Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 » »» ведущей танцовщицей труппы Королевский балет. Н.- танцовщица редкой трудоспособности и виртуозной техники. Ей близки партии, отличающиеся жизнерадостностью, юмором. Лучшая партия Н.- Лиза ("Тщетная предосторожность"). Среди др. партий: Коломбина ("Карнавал" на муз. Шумана), Сильвия (о. п. Делиба), Сванильда ("Коппелия"), Золушка; Жар-Птица (о. п. Стравинского) и др. В 1960 и 1961 гастролировала в Сов. Союзе (Москва, Ленинград). Лит.: S w i n s о п С., Nadia Nerina, L., 1957; Р о с-лавлева Н., Английский балет, М., 1959. Наш. Р. НЕРОНОВ, Владимир Иванович (1867-1919) - рус. акт„р. Выступал в любит, спектаклях. На проф. сцене с 1893. С 1894 служил в антрепризах К. Н. Незлобина (Ярославль, Вильно, Рига, Москва), работал в труппах М. М. Бородая (Саратов) и Н. И. Соболыцикова-Самарина (Н. Новгород), в Т-ре Корша в Москве (1915-17). Роли: Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Любим Торцов, Крутицкий, Дергач„в ("Бедность не порок", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Последняя жертва" Островского), Журден ("Мещанин во дворянстве"), Передонов ("Мелкий бес" по Сологубу) и др. В 1917-19 - в труппе МХТ. Роли: Тугоуховский ("Горе от ума"), Иван Пазухин ("Смерть Пазухина"" Салтыкова-Щедрина), митрополит Дионисий ("Царь Ф„дор Иоан-нович" А. К. Толстого) и др. Игра Н. отличалась сдержанностью и в то же время разнообразием тонких нюансов. Мастер сценич. грима, Н. достигал выразительного внешнего рисунка роли. Лит.: Бруштейн А. Я., Страницы прошлого, М., 1952; "Театр", 1913, ј 1343, с. 5; там же, 1916, ј 1951, с. 8; Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961. А. Кл. НЕРСЕСЯН, Бабкен Погосович [p.5(18).VII.1917]- арм. сов. акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1961). Чл. Ком-мунистич. партии с 1941. Сценич. деятельность начал в арм. ТЮЗе в Тбилиси в 1933. В 1944-55 - акт„р арм. т-ра в Тбилиси, с 1956 - Т-ра им. Сундукяна. Акт„р широкого диапазона, выступающий в комедийных, характерных, драматич. и трагедийных ролях, Н. созда„т острые и выразительные сценические образы, отмеченные графич. ч„ткостью рисунка. Роли: Фердинанд ("Коварство и любовь"), Чапаев (о. п. по Фурманову), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь"), Эмманвел (о. п. Араксманя-на)-в Тбилисском ТЮЗе; Га-гик ("Страна родная" Демир-чяна), Пэпо, Осеп и Замбахов ("Пэпо", "Разор„нный очаг" и "Хатабала" Сундукяна), Карл и Франц Моор ("Разбойники"), Арсен (о. п. Шаншиашвили), Арбенин, Незнамов - в арм. т-ре, Тбилиси; Микаел ("Хаос" по Ширванзаде), Геворк ("Под одной крышей" Боряна), Александр ("Утес" Папазя-на), Чаренц ("К грядущему" по Чаренцу), Бен-Александр ("Мо„ сердце в горах" Сароя-на), Дон-Пеппино ("Суббота, воскресенье, понедельник" Э. де Филиппо) и др.-в Т-ре им. Сундукяна. Совм. с Качворяном Н. написал драму "Агаси" (1947, по роману "Раны Армении" X. Абовяна), пост. в арм. т-ре Тбилиси. С 1957 снимается в кино. Выступает с художеств. чтением. Б. А. НЕРСЕСЯН, Рачия Нерсесович [12(24).XI.1895, Никомедия,- 6.XI.1961, Ереван] - сов. арм. акт„р. Нар. арт. СССР (1956). Род. в Турции в семье ремесленника. С 1915 участвовал в спектаклях арм. оперетты и тур. драм. т-ра. С 1918 - акт„р Константинопольского арм. драм. об-ва. В 1922 с группой акт„ров (В. Папазян, М. Джанан и др.) переехал в Сов. Союз. С 1923- акт„р Театра им. Г. Сундукяна. Во время работы в Константинополе творчество Н. испытало воздействие иск-ва А. Антуана, О. М. Люнье-По, зап.-арм. трагедийного т-ра и одновременно венской оперетты. В эти годы определилась способность Н. к острой спенич. реакции, импровизационной л„гкости, но его талант раскрылся полностью только в СССР, где общение с новым зрителем и благотворное влияние молодой сов. драматургии определили перелом в творч. биографии акт„ра. С именем Н. связано утверждение на арм. сцене нового героя. Огромное акт„рское обаяние, органич. сочетание эпич. размаха с лирич. проникновенностью отличают созданные им сценич. образы: Кошкин ("Любовь Яровая", 1927), Берсенев ("Разлом", 1928), Вершинин ("Бронепоезд 14-69" (1928), Симон ("Ярость" по Яновскому, 1929), Бородин ("Страх", 1932), Платон Кречет (1935), Сафонов ("Русские люди", 1942) и мн. др. Совр. трактовку получила в исполнении Н. арм., зап.-европ. и рус. классич. драматургия. Не замыкаясь в узкие нац. рамки, Н. обогащал классику неповторимыми качествами своей глубоко нац., своеобразной индивидуальности. Чуждый позы, риторики, любования этно-графич. и историч. деталями, Н., играя ту или иную роль, всегда выражал черты своей мощной индивидуальности и вместе с тем раскрывал самую сущность авторского замысла, никогда не повторяясь, внося новые штрихи в исполнение одной и той же роли на разных спектаклях. Особенное значение для творчества Н. имеет работа над драматургией Шекспира. Каждая шекспировская роль - Гамлет (1924), Макбет (1933), Фальстаф (1939), Отелло (1940), Лир (1953)-оказывалась этапной работой акт„ра. Н. был одним из выдающихся акт„ров современности. Его сценич. создания далеки от самодовлеющей виртуозности и резон„рской "рассудочности", глубина мысли в них сочетается с трепетной эмоциональностью. Таковы в исполнении Н. трагедийные и сатирич. образы: Отелло; Элизбаров ("Из-за чести" Ширванзаде, 1939), Протасов ("Живой труп", 1951), Багдасар ("Дядя Багдасар" Пароняна.1954), наделяемые им яркой эмоциональностью, мудрой простотой, человечностью, страстным гуманизмом. Последняя роль Н. - Мак-Грегор в спектакле "Мо„ сердце в горах" Са-рояна (1961). С 1920 Н. снимался в тур. фильмах. В сов. кино исполнил роли: Рустама ("Намус", 1925), Риза ("Хас пуш", 1927), Амбо ("Гикор", 1934), Пэпо (о. п., 1935), Акопяна ("Зангезур", 1938), Давид-бека (о. п., 1944). Гос. пр. СССР, 1941. Лит.: Аршаруни А., Грачия Нерсесян, М., 1940; Юзовский Ю., Образ и эпоха. На шекспировские темы, М., 1947; Рачья Нерсесян. [Сборник], Ереван, 1964 (на арм. яз.). р 3. НЕРУДА (Neruda), Ян (9.VII.1834-22.VIII.1891)- чеш. поэт, писатель и театр. критик. Один из крупнейших представителей реализма в чеш. лит-ре. Поборник демократич. театр. эстетики. "Я обращаюсь к чешским акт„рам,призывал Н.,- чтобы они творили для высших целей, развивали национальные черты чешского театра, стремились к своей художественной независимости" (О umeni, Praha, 1950, s. 239), Н. выдвигал требование глубокой идейности, содержательности и правдивости театр. иск-ва, отстаивал его нац. своеобразие. В своей борьбе за идейное обновление Страницы: «« « 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |