|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 » »» в кино. Выступает как мастер художеств. чтения. Инсценировал романы
Таммсааре "Правда и право", "Новый сатана Пыргупыхья". Засл. деят. иск-в
Эст. ССР (1964). К. Каск.
ПАНТАЛОНЕ (итал. Pantalone, от Pantaleone - старинного нарицат. назв.
венецианцев) - персонаж итал. нар. комедии делъ арте. Маска П. выражала
дух нар. сатиры, особенно злой и меткой в 16 в., когда итал. буржуазия,
лиш„нная источников обогащения, оказалась в состоянии упадка. В ранний
период развития комедии масок часто именовался Маньи-фико
("Великолепный"). Пвсегда скупой старик. Самоуверенный, считающий себя умнее всех, П.
постоянно становится жертвой проделок Дзанни и Серветты. Костюм: красная
куртка, красные в обтяжку панталоны, ж„лтые туфли с пряжками, красная
шапочка, ч„рный плащ, за поясом - кошель с деньгами. Маска землистого
цвета, длинный горбатый нос, седые усы и борода. Разговаривал на мягком
венецианском диалекте. Образ П. был создан акт„ром труппы "Джелози" -
падуанцем Дж. Паскуа-ти. В 18 в. в этой роли прославились Ч. Д'Арбес и
А. К. Коллалъто-Маттиуцци.
Лит.: Sand M., Masques et bouffons, v. 1, Р., 1860;
Дживелегов А.К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М., 1962.
"ПАНТЕОН"- рус. ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге в 1852-56.
Редактор-издатель Ф. А. Кони. Сменил журнал "Пантеон и репертуар русской
сцены". В журнале печатались, наряду с материалами по т-ру и др.
иск-вам, статьи по экономике, истории, естествознанию, юриспруденции и
др. "П." имел приложение-"Репертуар русской сцены" (1852-56). А. Шн.
"ПАНТЕОН И РЕПЕРТУАР РУССКОЙ СЦЕНЫ"рус. ежемесячный журнал. Издавался в
Петербурге в 1848, 1850-51. Сменил выходивший в 1847 журнал "Репертуар и
Пантеон театров". Редактор-издатель Ф. А. Кони. Имел приложение -
"Репертуар русской сцены" (1850-51). В журнале печатались материалы по
драматургии и театру, а также произв. др. жанров художеств. лит-ры. В
1852 был реорганизован в журнал "Пантеон". А Шн.
"ПАНТЕОН РУССКОГО И ВСЕХ ЕВРОПЕЙСКИХ ТЕАТРОВ"-ежемесячный театр.,
муз. и художеств. журнал. Издавался в Петербурге в 1840-41; вышло 24
номера. Редактор Ф.А. Кони, издатель В. П. Поляков. В 1842 журнал слился
с "Репертуаром русского театра" под назв. "Репертуар русского и Пантеон
всех европейских театров". Имел приложение - "Текущий репертуар русской
сцены", куда входили ставившиеся в России комедии и водевили, летопись
рус. т-ра (перечень и краткий критич. разбор спектаклей, преим.
столичных). С. Г ал.
ПАНТИК (Pantik), Юлиус (р.15.1.1922) - чехословацкий акт„р, режисс„р.
В 1941 окончил драм. отд. консерватории и вступил в труппу Словацкого
нац. т-ра в Братиславе. П.- один из ведущих акт„ров этого т-ра. Обладает
богатыми интонациями, выразительным голосом, к-рый прида„т его игре
своеобразную проникновенность, глубокую человечность. С 1945 препода„т в
Высшей театр. школе (Братислава). Снимается в кино.
Роли: Сафонов ("Русские люди"), Нил ("Мещане"), Шван-дя; Володя
Ульянов ("Семья" Попова; Гос. пр., 1951), Берест ("Платон. Кречет"),
Алексей ("Оптимистическая трагедия"), Опат ("Кутногорские рудокопы"
Тыла), Сергей ("Иркутская история" Арбузова), Ереккер и Зариш
("Полуночная месса" и "Антигона и другие" Карваша), Суслов ("Дачники") и
др.
Пост.: "Лисички, спокойной ночи!" Русняка (1963), "Трамвай, именуемый
,,Желание' Лит.: Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М., 1958, с. 113-16; e „
ж e, Чехословацкий театр сегодня, M., 1962, с. 25-36. Л. Сол.
ПАНТОМИМ (греч. тсатоьо-вс„ воспроизводящий подражанием, от-тсамтд-
вс„ и ;хТр.о;- подражание)- 1) Танц. представление в Др. Риме,
передающее содержание и эмоции жестами и пластикой, без слов.
Панто-мимич. иск-во развилось из древних синкретич. танцев, когда
танцоры были одновременно музыкантами и певцами; в процессе отделения
музыки от танца выразительность и значение жеста возрастали. Наряду с
ритуальным и практич. назначением танцы, к-рые в Др. Греции
сопутствовали культовым праздникам и гимнастич. упражнениям в палестре,
постепенно приобретали чисто развлекат. характер. Первое описание мимич.
танца, изображавшего бракосочетание Диониса и Ариадны и исполнявшегося
во время пира, принадлежит Ксенофонту и относится приблизительно к 420
до н. э. ("Пир", 9,2). В 1 в. н. э. слово "П." стало обозначать балет,
где акт„ры играли в масках. П. исполнялись одним акт„ром, менявшим маску
по ходу действия, в сопровождении хора, к-рый излагал (на греч. яз.)
содержание пьесы под аккомпанемент духовых и ударных инструментов.
Источником сюжетов для П. служила преим. трагедия и отчасти эпос, о ч„м
свидетельствуют сохранившиеся заглавия: "Леда", "Даная", "Адонис",
"Марс", "Венера", "Геркулес", "Эдип", "Вакханки" и др. Исполнителями П.
вначале были только мужчины: женщины допущены на сцену в 3-4 вв. н. э.
Достигнув наибольшей популярности в эпоху империи, П. оставался вплоть
до 5 в. преобладающим театр. жанром. История П. отражена в трактате
Лукиана "О пляске" (2 в.) и в "Речи о плясунах" Либания (4 в.).
2) Акт„р-исполнитель П. В 1в. до н.э.-1 в. н.э. наибольшей
известностью пользовались Бафиллпз Александрии и Пилад из Киликии, в
позднюю эпоху-Кама-ралл и Фабатон. П. были в большом поч„те, в их честь
устраивались триумфальные шествия, возводились статуи, им
покровительствовали императоры. Ученики Пилада-Гилас и M нестер-были
любимцами имп. Калигулы, П. Парис - одним из приближ„нных Нерона.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; Фридлендер
Д., Картины из бытовой истории Рима в эпоху Августа до конца династии
Антонинов, ч. 1, СПБ, 1914, с. 594-606; Благовещенский Н.М., Римские
пантомимы, в кн.: Пропилеи. Сб. статей по классической древности, кн.
IV, М., 1854. Лид. Ф.
ПАНТОМИМА - вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средством создания
художеств. образа и раскрытия содержания и идеи драмы является пластич.
выразительность человеч. тела, жест, мимика.
История иск-ва П. в Европе бер„т сво„ начало в Др. Греции и Риме (см.
Пантомим). В ср. века традиции П. сохранялись странствующими
гистрионами, жонгл„рами, мимами, скоморохами и др., затем она
возродилась в итал. комедии дель арте как необходимый элемент
представления (сер. 16 - сер. 18 вв.). Иск-во П. оказывало значит,
влияние на развитие нац. т-ра всех стран, где она существовала как
самостоятельная театр. форма. Среди крупнейших акт„ров П.: Дж.
Гримальди, Ж. Б. Г. Дебюро, к-рый создал, знаменитую маску Пьеро. Эта
маска получила дальнейшее развитие в театр. иск-ве (в наст. время в
творчестве Ж. Л. Барро, М. Марсо, Л. Фиалки и др.).
Страницы: «« « 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |