Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1713   1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721  1722   1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731  » »»

Offenbach. Sa vie et son oeuvre. P.,
   1887; Schneider L.. Offenbach, P., 1923;  Rieger  E.,  Offenbach  und
seine Wiener Schule, W., 1923; GroissetF La vie parisienne  au  theatre.
P., 1929; H e n s e 1 e r A., Jakob Offenbach, В., [1930]; Brancour  R.,
Offenbach, P., 1929; Krakauer S., J.Offenbach, ou le  secret  du  Second
Empire, P., 1957.
   ОХЙТИНА, Александра Алексеевна (р. 1905) - рус. сов.  актриса.  Засл.
арт. РСФСР (1939). Ещ„ ученицей Детской художеств. студии начала в  1923
выступать в Ленингр. ТЮЗе; работала в этом т-ре до
   1960. M. исполнила св. 70 ролей. Создала  жизнерадостные,  искрящиеся
юмором  образы  озорных,  вес„лых  мальчишек,  трогательных  и  смешных,
мальчишески задорных девчонок: Салли и Том ("Похождения Тома Сойера"  по
Твену), Фанни ("Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу), Птаха ("Клад" Шварца),
Яша ("Ти-мошкин рудник"  Макарьева).  Среди  лучших  ролей  О.  также  -
Женечка  ("Так  было"  Бруштейн),  Дорина  ("Тартюф"),  Мария  Антоновна
("Ревизор").
   Лит.: Ром С., "Искусство и жизнь", [Л.], 1940, JST" 2;
   Бруштейн А., Амплуа, рожд„нное заново, "Театр",
   1961. ј 3. с Др
   ОХЛОПКОВ,  Николай  Павлович  (р.  15.V.1900)-  рус.  сов.  акт„р   и
режисс„р. Нар. арт. СССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Окончил
кадетский  корпус,  учился  в  Школе  живописи,  ваяния   и   зодчества,
одновременно занимался в консерватории  по  классу  виолончели.  В  1917
поступил- в Иркутский т-р как мебельщик-декоратор, в 1918 стал  акт„ром.
В 1921 О. пост. на гор. площади Иркутска "массовое действо"  в  честь  1
Мая  с  участием  войск.  В  1922  в  иркутском   Молодом   т-ре   пост.
"Мисте-рию-Буфф" Маяковского, после чего был послан учиться в Москву.  С
1923 О.- акт„р  Т-ра  им.  Вс.  Мейерхольда,  одновременно  занимался  в
ГЭКТЕМАСе. В  1930-37  возглавлял  Реалистический  театр.  В  1938-43  -
режисс„р и акт„р Т-ра им. Вахтангова. С 1943- гл.  режисс„р  Моск.  т-ра
Революции (ныне Т-р им. Маяковского).
   О.- яркий представитель  поэтич.,  образного  мышления  в  режиссуре,
утверждающий т-р монументального публицистич. звучания. Своеобразие  его
поэтики в том, что монументализм его стиля не отвлеч„н, не риторичен,  а
жизнен, реалистичен. Образность  и  условность  театр.  средств,  к-рыми
пользуется режисс„р, определяют яркую театральность его  пост.  Ощущение
нар. природы театр.  иск-ва  проявилось  уже  в  первых  самостоятельных
работах О. в Реали-стич. т-ре:  "Разбег"  Ставского  (1932),  "Мать"  по
Горькому,  "Железный  поток"  по  Серафимовичу   (1933),   "Аристократы"
Погодина (1935).
   Героико-патетич. направленность, публицистичность  и  эмоциональность
иск-ва О. проявились с  особой  силой  в  спектаклях  периода  Отечеств,
войны:
   "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва, "Сирано де Бер-жерак"  Ростана  (Т-р
им. Вахтангова), "Сыновья тр„х рек" Гусева (Моск. т-р драмы). Выдающаяся
работа О.- спектакль "Молодая гвардия" (1947, инсц.  Охлопковым  одноим.
романа  Фадеева,  Гос.  пр.  СССР,  1947);  принцип  поэтич.   раскрытия
содержания  произв.  наш„л  здесь  выражение  во  вс„м  образном   строе
постановки. С живыми характерами героев здесь органично слит образ алого
знамени, выражающий героич. духовную  силу  человека.  Важным  этапом  в
развитии дарования О. был спе-ктакль "Гамлет" (1954), в  к-ром  режисс„р
раскрыл философскую суть театра  Шекспира.  "Гамлет"  трактован  О.  как
героич. трагедия.  Пафос  спектакля  -  моральная  победа  гамлетовского
мятежа над косностью "мира-тюрьмы".
   Стилистика   режисс„ра   носит   эмоционально-поэтический   характер.
Углубление трактовки характеров и действий свойственно и другим  крупным
работам О. конца 50-х гг.,  особенно  спектаклям  "Гостиница  "Астория""
Штейна (1956) и "Иркутская история" Арбузова (1960),  где  О.  усиливает
трагедийные конфликты:
   Огромное значение О. прида„т синтетич. выразительности театр. иск-ва:
музыка, пластичность мизансцен, принцип пространственной выразительности
усиливают эмоциональное воздействие постановок О.;  в  "Медее"  Еврипида
(1961)  игра  акт„ров,  хор,  симфо-нич.   оркестр   создают   целостное
трагедийно напряж„нное  действие.  О.  стремится  к  воспитанию  акт„ров
героич.  т-ра.  Одновременно  О.  продолжает  создавать  т-р,  в   к-ром
творчество акт„ра сливается с творчеством зрителя. Отсюда  особая  форма
построения действия в его спектаклях, идущих на открытой сцене, в  зрит.
зале, с применением "дороги цветов".
   Для  акт„рского   иск-ва   О.   характерно   сочетание   органичности
переживания  с  заразительной,  экспрессивной  выразительностью  сценич.
образа. В 20-е гг. О. работал в кино как сценарист и режисс„р, позднее -
как акт„р (Василий Буслай  -"Александр  Невский",  Василий  -  "Ленин  в
Октябре" и "Ленин в 1918 году", Батманов-"Далеко от Москвы"). О.  ставит
также спектакли в муз. т-ре ("Мать" Хренникова и "Декабристы" Шапорина в
Большом т-ре, "Молодая гвардия" Мейтуса в Ленингр. Малом оперном  т-ре).
Выступает в печати  по  вопросам  театр.  иск-ва  (режиссура,  акт„рское
иск-во, архитектура театр. зданий). Занимается педагогич. деятельностью;
руководит курсом мастерства режиссуры в ГИТИСе. Гос. пр. СССР 1941, 1949
(две), 1951 (две).
   Соч.:  Творческие  проблемы  театра,  "Сов.  театр",  1936,  .Ne   1;
Художественный образ спектакля, в сб.: Мастерство режисс„ра, М., 1956; О
сценических площадках, "Театр", 1959, ј 1; Об условности, там же,  1959,
.ј 11; Всем молодым, М., 1961.
   Лит.: Вишневский В., О критике "Разбега", "Советское иск-во", 1932, 9
апр., ј17; Велехова Н., Образ Охлопковского  спектакля,  "Театр",  1954,
.NTs 6; е„ же, Все ли пути изведаны?, там же, 1957, "N" 4;  е„  ж  е,  В
спорах о стиле, М., 1963; Юзовский Ю., Зачем люди  ходят  в  театр,  М.,
1964, с. 53-66; Штейн А., Повесть о том, как возникают сюжеты,  "Знамя",
1964, .Ns 8. Ц, Вел.
   ОХОТИНА, Елена Алексеевна [р. 21. II 1(3. IV).' 1914]  -  морд.  сов.
артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Морд. АССР (1948). В 1932-37 -
артистка  хора  Самарской  передвижной  оперы  (с  1935  т-р  работал  в
Алма-Ате), в 1937-48 - солистка Морд. муз.-драм. т-ра (Саранск). С  1948
вед„т концертную деятельность.  Одна  из  первых  исполнительниц  партии
Эргани в первой морд. опере "Несмеян и Ламзурь" Кирюкова (1944).
   Партии: Ваня ("Иван Сусанин"),  Кончаковна  ("Князь  Игорь"),  Ольга,
Любовь, Полина ("Евгений  Онегин",  "Мазепа",  "Пиковая  дама"),  Любаша
("Царская невеста"), Кармен,  Амнерис;  Косова  ("В  бурю"  Хренникова),
Старуха'("Севасто-польцы" Коваля) и др. А. Ив.
   ОЦХЕЛИ, П„тр Григорьевич [25. IX (8. X ). 1907- 1937]  -  груз.  сов.

Страницы: «« « 1713   1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721  1722   1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия