Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732   1733  1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743  » »»

в кино. Выступает как  мастер  художеств.  чтения.  Инсценировал  романы
Таммсааре "Правда и право", "Новый сатана Пыргупыхья". Засл. деят. иск-в
Эст. ССР (1964). К. Каск.
   ПАНТАЛОНЕ (итал. Pantalone, от Pantaleone - старинного нарицат. назв.
венецианцев) - персонаж итал. нар. комедии делъ арте. Маска П.  выражала
дух нар. сатиры, особенно злой и меткой в 16 в., когда итал.  буржуазия,
лиш„нная источников обогащения, оказалась в состоянии упадка.  В  ранний
период   развития   комедии   масок    часто    именовался    Маньи-фико
("Великолепный"). Пвсегда скупой старик.  Самоуверенный,  считающий  себя  умнее  всех,  П.
постоянно становится жертвой проделок Дзанни и Серветты. Костюм: красная
куртка, красные в обтяжку панталоны, ж„лтые туфли  с  пряжками,  красная
шапочка, ч„рный плащ, за поясом - кошель с  деньгами.  Маска  землистого
цвета, длинный горбатый нос, седые усы и борода. Разговаривал на  мягком
венецианском диалекте. Образ П. был создан акт„ром  труппы  "Джелози"  -
падуанцем Дж. Паскуа-ти. В 18 в. в этой роли прославились Ч.  Д'Арбес  и
А. К. Коллалъто-Маттиуцци.
   Лит.: Sand M., Masques et bouffons, v. 1, Р., 1860;
   Дживелегов А.К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М., 1962.
   "ПАНТЕОН"- рус. ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге в 1852-56.
Редактор-издатель Ф. А. Кони. Сменил журнал "Пантеон и репертуар русской
сцены". В журнале  печатались,  наряду  с  материалами  по  т-ру  и  др.
иск-вам, статьи по экономике, истории, естествознанию,  юриспруденции  и
др. "П." имел приложение-"Репертуар русской  сцены"  (1852-56).  А.  Шн.
"ПАНТЕОН И РЕПЕРТУАР РУССКОЙ СЦЕНЫ"рус. ежемесячный журнал. Издавался  в
Петербурге в 1848, 1850-51. Сменил выходивший в 1847 журнал "Репертуар и
Пантеон театров".  Редактор-издатель  Ф.  А.  Кони.  Имел  приложение  -
"Репертуар русской сцены" (1850-51). В журнале печатались  материалы  по
драматургии и театру, а также произв. др. жанров  художеств.  лит-ры.  В
1852 был реорганизован в журнал "Пантеон". А Шн.
   "ПАНТЕОН РУССКОГО И  ВСЕХ  ЕВРОПЕЙСКИХ  ТЕАТРОВ"-ежемесячный  театр.,
муз. и художеств. журнал. Издавался в Петербурге  в  1840-41;  вышло  24
номера. Редактор Ф.А. Кони, издатель В. П. Поляков. В 1842 журнал слился
с "Репертуаром русского театра" под назв. "Репертуар русского и  Пантеон
всех европейских театров". Имел приложение - "Текущий репертуар  русской
сцены", куда входили ставившиеся в России комедии и  водевили,  летопись
рус.  т-ра  (перечень  и  краткий  критич.  разбор  спектаклей,   преим.
столичных). С. Г ал.
   ПАНТИК (Pantik), Юлиус (р.15.1.1922) - чехословацкий акт„р, режисс„р.
В 1941 окончил драм. отд. консерватории и вступил  в  труппу  Словацкого
нац. т-ра в Братиславе. П.- один из ведущих акт„ров этого т-ра. Обладает
богатыми интонациями, выразительным  голосом,  к-рый  прида„т  его  игре
своеобразную проникновенность, глубокую человечность. С 1945 препода„т в
Высшей театр. школе (Братислава). Снимается в кино.
   Роли: Сафонов  ("Русские  люди"),  Нил  ("Мещане"),  Шван-дя;  Володя
Ульянов ("Семья" Попова; Гос. пр.,  1951),  Берест  ("Платон.  Кречет"),
Алексей  ("Оптимистическая  трагедия"),  Опат  ("Кутногорские  рудокопы"
Тыла),  Сергей  ("Иркутская  история"   Арбузова),   Ереккер   и   Зариш
("Полуночная месса" и "Антигона и другие" Карваша), Суслов ("Дачники") и
др.
   Пост.: "Лисички, спокойной ночи!" Русняка (1963), "Трамвай, именуемый
,,Желание'   Лит.: Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М., 1958, с. 113-16; e  „
ж e, Чехословацкий театр сегодня, M., 1962, с. 25-36. Л. Сол.
   ПАНТОМИМ (греч. тсатоьо-вс„ воспроизводящий  подражанием,  от-тсамтд-
вс„  и  ;хТр.о;-  подражание)-  1)  Танц.  представление  в  Др.   Риме,
передающее  содержание  и  эмоции  жестами  и   пластикой,   без   слов.
Панто-мимич.  иск-во  развилось  из  древних  синкретич.  танцев,  когда
танцоры были одновременно музыкантами и певцами;  в  процессе  отделения
музыки от танца выразительность и значение жеста  возрастали.  Наряду  с
ритуальным  и  практич.  назначением   танцы,   к-рые   в   Др.   Греции
сопутствовали культовым праздникам и гимнастич. упражнениям в  палестре,
постепенно приобретали чисто развлекат. характер. Первое описание мимич.
танца, изображавшего бракосочетание Диониса и Ариадны  и  исполнявшегося
во время пира, принадлежит Ксенофонту и относится приблизительно  к  420
до н. э. ("Пир", 9,2). В 1 в. н. э. слово "П." стало  обозначать  балет,
где акт„ры играли в масках. П. исполнялись одним акт„ром, менявшим маску
по ходу действия, в сопровождении хора, к-рый  излагал  (на  греч.  яз.)
содержание пьесы  под  аккомпанемент  духовых  и  ударных  инструментов.
Источником сюжетов для П. служила преим. трагедия и отчасти эпос, о  ч„м
свидетельствуют  сохранившиеся  заглавия:  "Леда",  "Даная",   "Адонис",
"Марс", "Венера", "Геркулес", "Эдип", "Вакханки" и др. Исполнителями  П.
вначале были только мужчины: женщины допущены на сцену в 3-4 вв.  н.  э.
Достигнув наибольшей популярности в эпоху империи, П.  оставался  вплоть
до 5 в. преобладающим театр. жанром.  История  П.  отражена  в  трактате
Лукиана "О пляске" (2 в.) и в "Речи о плясунах" Либания (4 в.).
   2)  Акт„р-исполнитель  П.  В  1в.  до  н.э.-1  в.   н.э.   наибольшей
известностью пользовались Бафиллпз Александрии и  Пилад  из  Киликии,  в
позднюю эпоху-Кама-ралл и Фабатон. П. были в большом поч„те, в их  честь
устраивались    триумфальные    шествия,    возводились    статуи,    им
покровительствовали императоры. Ученики  Пилада-Гилас  и  M  нестер-были
любимцами имп. Калигулы, П. Парис - одним из приближ„нных Нерона.
   Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.,  1940;  Фридлендер
Д., Картины из бытовой истории Рима в эпоху Августа  до  конца  династии
Антонинов, ч. 1, СПБ, 1914, с.  594-606;  Благовещенский  Н.М.,  Римские
пантомимы, в кн.: Пропилеи. Сб. статей по  классической  древности,  кн.
IV, М., 1854. Лид. Ф.
   ПАНТОМИМА - вид сценич.  иск-ва,  в  к-ром  осн.  средством  создания
художеств. образа и раскрытия содержания и идеи драмы является  пластич.
выразительность человеч. тела, жест, мимика.
   История иск-ва П. в Европе бер„т сво„ начало в Др. Греции и Риме (см.
Пантомим).  В  ср.   века   традиции   П.   сохранялись   странствующими
гистрионами,  жонгл„рами,  мимами,  скоморохами   и   др.,   затем   она
возродилась  в  итал.  комедии  дель  арте   как   необходимый   элемент
представления (сер. 16 - сер.  18  вв.).  Иск-во  П.  оказывало  значит,
влияние на развитие нац. т-ра  всех  стран,  где  она  существовала  как
самостоятельная  театр.  форма.  Среди  крупнейших   акт„ров   П.:   Дж.
Гримальди, Ж. Б. Г. Дебюро, к-рый создал, знаменитую  маску  Пьеро.  Эта
маска получила дальнейшее развитие в театр.  иск-ве  (в  наст.  время  в
творчестве Ж. Л. Барро, М. Марсо, Л. Фиалки и др.).

Страницы: «« « 1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732   1733  1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия