Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 » »» дух авантюрных спекуляций, шантажа. Иной мир изображает П. в комедиях "Мариус" (1929, "Т-р де Пари"), "Фанни" (1931, там же), "Сезар" (1946, "Т-р де варьете", Париж). Герои этих комедий - марсельские мастеровые, мелкие чиновники, торговцы; их переживания неглубоки, ссоры и размолвки нелепы, но отношения между этими людьми отличаются искренностью, доброжелательностью. Характерам, созданным П., иногда присуща мелодраматичность, но чаще - чисто галльская искристость, жизнелюбие. Резко отличается от др. произв. П. пьеса "Иуда" (1955, "Т-р де Пари"), в к-рой он оправдывает предательство. В Сов. Союзе ставились пьесы "Продавцы славы" (Большой драм. т-р, 1925, МХАТ, 1926, Ленингр. академич. т-р драмы им. Пушкина, 1956, под назв. "Торговцы славой") и "Топаз" [под назв. "Болото"; Ленингр. т-р "Комедия", Моск. драматический т-р (б. Корш), оба в 1929, Ярославский т-р им. Волкова, 1933]. С оч : Theatre complet, P., 1949; Oeuvres dramatiques..., P., 1954; в рус. пер. - Торговцы славой, М., 1926; Мариус, Фанни, М., 1960; Топаз, в кн.: Пьесы современной Франции, М., 1960. Лит.: Lаlou R., Le theatre en France depuis 1900, P., 1961. В. Бал. ПАПАДАКИ (ПатсаЬах), Елени (окт. 1908-21.XII. 1944) - греч. актриса. Училась в греч. консерватории в Афинах. Творч. деятельность начала в 1925 в труппе "Т-ра иск-в" (рук. С. Мелас), затем работала в др. труппах. С 1932 выступала на сцене Нац. т-ра (Афины). Актриса большого и разностороннего дарования, П. обладала высоким сценич. мастерством, большой культурой речи" Е„ образы отличались изяществом внешнего рисунка, глубоким раскрытием психологии сценич. персонажа. Вершиной творчества П. было сценич. воплощение героинь др.-греч. трагедии. Актриса создавала образы, исполненные душевной красоты и нравств. силы (Антигона, Ифигения, Геку-ба и др.). Роли: Дездемона; Порция ("Венецианский купец"), Се-лимена ("Мизантроп" Мольера), Нина ("Чайка"), Падчерица ("Шесть персонажей JB поисках автора" Пиранделло) и др. Лит.: Г Х т] v о и Г.,2рес OXT]VT,I. Bt(3Xiov 2-o'Arvai 1961 ' Д- 'С. ПАПАЗЯН, Арусяк (1841-1907) - арм. актриса. Первая женщина среди проф. арм. театр. деятелей. Род. в Стамбуле (Константинополь). Нек-рое время работала учительницей, затем посвятила всю жизнь сцене. В 1857-59 играла в труппе драматурга С. Эки-мяна, с 1861 стала ведущей актрисой первого арм. проф. т-ра "АреЕелян татрон" (Константинополь), играла в драмах Гюго, Вольтера, комедиях Мольера. П. обладала ярким акт„рским темпераментом, богатой и выразительной мимикой. Для е„ иск-ва характерны глубина психологич. характеристик, мастерство декламации, романтич. пафос. Актриса насыщала образы женщин, протестующих против тирании, гражд. пафосом и пользовалась огромным успехом у арм. молод„жи, угнетаемой султанской властью. М. Налбандян и др. передовые арм. деятели высоко ценили иск-во П. После закрытия т-ра "Аревелян татрон" султанским правительством П. выступала в др. арм. труппах, а с нач. 80-х гг. 19 в., когда все арм. спектакли в Турции были запрещены, вела нищенское существование и заболела психически. Роли: Роксана ("Аршак II" Пешикташляна), Сандухт ("Дева Сандухт" Терзяна), Франческа ("Франческа да Ри-мини" Пеллико), Бланш ("Король веселится" Гюго), Люсинда ("Лекарь поневоле" Мольера), Эльмира ("Тартюф"), Элиза ("Скупой"). Вместе с Арусяк П. на сцену "Аревелян татрон" вступила е„ сестра А х а в н и П. (1844-1913). Она обладала хорошими сценич. данными, выступала в ролях амплуа субреток и инженю (Белина-"Мнимый больной" и др.). Лит.: Степанян Г., Арусяк Папазян, Ереван, 1955; его же. Очерк истории западно-арм. т-ра, т. 1, Ереван, 1962 (обе на арм. яз.). /\ Т.-С. ПАПАЗЯН, Ваграм Камерович (р.6.1.1888, Стамбул) - арм. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1956). Учился в Стамбуле (Константинополь) и Венеции, затем - в Миланской академии художеств (1908-1911). Совершенствовался в Париже. Сценич. деятельность начал в Стамбуле в 1902. В 1913-15 выступал в Баку и Тифлисе в арм. труппах. Затем играл вновь в Стамбуле. Участвовал в спектаклях (в Италии и за е„ пределами) трупп Э. Дузе, Э. Цаккони, Д. Грассо, Э. Новелли. В 1922 переехал в Сов. Армению. Гастролировал в разл. городах СССР. В 1932 в парижском т-ре "Одеон" играл роли Отелло и Гамлета. В 1934-35 П. было присвоено звание нар. арт. Армении, Грузии и Азербайджана. В 30-40-х гг. выступал эпизодически в т-рах Закавказья, Украины, РСФСР. В 1941-44 - акт„р Ленинградских театров им. Горького и им. Пушкина, с 1954 - акт„р Театра им. Сундукяна. Унаследовав богатейшие традиции европ., в частности итал., акт„рского иск-ва 19 в., П. в то же время развивал традиции нац. арм. трагедийного театра. Был последователем Адамяна и оказал огромное влияние на др. арм. трагиков. П. создал образы в клас-сич. драматургии: Отелло (1908), Ромео (1908), Гамлет (1912), Макбет (1927), Лир (1941); 'Дон-Жуан (Мольера, 1913); Освальд (1920), Арбенин ("Маскарад", 1917), Протасов ("Живой труп", 1952). В арм. репертуаре П. играл: Сейрана ("Намус" Ширванзаде, 1915), Вардана ("Васак" Де-мирчяна, 1917), Кара ("Капказ-Тамаша" Ча-ренца, 1926), Жоржа ("Кум Моргана" Ширванзаде, 1927) и др. Коронная роль П.- Отелло. Ещ„ в первый период работы над ролью Отелло П. раскрывал в сво„м исполнении драматич. тему расового конфликта. В условиях деспотия, султанского режима подобная трактовка выражала протест против националистич. политики. Отточенная техника, блестящий артистизм, дар монументальных обобщений сочетаются у П. с аналитич. умом акт„ра-исследователя. П. выражает на сцене человеческие страсти, не страшась подчас их чрезмерности, гиперболизации. Акт„р-гастрол„р, П. стремился подчинить себе сценический ансамбль, возродить спектакль-монодраму. П. - автор двухтомных мемуаров, исследования, поев. исполнению Отелло, и др. Соч.: По театрам мира, Л.-М., 1937; на арм. яз.- Взгляд в прошлое, т. 1-2, Ереван, 1956-57; Долг сердца, Ереван, 1959; Мой Отелло, Ереван, 1964. Лит. на арм. яз.: Ваграм Папазян, Ереван, 1959. р. 3. ПАПАЗЯН, Вртанес (13.IV.1866-26.IV.1920) - арм. писатель, драматург. В 90-х гг. 19 в. написал комедию "Портной Маркое", в Тегеране была пост. его драма "На заре". В 1903 написал пьесу "Поток" "из жизни арм. интеллигенции. Автор ряда историч. пьес: "За родину" (1911), "Мать отступника" и др. Драма П. "Ут„с" (1905) отразила передовые идеи первой рус. революции 1905-07. В этой пьесе П. разоблачал ростовщиков, сельских богачей-мироедов. Пьеса вошла в репертуар сов, арм. т-ра. Страницы: «« « 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |