|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 » »» "Проданная невеста" (1959, Милан), "Битва" на муз. Банфильда ("Поединок
Танкреда и Клоринды", 1962, Белград) и др.
Лит.: Ballet Yougoslave, Beograd, 1958. Г. Ш.
ПАРМСКИЙ ТЕАТР - см. Фарнезе театр.
ПАРНАКЭС (наст. имя и фам.- Макар Т е р-Саркисян) (1855-1912) - арм.
драматург. Был учителем, акт„ром-любителем. Писал одноактные комедии и
водевили, ставившиеся в дореволюц. арм. т-ре:
"Поэт", "Литературный вечер", "Холера", "Лекция", "200 ООО", "Ниссия"
и др. Пьесы П. отличаются мягким юмором, живым, выразительным языком,
метко характеризуют совр. писателю нравы. В. Т.
ПАРНЭ (наст. фам. - Васильев), Георгий Васильевич (1901-1.V.1937) -
чуваш, сов. акт„р, режисс„р. Засл. арт. Чуваш. АССР (1933). Будучи в
рядах Красной Армии, участвовал в спектаклях чуваш. передвижного т-ра
при Казанском политотделе Зап. армии (1920). В 1921-22 - акт„р и
режисс„р Ци-вильского чуваш, нар. т-ра, с 1923-Чуваш, гос. т-ра. Играл
роли героев-Сетнер ("Айдар" Осипова) и др. В 1925-28 - акт„р и ассистент
реж. студии "Чуваш-кино". В 1932 окончил ВГИК. В 1932-37 - гл. реж.
Чуваш, гос. т-ра.
Роли: Громов ("Аристократы" Погодина), Ахмет ("В огне" Айзмана),
Шакман ("Садур и Илем" Максимова-Кошкин-ского).
Пост.: "В деревне" Павлова (1932), "Айдар" Осипова, "Аристократы"
(1934), "Платон Кречет" (1935), "Свои люди- сочт„мся" (1935).
Спектакли П., отличавшиеся глубиной мысли, социальной заостр„нностью,
способствовали становлению чуваш, т-ра. ф. р.
ПАРОД (itdtpoSoc) - 1) В др.-греч. т-ре - открытый проход на орхестру
между амфитеатром и зданием скены. Через П. перед началом спектакля
входила часть зрителей, во время спектакля - хор. В 1 в. н. э., когда по
рим. образцу были перестроены греч. т-ры, П. были наглухо заделаны.
Проход акт„ров через П. имел условный смысл: через западный (правый от
зрителей) П. вступал хор, якобы приходивший из Афин (акт„р - через зап.
дверь, ведшую на проскений), через вост. (левый) П.- хор, приходивший из
чужой страны.
2) В др.-греч. трагедии и древней аттич. комедии - первая вступит,
песнь хора. Исполнялась под звуки маршевой музыки и сопровождалась
танцами. Часто П. был соединением лирич. партии хора с монологом или
диалогом акт„ров (напр., в "Прометее" Эсхила). Пение чередовалось с
речитативом, декламацией. П. следовал обычно сразу за прологом. Две из
дошедших до нас трагедий Эсхила ("Просительницы", "Персы") начинались с
П.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940. См. также
лит. к ст. Древнегреческая драматургия и Древнегреческий театр. Над. М.
ПАРОДИЯ (греч. TCaptpSia, от пара - против, вопреки и ?5ij - деснь,
букв.- песнь наизнанку) -лит. жанр; произв., представляющее собой комич.
или сатирич. переосмысление к.-н. явления иск-ва. Темой П. может быть
также определ„нное общественно-политич., бытовое или др. событие. П.-
своеобразное ответвление комедии, сатиры. Осмеивая то или иное явление,
П. вызывает иронич., критич. либо отрицательное отношение к нему. Основа
П. строится обычно на подч„ркнутом противопоставлении, контрастирова-нии
формы и содержания; используя характерные отличия внешней формы
пародируемого оригинала, создатели П. облекают в эту форму новое, не
соответствующее ей содержание. Происходит неизбежное смещение
первоначальных представлений и образов другими. Эта контрастность да„т
определ„нный комедийный эффект.
П.- одно из острых средств художеств. полемики и критики - всегда
использовалась в драматургии и т-ре. Ещ„ в Др. Греции к П. обращался
Аристофан ("Облака" - П. на софистов и Сократа;
"Женщины на празднике Фесмофорий", "Лягушки" - П. на трагедии
Еврипида). В Англии 17-18 вв. в жанре П. были написаны пьесы "Рыцарь
пламенеющего пестика" Бомонта и Флетчера (1607) на пьесу Т. Хейвуда
"Четыре лондонских подмастерья";
"Репетиция" Дж. Бекингема (Дж. Вилье, герцога Бекингемского, 1671) -
П. на героич. драму Дж. Драйдена; "Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть
Великого мальчика-с-пальчика" Филдинга (1730) и "Критик" Шеридана (1779)
- П. на нек-рые явления драматургии тех лет. Во Франции многочисленные
П. созданы в парижском т-ре "Комеди Итальенн" и в ярмарочных т-рах, в т.
ч.: "Глупая ссора или Критика "Андромахи"" Скобинни (1668), "Эдип
наизнанку" (1718), "Болус" (1731) Пирона - П. на трагедии "Эдип" и
"Брут" Вольтера, "Роковая вилка" (1826), "Романтический Эдип" (1829)
Платена-П., высмеивавшие "трагедию рока".
С П., в частности, связано возникновение оперетты - пародийные
оперетты Ф. Эрве и Ж. Оффенбаха (50-е гг. 19 в.).
В России П. восходит к драматургии А. П. Сумарокова. В комедии
"Тресотиниус" (1750) автор осмеивал поэта В. К. Тредиаковского. К П.
относятся "Трумф" (1800) И. А. Крылова - П. на классицистскую трагедию,
"Урок кокеткам, или Липецкие воды" Загоскина (1815)-П. на
сентименталистское направление в лит-ре. В 20 в. жанр П. развивали т-ры
"Кривое зеркало" и "Летучая мышь" ("Вампука" - П. на оперные штампы,
"Ревизор"-на совр. режиссуру), а в сов. время - "Синяя блуза", т-р Дома
печати, Моск. и Ле-нингр. т-ры миниатюр.
Особой популярностью пользуется П. в цирке, в кукольном т-ре, на
эстраде: с П. выступают Карандаш (M. H. Румянцев), Олег Попов, С. В.
Образцов, А.-И. Райкин, Л. О. Ут„сов и мн. др.
Лит.: Бегак Б."Кравцов H., Морозов А." Русская литературная пародия,
М.-Л., 1930; Б е р-к о в П. H., Из истории русской пародии XVIII-XX
веков, в сб.: Вопросы сов. литературы, т. V, М.-Л., 1957; К у з не-ц о в
Ев г., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 293-98; Delepierre
(О.), La parodie, L., 1871;
Um lauft Fr., Das Buch der Parodien und Travestien aus alter und
neuer Zeit, 2. Aufl., W., 1909; L i n d s а у F.W., Dramatic parody by
marionettes in Eighteenth century Paris, N. Y., 1946. Л. Шн,
ПАРОНЯН, Акоп Ованесович [2(14).XI.1843, Адрианополь,-27 .V.1891,
Константинополь] - арм. писатель, драматург. Лит. деятельность начал в
сер. 60-х гг. 19 в. комедией "Слуга двух хозяев". В 1868 в
Константинополе написал комедию ".Восточный дантист", в 1870 - "Льстец".
Редактировал газеты "Татрон" (1874-77) и др., где
---------- печатал литературоведч. и театральные статьи, переводы с
франц., греч., был основоположником реалистич. направления в зап.-арм.
литературе и драматургии. Творчество П. открывает новый период развития
зап.-арм. литературы, начало утверждения реализма. Высмеивая мелодрамы и
псевдо-историч. трагедии, П. призывал к созданию произв., реалистически
Страницы: «« « 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |