Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1642   1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650  1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660  » »»

антисемитизм и по своему уровню выходит за рамки иск-ва.
   В эмиграции продолжали писать Г. Кайзер, Э. Толлер, Ф.  Вольф.  Брехт
создал свои лучшие пьесы -"Страх и отчаяние в Третьей  империи"  (1938),
"Мамаша Кураж и ее дети" (1941), "Добрый человек из Сезуа-на"  (1943)  и
др., в к-рых с новой силой развернулось дарование  писателя-антифашиста.
Но эмиграция подорвала творч. силы Газенклевера, Унру, Цукмайера.
   В первые годы  после  окончания  войны  Н.  д.  не  получила  значит,
развития. В  1949  Брехт  написал  драму  "Дни  Коммуны"  -  о  причинах
поражения Германии и возможностях победы нар. государства. Вскоре  после
войны была написана пьеса В. Борхерта "Перед закрытой дверью"  (1947)  -
крик  боли  человека,  изувеченного  войной.   В   дальнейшем   развитие
драматургии в ГДР и ФРГ пошло разными путями.
   В ФРГ  широкое  распространение  получил  т.  н.  "абсурдный  театр",
драматургия к-рого развивается под влиянием Э. Ионеско, в т. ч. пьесы Г.
Грасса и В. Хильдесхеймера, в к-рых  неудовлетвор„нность  авторов  бурж.
миром   выражается   с   помощью   причудливых,   нарочито   эксцентрич.
формалистич. при„мов. Большое место в драматургии  ФРГ  занимают  пьесы,
пытающиеся определить  причины  реакц.  развития  Германии  в  последние
десятилетия. Против атомной опасности выступают  Г.  X.  Рефиш  ("По  ту
сторону страха", 1958) и Г. Г. Янн  ("Пыльная  радуга",  1961).  Большой
обществ,  резонанс  вызвала  трагедия  Р.  Хоххута  "Наместник"  (1963),
разоблачающая  связь  римского  папы  Пия  XII  с  фашизмом.   Традициям
брехтовского эпич. т-ра  следует  П.  Вейс  ("Преследование  и  убийство
Жан-Поля Марата",  1964).  Прогрессивные  тенденции  нашли  выражение  в
отдельных произв. X.  Кипхардта  ("Собака  генерала",  1962),  3.  Ленца
("Время невинных", 1961).
   В первые годы после создания ГДР драма занимала второстепенное  место
в творчестве писателей. Однако в  эти  годы  создаются  последние  драмы
Брехта, его обработки классич. пьес ("Гофмейстер" Ленца, 1950;
   "Кориолан"  Шекспира,  1953),  к-рые  Брехт  связывал  с  актуальными
проблемами современности. Появились  пьесы,  посвящ„нные  нац.  истории:
"Томас Мюнцер"Ф. Вольфа (1953); "Битва при Лобозице"  П.  Хакса  (1956).
Комедия "Катцграбен" Э. Штритматтера-первая  попытка  выразить  в  драм.
форме революц. изменения в нем. деревне. Трудности, к-рые  стояли  перед
лит-рой  ГДР   (распространение   "теории   бесконфликтности",   нек-рая
иллюстративность,  недостаточная  глубина  обобщения),  были  преодолены
только в конце 50-х  гг.  Значит,  роль  в  это  время  начинают  играть
традиции пролетарского т-ра 20-х гг. Драматурги обращаются к совр. жизни
ГДР: "Корректура" Г. и И. Мюллер (1958), "Констатация" Г. Байерля.  Теме
войны и мира поев. свои произв. М. Рихтер ("Остров господа бога", 1959),
Г. Хаузер ("Белая кровь", 1959), Г. Люке ("Подвал", 1957),  Г.  Пфейфер.
Недостатки прошлых лет отчасти преодолеваются в пьесах  Э.  Штритматтера
("Невеста голландца",  1959),  X.  Саковского  ("Решение  Лене  Маттке",
1959). Новые темы разрабатывают  драматурги,  выступающие  в  комедийном
жанре,-Г. Байерль ("Фрау Флинц", 1961) и др. Традиции Брехта в т-ре  ГДР
продолжает П. Хакс, автор комедии "Заботы и власть" (1962), показывающей
противоречия между собственнич. и социалистич. отношением к труду.
   Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1952; M e p и н
г Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, M.. 1934, M., 1964;  История
немецкой литературы в 5 тт., т. 1-2, М., 1962-63; WitkowskyG., Deutsches
Drama des XIX Jahrhunderts, Lpz.,  1913;  Fechter  P.,  Das  europaische
Drama..., Bd 1-3,  Mannheim,  1956-58;  B  e  r  g  e  r  K.-H.  [u.a.],
Schauspielfuhrer in drei Banden, Bd 2. Deutsche Dramatik, B., 1963; К  о
r f f H. A., Geist der Goethezeit, Bd 1-4, Lpz., 1955-57; Z i e g l e  r
K., Das deutsche Drama  der  Neuzeit,  в  кн.:  Deutsche  Philologie  im
Aufriss, Bd l, Munch., 1953; Das deutsche Drama, hrsg. von R. F. Arnold,
Munch., 1925; Unger R., Von Nathan zu Faust, Basel, 1916;  Borcherdt  H.
H., Das europaische Theater im Mittelalter und in der Renaissance, [B.],
1935; Brinkmann H., Die Anfange  des  modernen  Dramas  in  Deutschland,
Jena, 1933; Lunding E., Das schlesische Kunstdrama, Kbh., 1940; A i k  e
n-S m e a t h B., The comedy in Germany in the first half  of  the  18th
Century, Oxf., 1936; Wiese B. von, Die deutsche Tragodie von Lessing bis
Hebbel, Bd 1-2, Hamb., 1955; К о s с h  W.,  Das  deutsche  Theater  und
Drama im 19. und 20. Jahrhundert, 3. Aufl., [Lpz.], 1939. Ал. М.
   НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР. Истоки нем. театр. культуры - в нар. обрядах и играх.
Элементы драм.  иск-ва  содержались  в  фольклорных  песнях  и  плясках,
изображавших трудовые процессы, показывавших проявления сил  природы.  В
ср.-век. нем. городах процветало иск-во бродячих акт„ров - шпильманов. В
средние века в Германии сложились типичные для западноевропейского  т-ра
жанры: литургическая драма, мистерия и моралите.  Возникновениелитургич.
драмы было связано с борьбой церкви против нар. зрелищ,  со  стремлением
пропагандировать религиозные догмы. В мистерии и  моралите  сталкивались
церковные и светские тенденции, феодально-клерикальная и нар.  культура.
Наиболее демократич. жанром средневековья был фарс, принявший в Германии
форму масленичной игры - фастнахтшпиля. В  15-16  вв.  масленичные  игры
подвергались лит. обработке, их тематика расширялась  за  сч„т  сюжетных
заимствований из шванков, произв. античной и рыцарской лит-ры. В сер. 16
в.  фастнахтшпили  писал  Г.  Сакс.  Пост.   фастнахтшпилей   руководили
мейстерзингеры (центром мейстерзанга был  город  Нюрнберг,  где  жил  Г.
Сакс). Действие разыгрывалось на подмостках, тесно окруж„нных зрителями,
что заставляло исполнителей стремиться к естественности  игры,  избегать
шаржа, преувеличений. Широкое распространение  движения  мейстерзингеров
подготовило почву для возникновения проф. акт„рского иск-ва.
   Тридцатилетняя война (1618-48) усилила эконо-мич. упадок и феодальную
реакцию в Германии, раздел„нной на мелкие  княжества.  При  дворах  нем.
князей существовали т-ры, где ставились гл. обр. балеты,  использовались
достижения итал. сценич. техники. В 17 в.  развивается  школьный  театр,
представления к-рого устралвались в духовных иезуитских и протестантских
учебных  заведениях.  Спектакли  ставились  гл.  обр.  на  лат.  яз.   и
предназначались  для  религиозного  воспитания  учащихся.  Школьный  т-р
вобрал достижения придворного т-ра и повлиял на развитие  постановочного
и декорационного иск-ва в Н. т. С конца 16 - 17 вв. в Германии появились
многочисл. труппы английских, а затем  верхненемецких  комедиантов  (см.
"английские комедианты", "верхненемецкие комедианты").  Их  деятельность
способствовала формированию  проф.  акт„рского  иск-ва  и  возникновению
массового демократич. т-ра. В середине  17  в.  была  создана  первая  в
Германии постоянная проф. труппа - т. н.  "Знаменитая  банда",  в  к-рой
началась реформаторская деятельность И. Фелътена.
   Развитие Н. т.  в  18  в.  проходило  под  влиянием  просветительской
идеологии. Просветители выдвинули новые идейные и художеств. требования.

Страницы: «« « 1642   1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650  1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия