|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 » »» Offenbach. Sa vie et son oeuvre. P.,
1887; Schneider L.. Offenbach, P., 1923; Rieger E., Offenbach und
seine Wiener Schule, W., 1923; GroissetF La vie parisienne au theatre.
P., 1929; H e n s e 1 e r A., Jakob Offenbach, В., [1930]; Brancour R.,
Offenbach, P., 1929; Krakauer S., J.Offenbach, ou le secret du Second
Empire, P., 1957.
ОХЙТИНА, Александра Алексеевна (р. 1905) - рус. сов. актриса. Засл.
арт. РСФСР (1939). Ещ„ ученицей Детской художеств. студии начала в 1923
выступать в Ленингр. ТЮЗе; работала в этом т-ре до
1960. M. исполнила св. 70 ролей. Создала жизнерадостные, искрящиеся
юмором образы озорных, вес„лых мальчишек, трогательных и смешных,
мальчишески задорных девчонок: Салли и Том ("Похождения Тома Сойера" по
Твену), Фанни ("Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу), Птаха ("Клад" Шварца),
Яша ("Ти-мошкин рудник" Макарьева). Среди лучших ролей О. также -
Женечка ("Так было" Бруштейн), Дорина ("Тартюф"), Мария Антоновна
("Ревизор").
Лит.: Ром С., "Искусство и жизнь", [Л.], 1940, JST" 2;
Бруштейн А., Амплуа, рожд„нное заново, "Театр",
1961. ј 3. с Др
ОХЛОПКОВ, Николай Павлович (р. 15.V.1900)- рус. сов. акт„р и
режисс„р. Нар. арт. СССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Окончил
кадетский корпус, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества,
одновременно занимался в консерватории по классу виолончели. В 1917
поступил- в Иркутский т-р как мебельщик-декоратор, в 1918 стал акт„ром.
В 1921 О. пост. на гор. площади Иркутска "массовое действо" в честь 1
Мая с участием войск. В 1922 в иркутском Молодом т-ре пост.
"Мисте-рию-Буфф" Маяковского, после чего был послан учиться в Москву. С
1923 О.- акт„р Т-ра им. Вс. Мейерхольда, одновременно занимался в
ГЭКТЕМАСе. В 1930-37 возглавлял Реалистический театр. В 1938-43 -
режисс„р и акт„р Т-ра им. Вахтангова. С 1943- гл. режисс„р Моск. т-ра
Революции (ныне Т-р им. Маяковского).
О.- яркий представитель поэтич., образного мышления в режиссуре,
утверждающий т-р монументального публицистич. звучания. Своеобразие его
поэтики в том, что монументализм его стиля не отвлеч„н, не риторичен, а
жизнен, реалистичен. Образность и условность театр. средств, к-рыми
пользуется режисс„р, определяют яркую театральность его пост. Ощущение
нар. природы театр. иск-ва проявилось уже в первых самостоятельных
работах О. в Реали-стич. т-ре: "Разбег" Ставского (1932), "Мать" по
Горькому, "Железный поток" по Серафимовичу (1933), "Аристократы"
Погодина (1935).
Героико-патетич. направленность, публицистичность и эмоциональность
иск-ва О. проявились с особой силой в спектаклях периода Отечеств,
войны:
"Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва, "Сирано де Бер-жерак" Ростана (Т-р
им. Вахтангова), "Сыновья тр„х рек" Гусева (Моск. т-р драмы). Выдающаяся
работа О.- спектакль "Молодая гвардия" (1947, инсц. Охлопковым одноим.
романа Фадеева, Гос. пр. СССР, 1947); принцип поэтич. раскрытия
содержания произв. наш„л здесь выражение во вс„м образном строе
постановки. С живыми характерами героев здесь органично слит образ алого
знамени, выражающий героич. духовную силу человека. Важным этапом в
развитии дарования О. был спе-ктакль "Гамлет" (1954), в к-ром режисс„р
раскрыл философскую суть театра Шекспира. "Гамлет" трактован О. как
героич. трагедия. Пафос спектакля - моральная победа гамлетовского
мятежа над косностью "мира-тюрьмы".
Стилистика режисс„ра носит эмоционально-поэтический характер.
Углубление трактовки характеров и действий свойственно и другим крупным
работам О. конца 50-х гг., особенно спектаклям "Гостиница "Астория""
Штейна (1956) и "Иркутская история" Арбузова (1960), где О. усиливает
трагедийные конфликты:
Огромное значение О. прида„т синтетич. выразительности театр. иск-ва:
музыка, пластичность мизансцен, принцип пространственной выразительности
усиливают эмоциональное воздействие постановок О.; в "Медее" Еврипида
(1961) игра акт„ров, хор, симфо-нич. оркестр создают целостное
трагедийно напряж„нное действие. О. стремится к воспитанию акт„ров
героич. т-ра. Одновременно О. продолжает создавать т-р, в к-ром
творчество акт„ра сливается с творчеством зрителя. Отсюда особая форма
построения действия в его спектаклях, идущих на открытой сцене, в зрит.
зале, с применением "дороги цветов".
Для акт„рского иск-ва О. характерно сочетание органичности
переживания с заразительной, экспрессивной выразительностью сценич.
образа. В 20-е гг. О. работал в кино как сценарист и режисс„р, позднее -
как акт„р (Василий Буслай -"Александр Невский", Василий - "Ленин в
Октябре" и "Ленин в 1918 году", Батманов-"Далеко от Москвы"). О. ставит
также спектакли в муз. т-ре ("Мать" Хренникова и "Декабристы" Шапорина в
Большом т-ре, "Молодая гвардия" Мейтуса в Ленингр. Малом оперном т-ре).
Выступает в печати по вопросам театр. иск-ва (режиссура, акт„рское
иск-во, архитектура театр. зданий). Занимается педагогич. деятельностью;
руководит курсом мастерства режиссуры в ГИТИСе. Гос. пр. СССР 1941, 1949
(две), 1951 (две).
Соч.: Творческие проблемы театра, "Сов. театр", 1936, .Ne 1;
Художественный образ спектакля, в сб.: Мастерство режисс„ра, М., 1956; О
сценических площадках, "Театр", 1959, ј 1; Об условности, там же, 1959,
.ј 11; Всем молодым, М., 1961.
Лит.: Вишневский В., О критике "Разбега", "Советское иск-во", 1932, 9
апр., ј17; Велехова Н., Образ Охлопковского спектакля, "Театр", 1954,
.NTs 6; е„ же, Все ли пути изведаны?, там же, 1957, "N" 4; е„ ж е, В
спорах о стиле, М., 1963; Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр, М.,
1964, с. 53-66; Штейн А., Повесть о том, как возникают сюжеты, "Знамя",
1964, .Ns 8. Ц, Вел.
ОХОТИНА, Елена Алексеевна [р. 21. II 1(3. IV).' 1914] - морд. сов.
артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Морд. АССР (1948). В 1932-37 -
артистка хора Самарской передвижной оперы (с 1935 т-р работал в
Алма-Ате), в 1937-48 - солистка Морд. муз.-драм. т-ра (Саранск). С 1948
вед„т концертную деятельность. Одна из первых исполнительниц партии
Эргани в первой морд. опере "Несмеян и Ламзурь" Кирюкова (1944).
Партии: Ваня ("Иван Сусанин"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Ольга,
Любовь, Полина ("Евгений Онегин", "Мазепа", "Пиковая дама"), Любаша
("Царская невеста"), Кармен, Амнерис; Косова ("В бурю" Хренникова),
Старуха'("Севасто-польцы" Коваля) и др. А. Ив.
ОЦХЕЛИ, П„тр Григорьевич [25. IX (8. X ). 1907- 1937] - груз. сов.
Страницы: «« « 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |