Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745   1746  1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756  » »»

службу, занимался  педагогич.  деятельностью,  с  1859  -  драматургией.
Написал пьесы: "Посредник, или  Сват",  "Одна  -  обруч„нная,  другая  -
жена", "Ч„ртова доля", "Лжедруг", "Шутка", "Шушаник"  и  др.  П.  ставил
свои пьесы и переводы в организованном им тифлисском  "Домашнем  театре"
(1859-61). Опираясь на лит. наследие Белинского, П. боролся за  создание
арм.  реалистич.  драматургии,  стремился  приблизить  т-р   к   народу.
Деятельность П. оказала большое влияние на формирование арм. т-ра нового
времени в Закавказье. С. Мел.
   ПАТОРЖЙНСКИЙ, Иван Сергеевич [20.11(3.111). 1896-22.II.1960]  -  укр.
сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1946.
Деп. Верх. Совета УССР 1-3-го созывов. В 1922 окончил  Екатеринославскую
ковсерваторию. В 1925-35 - солист Харьковского т-ра оперы  и  балета,  с
1935  -  киевского  Т-ра  оперы  и  балета  им.   Шевченко.   Крупнейший
представитель укр.  вок.  иск-ва.  Обладал  сильным  и  сочным  голосом,
высокой вок.  техникой,  мастерством  сценич.  перевоплощения.  Исполнял
драматич.  и  комедийные  партии.  Часто  выступал   совм.   с   М.   И.
Литвиненко-Волъгемут,
   Лучшие партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Выборный, Тарас Бульба
("Наталка-Полтавка", "Тарас  Бульба"  Лысенко),  дьяк  Гаврила  ("Богдан
Хмельницкий" Данькевича), Валько ("Молодая гвардия"  Мейтуса),  Сусанин,
Борис Годунов;Кончак, Галицкий  ("Князь  Игорь"),  Мефистофель  ("Фауст"
Гуно), Дон Базилио и др.
   В„л концертную и педагогич.  деятельность  (с  1946-  проф.  Киевской
консерватории).  Гос.  пр.  СССР  (1942).  Лит.:   ЧаговецьВ.,   I.   С.
Паторжинський, Кив, 1946; Кириченко Т. А.,  I.  С.  Паторжинський,  Кив,
1958; Стефанович M., I. С. Паторжинський, Кив, 1960.
   ПАТРЙСИУ (Patricio), Антониу (7.III.1878-4.VI. 19ЭО) - португ.  поэт,
драматург. Один из крупнейших представителей декадентской  символистской
драматургии в Португалии. Его пьесы проникнуты упадочнич.  настроениями,
сознанием безысходного трагизма жизни. Большинство пьес П.  написано  на
историч. сюжеты, но  драматург  не  стремится  передать  смысл  историч.
событий, на их фоне он разрабатывает "вечные) конфликты  любви,  смерти.
Таковы драмы: "Педру жестокий" (1918), "Диниш и Иза-бел" (1919), в к-рой
психологич. конфликт между героями  разрешается  смертью,  "Дон  Жуан  и
маска" - вариант легенды о Дон Жуане, соч. 1924.
   Лит.: R e b e l l o  L.  F.,  Teatro  Moderno:  Caminhos  e  figuras,
Lisboa, 1957; его же. Imagens do teatro contemporaneo, Lisboa, 1961.  З,
Я.
   ПАТТИ (Patti), Аделина  (10.II.1843,  Мадрид,-  27.IX.1919,  Брекнок,
Уэльс)-итал. артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у Э. Барилли,  Э.
Валентини и др. Дебютировала в 1859 на сцене Итал. оперы в  Нью-Йорке  в
партии Лючии ди Ламмермур (о. п. Доницетти). С большим успехом выступала
в  США  и  Европе  (в   т-рах   "Метрополитен-опера",   "Ковент-Гарден",
"Гранд-Опера" и др.). В Италии впервые выступила в 1866  в  Турине  (т-р
"Реджо"), в  1878-79  пела  в  Милане  (т-р  "Ла  Скала")  и  Риме  (т-р
"Аполло"). В 1869-77 неоднократно гастролировала в Петербурге.  С  1897,
оставив сцену, выступала в концертах.
   Выдающаяся оперная певица 19 в., П.  обладала  голосом  необыкновенно
красивого тембра; ее исполнение отличалось  совершенной  вок.  техникой,
редкой музыкальностью. H ачав как блестящая виртуозная певица ("Паганини
пения"), П. в период творч. зрелости проявила себя актрисой,  обладающей
драматич. темпераментом. Среди лучших образов, созданных П.,-  Маргарита
("Фауст") и Виолетта.
   Другие    партии:    Рози-на;    Дездемона,    Нинетта     ("Отелло",
"Сорока-воровка"  Россини),  Амина,  Эльвира  ("Сомнамбула",  "Пуритане"
Беллини), 'Адина, Норина, Мари  ("Любовный  напиток",  "Дон  Па-скуале",
"Дочь полка" Доницетти),  Аида,  Джильда;  Эльвира,  Леонора  ("Эрнани",
"Трубадур" Верди), Церлина ("Дон Жуан"  Моцарта).  Джульетта  ("Ромео  и
Джульетта" Гуно), Валентина ("Гугеноты"), Лакме.
   Лит.: Strakosch M., Memoires d'un impresario. Р., 1886; Klein H., The
reign of Patti, L.,  1920;  G  а  га  E.,  Il  centenario  della  Patti,
"Lettura", 1943, marzo. Св. Г.
   ПАУЛАИ (Paulay), Эде (1836-94) -  вент.  режисс„р.  Окончил  духовную
семинарию, но отр„кся от церковного сана. В 1860-63 - акт„р Нац. т-ра г.
Клуже (Коложвар); в 1683 - режисс„р,  а  затем  гл.  реж.  Нац.  т-ра  в
Будапеште; с 1878 - директор этого т-ра. П. первый в венг. т-ре выдвинул
требование  глубокой   психологич.   разработки   образов,   слаженности
акт„рского ансамбля,  верного  воссоздания  историч.  обстановки.  Пост.
впервые в Венгрии "Кукольный дом" и "Столпы общества"  Ибсена,  из  рус.
драматургии - "Ревизор" (1876). П. вв„л в репертуар Нац. т-ра  отечеств,
классич. драматургию:
   "Трагедия  человека"  Мадача  (1878),  "Чонгор  и  Тюнде"  В„р„шмарти
(1881),  "Банк-бан"  Катоны  (сезон  1883-  1884),  "Философ"  Бешшеньеи
(1881),  "Ирене",  "Дом  Дардаи"  К.   Кишфалуди;   произведения   венг.
драматурга К. Чики ("Дармоеды", 1880, "Пузыри", 1880, и др.).
   П. в„л педагогич. работу в Будапештской театр.  академии;  среди  его
учеников М. Ясаи, разрабатывал теорию сценич. иск-ва, автор  пособий  по
акт„рскому мастерству.
   Соч.: A szineszet elmelete, Bdp., 1871. Лит.: Pukanszkyne Kadar J., A
nemzeti szinhaz szazeves tortenete, kot. 1, Bdp., 1940. А. Гер.
   ПАУЛИ  (Pauly;  наст.  фам.-П  о  л  л  а  к;  Pollale),   Роза   (р.
15.III.1896)-нем. артистка оперы (драматич. сопрано).  По  происхождению
венгерка. Пению обучалась в Вене у Р.  Папир.  Дебютировала  на  оперной
сцене в Гамбурге в 1923, затем пела в оперном т-ре  К„льна.  В  1927  О.
Клемперер пригласил  П.  в  Берлин,  где  она  вскоре  завоевала  европ.
известность.  С  успехом  гастролировала  в  Венской  опере,   в   т-рах
"Ко-вент-Гарден", "Ла  Скала"  и  др.  В  1938-40  была  солисткой  т-ра
"Метрополитен-опера". После 2-й мировой войны выступала эпизодически. П.
- выдающаяся вокалистка и драм.  актриса.  За  страстность,  психологич.
выразительность исполнения П. называли  в  Италии  "немецкой  Дузе".  Е„
трактовка роли Электры (о. п. Р. Штрауса) была образцом нем. вок. стиля.
Пела также в операх Вагнера, Верди и компо"-зиторов - веристов.
   Среди лучших партий: Саломея (о.  п.  Р.  Штрауса),  Марта  ("Долина"
д'Альбера),  Ортруда,  Елизавета,   Сента   ("Лоэн-грин",   "Тангейзер",
"Летучий  голландец"  Вагнера),  Аида,  Амелия  (о.  п.,  "Бал-маскарад"
Верди), Тоска; Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта). В с. Г.
   ПАУЛЛИ (Paulli),  Хольгер  Симон  (22.II.1810-  23.XII.1891)  -  дат.
композитор и дириж„р. С 1842 дирижировал балетным, а в  1861-83  оперным
репертуаром Королевского т-ра в Копенгагене.  Здесь  пост.  свои  балеты
"Неаполь" (совм.  с  Н.  Гаде  и  др.,  1842),  "Консерватория"  (1849),

Страницы: «« « 1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745   1746  1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия