|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 » »» антисемитизм и по своему уровню выходит за рамки иск-ва.
В эмиграции продолжали писать Г. Кайзер, Э. Толлер, Ф. Вольф. Брехт
создал свои лучшие пьесы -"Страх и отчаяние в Третьей империи" (1938),
"Мамаша Кураж и ее дети" (1941), "Добрый человек из Сезуа-на" (1943) и
др., в к-рых с новой силой развернулось дарование писателя-антифашиста.
Но эмиграция подорвала творч. силы Газенклевера, Унру, Цукмайера.
В первые годы после окончания войны Н. д. не получила значит,
развития. В 1949 Брехт написал драму "Дни Коммуны" - о причинах
поражения Германии и возможностях победы нар. государства. Вскоре после
войны была написана пьеса В. Борхерта "Перед закрытой дверью" (1947) -
крик боли человека, изувеченного войной. В дальнейшем развитие
драматургии в ГДР и ФРГ пошло разными путями.
В ФРГ широкое распространение получил т. н. "абсурдный театр",
драматургия к-рого развивается под влиянием Э. Ионеско, в т. ч. пьесы Г.
Грасса и В. Хильдесхеймера, в к-рых неудовлетвор„нность авторов бурж.
миром выражается с помощью причудливых, нарочито эксцентрич.
формалистич. при„мов. Большое место в драматургии ФРГ занимают пьесы,
пытающиеся определить причины реакц. развития Германии в последние
десятилетия. Против атомной опасности выступают Г. X. Рефиш ("По ту
сторону страха", 1958) и Г. Г. Янн ("Пыльная радуга", 1961). Большой
обществ, резонанс вызвала трагедия Р. Хоххута "Наместник" (1963),
разоблачающая связь римского папы Пия XII с фашизмом. Традициям
брехтовского эпич. т-ра следует П. Вейс ("Преследование и убийство
Жан-Поля Марата", 1964). Прогрессивные тенденции нашли выражение в
отдельных произв. X. Кипхардта ("Собака генерала", 1962), 3. Ленца
("Время невинных", 1961).
В первые годы после создания ГДР драма занимала второстепенное место
в творчестве писателей. Однако в эти годы создаются последние драмы
Брехта, его обработки классич. пьес ("Гофмейстер" Ленца, 1950;
"Кориолан" Шекспира, 1953), к-рые Брехт связывал с актуальными
проблемами современности. Появились пьесы, посвящ„нные нац. истории:
"Томас Мюнцер"Ф. Вольфа (1953); "Битва при Лобозице" П. Хакса (1956).
Комедия "Катцграбен" Э. Штритматтера-первая попытка выразить в драм.
форме революц. изменения в нем. деревне. Трудности, к-рые стояли перед
лит-рой ГДР (распространение "теории бесконфликтности", нек-рая
иллюстративность, недостаточная глубина обобщения), были преодолены
только в конце 50-х гг. Значит, роль в это время начинают играть
традиции пролетарского т-ра 20-х гг. Драматурги обращаются к совр. жизни
ГДР: "Корректура" Г. и И. Мюллер (1958), "Констатация" Г. Байерля. Теме
войны и мира поев. свои произв. М. Рихтер ("Остров господа бога", 1959),
Г. Хаузер ("Белая кровь", 1959), Г. Люке ("Подвал", 1957), Г. Пфейфер.
Недостатки прошлых лет отчасти преодолеваются в пьесах Э. Штритматтера
("Невеста голландца", 1959), X. Саковского ("Решение Лене Маттке",
1959). Новые темы разрабатывают драматурги, выступающие в комедийном
жанре,-Г. Байерль ("Фрау Флинц", 1961) и др. Традиции Брехта в т-ре ГДР
продолжает П. Хакс, автор комедии "Заботы и власть" (1962), показывающей
противоречия между собственнич. и социалистич. отношением к труду.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1952; M e p и н
г Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, M.. 1934, M., 1964; История
немецкой литературы в 5 тт., т. 1-2, М., 1962-63; WitkowskyG., Deutsches
Drama des XIX Jahrhunderts, Lpz., 1913; Fechter P., Das europaische
Drama..., Bd 1-3, Mannheim, 1956-58; B e r g e r K.-H. [u.a.],
Schauspielfuhrer in drei Banden, Bd 2. Deutsche Dramatik, B., 1963; К о
r f f H. A., Geist der Goethezeit, Bd 1-4, Lpz., 1955-57; Z i e g l e r
K., Das deutsche Drama der Neuzeit, в кн.: Deutsche Philologie im
Aufriss, Bd l, Munch., 1953; Das deutsche Drama, hrsg. von R. F. Arnold,
Munch., 1925; Unger R., Von Nathan zu Faust, Basel, 1916; Borcherdt H.
H., Das europaische Theater im Mittelalter und in der Renaissance, [B.],
1935; Brinkmann H., Die Anfange des modernen Dramas in Deutschland,
Jena, 1933; Lunding E., Das schlesische Kunstdrama, Kbh., 1940; A i k e
n-S m e a t h B., The comedy in Germany in the first half of the 18th
Century, Oxf., 1936; Wiese B. von, Die deutsche Tragodie von Lessing bis
Hebbel, Bd 1-2, Hamb., 1955; К о s с h W., Das deutsche Theater und
Drama im 19. und 20. Jahrhundert, 3. Aufl., [Lpz.], 1939. Ал. М.
НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР. Истоки нем. театр. культуры - в нар. обрядах и играх.
Элементы драм. иск-ва содержались в фольклорных песнях и плясках,
изображавших трудовые процессы, показывавших проявления сил природы. В
ср.-век. нем. городах процветало иск-во бродячих акт„ров - шпильманов. В
средние века в Германии сложились типичные для западноевропейского т-ра
жанры: литургическая драма, мистерия и моралите. Возникновениелитургич.
драмы было связано с борьбой церкви против нар. зрелищ, со стремлением
пропагандировать религиозные догмы. В мистерии и моралите сталкивались
церковные и светские тенденции, феодально-клерикальная и нар. культура.
Наиболее демократич. жанром средневековья был фарс, принявший в Германии
форму масленичной игры - фастнахтшпиля. В 15-16 вв. масленичные игры
подвергались лит. обработке, их тематика расширялась за сч„т сюжетных
заимствований из шванков, произв. античной и рыцарской лит-ры. В сер. 16
в. фастнахтшпили писал Г. Сакс. Пост. фастнахтшпилей руководили
мейстерзингеры (центром мейстерзанга был город Нюрнберг, где жил Г.
Сакс). Действие разыгрывалось на подмостках, тесно окруж„нных зрителями,
что заставляло исполнителей стремиться к естественности игры, избегать
шаржа, преувеличений. Широкое распространение движения мейстерзингеров
подготовило почву для возникновения проф. акт„рского иск-ва.
Тридцатилетняя война (1618-48) усилила эконо-мич. упадок и феодальную
реакцию в Германии, раздел„нной на мелкие княжества. При дворах нем.
князей существовали т-ры, где ставились гл. обр. балеты, использовались
достижения итал. сценич. техники. В 17 в. развивается школьный театр,
представления к-рого устралвались в духовных иезуитских и протестантских
учебных заведениях. Спектакли ставились гл. обр. на лат. яз. и
предназначались для религиозного воспитания учащихся. Школьный т-р
вобрал достижения придворного т-ра и повлиял на развитие постановочного
и декорационного иск-ва в Н. т. С конца 16 - 17 вв. в Германии появились
многочисл. труппы английских, а затем верхненемецких комедиантов (см.
"английские комедианты", "верхненемецкие комедианты"). Их деятельность
способствовала формированию проф. акт„рского иск-ва и возникновению
массового демократич. т-ра. В середине 17 в. была создана первая в
Германии постоянная проф. труппа - т. н. "Знаменитая банда", в к-рой
началась реформаторская деятельность И. Фелътена.
Развитие Н. т. в 18 в. проходило под влиянием просветительской
идеологии. Просветители выдвинули новые идейные и художеств. требования.
Страницы: «« « 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |