия социалистич. иск-ва. Ленин считал, что П. обязывает  "...при
всякой оценке события  прямо  и  открыто  становиться  на  точку  зрения
определенной  общественной  группы"  (там  же,  т.  1,с.  380-81).  Этим
достигается такое раскрытие действительности в произв. иск-ва (в  пьесе,
в спектакле), при к-ром становятся  ясными  социально-классовые  причины
поступков героев. Об этом говорил Ф. Энгельс, указывая, что  достоинство
пьесы "Франц фон Зикинген" Ф. Лассаля в том, что герои в  ней  выступают
как  представители  определ„нных  классов  и  "...черпают  мотивы  своих
действий не в мелочных индивидуальных прихотях,  а  в  том  историческом
потоке, который их несет" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,  т.  29,
с. 492).
   В условиях сов. социалистич. общества, строящего  коммунизм,  принцип

Страницы: «« « 1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743  1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия