Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1728   1729   1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736  1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745   1746  » »»

дух авантюрных спекуляций, шантажа. Иной мир изображает  П.  в  комедиях
"Мариус" (1929, "Т-р де Пари"), "Фанни" (1931, там же),  "Сезар"  (1946,
"Т-р де варьете", Париж). Герои этих комедий -  марсельские  мастеровые,
мелкие чиновники, торговцы; их переживания неглубоки, ссоры и  размолвки
нелепы,  но  отношения  между  этими  людьми  отличаются   искренностью,
доброжелательностью.   Характерам,   созданным   П.,   иногда    присуща
мелодраматичность, но чаще - чисто  галльская  искристость,  жизнелюбие.
Резко отличается от др. произв. П. пьеса "Иуда" (1955, "Т-р де Пари"), в
к-рой он оправдывает предательство.
   В Сов. Союзе ставились пьесы "Продавцы  славы"  (Большой  драм.  т-р,
1925, МХАТ, 1926, Ленингр. академич. т-р драмы им.  Пушкина,  1956,  под
назв. "Торговцы славой") и "Топаз" [под назв. "Болото";
   Ленингр. т-р "Комедия", Моск. драматический  т-р  (б.  Корш),  оба  в
1929, Ярославский т-р им. Волкова, 1933].
   С оч : Theatre complet, P., 1949; Oeuvres dramatiques..., P., 1954; в
рус. пер. - Торговцы славой, М., 1926; Мариус, Фанни, М., 1960; Топаз, в
кн.: Пьесы современной Франции, М., 1960.
   Лит.: Lаlou R., Le theatre en France depuis 1900, P., 1961. В. Бал.
   ПАПАДАКИ (ПатсаЬах), Елени (окт. 1908-21.XII. 1944) - греч.  актриса.
Училась в греч. консерватории в Афинах.  Творч.  деятельность  начала  в
1925 в труппе "Т-ра  иск-в"  (рук.  С.  Мелас),  затем  работала  в  др.
труппах. С 1932 выступала на сцене Нац. т-ра (Афины). Актриса большого и
разностороннего дарования,  П.  обладала  высоким  сценич.  мастерством,
большой  культурой  речи"  Е„  образы  отличались  изяществом   внешнего
рисунка, глубоким раскрытием психологии сценич. персонажа.
   Вершиной творчества П.  было  сценич.  воплощение  героинь  др.-греч.
трагедии. Актриса  создавала  образы,  исполненные  душевной  красоты  и
нравств. силы (Антигона, Ифигения, Геку-ба и др.).
   Роли:   Дездемона;   Порция   ("Венецианский    купец"),    Се-лимена
("Мизантроп" Мольера), Нина ("Чайка"), Падчерица ("Шесть  персонажей  JB
поисках автора" Пиранделло) и др.
   Лит.: Г Х т] v о и Г.,2рес OXT]VT,I. Bt(3Xiov 2-o'Arvai 1961
   ' Д- 'С. ПАПАЗЯН, Арусяк (1841-1907) - арм. актриса.  Первая  женщина
среди проф. арм. театр. деятелей.  Род.  в  Стамбуле  (Константинополь).
Нек-рое время работала учительницей, затем посвятила всю жизнь сцене.  В
1857-59 играла в труппе драматурга С. Эки-мяна,  с  1861  стала  ведущей
актрисой первого арм. проф. т-ра  "АреЕелян  татрон"  (Константинополь),
играла в драмах Гюго, Вольтера,  комедиях  Мольера.  П.  обладала  ярким
акт„рским темпераментом, богатой и выразительной мимикой. Для е„  иск-ва
характерны глубина  психологич.  характеристик,  мастерство  декламации,
романтич. пафос. Актриса насыщала  образы  женщин,  протестующих  против
тирании, гражд. пафосом и пользовалась огромным успехом у арм. молод„жи,
угнетаемой султанской властью. М. Налбандян и др. передовые арм. деятели
высоко ценили иск-во П. После закрытия т-ра "Аревелян татрон" султанским
правительством П. выступала в др. арм. труппах, а с нач. 80-х гг. 19 в.,
когда все  арм.  спектакли  в  Турции  были  запрещены,  вела  нищенское
существование и заболела психически.
   Роли: Роксана ("Аршак  II"  Пешикташляна),  Сандухт  ("Дева  Сандухт"
Терзяна), Франческа ("Франческа да  Ри-мини"  Пеллико),  Бланш  ("Король
веселится"  Гюго),  Люсинда   ("Лекарь   поневоле"   Мольера),   Эльмира
("Тартюф"), Элиза ("Скупой").
   Вместе с Арусяк П. на сцену "Аревелян татрон" вступила е„ сестра А  х
а в н и П. (1844-1913). Она обладала хорошими сценич. данными, выступала
в ролях амплуа субреток и инженю (Белина-"Мнимый больной" и др.).
   Лит.: Степанян Г.,  Арусяк  Папазян,  Ереван,  1955;  его  же.  Очерк
истории западно-арм. т-ра, т. 1, Ереван, 1962  (обе  на  арм.  яз.).  /\
Т.-С.
   ПАПАЗЯН, Ваграм Камерович (р.6.1.1888, Стамбул) -  арм.  сов.  акт„р.
Нар. арт. СССР (1956). Учился в Стамбуле  (Константинополь)  и  Венеции,
затем - в Миланской академии художеств (1908-1911). Совершенствовался  в
Париже. Сценич. деятельность начал в Стамбуле в 1902. В 1913-15 выступал
в Баку  и  Тифлисе  в  арм.  труппах.  Затем  играл  вновь  в  Стамбуле.
Участвовал в спектаклях (в Италии и за е„ пределами) трупп Э.  Дузе,  Э.
Цаккони, Д.  Грассо,  Э.  Новелли.  В  1922  переехал  в  Сов.  Армению.
Гастролировал в разл. городах СССР. В  1932  в  парижском  т-ре  "Одеон"
играл роли Отелло и Гамлета. В 1934-35 П.  было  присвоено  звание  нар.
арт. Армении, Грузии и Азербайджана. В 30-40-х гг. выступал эпизодически
в т-рах Закавказья, Украины, РСФСР.  В  1941-44  -  акт„р  Ленинградских
театров им. Горького и им. Пушкина, с 1954 - акт„р Театра им. Сундукяна.
   Унаследовав богатейшие традиции европ., в частности итал., акт„рского
иск-ва 19 в., П. в то же время развивал традиции нац. арм.  трагедийного
театра. Был последователем Адамяна и оказал огромное влияние на др. арм.
трагиков. П. создал образы в клас-сич. драматургии:
   Отелло (1908),  Ромео  (1908),  Гамлет  (1912),  Макбет  (1927),  Лир
(1941); 'Дон-Жуан (Мольера, 1913); Освальд (1920), Арбенин  ("Маскарад",
1917), Протасов ("Живой труп", 1952). В арм. репертуаре П. играл:
   Сейрана ("Намус"  Ширванзаде,  1915),  Вардана  ("Васак"  Де-мирчяна,
1917), Кара  ("Капказ-Тамаша"  Ча-ренца,  1926),  Жоржа  ("Кум  Моргана"
Ширванзаде, 1927) и др.
   Коронная роль П.- Отелло. Ещ„ в первый период работы над ролью Отелло
П. раскрывал в сво„м исполнении драматич.  тему  расового  конфликта.  В
условиях  деспотия,  султанского  режима  подобная  трактовка   выражала
протест против националистич. политики.  Отточенная  техника,  блестящий
артистизм, дар монументальных обобщений сочетаются у П. с аналитич. умом
акт„ра-исследователя. П. выражает  на  сцене  человеческие  страсти,  не
страшась подчас их  чрезмерности,  гиперболизации.  Акт„р-гастрол„р,  П.
стремился    подчинить    себе    сценический    ансамбль,     возродить
спектакль-монодраму. П. - автор двухтомных мемуаров, исследования, поев.
исполнению Отелло, и др.
   Соч.: По театрам мира, Л.-М., 1937; на арм. яз.- Взгляд в прошлое, т.
1-2, Ереван, 1956-57; Долг сердца, Ереван,  1959;  Мой  Отелло,  Ереван,
1964.
   Лит. на арм. яз.: Ваграм Папазян, Ереван, 1959. р. 3.
   ПАПАЗЯН, Вртанес (13.IV.1866-26.IV.1920) - арм. писатель,  драматург.
В 90-х гг. 19 в. написал комедию "Портной Маркое", в Тегеране была пост.
его драма "На заре".  В  1903  написал  пьесу  "Поток"  "из  жизни  арм.
интеллигенции. Автор ряда  историч.  пьес:  "За  родину"  (1911),  "Мать
отступника" и др. Драма П. "Ут„с" (1905) отразила передовые идеи  первой
рус. революции 1905-07. В этой пьесе П. разоблачал ростовщиков, сельских
богачей-мироедов. Пьеса вошла в репертуар сов, арм. т-ра.

Страницы: «« « 1728   1729   1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736  1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745   1746  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия