|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 » »» (1930, нов. ред. 1939), азерб. - "Шахсенем" Р. М. Глиэра (1927, нов.
ред. 1934), "К„р-оглы" У. Гад-жибекова (1937), украинские-"Молодая
гвардия" Ю.С. Мейтуса (1947, нов. ред. 1950), "Богдан Хмельницкий" К. Ф.
Данькевича (2-я ред. 1953), "Арсенал" Г. И. Майбороды (1960),
татарская"К ачкын" ("Беглец", 1939) и "Джалиль" (1957) H. Г. Жиганова,
эстонская -"Певец свободы" Э. А. Каппа (1950) и др. В ряде союзных и
автономных республик (Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Белоруссия,
Татария, Башкирия и др.) нац. О. созданы впервые в годы Сов. власти.
Расцвет муз.-театр. иск-ва социалистич. наций является одним из
значительнейших завоеваний сов. культуры. Широкие пути открылись перед
оперным иск-вом КНР ("Седая девушка" Ма Кэ, Чжан Лу и Цюй Вэя, 1945) и
др. стран социализма (болгарская О. "Момчил" Л. Пипкова, 1948, польская
О. "Бунт жаков" Т. Шелиговского, 1951, словацкие О. "Крутнява", 1949, и
"Сватоплук", 1960, Э. Сухоня и др.).
См. также статьи о муз. т-ре отдельных стран, сов. республик, об
оперных т-рах и исполнителях.
Лит.: П. И. Чайковский об опере. Избранные отрывки из писем и статей,
М.-Л., 1952; Римский-К о p с а-к о в Н. А., Музыкальные статьи и заметки
(1869-1907), СПБ, 1911; Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ,
1892-95; его же. Избранные статьи, т. l, M.-Л., 19 50; Стасов В. В.,
Избранные сочинения в тр„х томах, т.1-3, M., 1952; Кюи Ц., Избранные
статьи, Л., 1952;
ЧешихинВ., История русской оперы (с 1674 по 1903 г.), 2 изд.. M. -
Лейпциг, 1905; Русский музыкальный театр 1700-1835 гг. Хрестоматия,
сост. С. Л. Гинзбург, Л.-М-, 1941; P а б и н о в и ч А. С., Русская
опера до Глинки, М., 1948; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л.,
1959; его же. Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963;
Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 1- Избранные работы о М. И. Глинке,
М., 1952;
Глебов И., [Асафьев Б. В. ], Симфонические этюды, П., 1922; Д p у с к
и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы на материале классического
наследия. Л., 1952; Я рустовский Б., Драматургия русской оперной
классики. Работа русских композиторов-классиков над оперой, М., 1952;
Асафьев Б. В., Опера, в сб.: Очерки советского музыкального творчества,
т. 1, М.-Л., 1947;
Советская опера. Сборник критических статей, М., 1953.
Кречмар Г., История оперы, пер. с нем. под ред. и с предисл. И.
Глебова, Л., 1925; Б э л з а И., Чешская оперная классика. Краткий
очерк, М., 1951; P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии,
Англии, пер. с франц., М., 1931; Ля Л о p а н с и Л. де, Французская
комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; Медведева М.,
Соловцова Л., Штерн М., Опера XVII- XVIII веков. Сборник либретто, ред.,
вступ. ст. и прим. В. Э. Фермана, М.-Л., 1939; 100 опер. История
создания. Сюжет. Музыка, [сост. и ред. М. Друскин], Л., 1964; Х
о-хловкина А. А., Западноевропейская опера..., М., 1962;
Черная Е. С.. Моцарт и австрийский музыкальный театр, М., 1963;
Вагнер Р., Опера и драма, пер. с нем., М., 1906; его же. Избранные
статьи. Ред., прим."вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, пер. [с нем.],
М., 1935; G г „ t-г у А. Е. М., Memoires ou essais sur la musique, t.
l-3, en I vol., Brux., 1829 (в рус. пер.- Мемуары или очерки о музыке,
т. 1, М.-Л., 1939); Bulthaupt H., Dramaturgie der Oper, Bd 1-2, 2.
Aufl., Lpz., 1902; B i e 0., Die Oper. B." 1913; B e k k e г Р.,
Wandlungen der Oper, Z., 1934;
Riemann H., Opern-Handbuch. Repertorium der dramatisch-musikalischen
Litteratur, Lpz., 1887; Clement F. etLarousse P., Dictionnaire lyrique,
ou Histoire des operas. P., [s. a.]; The Oxford history of music, v. 5,
6, 7, Oxf., 1904-34; S o n n e с k O., G. Т., Dramatic music. Katalog of
full scores. Wash., 1908; E w e n D., Encyclopedia of the opera, N. Y.,
1955; L о e w e n b e r g A., Annals of opera 1597-1940, v. l-2, 2 ed..
Geneva, 1955; К г a u-s e E., Oper von A-Z., Lpz., 1961, 3. Aufl., 1962.
М.Д.
"ОПЕРА" (Opera) -см. Гранд-Операм. ОПЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ. До революции О.
д. д. создавались гл. обр. для исполнения детьми в любит, спектаклях.
Иногда они исполнялись учащимися консерваторий. Первые О. д. д. - "Кот,
коз„л и баран, или Плутни кота Васьки" (1900, Одесса) и
"Музыкан-ты"(1906, Москва) Н. П. Брянского, "Ворона-вещунья", "Свинья
под дубом", "Лисица и виноград", "Снегурка" (все соч. в 1895) В. М.
Орлова, "Репка" В. И. Сокаль-ского (1900, Харьков), "Волшебный сон" Л.
М. Фетисовой (соч. 1900), были, как правило, в одном акте, просты по
сюжету и оркестровке. Наряду с фольклорными источниками и баснями
Крылова в либр. этих опер использовались поучительные, сентиментальные и
фантастич. истории. Муз. канва нередко нарушалась декламац. вставками,
художеств. уровень либр. был невысок. В конце 19 - нач. 20 вв. О. д. д.
писали:
Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906, Ялта), "Красная шапочка" (соч.
1911), "Иванушка-дурачок" (соч. 1913), "Кот в сапогах" (1915, Тифлис),
Б. В. Асафьев - "Золушка" (1906, Петербург), "Снежная королева" (1908,
там же), И. А. Сац- "Сказка о золотом яичке" (соч. 1909), А. Т.
Гречанинов - "Елочкин сон" (соч. 1912), В. И. Ребиков - "Принц Красавчик
и принцесса Чудная прелесть" (соч. 1900), Н. В. Лысенко - "Коза-дереза"
(1901, Киев), "Пан Коцкий" (соч. 1891, пост. 1955, Харьков), "Зима и
Весна" (соч. 1892, пост. 1958, Киев) и др. На рус. сцене были пост.
оперы нем. композитора Э. Гумпер-динка - "Гензель и Гретель" (1893,
Веймар, в России шла под названием "Ваня и Маша"), "Семеро козлят"
(1895, Берлин; 1900, Одесса) и "Снегурочка" (1900, Одесса), франц.
композитора Н. Изуара - "Золушка" (1810, Париж; 1810-е гг., Петербург) и
др.
После Октябрьской революции О. д. д. заняла важное место в творчестве
сов. композиторов. Первые сов. О. д. д. создавались для проф.
исполнителей, но позже в них стали выступать и дети, как хористы, так и
в сольных партиях. В сов. муз. т-ре сюжеты О. д. д. чаще всего
заимствуются из нар. сказок, любимых детьми, лит. произв. A.C. Пушкина,
С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. В них широко используются мотивы
нар. и популярных детских песен и плясок. Лучшим сов. О. д. д. присущи
поэтичность и действенность сюжета, простота и яркость муз.
характеристик, образность и доступность муз. языка, запоминаемость
мелодий. Осваивая традиции классич. опер-сказок, композиторы применяют и
совр. средства муз. выразительности.
Наиболее видным сов. автором О. д. д. был М. И. Красев, оперы к-рого
написаны в осн. на сказочные сюжеты: "Маша и медведь" (соч. 1940),
Страницы: «« « 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |