|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 » »» развития психологического реализма на русской сцене. Гл. тема творчества
акт„ра - муки трагич. раздвоенности чистого, честного человека,
вынужденного жит1 в условиях, с к-рыми он не может мириться, но и не в
силах преодолеть их. Родоначальник нового амплуа в рус. т-ре -
"неврастеника", О. создавал образы людей с надломленными душами,
терзаемых непреодолимыми нравственными противоречиями, смятенно
мятущихся в поисках выхода. О. принадлежал к акт„рам-лирикам; сквозь все
его сценич. образы неизбежно проглядывало его личное, орленевское
существо, личные, орле-невские метания, радости и печали.
Лучшие роли: Раскольников и Дмитрий Карамазов ("Преступление и
наказание", 1899; "Братья Карамазовы", 1900, по Достоевскому),
Лорензаччо (о. п. Мюс-се, 1900), Арнольд ("Микаэль Крамер" Гауптмана,
1901), Освальд ("Привидения", 1903), Бранд (о. п. Ибсена, 1907), Павел I
(о. п. Мережковского), Рожнов ("Горе-злосчастье" В. Крылова, 1902),
Нахман ("Евреи" Чирикова, 1904) и др. Выдающийся мастер психо-логич.
анализа, О., однако, в нек-рых ролях с чрезмерной натуралистич. и даже
клинич. достоверностью воспроизводил болезненные психич. явления (напр.,
в роли Освальда).
О. был широко известен и за пределами России. Неоднократно
гастролировал со своими коллективами за границей (Берлин, 1904; Лондон,
1905; Америка, 1905-06, 1911-12; Христиания, 1906; Швеция, 1908;.
Норвегия, 1915). Радостно встретив Октябрьскую революцию, О. продолжал в
сов. время активную сценич. деятельность. Выступал со своими лучшими
ролями в районных т-рах, клубах, помогал самодеят. коллективам. Создал
образ Бетховена (о. п. Жижмора, 1927).
Соч.: Жизнь и творчество русского актера П. Н. Орле-нева, написанные
им самим, М.-Л., 1931 и Л.-М., 1961.
Лит.: Артист русской драмы П. Н. Орленев. М., [192-];
"Театр и искусство". П., 1898, ј 42, с. 745-49; М у р о в А., П. Н.
Орленев, "Силуэты", Одесса, 1922, ј 1; С о б о-л е в Ю., Акт„ры, М.,
1926, с. 45-50; К у г е л ь А. Р., П. Н. Орленев, М.-Л., 1928; его же,
Профили театра, М., 1929; М г е б р о в А. А., Жизнь в театре, т. 1, Л.,
1929, с. 3-198; М а р к о в П. А., Театральные портреты. Сб. статей,
М.-Л., 1939; Б р у шт е и н А., Страницы прошлого, М., 1956, с. 235-352;
Р о-дина Т., П. Н. Орленев, М.-Л., 1948; Юрьев Ю., Записки, М.-Л., 1948,
с. 435-54. А. Шн.
ОРЛОВ, Александр Александрович [р. 13(25).Х. 1889] - рус. сов. артист
балета, оперетты и эстрады. Засл. арт. РСФСР (1936). В 1904 окончил
Моск. театр. уч-ще (класс В.Ф.Гельцера и Н. П. Домашева), в 1908 -
балетное отд. Петерб. театр. школы (класс М. М. Фокина и М. К. Обухова).
Ещ„ учеником, с 1900 выступал на сцене. В 1908-24 был "первым
характерным танцовщиком" и "первым комиком" в Мариинском т-ре в
Петербурге. Партии: Иванушка, Санчо Панса ("Кон„к-Горбунок" Пуни, "Дон
Кихот"), Панталоне ("Карнавал" Шумана), Арап ("Петрушка" Стравинского) и
др. О. во многом способствовал развитию мимич. игры в балете; его иск-во
отличалось реалистич. выразительностью, особой пластичностью. В 1909-11
О. гастролировал в труппе С. П. Дягилева в Берлине, Париже, Лондоне,
Риме, Брюсселе. Работал на эстраде, исполнял характерные танцы с Е. В.
Лопуховой. В 1915 впервые выступил в оперетте, в 1917-20 О. работал в
Петрограде в "Палас-театре", в 1920-23 - в т-ре Комич. оперы К. А.
Марджанова, в 1924- 1929 - в т-ре музкомедии М. Д. Ксендзовского, в
1929-34 и в 1941-59 - в Ленингр. т-ре музкомедии. Роли: Гробовщик, Фома
("Женихи", "Вольный ветер" Дунаевского), Черевик ("Сорочинская ярмарка"
Рябова), боярин Сапун Тюфякин ("Девичий переполох" Милютина),
Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова) и др.
Исполнение О. отличается высокой техникой "каскада", темпераментностью,
искренностью, выразительной мимикой. В 1934-41 О. был артистом балетной
труппы Ленинградского Малого оперного театра. Роли: Кассандр
("Арлекинада" Дриго), Коппелиус ("Коппелия" Делиба).
Лит.: Янковский М., А. А. Орлов, Л., 1938.
М. Лифш.
ОРЛОВ, Александр Иванович [18(30).VIII.1873 - 10. X.I 948] - рус.
сов. дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1945). Учился в Петерб. консерватории. С
1906 совершенствовался в дирижировании под рук. П. Юона (Берлин). С 1907
работал как симф. и оперный дириж„р в Ростове-на-Дону, Одессе, Киеве,
Ялте и др. городах. В 1917-25 - в б. Оперном т-ре Зимина руководил пост.
опер "Орестея" Танеева, "Фиделио" Бетховена, "Риенци" и "Лоэнгрин"
Вагнера, "Виндзорские проказницы" Николаи. В 1925-29 О. - гл. дириж„р
Т-ра оперы и балета им. Шевченко, руководил пост. опер "Принцесса
Турандот" Пуччини, "Ожерелье мадонны" Вольф-Феррари, "Тарас Бульба"
Лысенко, "Орлиный бунт" Пащенко, балета "Шут" Прокофьева. С 1929 О.
работал во Всесоюзном радиокомитете, где осуществил пост. 22 опер, 12
оперных монтажей. Дириж„рское иск-во О. отличалось тонким муз.вкусом, он
поддерживал творч. искания исполнителей, создавал художественно -
законченный ансамбль. В 1925-29 преподавал в консерватории им. Лысенко
(с 1927-профессор) и рабочей консерватории в Киеве. Среди учеников О.-
Н. Г. Рахлин.
Лит.: ТищенкоА.,А.И. Орлов, "Сов. музыка", 1941, ј 5.
Ю. Быч. ОРЛОВ, Василий Александрович (р. 25. XI. 1896) - рус. сов.
акт„р, режисс„р и педагог. Нар. арт. СССР (1960). Театр. образование
получил в школе 3-й Студии
МХАТа (1925). С 1926 - в труппе МХАТа. В образах Якова Бардина
(1935), Акт„ра ("На дне"), Войниц-кого с особой силой прозвучала лирич.
тема О. - тема неосуществл„нности и остроты желаний при вялости 'воли.
Среди лучших ролей О. также - Ку-лыгин ("Три сестры", 1940), расин
("Русские люди", 1943), Бер„зкин ("Золотая карета" Леонова, 1957),
Дронов ("Вс„ оста„тся людям" Ал„шина, 1959). Выступает также как
режисс„р. Участвовал в пост. спектаклей "Лес" (1948), "Дачники" (1953),
"Золотая карета" (1957). Образы, созданные О., отмечены тонким
психологизмом, большой внутр. наполненностыо. Гос. пр. СССР (1949).
С 1929 вед„т педагогич. работу в ГИТИСе, руководил подготовкой
акт„рских кадров для нац. т-ров (Литовская студия и др.). С момента
организации (1943) препода„т также в Школе-студии МХАТа. Профессор.
Др. роли: Гаврила, Аристарх, Силан, Барин с усами, Градобоев
("Горячее сердце"), Трофимов, Гаев ("Вишн„вый сад"). Сатин ("На дне"),
Иван Шуйский ("Царь Ф„дор Иоанно-вич" А. К. Толстого), Нароков,
Маргаритов ("Таланты и поклонники" и "Поздняя любовь" Островского) и др.
Соч.: Лицо традиций, "Театр", 1961, .ј 4; Пусть придут молодые!, там
же, 1962, ј 12. If. Сол.
ОРЛОВ, Дмитрий Алексеевич [р. 13 (26).IX.1903]- рус. сов. акт„р,
Страницы: «« « 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |