Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691  1692   1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701  » »»

(1930, нов. ред. 1939), азерб. - "Шахсенем" Р.  М.  Глиэра  (1927,  нов.
ред.  1934),  "К„р-оглы"  У.  Гад-жибекова  (1937),  украинские-"Молодая
гвардия" Ю.С. Мейтуса (1947, нов. ред. 1950), "Богдан Хмельницкий" К. Ф.
Данькевича  (2-я  ред.  1953),  "Арсенал"  Г.   И.   Майбороды   (1960),
татарская"К ачкын" ("Беглец", 1939) и "Джалиль" (1957) H.  Г.  Жиганова,
эстонская -"Певец свободы" Э. А. Каппа (1950) и др.  В  ряде  союзных  и
автономных  республик  (Узбекистан,  Казахстан,  Киргизия,   Белоруссия,
Татария, Башкирия и др.) нац. О. созданы впервые  в  годы  Сов.  власти.
Расцвет  муз.-театр.  иск-ва  социалистич.  наций  является   одним   из
значительнейших завоеваний сов. культуры. Широкие пути  открылись  перед
оперным иск-вом КНР ("Седая девушка" Ма Кэ, Чжан Лу и Цюй Вэя,  1945)  и
др. стран социализма (болгарская О. "Момчил" Л. Пипкова, 1948,  польская
О. "Бунт жаков" Т. Шелиговского, 1951, словацкие О. "Крутнява", 1949,  и
"Сватоплук", 1960, Э. Сухоня и др.).
   См. также статьи о муз. т-ре  отдельных  стран,  сов.  республик,  об
оперных т-рах и исполнителях.
   Лит.: П. И. Чайковский об опере. Избранные отрывки из писем и статей,
М.-Л., 1952; Римский-К о p с а-к о в Н. А., Музыкальные статьи и заметки
(1869-1907), СПБ, 1911; Серов А. Н., Критические статьи,  т.  1-4,  СПБ,
1892-95; его же. Избранные статьи, т. l, M.-Л., 19  50;  Стасов  В.  В.,
Избранные сочинения в тр„х томах, т.1-3, M.,  1952;  Кюи  Ц.,  Избранные
статьи, Л., 1952;
   ЧешихинВ., История русской оперы (с 1674 по 1903 г.), 2  изд..  M.  -
Лейпциг, 1905; Русский  музыкальный  театр  1700-1835  гг.  Хрестоматия,
сост. С. Л. Гинзбург, Л.-М-, 1941; P а б и н о в  и  ч  А.  С.,  Русская
опера до Глинки, М., 1948; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России,  Л.,
1959; его же. Русский советский оперный  театр  (1917-1941),  Л.,  1963;
Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 1- Избранные работы о М.  И.  Глинке,
М., 1952;
   Глебов И., [Асафьев Б. В. ], Симфонические этюды, П., 1922; Д p у с к
и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы на материале классического
наследия.  Л.,  1952;  Я  рустовский  Б.,  Драматургия  русской  оперной
классики. Работа русских композиторов-классиков над  оперой,  М.,  1952;
Асафьев Б. В., Опера, в сб.: Очерки советского музыкального  творчества,
т. 1, М.-Л., 1947;
   Советская опера. Сборник критических статей, М., 1953.
   Кречмар Г., История оперы, пер. с нем.  под  ред.  и  с  предисл.  И.
Глебова, Л., 1925; Б э л з  а  И.,  Чешская  оперная  классика.  Краткий
очерк, М., 1951; P о л л а н Р., Опера в XVII веке в  Италии,  Германии,
Англии, пер. с франц., М., 1931; Ля Л о p а н с  и  Л.  де,  Французская
комическая опера XVIII века, пер. с  франц.,  М.,  1937;  Медведева  М.,
Соловцова Л., Штерн М., Опера XVII- XVIII веков. Сборник либретто, ред.,
вступ. ст. и прим.  В.  Э.  Фермана,  М.-Л.,  1939;  100  опер.  История
создания. Сюжет.  Музыка,  [сост.  и  ред.  М.  Друскин],  Л.,  1964;  Х
о-хловкина А. А., Западноевропейская опера..., М., 1962;
   Черная Е. С.. Моцарт  и  австрийский  музыкальный  театр,  М.,  1963;
Вагнер Р., Опера и драма, пер. с  нем.,  М.,  1906;  его  же.  Избранные
статьи. Ред., прим."вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, пер. [с  нем.],
М., 1935; G г „ t-г у А. Е. М., Memoires ou essais sur  la  musique,  t.
l-3, en I vol., Brux., 1829 (в рус. пер.- Мемуары или очерки  о  музыке,
т. 1, М.-Л., 1939); Bulthaupt H.,  Dramaturgie  der  Oper,  Bd  1-2,  2.
Aufl., Lpz., 1902; B i e 0., Die Oper. B."  1913;  B  e  k  k  e  г  Р.,
Wandlungen der Oper, Z., 1934;
   Riemann H., Opern-Handbuch. Repertorium der  dramatisch-musikalischen
Litteratur, Lpz., 1887; Clement F. etLarousse P., Dictionnaire  lyrique,
ou Histoire des operas. P., [s. a.]; The Oxford history of music, v.  5,
6, 7, Oxf., 1904-34; S o n n e с k O., G. Т., Dramatic music. Katalog of
full scores. Wash., 1908; E w e n D., Encyclopedia of the opera, N.  Y.,
1955; L о e w e n b e r g A., Annals of opera 1597-1940, v. l-2, 2  ed..
Geneva, 1955; К г a u-s e E., Oper von A-Z., Lpz., 1961, 3. Aufl., 1962.
М.Д.
   "ОПЕРА" (Opera) -см. Гранд-Операм. ОПЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ. До  революции  О.
д. д. создавались гл. обр. для исполнения детьми  в  любит,  спектаклях.
Иногда они исполнялись учащимися консерваторий. Первые О. д. д. -  "Кот,
коз„л  и   баран,   или   Плутни   кота   Васьки"   (1900,   Одесса)   и
"Музыкан-ты"(1906, Москва) Н. П.  Брянского,  "Ворона-вещунья",  "Свинья
под дубом", "Лисица и виноград", "Снегурка" (все  соч.  в  1895)  В.  М.
Орлова, "Репка" В. И. Сокаль-ского (1900, Харьков), "Волшебный  сон"  Л.
М. Фетисовой (соч. 1900), были, как правило, в  одном  акте,  просты  по
сюжету и  оркестровке.  Наряду  с  фольклорными  источниками  и  баснями
Крылова в либр. этих опер использовались поучительные, сентиментальные и
фантастич. истории. Муз. канва нередко нарушалась  декламац.  вставками,
художеств. уровень либр. был невысок. В конце 19 - нач. 20 вв. О. д.  д.
писали:
   Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906, Ялта), "Красная шапочка"  (соч.
1911), "Иванушка-дурачок" (соч. 1913), "Кот в сапогах"  (1915,  Тифлис),
Б. В. Асафьев - "Золушка" (1906, Петербург), "Снежная  королева"  (1908,
там же), И. А.  Сац-  "Сказка  о  золотом  яичке"  (соч.  1909),  А.  Т.
Гречанинов - "Елочкин сон" (соч. 1912), В. И. Ребиков - "Принц Красавчик
и принцесса Чудная прелесть" (соч. 1900), Н. В. Лысенко -  "Коза-дереза"
(1901, Киев), "Пан Коцкий" (соч. 1891, пост.  1955,  Харьков),  "Зима  и
Весна" (соч. 1892, пост. 1958, Киев) и др.  На  рус.  сцене  были  пост.
оперы нем. композитора Э. Гумпер-динка  -  "Гензель  и  Гретель"  (1893,
Веймар, в России шла под  названием  "Ваня  и  Маша"),  "Семеро  козлят"
(1895, Берлин; 1900,  Одесса)  и  "Снегурочка"  (1900,  Одесса),  франц.
композитора Н. Изуара - "Золушка" (1810, Париж; 1810-е гг., Петербург) и
др.
   После Октябрьской революции О. д. д. заняла важное место в творчестве
сов.  композиторов.  Первые  сов.  О.  д.  д.  создавались   для   проф.
исполнителей, но позже в них стали выступать и дети, как хористы, так  и
в сольных партиях.  В  сов.  муз.  т-ре  сюжеты  О.  д.  д.  чаще  всего
заимствуются из нар. сказок, любимых детьми, лит. произв. A.C.  Пушкина,
С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. В них широко  используются  мотивы
нар. и популярных детских песен и плясок. Лучшим сов. О. д.  д.  присущи
поэтичность  и   действенность   сюжета,   простота   и   яркость   муз.
характеристик,  образность  и  доступность  муз.  языка,  запоминаемость
мелодий. Осваивая традиции классич. опер-сказок, композиторы применяют и
совр. средства муз. выразительности.
   Наиболее видным сов. автором О. д. д. был М. И. Красев, оперы  к-рого
написаны в осн. на сказочные  сюжеты:  "Маша  и  медведь"  (соч.  1940),

Страницы: «« « 1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691  1692   1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия