Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651  1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661  » »»

Первые начинания в области т-ра принадлежат К. Нейбер, к-рая вместе с И.
X. Готшедом стремилась сблизить Н. т.  с  франц.  классицистским  т-ром.
Иск-во акт„ров труппы Нейбер в Лейпциге-Г. Г.  Коха,  Й.Ф.  Ш„нема-на  и
др., воспитанных на материале  франц.  трагедий  и  комедий,  отличалось
напевностью   интонаций,   балетной   пластикой.   "Лейпцигская   школа"
акт„рского  иск-ва  стала  важным  этапом   в   развитии   Н.   т.,   но
клас-сицистское направление не  получило  преобладания  в  нем.  сценич.
иск-ве. Задачи, выдвинутые эпохой Просвещения, требовали  создания  нац.
т-ра, близкого демократич. массам. Со 2-й пол. 18 в. в труппе Г. Г. Коха
сформировался оригинальный  нем.  музы-кально-драм.  жанр  -  зингшпилъ,
тесно связанный с нар. муз. культурой и демократич. драматургией. '
   Большой вклад в  Н.  т.  эпохи  Просвещения  вн„с  Г.  Э.  Лессинг  -
создатель социальной драмы, нац. комедии  и  просветительской  трагедии,
теоретик т-ра, основоположник реалистич.  направления  в  Н.  т.  18  в.
Лессинг рассматривал т-р как важнейшую общественно-воспитательную  силу,
он направлял театр. иск-во на утверждение гуманистич. идеала, на  борьбу
с абсолютизмом. Принципы просветительского реализма Лессинга  осуществил
Гамбургский  национальный   театр   (1767-68),   к-рый   пропагандировал
отечеств, драматургию. Акт„ры этого т-ра - К. Э. Ак-керман,  С.  Шредер,
К. Экгоф, Ф. Л. Шредер и др.- претворяли художеств. программу  Лессинга,
они создали т. н.  "гамбургскую  школу"  игры,  школу  просветительского
реализма. Крупнейшим е„ представителем во 2-й пол. 18 в. был К. Экгоф, а
в конце века - великий  нем.  акт„р  и  режисс„р  Ф.  Л.  Шредер,  к-рый
утверждал произв. Шекспира на нем. сцене, сблизил т-р с движением Бури и
натиска", заложил основы  нем.  реалистич.  режиссуры.  Шредер  воспитал
акт„ра И. Ф. Брокмана, знаменитого исполнителя  роли  Гамлета  (1776)  в
Германии.
   Сближение т-ра с мещанской драмой и е„ идеологией нередко приводило к
снижению реализма, к жанрово-бытовой манере  игры.  В  1777  был  открыт
Мангеймский национальный театр, ставший одним из крупнейших  нем.  т-ров
80-90-х гг. 18 в. В н„м развернулась деятельность  акт„ра,  режисс„ра  и
драматурга  А.  В.  Иф-фланда.  Он   насаждал   на   мангеймской   сцене
буржуазно-филистерскую драматургию (собств.  пьесы,  а  также  пьесы  А.
Коцебу), к-рая определяла творч. лицо т-ра. Этот т-р стал центром т.  н.
"мангеймской школы" сценич. иск-ва конца 18 - нач. 19  вв.  Акт„ры  этой
школы отличались тонкой наблюдательностью,  виртуозной  техникой,  точно
передавали  детали  быта,  характера.   Но   преимущественное   внимание
уделялось второстепенным деталям, а  не  раскрытию  идейного  содержания
пьесы.
   В конце 18 в. развитие Н. т. связано  с  деятельностью  великих  нем.
драматургов И. В. Г„те и Ф. Шиллера в Веймарском театре. Здесь впервые в
Германии  ставились  крупнейшие  произв.  мировой  классич.  драматургии
(Г„те,  Шиллера,  Лессинга,  Вольтера  и  др.),  были  заложены   основы
режисс„рского  иск-ва,  осуществлялся   принцип   акт„рского   ансамбля,
подчин„нного  единому  художеств.  замыслу.  Г„те  в   своей   теоретич.
программе   и   художеств.   практике   утверждал   принципы    создания
монументального  т-ра,  отвечавшего  строгим  нормам  античного  иск-ва.
"Веймарская школа" акт„рской  игры  была  противоположна  мангеймской  и
сближалась с классицистской.
   Н.  т.  в  1-й  четв.  19   в.   развивался   в   русле   романтизма.
Писатели-романтики - А. В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Г. Клейст и  Э.  Т.  А.
Гофман утверждали син-тетич. природу театр. иск-ва.  Теория  и  практика
(режиссура Л. Тика в дрезденском и берлинском т-рах и  А.  Клингемана  в
брауншвейгском  т-ре)  касалась  всех  составных  элементов   спектакля.
Повышенный  интерес  романтиков   к   необыкновенному,   пристрастие   к
мелодраматич.  ситуациям,  изображение  разочарованных  героев-одиночек,
стихийных бунтов в дальнейшем не получили развития в Н. т.  Опираясь  на
драматургию Шекспира,  романтики  требовали  от  акт„ра  перевоплощения,
естественности игры, от художника - поэтически  обобщ„нных  декораций  и
костюма. Они отрицали и веймарскую стилизацию, и ман-геймский  бытовизм.
Идеальным акт„ром они считали И. Флекка, иск-во к-рого отличалось внутр.
правдой,  огромным  темпераментом.  Эти   черты   были   свойственны   и
крупнейшему акт„ру-романтику - Л.  Девриен-ту,  передававшему  тончайшие
черты  характера  своих  героев.  Иск-во  Флекка  и  Девриента  выражало
непримиримость  к  филистерскому  обществу,  протест  против  социальной
несправедливости. Творчество Деври-ента  завершило  эпоху  романтизма  и
проложило путь реализму 19  в.  Реалистич.  устремления  характеризовали
режисс„рскую деятельность К.  Л.  Иммермана,  создателя  и  руководителя
Дюссельдорфского т-ра (1832-37). Иммерман  стремился  освободить  театр.
иск-во от  условности  и  фальши,  заботился  о  художеств.  целостности
спектакля,   утверждал   в   своей   практике   роль    режисс„ра    как
идейно-художеств. истолкователя драм. произв. Опыт Дюссельдорфского т-ра
оказал значит, влияние на развитие реалистич. направления в Н. т.
   В 30-х гг. 19 в. революц. настроения в Германии получили отражение  в
творчестве  выдающегося  акт„ра  К.  Зейдельмана,  высоко  ценимого   К.
Марксом. Исполняя роли классич. репертуара, Зейдельман возродил и развил
традиции  К.  Экгофа  и  Ф.  Л.  Шредера.  Он  создавал  мощные,   остро
индивидуальные характеры,  достигая  подлинного  перевоплощения.  Иск-во
Зейдельмана  было   высокоинтеллектуальным,   обладало   большой   силой
типизации. Под его влиянием формировались акт„ры-реалисты Т. Д„ринг,  Ф.
Гаазе.
   В 1-й пол. 19  в.  Германия  продолжала  оставаться  вычеркнутой  "из
списка политически активных наций  Европы"  (Ф.  Энгельс).  Страна  была
раздроблена,  лишена  централизованной  власти,  не  имела  политич.   и
культурного  центра.  Театр.  жизнь  по-прежнему   сосредоточивалась   в
небольших городах: Веймаре, Карлсруэ, Мюнхене и др.  Придворные  т-ры  в
этих  городах  ставили  гл.  обр.  классику  и  ограниченно  включали  в
репертуар произв. совр. драматургии. Исполнительское  иск-во  отличалось
эклектикой, во многом объяснявшейся  стойкостью  классицистско-романтич.
традиций. Режисс„рское иск-во развивалось преим. в области постановочной
культуры (Э. Ф.  Деврыент,  Ф.  Дингелъштедт  и  др.).  Ряд  пост.  нем.
режисс„ров, работавших в сер. 19  в.,  подготовил  почву  для  появления
Мейнингенского театра.
   Только в 1869 в Германии была отменена  монополия  придворных  т-ров,
что привело к росту коммерч. театр. предприятий. В Н. т.  этого  времени
резко снизился художеств. уровень репертуара, утвердилось  стремление  к
самодовлеющей  виртуозности  режиссуры  и  акт„рского  иск-ва.   Широкое
развитие получила система гастролей, разрушившая  достижения  в  области
создания сценич. ансамбля.
   Борьбу за создание спектакля,  являющегося  единым  сценич.  произв.,

Страницы: «« « 1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651  1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия