Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1717   1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724   1725  1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732   1733   1734   1735  » »»

[28.VII(9.VIII).1853-23.III.1935]   -   рус.   сов.    артистка    оперы
(лирико-драматич. сопрано) и вокальный педагог. Засл. арт. РСФСР (1934).
Окончила в 1873 Петерб. консерваторию по классу проф.  К.  Эве-рарди.  В
1873-74 выступала за границей (в Италии и  др.  странах),  с  1876  -  в
оперных  т-рах  Киева,  Одессы,   Тифлиса,   Харькова.   В   1883-84   и
1888-89артистка Большого т-ра в Москве; в 1884-88 -  Ма-риинского  т-ра.
Обладая  хорошо  разработанным  голосом  обширного  диапазона  и   ярким
драматич. талантом, П. выступала в  разнообразном  репертуаре:  Татьяна;
Наташа  ("Русалка"),   Виолетта,   Кармен   и   др.   П.   была   первой
исполнительницей  партий  Марии  и  Кумы  в   "Мазепе"   и   "Чародейке"
Чайковского. С 1892 вела педагогич. деятельность (с  1895  -  в  оперном
классе Большого т-ра; среди учеников - Д. А. Смирнов).
   Лит.:  П.  И.  Чайковский  и  Э.  К.  Павловская.  [Письма],  в  кн.:
Чайковский на московской сцене. Первые  постановки  в  годы  его  жизни,
М.-Л., 1940; Погожев В. П., Воспоминания о  П.  И.  Чайковском,  в  кн.:
Чайковский. Воспоминания и письма, под ред. И.  Глебова,  П.,  1924,  с.
28-34;
   Ж е г и н Н., П. И. Чайковский и Э.  К.  Павловская,  "Сов.  музыка",
1934, ј 8.
   ПАГАВА, Акакий Несторович [15(27). ИЛ 887-27. VI.1962]  -  груз  сов.
режисс„р, педагог и театровед. Нар. арт.Груз. ССР  (1962).  В  1908-  14
работал сотруд" ником и пом. реж. в М XT. С 1915 был режисс„ром в  т-рах
Кутаиси, Батуми, Тбилиси. В 1920  участвовал  в  организации  Тбилисской
груз. драм.  труппы  (с  1921-  Т-р  им.  Руставели).  Пост.  спектакли:
"Отелло" (1920), "Тартюф" (1921) и др. В 1922  организовал  и  руководил
первой сов. груз. драм. студией, в  1925  -  груз.  оперной  студией.  В
1928-34-заведующий ТЕО (театр. отдела) Главискусства Грузии.  В  1939-62
в„л педагогич. работу в Театр. ин-те им. Руставели. Профессор (1939).  В
1939-55-зам.  директора,  зав.  кафедрой   театроведения.   Литературную
деятельность начал в 1908. Был последователем  творч.  принципов  К.  С.
Станиславского.
   G оч.: Ладо Месхишвили, Тб., 1938, 1957 (на груз. яз.);
   Васо Абашидзе, Тб., 1954 (на груз. яз.).
   Лит.: К о р к и я Р.. Акакий Пагава, Тб., 1960 (на груз. яз.). Г. Б.
   ПАДАРИН, Николай Михайлович [28.IV(10.V). 1867 -  25.III.1918]-  рус.
акт„р. По окончании драм. курсов при Моск. театр. уч-ще (1892, кл.  А.П.
Ленского) был принят в Малый т-р; служил здесь до конца жизни (в  сезоне
1893-94 - в Александрийском т-ре). Первые крупные роли: Осип ("Ревизор",
1892), Подкол„син ("Женитьба", 1895).  Тонкостью  разработки  отличалось
исполнение П. роли Демурина ("Цена  жизни"  Немировича-Данченко,  1896).
Одновременно с работой в Малом т-ре П. играл также в Новом т-ре  (филиал
Малого т-ра). Один из лучших исполнителей характерных и  бытовых  ролей,
П. обладал большим драм. темпераментом.  Выступал  также  как  режисс„р.
Преподавал сценич. иск-во в Моск. консерватории.
   Лучшие роли: Любим Торцов ("Бедность не порок", 1897),  Несчастливцев
(1898); Рогожин ("Идиот" по Достоевскому, 1899), Краснов ("Грех да  беда
на кого не жив„т" Островского, 1910), Веточкин ("Холопы" Гнедича,  1908)
и др.
   Лит.: Эфрос Н., Н. М. Падарин, "Рампа и жизнь", 1918. ј13. с. 5-6. Я.
Лев.
   ПА-ДЕ-Д‚ (франц. pas de deux - танец вдво„м; от pas -  шаг,  танец  и
deux - два)-одна из осн. муз.-танц. форм, принятых в  балете.  Структура
балетного П.-де-д.: общий выход, адажио (парная лирич. часть), аллегро -
две  вариации  (соло  танцовщицы,  соло  танцовщика),  кода  (совместное
заключение). П.-де-д. имеет своим прообразом сценич. интерпретацию  рус.
лирич.     парной     пляски     в      сочетании      с      переплясом
(импровизационно-вариационного характера),  исполнявшейся  в  спектаклях
рус. комич. оперы в 1779-83 Е. Ф. Барановой и В. М.  Балашовым.  В  1785
эта пляска была пост. в Париже; е„ построение легло в основу  композиции
т. н. гавота О. Вестриса  (1795),  оказавшего  воздействие  на  развитие
дуэтных танцев в  зап.-европ.  балете  19  в.  В  рус.  балете  развитие
П.-де-д.   сопровождалось   углублением   содержания    и    психологич.
характеристики образов. Лучшие образцы П.-де-д. - в балетах  Чайковского
("Лебединое озеро" и "Спящая красавица"). В сов. балете П.-де-д. созданы
С. С. Прокофьевым  ("Ромео  и  Джульетта",  "Золушка"),  Р.  М.  Глиэром
("Медный всадник") и др. А. И.
   ПА-ДЕ-КАТР (франц. pas de quatre; от pas -  шаг,  танец  и  quatre  -
четыре) -  в  балете  танец  четыр„х  исполнителей.  П.-де-к.  по  своей
муз.-танц.   форме   может   иметь   различную    структуру.    Наиболее
распространена танц. композиция, представляющая собой  объединение  двух
па-де-де (напр.,  в  партитуре  "Спящей  красавицы",  П.-де-к.  Золушки,
принца Фор-тюне. Синей птицы и Флорины),  или  танц.  композиция  для  4
танцовщиков (напр., танец  4  кавалеров  в  "Раймонде",  балетм.  М.  И.
Петипа), а также 4 танцовщиц (напр., балет "Па-де-катр" Пуни, балетм. Ж.
Пер-ро, пост. для М. Тальони, К. Гризи, Ф. Черрито и  Л.  Гран).  Л.  Я.
ПА-ДЕ-ТРУА (франц. pas de trois - танец втро„м; от pas -  шаг,  танец  и
trois - три) - муз.-танц.  форма  в  балете.  П.-де-т.  повторяет  собой
построение па-де-д„, но, в отличие от него, в П.-де-т. вводится ещ„ одна
исполнительница, что обусловило  появление  третьей  (женской)  вариации
между адажио и вариацией танцовщика (напр., П.-де-т. в балете "Лебединое
озеро"). Л. И.
   ПАДУГА - часть сценич. декорации. Состоит из полосы  холста  или  др.
ткани, подвешенной на штанге к верху сцены, для скрытия верхних прол„тов
над декорациями, колосников,  висящих  декораций  и  т.  п.  Первую  П.,
являющуюся  частью  портала  сцены  и  постоянных  кулис,  иногда   иаз.
"арлекином" или "подзором".
   ПАЖИТНОВ, Николай Викторович (р.ЗО.УШ. 1907) - рус. сов. акт„р. Засл.
арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1961. В  1924-27  учился  в
Гос. театр. техникуме им.  А.  В.  Луначарского.  В  1927-37  работал  в
Театре-студии под  рук.  Р.  Н.  Симонова.  Играл  роли  князя  Дулебова
("Таланты и поклонники"),  Робинзона  ("Бесприданница")  и  др.  С  1937
работает  в  Т-ре  им.  Вахтангова  и  препода„т  в  ГИТИСе  (с  1965  -
профессор).
   Роли: Клюква ("Много шума из ничего"), Бопертюи ("Соломенная  шляпка"
Лабиша), Шприх ("Маскарад"),  доктор  Штайниц  ("Перед  заходом  солнца"
Гауптмана), капитан Кардон ("Сирано  де  Бержерак"  Ростана),  Достигаев
("Егор Булычев и другие"). Усатый ("Олеко Дундич" Капа и  Рже-шевского),
пан Ю.зеф  ("Дамы  и  гусары"  Фредро),  Гоппе  ("История  одной  семьи"
Кручковского) и др. С. Г.
   ПАЗОВСКИЙ, Арий  Моисеевич  [21.1(2.II).1887-  6.1.1953]-  рус.  сов.

Страницы: «« « 1717   1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724   1725  1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732   1733   1734   1735  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия