Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670  1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678   1679   1680  » »»

плясуны, дрессированные животные, ставились буффонные комедии акт„ра  Г.
Таконе, комич. оперы, фарсы и арлекинады. Т-р Н. был опасным конкурентом
для дрс т-ров бульваров ("Амбигю комик", "Забавное  варьете",  "Т-р  дез
ассосье"). Труппа под рук. Н. выступала и на  ярмарках,  где  показывала
спектакли в дневное время. Декрет о  свободе  т-ров  (1791),  отменивший
привилегии "королевских" т-ров, дал возможность Н. включать в  репертуар
своего т-ра произв. Корнеля, Раси-на, Мольера. А. Я.
   НЙКОЛЕВ, Николай Петрович (1758-1815) -рус. драматург  и  поэт.  Член
Российской  академии,   поч„тный   член   Об-ва   любителей   российской
словесности. Автор нескольких комич. опер, 4 комедий  и  2  трагедий.  В
комич. опере "Розана и Любим"  (1778,  пост.  на  моск.  сцене;  в  роли
лесника Семена - Ожо-гии) Н. показал  помещичий  произвол,  нравственное
превосходство крестьян над барином. Большой успех имела  тираноборческая
трагедия Н. "Сорена и  Замир"  (1784),  написанная  в  традициях  А.  П.
Сумарокова. Пост. в 1785 на моск. сцене (в роли Сорены - У. Си-нявская).
На петерб. сцену эта трагедия допущена была только в нач. 19  в.,  когда
И. А. Дмитревскому удалось добиться разрешения на е„ постановку.
   Соч.: Творения Николая Петровича Николева, ч. 1-5, М., 1795;  Русская
комедия и комическая опера XVIII в., ред. и вступ. ст.  П.  Н.  Беркова,
М.-Л., 1950.
   Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр  XVII-XVIII  вв.,  М.,
1958; Всеволодский-Герн-г р о с с В. Н., Русский театр  второй  половины
XVIII века, М., 1960.
   НЙКОЛИЧ  (Николи?),  Атанасий  (1803-68)-югосл.   (сербский)   театр.
деятель и драматург. Один из основателей сербского нац.  т-ра.  В  1825,
будучи преподавателем в Школе черчения (г. Нови-Сад),  пост.  со  своими
учениками  любит,  спектакль  "Смерть   царя   Уроша   V"   Стифаповича.
Деятельность этого любит. кружка продолжалась до 1828. В 1839 совм. с И.
Сте-рией-Поповичем  организовал  т-р  при  Лицее  (г.  Нови-Сад),  к-рый
открылся в 1840 пьесой Н. "Женитьба царя Душана" (с муз. И. Шлезингера).
Этот спектакль был близок к опере (в загл. роли выступал Н.). В 1841  Н.
переехал в Белград, где организовал т-р (позднее получил назв.  "Т-р  на
Таможне"), существовавший до 1842. Это был первый постоянный проф.  т-р,
к-рый положил  начало  нац.  югосл.  т-ру.  Н.  написал  историч.  пьесу
"Королевич Марко и арабы" (о битве на Косовом поле в 1347), к-рая широко
ставилась в т-рах Югославии.
   Лит.: Wollman Г., Dramatika slovanskeho jihu, [PrahaJ, 1930. Л. Сол.
   НЙКОЛЛ (Nicoll),  Аллардайс  (р.  28.VI.1894)  -  англ.  театровед  и
историк т-ра. В разное время проф. англ.  яз.  и  лит-ры  Лондонского  и
Бирмингемского ун-тов, председатель департамента драмы и проф. Иельского
ун-та    (США,    1933-45),    директор    Шекспировского    ин-та     в
Стратфорде-он-Эйвон (1951-62), где ежегодно проходили во время фестиваля
шекспировские научные конференции. С  1948  редактирует  ежегодное  изд.
"Шекспировское обозрение" (Shakespeare  Survey).  Н.-  автор  многочисл.
исследований в области т-ра и драматургии, в т. ч. шеститомной  "Истории
английской драмы" (1952-59).
   Соч.: A history of English drama. 1660-1900,  v.  1-6,  L.,  1952-59;
Masks, mimes and miracles; studies in the popular theatre, L., 1931; The
theory of drama, L., 1931; Studies in  Shakespeare,  L.,  1927;  British
drama. An historical survey from the beginnings to the present time, L.,
1927, 4 ed., 1953; The development of the theatre. A study of theatrical
art from the beginnings to the present  day,  L.,  1927,  4  ed.,  1958;
Stuart masques and the Renaissance stage, L.,  1937;  World  drama  from
Aeschylus to Anouilh, L., 1949, 1957; Film and theatre, L., 1936. ф. Я.
   НИКОЛЬСКИЙ, Василий Алексеевич (р. 16. III. 1882) - рус. сов.  артист
оперы  (бас).  Нар.  арт.  Азерб.  ССР  (1934).  В  1907  окончил  Моск.
консерваторию (класс проф. В. М. Зарудной-Ивановой). До 1910 пел в опере
Нар. дома в Москве, затем в оперных т-рах Одессы (1911), Киева (1912-14)
и Тифлиса (1915- 1918). В 1919-52  был  солистом  Азерб.  т-ра  оперы  и
балета. Н. обладал широким по диапазону голосом яркого металлич. тембра.
В 1941-45 и  с  1952  -  преподаватель  Бакинской  консерватории  (среди
учеников Н. - Бюлъ-Бюлъ).
   Партии: Шах Аслан ("Шах Исмаил" Магомаева), Бах-рам  бек  ("Шахсенем"
Глиэра), Ибрагим хан ("К„р-оглы" У. Гаджибекова), Борис Годунов; Досифей
("Хованщина"), Мельник, Сусанин, Руслан;  Кочубей  ("Мазепа"),  Галицкий
("Князь Игорь"), Додон ("Золотой петушок"), Мефистофель (о. п.  Бойто  и
"Фауст" Гуно), Дон Базилио и др.
   НИКОЛЬСКИЙ, Михаил Михайлович [р. 18(31). X. 1907] - рус. сов. акт„р,
режисс„р, художник. Нар. арт. РСФСР (1953). Чл.  Коммунистич.  партии  с
1953. Начал сценич. деят. в 1926. Работал в Каменске,  Рос-тове-на-Дону,
Николаеве, Омске, Оренбурге, Севастополе, Ашхабаде и др. С 1938 -  акт„р
Ставропольского т-ра.  Н.  выразительно  передавал  цельность,  прямоту,
честность,  целеустремл„нность  своих  героев.  Исполняя  роли  отрицат.
персонажей, Н. также подч„ркивал в них волевое начало.
   Роли:  Бенедикт  ("Много  шума  из  ничего"),   кавалер   Ри-пафратта
("Трактирщица"), Луконин ("Парень из нашего города"), Сафонов  ("Русские
люди"), Савельев ("Так и будет"),  Чацкий;  Артур  ("Овод"  по  Войнич),
Петруччо ("Укрощение строптивой"), Жадов; Протасов ("Живой труп"), Годун
("Разлом"), Рыбаков  ("Сын  Рыбакова"  Гусева  и  Винникова),  Гвоздилин
("Третья патетическая"  Погодина),  Мастаков,  Антипа  Зыков  ("Старик",
"Зыковы" Горького). Е. X.
   НИКОЛЬСКИЙ, Ф„дор Калинович [1828-8(20). VIII. 1898]  -  рус.  артист
оперы (тенор). В  1850-  1861  -  певчий  Придворной  певч.  капеллы.  В
18611877 - артист  Мариинского  т-ра.  У  Н.  был  голос  необыкновенной
красоты, мягкости и силы. С успехом исполнял героич. партии.
   Партии:  Собинин  ("Иван  Сусанин"),   Роальд   ("Рогнеда"   Серова),
Лоэнгрин, Тангейзер и др.
   Лит.: "Муз. свет", СПБ, 1865, ј 10.
   НИКОЛЬСКИЙ ТЕАТР - крепостной т-р Шереметевых в Москве на  Никольской
ул. (в Китай-городе). Один из старейших городских крепостных т-ров 18 в.
Сооруж„н в 1770-х гг. Капитально  реконструирован  в  1789  по  проектам
крепостных  арх.  А.Ф.  Миронова  и  Г.  Е.  Дикушина;  оборудование   и
механизация сцены-  крепостного  механика-изобретателя  И.  Ф.  Пряхина.
Существовал до 1800. Н. т. являлся зимним т-ром графов Шереметевых: сюда
ежегодно на зиму переезжала со  своими  спектаклями  труппа  крепостного
усадебного т-ра Шереметевых из Кускова. А. Шн.
   НИКОМАРОВ,Наум Давидович [р. 24. XII.  1903  (6.1.1904)]-  рус.  сов.
акт„р. Нар. арт. Узб.  ССР  (1950).  В  1920  окончил  Бакинский  театр.
техникум.  Творч.  деят.  начинал  в  Бакинском  рабочем  т-ре  в  1920.
Дебютировал в роли Фурманова  ("Мятеж"  Лаврен„ва).  В  1924  окончил  в

Страницы: «« « 1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670  1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678   1679   1680  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия