|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 » »» дух авантюрных спекуляций, шантажа. Иной мир изображает П. в комедиях
"Мариус" (1929, "Т-р де Пари"), "Фанни" (1931, там же), "Сезар" (1946,
"Т-р де варьете", Париж). Герои этих комедий - марсельские мастеровые,
мелкие чиновники, торговцы; их переживания неглубоки, ссоры и размолвки
нелепы, но отношения между этими людьми отличаются искренностью,
доброжелательностью. Характерам, созданным П., иногда присуща
мелодраматичность, но чаще - чисто галльская искристость, жизнелюбие.
Резко отличается от др. произв. П. пьеса "Иуда" (1955, "Т-р де Пари"), в
к-рой он оправдывает предательство.
В Сов. Союзе ставились пьесы "Продавцы славы" (Большой драм. т-р,
1925, МХАТ, 1926, Ленингр. академич. т-р драмы им. Пушкина, 1956, под
назв. "Торговцы славой") и "Топаз" [под назв. "Болото";
Ленингр. т-р "Комедия", Моск. драматический т-р (б. Корш), оба в
1929, Ярославский т-р им. Волкова, 1933].
С оч : Theatre complet, P., 1949; Oeuvres dramatiques..., P., 1954; в
рус. пер. - Торговцы славой, М., 1926; Мариус, Фанни, М., 1960; Топаз, в
кн.: Пьесы современной Франции, М., 1960.
Лит.: Lаlou R., Le theatre en France depuis 1900, P., 1961. В. Бал.
ПАПАДАКИ (ПатсаЬах), Елени (окт. 1908-21.XII. 1944) - греч. актриса.
Училась в греч. консерватории в Афинах. Творч. деятельность начала в
1925 в труппе "Т-ра иск-в" (рук. С. Мелас), затем работала в др.
труппах. С 1932 выступала на сцене Нац. т-ра (Афины). Актриса большого и
разностороннего дарования, П. обладала высоким сценич. мастерством,
большой культурой речи" Е„ образы отличались изяществом внешнего
рисунка, глубоким раскрытием психологии сценич. персонажа.
Вершиной творчества П. было сценич. воплощение героинь др.-греч.
трагедии. Актриса создавала образы, исполненные душевной красоты и
нравств. силы (Антигона, Ифигения, Геку-ба и др.).
Роли: Дездемона; Порция ("Венецианский купец"), Се-лимена
("Мизантроп" Мольера), Нина ("Чайка"), Падчерица ("Шесть персонажей JB
поисках автора" Пиранделло) и др.
Лит.: Г Х т] v о и Г.,2рес OXT]VT,I. Bt(3Xiov 2-o'Arvai 1961
' Д- 'С. ПАПАЗЯН, Арусяк (1841-1907) - арм. актриса. Первая женщина
среди проф. арм. театр. деятелей. Род. в Стамбуле (Константинополь).
Нек-рое время работала учительницей, затем посвятила всю жизнь сцене. В
1857-59 играла в труппе драматурга С. Эки-мяна, с 1861 стала ведущей
актрисой первого арм. проф. т-ра "АреЕелян татрон" (Константинополь),
играла в драмах Гюго, Вольтера, комедиях Мольера. П. обладала ярким
акт„рским темпераментом, богатой и выразительной мимикой. Для е„ иск-ва
характерны глубина психологич. характеристик, мастерство декламации,
романтич. пафос. Актриса насыщала образы женщин, протестующих против
тирании, гражд. пафосом и пользовалась огромным успехом у арм. молод„жи,
угнетаемой султанской властью. М. Налбандян и др. передовые арм. деятели
высоко ценили иск-во П. После закрытия т-ра "Аревелян татрон" султанским
правительством П. выступала в др. арм. труппах, а с нач. 80-х гг. 19 в.,
когда все арм. спектакли в Турции были запрещены, вела нищенское
существование и заболела психически.
Роли: Роксана ("Аршак II" Пешикташляна), Сандухт ("Дева Сандухт"
Терзяна), Франческа ("Франческа да Ри-мини" Пеллико), Бланш ("Король
веселится" Гюго), Люсинда ("Лекарь поневоле" Мольера), Эльмира
("Тартюф"), Элиза ("Скупой").
Вместе с Арусяк П. на сцену "Аревелян татрон" вступила е„ сестра А х
а в н и П. (1844-1913). Она обладала хорошими сценич. данными, выступала
в ролях амплуа субреток и инженю (Белина-"Мнимый больной" и др.).
Лит.: Степанян Г., Арусяк Папазян, Ереван, 1955; его же. Очерк
истории западно-арм. т-ра, т. 1, Ереван, 1962 (обе на арм. яз.). /\
Т.-С.
ПАПАЗЯН, Ваграм Камерович (р.6.1.1888, Стамбул) - арм. сов. акт„р.
Нар. арт. СССР (1956). Учился в Стамбуле (Константинополь) и Венеции,
затем - в Миланской академии художеств (1908-1911). Совершенствовался в
Париже. Сценич. деятельность начал в Стамбуле в 1902. В 1913-15 выступал
в Баку и Тифлисе в арм. труппах. Затем играл вновь в Стамбуле.
Участвовал в спектаклях (в Италии и за е„ пределами) трупп Э. Дузе, Э.
Цаккони, Д. Грассо, Э. Новелли. В 1922 переехал в Сов. Армению.
Гастролировал в разл. городах СССР. В 1932 в парижском т-ре "Одеон"
играл роли Отелло и Гамлета. В 1934-35 П. было присвоено звание нар.
арт. Армении, Грузии и Азербайджана. В 30-40-х гг. выступал эпизодически
в т-рах Закавказья, Украины, РСФСР. В 1941-44 - акт„р Ленинградских
театров им. Горького и им. Пушкина, с 1954 - акт„р Театра им. Сундукяна.
Унаследовав богатейшие традиции европ., в частности итал., акт„рского
иск-ва 19 в., П. в то же время развивал традиции нац. арм. трагедийного
театра. Был последователем Адамяна и оказал огромное влияние на др. арм.
трагиков. П. создал образы в клас-сич. драматургии:
Отелло (1908), Ромео (1908), Гамлет (1912), Макбет (1927), Лир
(1941); 'Дон-Жуан (Мольера, 1913); Освальд (1920), Арбенин ("Маскарад",
1917), Протасов ("Живой труп", 1952). В арм. репертуаре П. играл:
Сейрана ("Намус" Ширванзаде, 1915), Вардана ("Васак" Де-мирчяна,
1917), Кара ("Капказ-Тамаша" Ча-ренца, 1926), Жоржа ("Кум Моргана"
Ширванзаде, 1927) и др.
Коронная роль П.- Отелло. Ещ„ в первый период работы над ролью Отелло
П. раскрывал в сво„м исполнении драматич. тему расового конфликта. В
условиях деспотия, султанского режима подобная трактовка выражала
протест против националистич. политики. Отточенная техника, блестящий
артистизм, дар монументальных обобщений сочетаются у П. с аналитич. умом
акт„ра-исследователя. П. выражает на сцене человеческие страсти, не
страшась подчас их чрезмерности, гиперболизации. Акт„р-гастрол„р, П.
стремился подчинить себе сценический ансамбль, возродить
спектакль-монодраму. П. - автор двухтомных мемуаров, исследования, поев.
исполнению Отелло, и др.
Соч.: По театрам мира, Л.-М., 1937; на арм. яз.- Взгляд в прошлое, т.
1-2, Ереван, 1956-57; Долг сердца, Ереван, 1959; Мой Отелло, Ереван,
1964.
Лит. на арм. яз.: Ваграм Папазян, Ереван, 1959. р. 3.
ПАПАЗЯН, Вртанес (13.IV.1866-26.IV.1920) - арм. писатель, драматург.
В 90-х гг. 19 в. написал комедию "Портной Маркое", в Тегеране была пост.
его драма "На заре". В 1903 написал пьесу "Поток" "из жизни арм.
интеллигенции. Автор ряда историч. пьес: "За родину" (1911), "Мать
отступника" и др. Драма П. "Ут„с" (1905) отразила передовые идеи первой
рус. революции 1905-07. В этой пьесе П. разоблачал ростовщиков, сельских
богачей-мироедов. Пьеса вошла в репертуар сов, арм. т-ра.
Страницы: «« « 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |