Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704  1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714  » »»

развития психологического реализма на русской сцене. Гл. тема творчества
акт„ра  -  муки  трагич.  раздвоенности  чистого,   честного   человека,
вынужденного жит1 в условиях, с к-рыми он не может мириться, но и  не  в
силах  преодолеть  их.  Родоначальник  нового  амплуа  в  рус.  т-ре   -
"неврастеника",  О.  создавал  образы  людей  с  надломленными   душами,
терзаемых   непреодолимыми   нравственными   противоречиями,    смятенно
мятущихся в поисках выхода. О. принадлежал к акт„рам-лирикам; сквозь все
его  сценич.  образы  неизбежно  проглядывало  его  личное,  орленевское
существо, личные, орле-невские метания, радости и печали.
   Лучшие  роли:  Раскольников  и  Дмитрий  Карамазов  ("Преступление  и
наказание",  1899;  "Братья   Карамазовы",   1900,   по   Достоевскому),
Лорензаччо (о. п. Мюс-се, 1900), Арнольд  ("Микаэль  Крамер"  Гауптмана,
1901), Освальд ("Привидения", 1903), Бранд (о. п. Ибсена, 1907), Павел I
(о. п. Мережковского),  Рожнов  ("Горе-злосчастье"  В.  Крылова,  1902),
Нахман ("Евреи" Чирикова, 1904) и  др.  Выдающийся  мастер  психо-логич.
анализа, О., однако, в нек-рых ролях с чрезмерной натуралистич.  и  даже
клинич. достоверностью воспроизводил болезненные психич. явления (напр.,
в роли Освальда).
   О.  был  широко  известен  и  за   пределами   России.   Неоднократно
гастролировал со своими коллективами за границей (Берлин, 1904;  Лондон,
1905;  Америка,  1905-06,  1911-12;  Христиания,  1906;  Швеция,  1908;.
Норвегия, 1915). Радостно встретив Октябрьскую революцию, О. продолжал в
сов. время активную сценич. деятельность.  Выступал  со  своими  лучшими
ролями в районных т-рах, клубах, помогал самодеят.  коллективам.  Создал
образ Бетховена (о. п. Жижмора, 1927).
   Соч.: Жизнь и творчество русского актера П. Н. Орле-нева,  написанные
им самим, М.-Л., 1931 и Л.-М., 1961.
   Лит.: Артист русской драмы П. Н. Орленев. М., [192-];
   "Театр и искусство". П., 1898, ј 42, с. 745-49; М у р о в А.,  П.  Н.
Орленев, "Силуэты", Одесса, 1922, ј 1; С о б о-л е  в  Ю.,  Акт„ры,  М.,
1926, с. 45-50; К у г е л ь А. Р., П. Н. Орленев, М.-Л., 1928;  его  же,
Профили театра, М., 1929; М г е б р о в А. А., Жизнь в театре, т. 1, Л.,
1929, с. 3-198; М а р к о в П. А.,  Театральные  портреты.  Сб.  статей,
М.-Л., 1939; Б р у шт е и н А., Страницы прошлого, М., 1956, с. 235-352;
Р о-дина Т., П. Н. Орленев, М.-Л., 1948; Юрьев Ю., Записки, М.-Л., 1948,
с. 435-54. А. Шн.
   ОРЛОВ, Александр Александрович [р. 13(25).Х. 1889] - рус. сов. артист
балета, оперетты и эстрады. Засл. арт.  РСФСР  (1936).  В  1904  окончил
Моск. театр. уч-ще (класс В.Ф.Гельцера и  Н.  П.  Домашева),  в  1908  -
балетное отд. Петерб. театр. школы (класс М. М. Фокина и М. К. Обухова).
Ещ„  учеником,  с  1900  выступал  на  сцене.  В  1908-24  был   "первым
характерным  танцовщиком"  и  "первым  комиком"  в  Мариинском  т-ре   в
Петербурге. Партии: Иванушка, Санчо Панса ("Кон„к-Горбунок"  Пуни,  "Дон
Кихот"), Панталоне ("Карнавал" Шумана), Арап ("Петрушка" Стравинского) и
др. О. во многом способствовал развитию мимич. игры в балете; его иск-во
отличалось реалистич. выразительностью, особой пластичностью. В  1909-11
О. гастролировал в труппе С. П. Дягилева  в  Берлине,  Париже,  Лондоне,
Риме, Брюсселе. Работал на эстраде, исполнял характерные танцы с  Е.  В.
Лопуховой. В 1915 впервые выступил в оперетте, в 1917-20  О.  работал  в
Петрограде в "Палас-театре", в 1920-23 -  в  т-ре  Комич.  оперы  К.  А.
Марджанова, в 1924- 1929 - в т-ре  музкомедии  М.  Д.  Ксендзовского,  в
1929-34 и в 1941-59 - в Ленингр. т-ре музкомедии. Роли: Гробовщик,  Фома
("Женихи", "Вольный ветер" Дунаевского), Черевик ("Сорочинская  ярмарка"
Рябова),  боярин   Сапун   Тюфякин   ("Девичий   переполох"   Милютина),
Яшка-артиллерист  ("Свадьба  в  Малиновке"  Б.   Александрова)   и   др.
Исполнение О. отличается высокой техникой "каскада",  темпераментностью,
искренностью, выразительной мимикой. В 1934-41 О. был артистом  балетной
труппы   Ленинградского   Малого   оперного   театра.   Роли:   Кассандр
("Арлекинада" Дриго), Коппелиус ("Коппелия" Делиба).
   Лит.: Янковский М., А. А. Орлов, Л., 1938.
   М. Лифш.
   ОРЛОВ, Александр Иванович [18(30).VIII.1873 - 10.  X.I  948]  -  рус.
сов. дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1945). Учился в Петерб. консерватории.  С
1906 совершенствовался в дирижировании под рук. П. Юона (Берлин). С 1907
работал как симф. и оперный дириж„р в  Ростове-на-Дону,  Одессе,  Киеве,
Ялте и др. городах. В 1917-25 - в б. Оперном т-ре Зимина руководил пост.
опер "Орестея"  Танеева,  "Фиделио"  Бетховена,  "Риенци"  и  "Лоэнгрин"
Вагнера, "Виндзорские проказницы" Николаи. В 1925-29 О.  -  гл.  дириж„р
Т-ра оперы и  балета  им.  Шевченко,  руководил  пост.  опер  "Принцесса
Турандот" Пуччини,  "Ожерелье  мадонны"  Вольф-Феррари,  "Тарас  Бульба"
Лысенко, "Орлиный бунт" Пащенко, балета  "Шут"  Прокофьева.  С  1929  О.
работал во Всесоюзном радиокомитете, где осуществил пост.  22  опер,  12
оперных монтажей. Дириж„рское иск-во О. отличалось тонким муз.вкусом, он
поддерживал  творч.  искания  исполнителей,  создавал  художественно   -
законченный ансамбль. В 1925-29 преподавал в консерватории  им.  Лысенко
(с 1927-профессор) и рабочей консерватории в Киеве. Среди  учеников  О.-
Н. Г. Рахлин.
   Лит.: ТищенкоА.,А.И. Орлов, "Сов. музыка", 1941, ј 5.
   Ю. Быч. ОРЛОВ, Василий Александрович (р. 25. XI. 1896)  -  рус.  сов.
акт„р, режисс„р и педагог. Нар. арт.  СССР  (1960).  Театр.  образование
получил в школе 3-й Студии
   МХАТа (1925). С 1926 -  в  труппе  МХАТа.  В  образах  Якова  Бардина
(1935), Акт„ра ("На дне"), Войниц-кого с особой силой прозвучала  лирич.
тема О. - тема неосуществл„нности и остроты желаний при  вялости  'воли.
Среди лучших ролей О. также  -  Ку-лыгин  ("Три  сестры",  1940),  расин
("Русские люди",  1943),  Бер„зкин  ("Золотая  карета"  Леонова,  1957),
Дронов  ("Вс„  оста„тся  людям"  Ал„шина,  1959).  Выступает  также  как
режисс„р. Участвовал в пост. спектаклей "Лес" (1948), "Дачники"  (1953),
"Золотая  карета"  (1957).  Образы,  созданные   О.,   отмечены   тонким
психологизмом, большой внутр. наполненностыо. Гос. пр. СССР (1949).
   С 1929  вед„т  педагогич.  работу  в  ГИТИСе,  руководил  подготовкой
акт„рских кадров для нац. т-ров (Литовская  студия  и  др.).  С  момента
организации (1943) препода„т также в Школе-студии МХАТа. Профессор.
   Др.  роли:  Гаврила,  Аристарх,  Силан,  Барин  с  усами,   Градобоев
("Горячее сердце"), Трофимов, Гаев ("Вишн„вый сад"). Сатин  ("На  дне"),
Иван  Шуйский  ("Царь  Ф„дор  Иоанно-вич"  А.  К.  Толстого),   Нароков,
Маргаритов ("Таланты и поклонники" и "Поздняя любовь" Островского) и др.
   Соч.: Лицо традиций, "Театр", 1961, .ј 4; Пусть придут молодые!,  там
же, 1962, ј 12. If. Сол.
   ОРЛОВ, Дмитрий Алексеевич [р.  13  (26).IX.1903]-  рус.  сов.  акт„р,

Страницы: «« « 1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704  1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия