|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 » »» под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; Асафьев Б., Из
диалогов о музыке: Глинка - Одоевский, "Сов. музыка", 1946. К" 11.
ОДРАН (Audran), Эдмон (ИЛУ.1842-17.VIII. 1901) - франц. композитор.
Учился музыке в Париже у К. Сен-Санса и др. С 19 лет был органистом в
Марселе, где соч. и пост. первые оперетты ("Медведь и паша" по Э.
Скрибу, 1862, "Великий Могол", 1866, и др.). После огромного успеха
"Свадьбы Оливетты" в Париже (1879, т-р "Буфф-Паризьен") О. поселился в
столице, став одним из любимцев парижской публики. Особой популярностью
пользовалась его оперетта "Маскотта" (1880, т-р "Буфф-Паризьен"), к-рая
до 1897 прошла в т-ре 1700 раз (в России шла под назв. "Красное
солнышко"; пост. в СССР - 1924, моск. Эксперимент, т-р; 1931, Ленингр.
т-р муз. комедии;
1932, Моск. т-р оперетты, и др.). Среди лучших оперетт О.: "Жпллетта
из Нарбонны" (1882, "Буфф-Па-рнзьен"), "Мисс Хельетт" (1890, там же),
"Стрекоза и муравей" (1886, т-р "Гете", Париж), "Кукла" (1896, там же).
Для оперетт О. характерно пародирование исторпч. событий как форма
сатирич. изображения совр. ему бурж. нравов. Музыка оперетт отличается
изяществом, живостью и юмором. Ал. М.
ОДРИ (Odry), Жак Шарль (18.V.1779-28.IV. 1853) - франц. акт„р. В 1803
дебютировал в т-ре "Гете" (Париж). Первый большой успех - гротескная
роль Риголе в водевиле "Я отправляюсь в Россию!" (1803). В 1804-07
работал в т-ре "Порт-Сен-Мартен". В 1808 вступил в труппу т-ра
"Варьете"), с к-рым связана почти вся его сценич. жизнь, кроме 1835-36,
когда он гастролировал в провинции и выступал в парижских т-рах "Фоли
драматик", "Порт-Сен-Мартен", "Пале-Рояль". В блестящей труппе
"Варьете", где работали в это время крупнейшие акт„ры франц. водевиля
(Брюне, Потье, Дежазе, Арналь; Тьерселен и др.), О. выделялся как актер
буйного, буффонного комизма, продолжатель традиций ярмарочных "парадов".
В его репертуар входили наивные, нелепые, грубоватые, балаганные фарсы,
водевили, построенные на гротескной клоунаде. Самая лучшая роль
О.бродячий циркач Бильбоке (комедия-парад "Паяцы" Варена и Дюмануара).
Среди его лучших ролей также: Франсуа ("Поварихи" Бразье и Дюмерсана,
1823), Пато ("Снег" Мельвиля и Карму"День рождения", "Моя радость",
"Путь-дорога", "Семьдесят небылиц", "Цолмон", "Искатель счастья Мунхэ",
"Кто сильней?" и др. Все его пьесы пост. в Гос. муз.-драм. т-ре. О.автор
киносценариев, одноактных пьес на острые, злободневные темы. Пьесы О.
написаны лаконичным языком, отличаются острым сюжетом. Г. У., Э. О.
ОЙУНСКИЙ (наст. фам.- Слепцов), Платон Алексеевич [29.Х(10.Х1).
1893-29.X.1939] - якутский сов. писатель, драматург и общественный
деятель. Основоположник якутской сов. лит-ры. Чл. Ком-мунистич. партии с
1918. В 1916-17 принимал активное участие в театр. самодеятельности,
используя е„ для пропаганды революц. идей. О. принадлежат первые
якутские пьесы: "Волна жизни" (1919) о пробуждении революц. самосознания
якутских трудящихся в период импе-риалистич. войны, "Большевик Василий"
(1926 и 1933) об установлении Сов. власти в Якутии, первая якутская
комедия "Царский указ" (1936) и др. В произв. О. показана борьба
трудящихся Якутии против царизма, колчаковщины, феодально-тойонских
пережитков. Ро-мантич. драма О. "Красный шаман" по его же поэме (пост. в
1930, 1934, 1958) исполнена страстного протеста против гн„та и насилия.
Пьесы О. ставились в якутских проф. и самодеят. театрах. Имя О.
присвоено в 1957 Якутскому гос. муз.-драм. т-ру.
Лит.: Смирнов-К утачевский А., П. Ойунский, "Новый мир", 1931, N 6;
Пухов И., П. Ойунский, там же, 1957. .V 12; П. А. Ойунский. Доклады к
65-летию со дня рождения, Якутск, 1959; Очерк истории якутской советской
литературы, М., 1955. М. Лифш.
ОКАМОТО, Кидо (1872-1930) - япон. писатель, драматург и театр.
критик. В 1891 начал лит. деятельность. Выступал как театр. рецензент.
Первая пьеса "Кин-но сятихоко уваса-но таканами" (совместно с Ока
Онитаро) пост. в "Кабукидза" в 1902. Среди пьес О. историч. и бытовые -
"Сюдзэндзи моногатари" (1911), "Торбэяма синдзю" (1915) и др. Писал
пьесы для акт„ров Каваками Отодзиро и Итикава Саданд-зи II, вошедшие в
репертуар т-ра Кабуки. Пьесы О. характеризуются стремлением автора
наполнить старые традиционные формы т-ра Кабуки новым содержанием.
Соч.: Окамото Кидо ею, Токио, 1930.
Лит.: Окамото Кэйити, Окамото нэндайки, Токио, 1951. Л. Г.
ОКЕАНОС - коллективный псевдоним ансамбля акробатов-прыгунов с
подкидными досками, организованного Л. С. Ольховиковым в 1926.
Первоначальное ядро труппы составляли И. Папазов, Ю. Виноградов, Г.
Раев, П. Маренков. Позднее в труппу вошли К. Бескаравайная, К., Н. и В.
Ольховиковы, А. Бер-дюк, Г. Лешков и др. О. работали одновременно на 3-4
досках, номер включал рекордные трюки (прыжковая акробатика и др.).
Впоследствии в номер О. вошли эквилибристика, конный вольтиж, жонгляж на
лошади, дрессировка собак и др.
Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963, с. 335-337. А. Шн.
О К‚ЙСИ ((O'Casey),IIIoн[31.III.1884(?), Дублин,-20.IX.1964, Лондон]
- ирл. драматург, писатель, публицист. Писал на англ. яз. В молодости в
поисках средств существования переменил ряд профессий, испытал нужду,
безработицу. Сблизился с Ирландской рабочей партией, с участниками
национально-освободит. движения. Первые пьесы О'К.- "Тень стрелка"
(1923),
"Юнона и Павлин" (1924), "Плуг и зв„зды" (1926)- с успехом шли в
"Т-ре Аббатства" (Дублин). Эти пьесы О'К. воссоздают атмосферу
освободит. борьбы ирл. народа (1916- 1923), рисуют жизнь обитателей
дублинских трущоб; в них созданы разнообразные, глубоко трагические,
иногда комич. образы простых людей. Сатирич.направленность трагедии
"Плуг и зв„зды" вызвала нападки на О'К. реакц. кругов. Это послужило
причиной его добровольной эмиграции в Англию (1926). В трагикомедии
"Серебряный кубок" (1929, т-р "Аполло", Лондон), обличающей милитаризм и
войну, О'К. впервые использует драматургич. технику экспрессионизма.
Отвергнутая "Т-ром Аббатства", эта трагикомедия шла в Лондоне, так же
как и символистская пьеса "За оградой" (1934, т-р "Ройялти", Лондон), в
к-рой драматург в форме усложн„нной аллегории пытался поставить важные
проблемы человеч. жизни, утверждая, что бурж. общество враждебно
человеку. В политически заостр„нной комедии "Пурпурная пыль" (1945,
труппа т-ра "Олд Вик", Ливерпул) он осмеивал империалистич. претензии
Англии. В драмах "Звезда становится красной" (1940, т-р "Юнити", Лондон)
и "Красные розы для меня" (1946, т-р "Эмбасси", Лондон) О'К. обращается
к теме революции, созда„т героич. образ борца за социализм, в
романтически приподнятом стиле рисует светлое будущее. В комедиях
"Петух" (1949, Нар. т-р, Ньюкасл-он-Тайм), "Кост„р епископа" (1955, т-р
Страницы: «« « 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |