|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 » »» конкретного и общего, непосредственного и философского. "Фауст" вызвал
многочисл. подражания (одно из них - драм. миф К. Иммермана "Мерлин",
1832).
В репертуар нем. т-ра 19 в. вошла драматургия Ц. Вернера,
представителя т. н. "трагедии рока", появление к-рой было подготовлено
трагедией "Мес синская невеста" Шиллера, драмами "Прощание" Тика (1797)
и "Семейство Шроффенштейн" Клейста (1801). Этот жанр явился симбиозом
трагедии и бытовой драмы. Он был построен на одном варьируемом сюжете о
судьбе, к-рая преследует членов рода на протяжении многих поколений ("24
февраля" Вернера, 1810, и др.). Др. популярными представителями
"трагедии рока" были А. Мюльнер и Э. Хувальд. "Трагедия рока" была
осмеяна А. Платеном в его пародийной трагедии "Роковая вилка" (1826) и
др.
С развитием капитализма в Германии в 19 в. и обострением классовых
противоречий перед нем. драматургами встала задача осмысления новых
общественных отношений. Развитие реализма в Н. д. связано с тем
обобщ„нным отражением действительности теми выразит, средствами, к-рые
были выработаны в эпоху Просвещения и романтизма. Уже в 20-е гг.
творчество X. Граббе определяет новые тенденции в Н. д. В историч.
драмах он решал тему героя и народа, показывая роль масс, выражал
настроения франц. революций 1789-94 и 1830. То, что не получи-ло
художеств. претворения в пьесах Граббе, воплотил Г. Бюхнер в своей пьесе
"Смерть Дантона" (1835). Утверждение революции и протест против тирании
получили в пьесах Бюхнера новую форму; в драме Бюхнера обобщение
действительности сочетается с непосредственным детальным изображением
жизни, он отказывается от стихотворной формы и обращается к
выразительной прозе, передающей ритм бурной эпохи.
Творчеству Бюхнера противостояла драматургия Хеббеля и, с другой
стороны, пьесы представителей ((Молодой Германии". Хеббель использовал
новые средства для создания поэтич. историч. драмы. Он отстаивал ("Мое
слово о драме", 1843) философскую, идейную драму, в к-рой совр. проблемы
раскрываются в рамках историч. и библейских сюжетов.
Драматургия "Молодой Германии" свидетельствовала об идейной слабости
этого направления. Радикализм К. Гуцкова не получил выражения в его
пьесах, несмотря на успех драмы "Уриэль Акоста" (1846). Ещ„ меньшее
значение имело творчество Г. Лайбе. В историю Н.д. благодаря переписке
Маркса, Энгельса и Лассаля вошла драма Ф. Лассаля "Франц фон Зикинген"
(1859), созданная в традиц. манере историч. трагедии, но принципы
реалистич. драмы, изложенные Марксом и Энгельсом, не были в те годы
реализованы в Германии.
Кризисные явления традиц. драмы отч„тливо проявились у О. Людвига
("Маккавеи", 1852). Этот жанр был обреч„н и попытки его возрождения (Э.
Вилъден-брух) приводили к явлениям реакционным в идейном и художеств.
отношении. В драме "Наследственный лесничий" (1850) Людвиг выступил как
отдал„нный предшественник натурализма в Н. д. Слабость реали-стпч.
традиций привела к тому, что натурализм проявился в Н. д. в крайних
формах (драма А. Хольца и И. Шлафа "Семейство Зелике", 1892, и др.).
Натура-листич. направление в Н. д. представляли также Г. Зуде рман,
автор драм нэ темы морали бурж. общества, M. Хальбе ("Юность",1892),
О.Э. Хартлебен. Г .Гаупт-ман, следовавший в нек-рых своих пьесах
принципам натурализма, поднялся до реалистич. высот в драме "Ткачи"
(1892), поев. борьбе силезских рабочих против капиталистич. гн„та, и в
сатирич. драме "Бобровая шуба" (1893). В то же время в творчестве
Гауптмана нашли выражение и символич. тенденции ("Потонувший колокол",
1896, "Вознесение Ганнеле", 1894).
В нач. 20 в. в Н. д. отч„тливо проявились кризис и размежевание сил,
сложилось новое направление - экспрессионизм,- косвенно отразившее
мелкобурж. протест против социальных условий в империалистич. Германии.
Драма экспрессионизма вначале отражала "вечную" борьбу поколений,
конфликт отцов и детей, показанный как метафизич. противоречие (
"Поколение" Ф. Унру, "Убийца - надежда женщин" О. Ко-кошки и др.),
позднее в пьесах В. Газенклевера, Г. Кайзера получила реалистич.
отражение нем. действительность. В сатирич. драмах К. Штернхейма,
создавшего цикл комедий "Из героической жизни бюргера", резко
вскрывались действительные противоречия бурж. общества.
Подготовка страны к войне вызвала протест со стороны художников,
разоблачавших нем. милитаризм ("Крысы" Гауптмана, 1911). В творчестве Ф.
Веде-кинда сказалось анархич. бунтарство против совр. ему условий жизни,
выступавшее как неопредел„нный протест против всей жизни, утверждение
господства патологич. начал. Драматургия Ведекинда разрабатывает один из
вариантов проблемы существования художника в совр. действительности. Эту
же тему с большей силой раскрыл Т. Манн в своей единств. драме
"Фьоренца" (1905).
Дальнейшее размежевание сил в нем. лит-ре после 1917 сказалось и в
последующем развитии экспрессионизма. Э. Толлер пытался выразить в своих
пьесах протест против войны, оставаясь вс„ же в сфере абстрактных идей;
пацифистские тенденции проявились у Газенклевера, Унру. В конце 20-х гг.
Толлер создал значит, произв. ("Огонь из котлов", 1930, и др.), где
отобразил революц. борьбу матросов. К. Цукмайер в 1931 созда„т известную
драму "Капитан из К„пеника".
Развитие Н. д. в 20-е гг. в значит, степени определялось связью мн.
драматургов с рабочим движением. Ещ„ в нач. 20-х гг. в лит-ру вступил
крупный пролетарский драматург Ф. Вольф. В 1920 написал первую пьесу
("Ваал") Б. Брехт. Начав как писатель-экспрессионист, Брехт вскоре
осознал связь творчества и мировоззрения, изучил диалектич. материализм.
Создавая свои первые экспериментальные пьесы, Брехт стремился выработать
такой творч. метод, к-рый соответствовал бы сложнейшим проблемам
современности, и создал теорию т. н. эпич. т-ра, утверждающую
необходимость активизации мысли зрителя. По мнению Брехта, эпич. т-р
требует от зрителя решений, воздействует на него аргументами, а не
чувством. В центре пьесы стоит человек, показанный в процессе его
изменения, становящийся предметом изучения. Теория эпич. т-ра прошла у
Брехта неск. этапов, углубляясь в сво„м содержании. Принципы эпич. т-ра
были впервые воплощены в "Тр„хгрошовой опере" (1928).
1933 был трагич. годом для истории нем. культуры. Большинство
прогрессивных деятелей иск-ва и лит-ры эмигрировали, оставшиеся были
лишены возможности продолжать творчество. Созданная Гауптманом трилогия
об Атридах - единств, значит., хотя и анахро-нистич. по форме, драматич.
произв., написанное в эти годы в Германии. Официальная драматургия
фашистских писателей (Г. Пост и др.) восхваляла расизм, войну,
Страницы: «« « 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |