|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 » »» его нужды без кабинетного западничества и без детского славянофильства"
(Полн. собр. соч., т. 14, 1953, с. 181). 60-е и 70-е гг. были для О.
порой не только идейного подъ„ма, но и творч. расцвета. В этот период он
создал пьесы, отличающиеся острой социально-политич. направленностью:
"Горячее сердце" (1868), "На всякого мудреца довольно простоты" (1868),
"Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875). Одновременно О. писал произв.,
исполненные сказочной фантастики ("Снегурочка", 1873), мягкого юмора
("Не вс„ коту масленица", 1871, "Комик XVII столетия", 1872,
"Правда-хорошо, а счастье лучше", 1876). Стремление драматурга к
глубокому социально-психологич. раскрытию характеров персонажей наиболее
ярко проявилось в пьесах "Поздняя любовь" (1873), "Последняя жертва"
(1877), "Бесприданница" (1878), "Таланты и поклонники" (1881) и "Без
вины виноватые" (1883). Лучшая из нихсоциально-психологич. драма, отличающаяся остротой конфликта, глубиной
проблематики, разнообразием красок - резко сатирических (Кнуров), мягко
юмористических (Робинзон), лирико-драматических (Лариса).
"Бесприданница" и последующие пьесы О., раскрывающие сложный внутренний
мир героев, проникнутые эмоциональностью, проложили дорогу драматургии
А. П. Чехова.
О. написал 47 оригинальных пьес, 7 пьес в сотрудничестве с др.
авторами, создав целый нар. т-р. Его новаторство проявилось и в
содержании (демократизация тематики и персонажей), и в форме (смещение
жанровых границ, органическое слияние комизма и сильного драматизма,
эпичности и напряж„нной драматичности, естественности развития
действия). Глубоко связанный с жизнью, внимательно следящий за е„
развитием, писатель стремился откликаться на самые насущные задачи и
требования своего времени. Он запечатлел в своих произв. хищный облик
поднимавшейся на общественную сцену, самодурствующей дореформенной
буржуазии (Тит Титыч Брусков - "В чужом пиру похмелье". Дикой -
"Гроза"), разоблачил бездушие, жестокость и циничность внешне
вылощенной, цивилизованной пореформенной буржуазии (Паратов, Кнуров,
Вожеватов -"Бесприданница", Прибытков - "Последняя жертва"), показал
страшное лицо экономически оскудевающего, паразитирующего, духовно
опустош„нного, морально разложившегося, но не желающего расставаться со
своими привилегиями дворянства (Глумов - "На всякого мудреца довольно
простоты", Телятев, Кучумов - "Бешеные деньги", Гурмыжская - "Лес",
Беркутов - "Волки и овцы", Дульчин- "Последняя жертва"). Освещая
важнейшие проблемы рус. действительности, О. значительно расширил
тематику рус. драматургии. Наряду с дворянством, чиновничеством и
купечеством он изображал представителей бедного мещанства,
ремесленников, трудовой интеллигенции (учителей, артистов) и крестьян. В
своих историч. пьесах О. отразил и дал„кое прошлое России. Отвергая
отжившие идеалы, обличая властителей "т„много царства", О. в ряде лучших
своих произв. ("Свои люди - бочт„мся", "Гроза", "На всякого мудреца
довольно простоты", "Горячее сердце") поднимался до сатирич. обличения.
Осуждая реакционное "т„мное царство", он утверждал в жизни ростки
нового, положительного. Его пьесы пронизаны жизнеутверждением, глубокой
верой в справедливость и будущее народа. О. создал исполненные моральной
чистоты и красоты образы людей из народа, ненавидящих "т„мное царство",
стихийно и сознательно протестующих против него, стремящихся к свободе.
Таковы образы учителя Иванова ("В чужом пиру похмелье"), Жадова
("Доходное место"), Катерины и Кулигина ("Гроза"), Параши ("Горячее
сердце"), учителя Корпелова ("Трудовой хлеб"), Платона Зыбкина ("Правда
- хорошо, а счастье лучше"), Ларисы ("Бесприданница"), Мелу-зова
("Таланты и поклонники"), Кручининой ("Без вины виноватые").
Проникновенно и любовно показывал О. женщин из народно-демократич.
среды:
Дуня ("Бедная невеста"), Груня ("Не так живи, как хочется"), Лизавета
Ивановна ("В чужом пиру похмелье"), Надя ("Воспитанница"), Катерина
("Гроза"), Аннушка ("На бойком месте"), Людмила ("Поздняя любовь"),
Фелицата ("Правда - хорошо, а счастье лучше"). С огромным сочувствием
изобразил драматург бедных, "маленьких" людей (Оброшенов - "Шутники").
Образы .0. отличаются строгой конкретно-историч. типичностью. Его герои
принадлежат к определ„нной социальной среде известного времени.
Типичность и резко выраженная индивидуальность, об условленная глубоким
и тонким раскрытием их внутренней сущности, психологии, сообщает
характерам О. необычайную пластич. рельефность. Но, сохраняя историч.
конкретность, они содержат в себе и свойства широчайших обобщений,
общечеловеч. черты. Мн. образы Островского приобрели нарицательное
значение: Подхалюзин ("Свои люди - сочт„мся"), Тит Титыч Брусмев ("В
чужом пиру похмелье"). Дикой и Кабаниха ("Гроза"), Глумов ("На всякого
мудреца довольно простоты"), Хлынов и Градобоев ("Горячее сердце"),
Кнуров ("Бесприданница"). Пафос отрицания старого и утверждение нового
придают нек-рым пьесам О. объективно революционный смысл. Наиболее
отч„тливо это проявилось в "Грозе". "...Русская жизнь и русская сила,-
отмечал Добролюбов, - вызваны художником в ,, Грозе" на решительное
дело..." (Собр. соч., т.3,1952, с. 220).
Воплощая свои темы, О. избирал сюжеты из повседневной жизни (преим.
семейно-бытовые). "...У Островского,- писал Добролюбов,-чрезвычайно
полно и рельефно выставлены два рода отношений, к которым человек еще
может у нас приложить душу свою,- отношения семейные и отношения по им
у-щ е с т в у. Немудрено поэтому, что сюжеты и самые названия его пьес
вертятся около семьи, жениха, невесты, богатства и бедности" (там же, т.
2, с. 177). Острота конфликтов, основанных на жизненно-правдивых,
обществ.-значит, и всем понятных отношениях, прида„т пьесам О. особую
увлекательность. Естественность развития пьес созда„т полную иллюзию
воспроизводимой жизни. При этом ради правдивости показа социальной среды
и цельности, конкретности, ясности характеров драматург пользуется
разв„рнутыми экспозициями, замедленными завязками, смело вводит в свои
пьесы, нарушая привычные драматургические каноны, действующих лиц, не
участвующих прямо, непосредственно, в основной сюжетной интриге (напр.,
Феклуша и Кулигпн в "Грозе").
О. создал пьесы широкого, подлинно эпического звучания и в то же
время высокой драматич. насыщенности. В его произв. напряж„нному
развитию действия служат такие художеств. средства, как живая смен.а
разнообразных сцен (эпических, драматических, комических,
лирико-драматических и т. д.), контрасты и антитеза, расположение
наиболее действенных сцен, монологов и диалогов в порядке их возрастания
внутри акта и от акта к акту. О. использовал также при„мы заострения и
гротеска ("Горячее сердце"), символику ("Гроза"), фантастику
Страницы: «« « 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |