Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1689   1690   1691   1692   1693   1694   1695   1696   1697  1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706   1707  » »»

жанровая сочность, насыщенность укр. нар. мелодиями сделали это  произв.
этапным в  истории  сов.  О.  Вместе  с  "Золотой  долиной"  "Свадьба  в
Малиновке" определила перелом в жизни сов. опереточного  т-ра.  За  ними
последовали "Взаимная любовь" С. А. Ка-ца (1939), "На берегу  Амура"  Б.
Александрова и Блантера (1939), "Дороги к счастью" Дунаевского (1940)  и
др. произв., для к-рых были характерны утверждение  сов.  положительного
героя, серь„зность  тематики  в  сочетании  с  жизнерадостной  ко-медийн
остью.
   К концу 1930-х гг. процесс формирования сов. опереточного т-ра в осн.
завершился. Авторами О. были преим. композиторы-песенники,  прин„сшие  в
О. совр. муз. интонации, элементы нового жанра -  сов.  массовой  песни.
Возникла большая сеть гос. т-ров О., в  репертуаре  к-рых  были  произв.
сов. композиторов, франц. и австр. классика. В сов. муз. и театр.  вузах
выросло новое поколение артистов и режисс„ров,  успешно  претворяющих  в
опереточном исполнитель-стве метод социалистич. реализма. Ведущую роль в
его утверждении, в перестройке жанра О.  добились  Моск.  т-р  оперетты,
Ленингр. и Свердловский т-ры муз.  комедии.  В  годы  Великой  Отечеств,
войны 1941-45 сов. т-ры оперетты создали спектакли на  патриотич.  тему:
"Девушка из Барселоны" Б. Александрова (1942), "Раскинулось море широко"
Крупа, Минха и Витлина (1942) и о. п. Г. В. Свиридова (1943),  "Табачный
капитан" В. В. Щербач„ва (1944) и др.
   В послевоенные годы сов. т-ры О. продолжали ставить произв. на  совр.
темы, укреплять идейный уровень своих  спектаклей.  Среди  лучших  пост.
этого периода: "Девичий переполох" Ю. С. Милютина  (1945),  оперетта  на
историч. рус. сюжет, пронизанная нар.  пе-сенн  остью;  "Вольный  ветер"
Дунаевского (1947) о борьбе нар. масс в одной из южноевроп. стран против
нац.   предательства   и   амер.   империализма,    в    центре    этого
произв.бунтарские песни народа; "Трембита" Милютина (1949) о новой жизни
крестьян-гуцулов после воссоединения Закарпатья с Сов.  Союзом,  богатая
напевами в нар. духе; "Акулина" И. Н. Ковнера
   (1949) по мотивам "Барышни-крестьянки" Пушкина.  Эти  и  др.  произв.
резко порывали с подражательными традициями жанра, утверждали в сов.  О.
метод социалистич. реализма. Однако в О. этих лет сказалось  влияние  т.
н.  "теории"  бесконфликтности,   стремление   к   "облегчению"   жанра,
превращению его в бесхитростный муз.  водевиль.  Другой  крайностью  был
уход к "драме  с  музыкой",  в  к-рой  отсутствовала  ч„ткая  комедийная
основа, а музыка носила иллюстративный характер. Нек-рые  композиторы  и
либреттисты увлекались  поверхностными  псевдоисторич.  или  зарубежными
сюжетами, заменяя разработку  совр.  сов.  проблематики  "разоблачением"
капитали-стич. действительности и т. п.
   К сер. 1950-х гг. начинается новый подъ„м сов. О.  Появляются  "Самое
заветное" В. П. Соловь„ва-Седого  (1952),  "Огоньки"  Свиридова  (1953),
"Поцелуй Чаниты" Милютина (1955), "Марк Береговик"  Кацман  (по  мотивам
уральских сказов  Бажова,  1955),  "Белая  акация"  Дунаевского  (1955),
"Весна по„т" Д.  Б.  Кабалевского  (1957),  "Москва,  Чер„мушки"  Д.  Д.
Шостаковича (1959), "Севастопольский вальс" К. Я. Листова  (1961),  "Сто
чертей и одна девушка" Т. Н. Хренникова  (1963).  Авторы  этих  произв.,
обращаясь б. ч. к  современности,  сочетали  показ  положит.  образов  с
острой сатирой на нравы  капиталистич.  мира  и  пережитки  собственнич.
психологии в сознании сов. людей"
   Кроме моск. и  ленингр.  авторов,  создают  новые  О.  композиторы  и
либреттисты периферии: "Рассвет над Иртышом" Родыгина (1959), "Кубанские
ласточки" Фалилеева, Верховского, Плотниченко (1959) и др.
   Большое развитие получает оперетта  в  нац.  союзных  республиках:  в
Эстонии - "Румму Юри" Э. Арро и Л. Нормета  (1954),  "Только  мечта"  Б.
Кырвера (1955), "Стелла  Поларис"  Нормета  (1961);  Латвии  -  "В  краю
голубых  оз„р"  А.  Жилинского  (1954);  Литве-"Любовь   и   жесть"   Г.
Горбульскиса (1960); Азербайджане -  "Ромео,  мой  сосед.)  Р.  Гадживва
(1960); Татарии -  "Башмачки"  Д.  Фаизи  (1941);  Бурятии  -  "Проделки
дядюшки Маргона" Б. Ямпилова (1957); Башкирии - "Кодаса"  3.  Исмагилова
(1959). Важную роль в создании сов О. сыграли композиторы Украины, среди
к-рых един из  основоположников  сов.  О.-А.  П.  Рябов,  автор  оперетт
"Сорочинская  ярмарка"  (1934),  "Майская  ночь"  (1937),   "Свадьба   в
Малиновке" (1938), "Красная калина" (1954).
   Значит, роста достигает развитие О. в братских социалистич.  странах.
В Венгрии, где этот жанр опирается на традиции Ф. Легара и И.  Кальмана,
О. становится жанром последовательно национальным, отражающим  идеологию
народа,  ставшего  на  социалистич.  путь  развития.  Среди   многочисл.
произв.,  созданных  в  ВНР,-  "Чином  Палко"  Ф.  Фар-каша   (1951)   о
крестьянском  бунте  в  монархич.  Австро-Венгрии,  "Примерные  женщины"
Саркези (1951) из жизни венг. крестьян. В Румынии О. представлена прежде
всего творчеством Г. Дендрино: "Дайте  волю  песне"  (о  композиторе  Ч.
Порумбеску, 1954) и "Лиси-страта" (по комедии Аристофана, 1960).
   О. в СССР стала подлинно нар. жанром, т-ры оперетты работают  во  мн.
городах Сов. Союза, с успехом гастролируют по всей стране. Произв.  сов.
композиторов ставятся на зарубежной сцене, экранизируются,  музыка  сов.
оперетт широко исполняется на эстраде и радио.  В  создании  и  развитии
сов. О. большую роль сыграли режиссеры А. Н. Феона, А. Г.  Алексеев,  Н.
В. Смолич, Г. И. Кугушев, И.  М.  Ту'  манов,  А.  И.  Паверман  и  др.;
дириж„ры С. А. Самосуд, Г. А. Столяров, Н. А. Спиридонов и  др.;  акт„ры
Г. М. Ярон, Н. М. Бравин, Т. Я. Бах, К. М. Новикова, В. С.  Володин,  С.
М. Аникеев, Р. Ф. Лазарева,  О.  Н.  Власова,  Е.  Я.  Лебедева,  М.  А.
Качалов, Е. Ф. Савицкая, В. И. Алчевский, М. И. Днепров, Н. О. Рубан, Т.
И. Шмыга, С. А. Дыбчо, И. Г. Вике, А. Г. Маренич, П.. А. Емельянова,  Н.
Я. Янет, А. А. Орлов, 3. И. Емельянова, Н.  А.  Дашковский  и  мн.  др.;
либреттисты В. Я. Типот, Л. А. Юхвид, В. 3. Масс, М. А.  Червинский,  Н.
А.  Адуев,  В.  В.Вин-ников,  В.  К.  Крахт,  М.  П.  Гальперин,  Е.  М.
Гальперина.
   Лит.: Янковский М.,  Оперетта.  Возникновение  и  развитие  жанра  на
Западе и в СССР, Л.-М., 1937; е г о ж е, Советский театр оперетты. Очерк
истории, Л.-М., 1962;
   Державин К., Книга о Камерном  театре.  1914-  1934  гг.,  М.,  1934;
Марков П. А., Вл. И, Немирович-Дан-ченко и Музыкальный театр его  имени,
М., 1936; Keller О., Die Operette in ihrer  geschichtlichen  Entwicklung
(Musik,   Libretto,   Darstellung),   Lpz.,   1926;   Schneidereit   0.,
Operettenbuch, B., 1964, Schneider L., Les maitres  de  l'operette.  P.,
1921; N e i s s e r A.. Vom Wesen und Wert der Operette, W., 1923; N i с
k  E.,  Vom  Wiener  Walzer  zur  Operette,  [s.  l.],  1954;  Grun  B.,
Kulturgeschichte der Operette. Munch., 1964; Walker McSpadden J.,  Light
Opera and Musical Comedy. N. Y., 1936; E w en D.. Еигореад light

Страницы: «« « 1689   1690   1691   1692   1693   1694   1695   1696   1697  1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706   1707  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия