Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687  1688   1689   1690   1691   1692   1693   1694   1695   1696   1697  » »»

и женских ролях, особенно близки ему были роли в бытовых пьесах. Большое
мастерство проявлял в иск-ве трансформации. Лучшие роли:
   Оива  ("Токайдо  „цуякайдан"  Цуруя  Намбоку),  Кам-пэй  ("Тюсингура"
Такэда Идзумо и др. авторов).
   О. Кикугоро V (4.VI.1844-18.II.1903). Один из выдающихся акт„ров т-ра
Кабуки конца  19  в.  Выступал  в  новых  реалистич.  бытовых  пьесах  -
кид-зэвамоно   драматурга   Каватакэ   Мокуами.   О.   обладал    редкой
сценичностью, высоким  мастерством,  был  искусным  танцовщиком.  Лучшие
роли: Бэнтэн Кодзо и Камиюи Синдза (о. п. и "Цую косодэ мукаси  хатидз„"
Каватакэ Мокуами).
   О. Кикугоро VI (6.VI.1885-10.VIII.1949). Старший сын О.  Кикугоро  V.
Исполнял мужские и женские роли в историч., бытовых и новых пьесах  т-ра
Кабуки  (дзйдаймоно,  сэвамоно,  синкабуки),  владел  иск-вом  танца.  В
1931-37 основал и руководил школой акт„ров. Лучшие роли: Камиюи Синдза и
Саканая Согоро ("Цую косодэ  мукаси  хатидз„"  и  "Синсараясики  цуки-яо
амагаса"   Каватакэ   Мокуами),   выступал   в    танцевальных    пьесах
("Кагамидзиси" и "Цутигумо"). С 1948 был членом япон. Академии иск-в.
   Лит. на япон. яз.: Кинъ„ энгэкиси, Токио, 1913;
   Мэйдзи энгэкиси, Токио, 1933; Исака Байсэцу,  Годаймэ  Кикугоро  дал,
Токио, 1929; Хамамура ‚ н э д з о, Рокудаймэ Кикугородэн,  Токио,  1937.
Л. Г.
   ОПАН‚СЕНКО, Александр Григорьевич [р. 10(23).  XI.  1911]  -советский
артист балета, балетмейстер. Засл. деят. иск-в БССР (1961),  засл.  арт.
УССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1919-27 учился в балетных
студиях в  Киеве.  Творч.  деятельность  начал  в  1927  в  хореографич.
ансамбле Укр. филармонии. В 1928-34 - артист балета муз. т-ров Житомира,
Винницы. Балетмейстерскую  деятельность  начал  в  Киеве,  в  Т-ре  муз.
комедии. Работал в  Т-ре  им.  Франко  (1942-44),  Львовском  т-ре  муз.
комедии (1945-48). В 1948-54 - худ. рук.  и  гл.  балетмейстер  Ансамбля
песни и танца УССР, в 1954  -59-  гл.  балетмейстер  Закарпатского  нар.
хора, с 1959- худ. рук. и гл. балетмейстер Гос. ансамбля танца  БССР.  В
своих пост. О. использует образную хореографич. лексику, почерпнутую  из
танцевального фольклора. Ст. М.
   6ПЕРА (итал. opera, буквально  -  сочинение,  произведение,  от  лат.
opera  -  труд,  изделие)  -  син-тетич.  художественное   произведение,
содержание к-рого воплощается  средствами  муз.  драматургии  в  сценич.
муз.-поэтич. образах. О. органически соединяет в едином театр.  действии
вок. и инструмент. музыку, драматургию,  изобразит,  иск-ва,  нередко  и
хореографию, при ведущем значении музыки. Особенность О.  заключается  в
том, что е„ действующие лица не  говорят,  а  поют.  С  этой  художеств.
условностью  связан  специфич.  характер  отображения  в   О.   реальной
действительности.  Музыка,  пение  придают  особую  эмоциональную   силу
выражению идейно-образного содержания и обогащают  психологич.  подтекст
драмы. С уч„том специфики музыки, е„ выразит, средств созда„тся либретто
- лит.-драматич. основа О. Богатство и  разнообразие  применяемых  в  О.
художеств. средств дают возможность композитору многосторонне и рельефно
показать в ней значит, явления жизни,  взаимоотношения  людей,  обществ,
групп, воплотить типич. характеры, полно и гибко отобразить душевный мир
человека. В реалистич. О., как и в др. видах жизненно правдивого  театр.
иск-ва, обрисовка поступков героев, окружающей среды, драматич. ситуаций
неразрывно связана с психологич. характеристикой действующих лиц.
   Гл. средством художеств. воздействия  оперной  музыки  является  вок.
мелодия.  Выразительность  пения,  красота  и  богатство   мелодий,   их
художеств. образность и доступность - неотъемлемые  качества  реалистич.
О. Однако  для  всестороннего  раскрытия  драматич.  конфликта,  сценич.
положений  и  чувств  героев  требуется  мастерское  использование  всех
выразит. возможностей музыки. В О.  -  "...полнейшей  форме  музыки  как
искусства..." (Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с.  63)
-  объединяются   вокальное   (сольное,   ансамблевое   и   хоровое)   и
инструментальное  (симф.)  начала.  Их   тесная   взаимосвязь   является
предпосылкой к созданию полноценного оперного произв. В  соответствии  с
идейным замыслом произведения,  характером  сюжета  и  сценарным  планом
либретто  композитор  использует  и  творчески   развивает   исторически
сложившиеся формы оперной музыки -вокальные  (ария,  ариозо,  речитатив,
ансамбль, хор) и симфонические (увертюра, антракт, танец).  При  наличии
нек-рых общих закономерностей  муз.  драматургии  формы  оперной  музыки
отличаются значит, свободой и у каждого  крупного  композитора  получают
индивидуально своеобразное преломление.
   Характеры героев О. раскрываются наиболее полно в разв„рнутых номерах
сольного  пения  (ария,  ариозо,  песня,  монолог).  Речитатив   нередко
предназначается   для   сюжетной   и   муз.   связи   между   замкнутыми
(закругл„нными) цельными вок. формами (ария, ансамбль, хор). Но в  сво„м
мелодически  развитом  виде  он  выполняет  важную   роль   в   образной
характеристике и служит действенным фактором муз. драматургии (в нек-рых
жанрах О., преим. комедийных, вместо речитатива используется разговорный
диалог; иногда  в  О.  вводится  мелодрама,  т.  е.  драматич.  сцена  в
сопровождении инструмент, музыки,- гл. обр. в О. конца 18 и 1-й пол.  19
вв.).
   В ансамблях - дуэтах, терцетах, квартетах и т.  д.,  включая  большие
финальные сцены (часто с хором),- средствами музыки обобщаются драматич.
ситуации,  сопоставляются  в  одновременности  близкие  или  контрастные
образы, рельефно выявляются  противоречия  интересов,  столкновение  или
сближение характеров, страстей. Поэтому ансамбли  нередко  появляются  в
кульминац. или заключит, моментах драматургии.  развития  О.  Художеств.
возможности музыки позволяют композитору воссоздавать в массовых хоровых
сценах большие картины нар. жизни, разносторонне выявлять связи героя  с
социальной средой. В муз. драматургии О.  велика  роль  оркестра,  к-рый
часто сосредоточивает в  себе  осн.  муз.-драматич.  содержа-ние  данной
сцены. Симф. средства выразительности существенно дополняют и  углубляют
муз. обрисовку сценич.  положений,  обстановки  действия,  характеров  я
состояний  героев.  В  хореографич.   сценах   сочетаются   пластический
(танцевальный) и муз. образы (см. Балет, Балетная музыка).
   Как театр. жанр О. рассчитана на  сценич.  воплощение.  Типы  оперных
спектаклей исторически менялись, но неизменно сохранялось в них  ведущее
положение вокального искусства. Мастерство вок. исполнения в сочетании с
акт„рским  мастерством  (см.  Искусство  акт„ра  музыкального  т-ра)   -
непременное условие успеха оперного спектакля. Всей его муз.  частью,  в
т. ч. и оркестровым исполнением, руководит дириж„р,  чутко  следящий  за
развитием действия на сцене. Важна также роль режисс„ра (а  при  наличии
танц. эпизодов - и балетмейстера),  к-рый  призван  муз.  содержание  О.

Страницы: «« « 1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687  1688   1689   1690   1691   1692   1693   1694   1695   1696   1697  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия