Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 » »» 1919-1925, B. - Stuttg., 1925; Kapp J., Geschichte der Staatsoper Berlin, В., 19У7; F e t t i n g H., Die deutsche Staatsoper, B., 1960; Die Deutsche Staatsoper Berlin. 1955-1960, В., 1961. Ал. М. Н‚МЕЧЕК (Nemecek), Йиржи (р. 12. VI. 1924) - чехословацкий балетмейстер. Иск-ву танца учился в 1937-39 у педагогов Я. Никольской и И. Псота. Балетмейстерскую деятельность начал в г. Опаве (1945-48). С 1958 руководит балетной труппой Нац. т-ра в Праге. Среди лучших пост.: "Юность" Чулаки (1956,Пльзен), "Слуга двух господ" Бургхаузера (1958, Прага), "Отелло" Гануша (1959, Прага), "Сказ о каменном цветке" Прокофьева (1961, Прага) и др. Лит.: Schmidova L., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962]. H. Шер. НЕМЙРОВА-РАЛЬФ, Анастасия Антоновна (урожд. Н е ми p о в а; 1849-1929) - русская актриса. Засл. арт. Республики (1923). Сценич. деятельность начала в конце 60-х гг. 19 в. в Н. Новгороде. Выступала преим. в провинции (гг. Владимир, Н. Новгород, Казань, Самара, Харьков, Киев, Одесса, Воронеж, Саратов и др.). Некоторое время играла в Москве - в Пушкинском т-ре Бренко (1880-81) и в Т-ре Горевой (1890-91), а также в пригородных т-рах Петербурга (в Павловске и Ораниенбауме). Н.-Р. исполняла роли амплуа героинь, обладала замечат. природными данными (красивая внешность, мелодичный, т„плый по тембру голос), но е„ игре были свойственны нек-рая холодность, склонность к внешне эффектным при„мам. Лучшие роли: Катерина ("Гроза"), Тугина ("Последняя жертва"), Марьица ("Каширская старина" Аверкиева), Мария Стюарт; Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. В 1900 после тр„х дебютов была принята в Александрийский т-р на амплуа грандам и старух; работала здесь до конца жизни. Роли: Огудалова; Звездинцева ("Плоды просвещения"), Турусина, Мурзавецкая; Анна Андреевна ("Ревизор"), княгиня Тугоуховская ("Горе от ума"), Гурмыжская и др. А. Шн. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, Владимир Иванович [11(23). XII. 1858, Озургеты, Грузия, - 25.IV.1943, Москва] - рус. сов. режисс„р, театр. деятель, писатель, драматург. Нар. арт. СССР (1936). Совместно с К. С. Станиславским был основателем и руководителем Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького. Род. в семье военного. Детство пров„л в Тифлисе. С юных лет проявлял большой интерес к т-ру, с успехом участвовал в любительских спектаклях. Позднее, занимаясь на физико-математич. ф-те Моск. ун-та (1876-79), продолжал глубоко интересоваться т-ром. Театр. воззрения Н.-Д. складывались под влиянием эстетики рус. революционных демократов, А. Н. Островского, а также под непосредственным воздействием реалпстич. иск-ва крупнейших акт„ров моск. Малого т-ра - М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, О. О. Садовской, А. П. Ленского и др. В 1877 разв„ртывается деятельность Н.-Д. как театрального критика (статьи и обзоры в журналах "Будильник", "Артист", газетах "Русский курьер", "Новости дня" и др. под псевдонимами В л., В ладь, Гобой, Нике и Кикс, и др.). Н.-Д. защищал реа-листич. традиции рус. сцены, выступал против идейного застоя, преобладания внешних эффектов, за коренное обновление репертуара, тесную связь т-ра с передовой лит-рой. В своих блестящих по форме статьях Н.-Д. обнаружил тонкое понимание акт„рского иск-ва и драматургии; подробно анализируя игру выдающихся совр. акт„ров, он настойчиво выдвигал требование многоплановых сценич. образов, резко протестовал против рутинных при„мов игры, ставил вопрос об интеллигентности акт„ра. Он глубоко ощущал оторванность т-ра от современности, от запросов демократич. зрителя и не раз обращался в дирекцию имп. т-ров с проектами реформ. Уже тогда его увлекала идея создания общедоступного т-ра, обновления т-ра через драм. школу. В эти же годы Н.-Д. выступает и как писатель (первый рассказ "На почтовой станции", 1881). Он был автором многих повестей, романов (наиболее известны "На литературных хлебах", 1890, изд. 1891, "Губернаторская ревизия", опубл. 1895) и пьес ("Последняя воля", 1888, "Новое дело", 1890, "Золото", 1895, "Цена жизни", 1896, "В мечтах", 1901). В своих произв. Н.-Д. рисовал гл. обр. жизнь рус. интеллигенции и е„ трагедию в условиях бурж. об-ва. Драмы его пользовались большой популярностью, ставились в Александрийском и Малом т-рах с участием Ермоловой, Садовской, Савиной, Ленского и др., а также в провинции. Однако, несмотря на крупный успех его пьес, Н.-Д. предъявлял к своей драматургии повышенные требования, что ярко выразилось в его отказе от присужд„нной ему в 1896 Грибоедовской премии за пьесу ;Цена жизни" в год появления чеховской "Чайки". Участвуя в постановках своих пьес в Малом т-ре, Н.-Д. имел возможность ещ„ глубже ощутить необходимость творческих преобразований в области сценич. иск-ва. Первоначальный путь к этому он видел в педагогич. деятельности, в подготовке молодых акт„ров, свободных от сценич. штампов, способных чутко прислушиваться к запросам жизни и новым явлениям в драматургии. В 1891-1901 Н.-Д. в„л преподавательскую работу в драматич. отделении Муз .-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. В сво ей педагогической работе Н.-Д. стремился к раскрытию индивидуальных качеств учащихся, требовал от них проникновения в идейную сущность и стилистику пьес. Заинтересованный режисс„рской деятельностью К. С. Станиславского в руководимом им Обществе искусства и литературы, Н.-Д. обратился к нему с предложением объединить усилия в деле реформы рус. т-ра. Результатом их встречи явилось создание в 1898 Художественно-общедоступного т-ра (так вначале назывался МХАТ), в труппу к-рого наряду с участниками Общества искусства и литературы вошли лучшие ученики Н.-Д. по Филармонич. уч-щу. В тесном содружестве со Станиславским Н.-Д. осуществлял творческое и организационное руководство МХТ; будучи "заведующим репертуаром", он определил идейно-репертуарную линию т-ра, сразу же придав ей ярко выраженное передовое, демократич. направление. Н.-Д. первым понял новаторское значение драматургии А. П. Чехова. Н.-Д. вместе с коллективом МХАТа и Чеховым явился инициатором привлечения М. Горького к драматургич. деятельности и помог ему советами при создании его первых пьес ("Мещане", "На дне, написанных для Художеств. т-ра. Обращение к Горькому, крупнейшему представителю пролетарского иск-ва, явилось вершиной общественной активности МХАТа в период подготовки революции 1905- 1907. Н.-Д. осуществил вместе со Станиславским постановку пьесы Горького "На дне" (1902) и всех пьес Чехова (самостоятельно он поставил "Иванова", 1904), с предельной зоркостью вскрывая сущность произведений, увлекая акт„ров блестящим психологич. анализом образов, тонкостью режисс„рских при„мов. Он вв„л в репертуар т-ра и поставил пьесы видных зап.-европ. драматургов -Г. Страницы: «« « 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |