Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649  1650   1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659  » »»

конкретного и общего, непосредственного и философского.  "Фауст"  вызвал
многочисл. подражания (одно из них - драм. миф  К.  Иммермана  "Мерлин",
1832).
   В  репертуар  нем.  т-ра  19  в.  вошла   драматургия   Ц.   Вернера,
представителя т. н. "трагедии рока", появление к-рой  было  подготовлено
трагедией "Мес синская невеста" Шиллера, драмами "Прощание" Тика  (1797)
и "Семейство Шроффенштейн" Клейста (1801). Этот  жанр  явился  симбиозом
трагедии и бытовой драмы. Он был построен на одном варьируемом сюжете  о
судьбе, к-рая преследует членов рода на протяжении многих поколений ("24
февраля"  Вернера,  1810,  и  др.).  Др.   популярными   представителями
"трагедии рока" были А. Мюльнер  и  Э.  Хувальд.  "Трагедия  рока"  была
осмеяна А. Платеном в его пародийной трагедии "Роковая вилка"  (1826)  и
др.
   С развитием капитализма в Германии в 19 в.  и  обострением  классовых
противоречий перед нем.  драматургами  встала  задача  осмысления  новых
общественных  отношений.  Развитие  реализма  в  Н.  д.  связано  с  тем
обобщ„нным отражением действительности теми выразит,  средствами,  к-рые
были выработаны в  эпоху  Просвещения  и  романтизма.  Уже  в  20-е  гг.
творчество X. Граббе определяет новые  тенденции  в  Н.  д.  В  историч.
драмах он решал тему  героя  и  народа,  показывая  роль  масс,  выражал
настроения франц.  революций  1789-94  и  1830.  То,  что  не  получи-ло
художеств. претворения в пьесах Граббе, воплотил Г. Бюхнер в своей пьесе
"Смерть Дантона" (1835). Утверждение революции и протест против  тирании
получили в  пьесах  Бюхнера  новую  форму;  в  драме  Бюхнера  обобщение
действительности сочетается с  непосредственным  детальным  изображением
жизни,  он  отказывается  от   стихотворной   формы   и   обращается   к
выразительной прозе, передающей ритм бурной эпохи.
   Творчеству Бюхнера противостояла  драматургия  Хеббеля  и,  с  другой
стороны, пьесы представителей ((Молодой Германии".  Хеббель  использовал
новые средства для создания поэтич. историч. драмы. Он  отстаивал  ("Мое
слово о драме", 1843) философскую, идейную драму, в к-рой совр. проблемы
раскрываются в рамках историч. и библейских сюжетов.
   Драматургия "Молодой Германии" свидетельствовала об идейной  слабости
этого направления. Радикализм К. Гуцкова  не  получил  выражения  в  его
пьесах, несмотря на успех драмы  "Уриэль  Акоста"  (1846).  Ещ„  меньшее
значение имело творчество Г. Лайбе. В историю Н.д.  благодаря  переписке
Маркса, Энгельса и Лассаля вошла драма Ф. Лассаля "Франц  фон  Зикинген"
(1859), созданная  в  традиц.  манере  историч.  трагедии,  но  принципы
реалистич. драмы, изложенные Марксом и Энгельсом,  не  были  в  те  годы
реализованы в Германии.
   Кризисные явления традиц. драмы отч„тливо  проявились  у  О.  Людвига
("Маккавеи", 1852). Этот жанр был обреч„н и попытки его возрождения  (Э.
Вилъден-брух) приводили к явлениям реакционным в  идейном  и  художеств.
отношении. В драме "Наследственный лесничий" (1850) Людвиг выступил  как
отдал„нный предшественник  натурализма  в  Н.  д.  Слабость  реали-стпч.
традиций привела к тому, что натурализм проявился  в  Н.  д.  в  крайних
формах (драма А. Хольца и И. Шлафа "Семейство  Зелике",  1892,  и  др.).
Натура-листич. направление в Н. д.  представляли  также  Г.  Зуде  рман,
автор драм нэ темы морали бурж.  общества,  M.  Хальбе  ("Юность",1892),
О.Э.  Хартлебен.  Г  .Гаупт-ман,  следовавший  в  нек-рых  своих  пьесах
принципам натурализма, поднялся до  реалистич.  высот  в  драме  "Ткачи"
(1892), поев. борьбе силезских рабочих против капиталистич. гн„та,  и  в
сатирич. драме "Бобровая шуба"  (1893).  В  то  же  время  в  творчестве
Гауптмана нашли выражение и символич. тенденции  ("Потонувший  колокол",
1896, "Вознесение Ганнеле", 1894).
   В нач. 20 в. в Н. д. отч„тливо проявились кризис и размежевание  сил,
сложилось  новое  направление  -  экспрессионизм,-  косвенно  отразившее
мелкобурж. протест против социальных условий в империалистич.  Германии.
Драма  экспрессионизма  вначале  отражала  "вечную"  борьбу   поколений,
конфликт  отцов  и  детей,  показанный  как  метафизич.  противоречие  (
"Поколение" Ф. Унру, "Убийца -  надежда  женщин"  О.  Ко-кошки  и  др.),
позднее  в  пьесах  В.  Газенклевера,  Г.  Кайзера  получила  реалистич.
отражение  нем.  действительность.  В  сатирич.  драмах  К.  Штернхейма,
создавшего  цикл  комедий  "Из   героической   жизни   бюргера",   резко
вскрывались действительные противоречия бурж. общества.
   Подготовка страны к войне  вызвала  протест  со  стороны  художников,
разоблачавших нем. милитаризм ("Крысы" Гауптмана, 1911). В творчестве Ф.
Веде-кинда сказалось анархич. бунтарство против совр. ему условий жизни,
выступавшее как неопредел„нный протест против  всей  жизни,  утверждение
господства патологич. начал. Драматургия Ведекинда разрабатывает один из
вариантов проблемы существования художника в совр. действительности. Эту
же тему  с  большей  силой  раскрыл  Т.  Манн  в  своей  единств.  драме
"Фьоренца" (1905).
   Дальнейшее размежевание сил в нем. лит-ре после 1917  сказалось  и  в
последующем развитии экспрессионизма. Э. Толлер пытался выразить в своих
пьесах протест против войны, оставаясь вс„ же в сфере абстрактных  идей;
пацифистские тенденции проявились у Газенклевера, Унру. В конце 20-х гг.
Толлер создал значит, произв. ("Огонь из  котлов",  1930,  и  др.),  где
отобразил революц. борьбу матросов. К. Цукмайер в 1931 созда„т известную
драму "Капитан из К„пеника".
   Развитие Н. д. в 20-е гг. в значит, степени определялось  связью  мн.
драматургов с рабочим движением. Ещ„ в нач. 20-х гг.  в  лит-ру  вступил
крупный пролетарский драматург Ф. Вольф. В  1920  написал  первую  пьесу
("Ваал") Б.  Брехт.  Начав  как  писатель-экспрессионист,  Брехт  вскоре
осознал связь творчества и мировоззрения, изучил диалектич. материализм.
Создавая свои первые экспериментальные пьесы, Брехт стремился выработать
такой  творч.  метод,  к-рый  соответствовал  бы  сложнейшим   проблемам
современности,  и  создал  теорию  т.  н.   эпич.   т-ра,   утверждающую
необходимость активизации мысли зрителя. По  мнению  Брехта,  эпич.  т-р
требует от зрителя решений,  воздействует  на  него  аргументами,  а  не
чувством. В центре  пьесы  стоит  человек,  показанный  в  процессе  его
изменения, становящийся предметом изучения. Теория эпич. т-ра  прошла  у
Брехта неск. этапов, углубляясь в сво„м содержании. Принципы эпич.  т-ра
были впервые воплощены в "Тр„хгрошовой опере" (1928).
   1933  был  трагич.  годом  для  истории  нем.  культуры.  Большинство
прогрессивных деятелей иск-ва и  лит-ры  эмигрировали,  оставшиеся  были
лишены возможности продолжать творчество. Созданная Гауптманом  трилогия
об Атридах - единств, значит., хотя и анахро-нистич. по форме, драматич.
произв., написанное в  эти  годы  в  Германии.  Официальная  драматургия
фашистских  писателей  (Г.  Пост  и  др.)  восхваляла   расизм,   войну,

Страницы: «« « 1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647   1648   1649  1650   1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия