Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678  1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688  » »»

под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб.  1,  П.,  1922;  Асафьев  Б.,  Из
диалогов о музыке: Глинка - Одоевский, "Сов. музыка", 1946. К" 11.
   ОДРАН (Audran), Эдмон (ИЛУ.1842-17.VIII. 1901) -  франц.  композитор.
Учился музыке в Париже у К. Сен-Санса и др. С 19 лет  был  органистом  в
Марселе, где соч. и пост.  первые  оперетты  ("Медведь  и  паша"  по  Э.
Скрибу, 1862, "Великий Могол", 1866,  и  др.).  После  огромного  успеха
"Свадьбы Оливетты" в Париже (1879, т-р "Буфф-Паризьен") О.  поселился  в
столице, став одним из любимцев парижской публики. Особой  популярностью
пользовалась его оперетта "Маскотта" (1880, т-р "Буфф-Паризьен"),  к-рая
до 1897 прошла в  т-ре  1700  раз  (в  России  шла  под  назв.  "Красное
солнышко"; пост. в СССР - 1924, моск. Эксперимент, т-р;  1931,  Ленингр.
т-р муз. комедии;
   1932, Моск. т-р оперетты, и др.). Среди лучших оперетт О.:  "Жпллетта
из Нарбонны" (1882, "Буфф-Па-рнзьен"), "Мисс Хельетт"  (1890,  там  же),
"Стрекоза и муравей" (1886, т-р "Гете", Париж), "Кукла" (1896, там  же).
Для оперетт О.  характерно  пародирование  исторпч.  событий  как  форма
сатирич. изображения совр. ему бурж. нравов. Музыка  оперетт  отличается
изяществом, живостью и юмором. Ал. М.
   ОДРИ (Odry), Жак Шарль (18.V.1779-28.IV. 1853) - франц. акт„р. В 1803
дебютировал в т-ре "Гете" (Париж). Первый  большой  успех  -  гротескная
роль Риголе в водевиле "Я  отправляюсь  в  Россию!"  (1803).  В  1804-07
работал  в  т-ре  "Порт-Сен-Мартен".  В  1808  вступил  в  труппу   т-ра
"Варьете"), с к-рым связана почти вся его сценич. жизнь, кроме  1835-36,
когда он гастролировал в провинции и выступал в  парижских  т-рах  "Фоли
драматик",   "Порт-Сен-Мартен",   "Пале-Рояль".   В   блестящей   труппе
"Варьете", где работали в это время крупнейшие  акт„ры  франц.  водевиля
(Брюне, Потье, Дежазе, Арналь; Тьерселен и др.), О. выделялся как  актер
буйного, буффонного комизма, продолжатель традиций ярмарочных "парадов".
В его репертуар входили наивные, нелепые, грубоватые, балаганные  фарсы,
водевили,  построенные  на  гротескной  клоунаде.  Самая   лучшая   роль
О.бродячий циркач Бильбоке (комедия-парад "Паяцы" Варена  и  Дюмануара).
Среди его лучших ролей также: Франсуа ("Поварихи"  Бразье  и  Дюмерсана,
1823), Пато ("Снег" Мельвиля  и  Карму"День  рождения",  "Моя  радость",
"Путь-дорога", "Семьдесят небылиц", "Цолмон", "Искатель счастья  Мунхэ",
"Кто сильней?" и др. Все его пьесы пост. в Гос. муз.-драм. т-ре. О.автор
киносценариев, одноактных пьес на острые, злободневные  темы.  Пьесы  О.
написаны лаконичным языком, отличаются острым  сюжетом.  Г.  У.,  Э.  О.
ОЙУНСКИЙ  (наст.  фам.-  Слепцов),   Платон   Алексеевич   [29.Х(10.Х1).
1893-29.X.1939] -  якутский  сов.  писатель,  драматург  и  общественный
деятель. Основоположник якутской сов. лит-ры. Чл. Ком-мунистич. партии с
1918. В 1916-17 принимал активное  участие  в  театр.  самодеятельности,
используя  е„  для  пропаганды  революц.  идей.  О.  принадлежат  первые
якутские пьесы: "Волна жизни" (1919) о пробуждении революц. самосознания
якутских трудящихся в период импе-риалистич. войны, "Большевик  Василий"
(1926 и 1933) об установлении Сов.  власти  в  Якутии,  первая  якутская
комедия "Царский указ"  (1936)  и  др.  В  произв.  О.  показана  борьба
трудящихся  Якутии  против  царизма,  колчаковщины,  феодально-тойонских
пережитков. Ро-мантич. драма О. "Красный шаман" по его же поэме (пост. в
1930, 1934, 1958) исполнена страстного протеста против гн„та и  насилия.
Пьесы О.  ставились  в  якутских  проф.  и  самодеят.  театрах.  Имя  О.
присвоено в 1957 Якутскому гос. муз.-драм. т-ру.
   Лит.: Смирнов-К утачевский А., П. Ойунский, "Новый мир", 1931,  N  6;
Пухов И., П. Ойунский, там же, 1957. .V 12; П. А.  Ойунский.  Доклады  к
65-летию со дня рождения, Якутск, 1959; Очерк истории якутской советской
литературы, М., 1955. М. Лифш.
   ОКАМОТО, Кидо  (1872-1930)  -  япон.  писатель,  драматург  и  театр.
критик. В 1891 начал лит. деятельность. Выступал как  театр.  рецензент.
Первая пьеса  "Кин-но  сятихоко  уваса-но  таканами"  (совместно  с  Ока
Онитаро) пост. в "Кабукидза" в 1902. Среди пьес О. историч. и бытовые  -
"Сюдзэндзи моногатари" (1911), "Торбэяма  синдзю"  (1915)  и  др.  Писал
пьесы для акт„ров Каваками Отодзиро и Итикава Саданд-зи II,  вошедшие  в
репертуар т-ра  Кабуки.  Пьесы  О.  характеризуются  стремлением  автора
наполнить старые традиционные формы т-ра Кабуки новым содержанием.
   Соч.: Окамото Кидо ею, Токио, 1930.
   Лит.: Окамото Кэйити, Окамото нэндайки, Токио, 1951. Л. Г.
   ОКЕАНОС  -  коллективный  псевдоним  ансамбля  акробатов-прыгунов   с
подкидными  досками,  организованного  Л.  С.   Ольховиковым   в   1926.
Первоначальное ядро труппы составляли  И.  Папазов,  Ю.  Виноградов,  Г.
Раев, П. Маренков. Позднее в труппу вошли К. Бескаравайная, К., Н. и  В.
Ольховиковы, А. Бер-дюк, Г. Лешков и др. О. работали одновременно на 3-4
досках, номер включал рекордные  трюки  (прыжковая  акробатика  и  др.).
Впоследствии в номер О. вошли эквилибристика, конный вольтиж, жонгляж на
лошади, дрессировка собак и др.
   Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963, с. 335-337. А. Шн.
   О К‚ЙСИ ((O'Casey),IIIoн[31.III.1884(?), Дублин,-20.IX.1964,  Лондон]
- ирл. драматург, писатель, публицист. Писал на англ. яз. В молодости  в
поисках средств существования переменил ряд  профессий,  испытал  нужду,
безработицу. Сблизился  с  Ирландской  рабочей  партией,  с  участниками
национально-освободит.  движения.  Первые  пьесы  О'К.-  "Тень  стрелка"
(1923),
   "Юнона и Павлин" (1924), "Плуг и зв„зды"  (1926)-  с  успехом  шли  в
"Т-ре  Аббатства"  (Дублин).  Эти  пьесы   О'К.   воссоздают   атмосферу
освободит. борьбы ирл. народа  (1916-  1923),  рисуют  жизнь  обитателей
дублинских трущоб; в них  созданы  разнообразные,  глубоко  трагические,
иногда комич.  образы  простых  людей.  Сатирич.направленность  трагедии
"Плуг и зв„зды" вызвала нападки на О'К.  реакц.  кругов.  Это  послужило
причиной его добровольной эмиграции  в  Англию  (1926).  В  трагикомедии
"Серебряный кубок" (1929, т-р "Аполло", Лондон), обличающей милитаризм и
войну, О'К. впервые  использует  драматургич.  технику  экспрессионизма.
Отвергнутая "Т-ром Аббатства", эта трагикомедия шла в  Лондоне,  так  же
как и символистская пьеса "За оградой" (1934, т-р "Ройялти", Лондон),  в
к-рой драматург в форме усложн„нной аллегории пытался  поставить  важные
проблемы  человеч.  жизни,  утверждая,  что  бурж.  общество   враждебно
человеку. В политически  заостр„нной  комедии  "Пурпурная  пыль"  (1945,
труппа т-ра "Олд Вик", Ливерпул) он  осмеивал  империалистич.  претензии
Англии. В драмах "Звезда становится красной" (1940, т-р "Юнити", Лондон)
и "Красные розы для меня" (1946, т-р "Эмбасси", Лондон) О'К.  обращается
к  теме  революции,  созда„т  героич.  образ  борца  за   социализм,   в
романтически  приподнятом  стиле  рисует  светлое  будущее.  В  комедиях
"Петух" (1949, Нар. т-р, Ньюкасл-он-Тайм), "Кост„р епископа" (1955,  т-р

Страницы: «« « 1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678  1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия