Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659  1660   1661   1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669  » »»

1919-1925, B. - Stuttg., 1925;
   Kapp J., Geschichte der Staatsoper Berlin, В., 19У7;
   F e t t i n g H., Die deutsche Staatsoper,  B.,  1960;  Die  Deutsche
Staatsoper Berlin. 1955-1960, В., 1961. Ал. М.
   Н‚МЕЧЕК  (Nemecek),  Йиржи  (р.  12.  VI.   1924)   -   чехословацкий
балетмейстер. Иск-ву танца учился в 1937-39 у педагогов Я. Никольской  и
И. Псота. Балетмейстерскую деятельность начал в г.  Опаве  (1945-48).  С
1958 руководит балетной труппой Нац. т-ра в Праге. Среди  лучших  пост.:
"Юность" Чулаки (1956,Пльзен), "Слуга двух  господ"  Бургхаузера  (1958,
Прага),  "Отелло"  Гануша  (1959,  Прага),  "Сказ  о  каменном   цветке"
Прокофьева (1961, Прага) и др.
   Лит.: Schmidova L., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962]. H. Шер.
   НЕМЙРОВА-РАЛЬФ,  Анастасия  Антоновна  (урожд.  Н  е  ми  p  о  в  а;
1849-1929) - русская актриса.  Засл.  арт.  Республики  (1923).  Сценич.
деятельность начала в конце 60-х гг. 19 в.  в  Н.  Новгороде.  Выступала
преим. в провинции (гг. Владимир, Н. Новгород, Казань, Самара,  Харьков,
Киев, Одесса, Воронеж, Саратов и др.). Некоторое время играла в Москве -
в Пушкинском т-ре Бренко (1880-81) и в Т-ре Горевой (1890-91), а также в
пригородных  т-рах  Петербурга  (в  Павловске  и  Ораниенбауме).   Н.-Р.
исполняла роли амплуа  героинь,  обладала  замечат.  природными  данными
(красивая внешность, мелодичный, т„плый по тембру  голос),  но  е„  игре
были свойственны  нек-рая  холодность,  склонность  к  внешне  эффектным
при„мам. Лучшие роли: Катерина ("Гроза"), Тугина  ("Последняя  жертва"),
Марьица ("Каширская старина" Аверкиева), Мария Стюарт;  Маргарита  Готье
("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. В  1900  после  тр„х  дебютов  была
принята в Александрийский т-р на амплуа грандам и старух; работала здесь
до конца жизни.
   Роли:  Огудалова;  Звездинцева   ("Плоды   просвещения"),   Турусина,
Мурзавецкая; Анна Андреевна ("Ревизор"), княгиня Тугоуховская ("Горе  от
ума"), Гурмыжская и др. А. Шн.
   НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО, Владимир Иванович [11(23). XII.  1858,  Озургеты,
Грузия, - 25.IV.1943, Москва] -  рус.  сов.  режисс„р,  театр.  деятель,
писатель,  драматург.  Нар.  арт.  СССР  (1936).  Совместно  с   К.   С.
Станиславским    был    основателем    и    руководителем    Московского
Художественного академического театра СССР имени М. Горького.
   Род. в семье военного. Детство пров„л в Тифлисе. С юных лет  проявлял
большой интерес к т-ру, с успехом участвовал в любительских  спектаклях.
Позднее, занимаясь на  физико-математич.  ф-те  Моск.  ун-та  (1876-79),
продолжал  глубоко  интересоваться   т-ром.   Театр.   воззрения   Н.-Д.
складывались под влиянием эстетики рус. революционных демократов, А.  Н.
Островского, а также под непосредственным воздействием реалпстич. иск-ва
крупнейших акт„ров моск. Малого т-ра - М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой,
О. О. Садовской, А. П. Ленского и др. В 1877 разв„ртывается деятельность
Н.-Д. как театрального критика (статьи и обзоры в журналах  "Будильник",
"Артист", газетах "Русский курьер", "Новости дня" и др. под псевдонимами
В л., В ладь, Гобой, Нике и Кикс,  и  др.).  Н.-Д.  защищал  реа-листич.
традиции рус.  сцены,  выступал  против  идейного  застоя,  преобладания
внешних эффектов, за коренное обновление репертуара, тесную связь т-ра с
передовой лит-рой. В своих блестящих по форме  статьях  Н.-Д.  обнаружил
тонкое понимание акт„рского иск-ва и  драматургии;  подробно  анализируя
игру  выдающихся  совр.  акт„ров,  он  настойчиво  выдвигал   требование
многоплановых сценич. образов, резко протестовал против рутинных при„мов
игры, ставил  вопрос  об  интеллигентности  акт„ра.  Он  глубоко  ощущал
оторванность т-ра от современности, от запросов демократич. зрителя и не
раз обращался в дирекцию имп. т-ров с проектами реформ.  Уже  тогда  его
увлекала идея создания общедоступного т-ра, обновления т-ра через  драм.
школу.
   В эти же годы Н.-Д. выступает и  как  писатель  (первый  рассказ  "На
почтовой станции",  1881).  Он  был  автором  многих  повестей,  романов
(наиболее  известны  "На  литературных   хлебах",   1890,   изд.   1891,
"Губернаторская ревизия", опубл. 1895) и пьес ("Последняя  воля",  1888,
"Новое дело", 1890, "Золото", 1895,  "Цена  жизни",  1896,  "В  мечтах",
1901). В своих произв. Н.-Д. рисовал гл. обр. жизнь рус. интеллигенции и
е„ трагедию в условиях  бурж.  об-ва.  Драмы  его  пользовались  большой
популярностью, ставились в Александрийском  и  Малом  т-рах  с  участием
Ермоловой, Садовской, Савиной, Ленского и  др.,  а  также  в  провинции.
Однако, несмотря на крупный успех его пьес,  Н.-Д.  предъявлял  к  своей
драматургии повышенные требования, что ярко выразилось в его  отказе  от
присужд„нной ему в 1896 Грибоедовской премии за пьесу ;Цена жизни" в год
появления чеховской "Чайки". Участвуя в постановках своих пьес  в  Малом
т-ре, Н.-Д. имел возможность ещ„ глубже ощутить необходимость творческих
преобразований в области сценич. иск-ва. Первоначальный путь к этому  он
видел в педагогич. деятельности, в подготовке молодых акт„ров, свободных
от сценич. штампов, способных чутко прислушиваться к  запросам  жизни  и
новым явлениям в драматургии. В 1891-1901  Н.-Д.  в„л  преподавательскую
работу в драматич. отделении Муз .-драм. уч-ща Моск. филармонич.  об-ва.
В  сво  ей   педагогической   работе   Н.-Д.   стремился   к   раскрытию
индивидуальных качеств учащихся, требовал от них проникновения в идейную
сущность и стилистику пьес. Заинтересованный режисс„рской  деятельностью
К. С. Станиславского в руководимом им Обществе искусства  и  литературы,
Н.-Д. обратился к нему с предложением объединить усилия в  деле  реформы
рус.  т-ра.   Результатом   их   встречи   явилось   создание   в   1898
Художественно-общедоступного т-ра (так вначале назывался МХАТ), в труппу
к-рого наряду с участниками Общества искусства и литературы вошли лучшие
ученики  Н.-Д.  по  Филармонич.   уч-щу.   В   тесном   содружестве   со
Станиславским Н.-Д. осуществлял творческое и организационное руководство
МХТ; будучи "заведующим репертуаром", он  определил  идейно-репертуарную
линию т-ра, сразу же придав ей ярко  выраженное  передовое,  демократич.
направление. Н.-Д. первым понял новаторское значение драматургии  А.  П.
Чехова. Н.-Д. вместе с коллективом МХАТа и  Чеховым  явился  инициатором
привлечения М. Горького к драматургич. деятельности и помог ему советами
при  создании  его  первых  пьес  ("Мещане",  "На  дне,  написанных  для
Художеств.  т-ра.  Обращение  к  Горькому,   крупнейшему   представителю
пролетарского иск-ва, явилось вершиной общественной активности  МХАТа  в
период подготовки революции  1905-  1907.  Н.-Д.  осуществил  вместе  со
Станиславским постановку пьесы Горького "На  дне"  (1902)  и  всех  пьес
Чехова  (самостоятельно  он  поставил  "Иванова",  1904),  с  предельной
зоркостью вскрывая  сущность  произведений,  увлекая  акт„ров  блестящим
психологич. анализом образов, тонкостью режисс„рских при„мов. Он вв„л  в
репертуар т-ра и  поставил  пьесы  видных  зап.-европ.  драматургов  -Г.

Страницы: «« « 1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659  1660   1661   1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия