Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1639   1640   1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647  1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657  » »»

(1929-31), киевского Театра им. Леси Украинки (1931-34), Горьковского
   (1935 -36), Харьковского русского  (1936-38),  Моск.  т-ра  Ленсовета
(1938-40). С 1940 - снова режисс„р Т-ра им. Леси Украинки.
   Спектакли Н. отмечены поисками новых выразит. средств, стремлением  к
острой сценич. форме, созданию исполнительского ансамбля.
   С 1924 Н. вед„т педагогич.  работу,  препода„т  мастерство  акт„ра  и
режиссуру. С 1940- в Ин-те театр. искусства им. Карпенко-Карого  (Киев).
В 1947-52, и с 1960 - зав. кафедрой режиссуры; с 1961 - профессор.
   Пост.:  "Конец  Криворыльска"  Ромашова  (1926),   "Разлом"   (1928);
"Выстрел"  Безыменского  (1930),  "Оптимистическая   трагедия"   (1933);
"Кремл„вские куранты" (1940); "Живой труп" (1940); "Хождение  по  мукам"
по А. Н. Толстому (1947), "Женитьба Белугина"  Островского  и  Соловьева
(1950), "Весна  в  Москве"  Гусева  (1953),  "Комедия  ошибок"  Шекспира
(1959), "Друзья и годы" Арбузова (1962).
   С о ч.: Робота режисера, Кив,  1962;  Режисер  ?  драматург,  в  кн.:
Режисер ? вистава. 36. матер?ал?в, Кив, 1962. Р.Б.
   НЕЛЛИ (Nelli), Якопо Анджело  (1673-1767)  -  итальянский  драматург.
Член лит. академии "Аркадия".  Получил  известность  как  автор  комедий
(всего 16): "Служанка в пекарне", "Тот, кто  мучит  сам  себя",  "Старые
соперники", "Служанка-госпожа", "Ученики вдовы", "Хитрая возлюбленная" и
др. Н. способствовал популяризации творчества Мольера в Италии.  Нек-рые
его   пьесы   представляют   собой    переработку    комедий    Мольера,
осуществлявшуюся пут„м контаминации нескольких сюжетов франц. драматурга
(напр. у "Прециозная докторша"  сочетает  сюжеты  "Смешных  жеманниц"  и
"Уч„ных женщин"). Н. следовал также принципам итал. комедии дель арте  в
построении  действия,  сюжета   (разл.   недоразумения,   подслушивания,
переодевания и т. п.), в использовании при„мов буффонады. В  драматургии
Н. усиливаются морально-дидактич. тенденции, характерные  для  мещанской
драмы  эпохи  Просвещения.  Сюжет  комедии  Н.  "Служанка-госпожа"  стал
основой    одноим.    оперы    Перго-лези    (1733).    Лит.:    История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2,  M.,
1957; Т o 1 d о P., L'oeu-vre  de  Moliere  et  sa  fortune  en  Italie,
Torino, 1910.
   НЕЛЬСКИЙ (наст. фам.- Б у л а т о в с к и и), Валерий  Сергеевич  [р.
2(15).XI.1906 ]-русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1958). Сценич.
деятельность начал в 1922 в Смоленском  драм.  т-ре.  Затем  выступал  в
Свердловском,  Куйбышевском  и  др.  т-рах.  Играл  Чацкого,  Молчалина;
Монахова ("Варвары"), царя Ф„дора Иоанновича (о. п. А. К.  Толстого).  С
1945  работает  в  Ярославском  т-ре.  Исполнил  роль  В.  И.  Ленина  в
спектаклях "Вечный источник" Д. И. Зорина (1956) и "Третья патетическая"
Погодина (1959).
   Роли: Карандышев, Жадов, Барон; Протасов ("Живой труп").  Макс  Вента
("Заговор обреч„нных" Вирты; Гос. пр. СССР, 1950),  Григории  ("Чайка"),
Протасов ("Дети солнца"), Юстус Вюльфинг ("Кредит у  Нибелунгов"  Куна),
Стессель ("Порт-Артур" Попова и Степанова) и др. М. Люб.
   НЕМЕНКО-БАБКОВСКАЯ,  Мария  Павловна  [р.  5(18).XI   1.19111-русская
советская актриса.Нар. арт. Тат. АССР (1956), засл. арт.  РСФСР  (1957).
Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1934 окончила ре/к. ив 1959  акт„рский
заочный ф-ты ГИТИСа. В 1935- 1937 работала в  т-ре  Черноморского  флота
(Севастополь),  в  1937-41-в  ТЮЗе  (Ростов-на-Дону).  С  1942-  актриса
Казанского ТЮЗа им. Ленинского комсомола. Эмоциональная, лирич. актриса,
Н.-Б.  играла  гл.  обр.  роли  подростков,   молодых   девушек,   затем
характерные роли.
   Роли: Женя ("Дал„кое" Афиногенова), Петька ("Белеет  парус  одинокий"
Катаева), Герда ("Снежная королева" Шварца), Ваня Солнцев  ("Сын  полка"
Катаева), Бадейкнн ("Красный галстук" Михалкова), Зоя ("Сказка о правде"
Алигер), Саша Бутузов ("Я хочу домой" Михалкова),  Луиза  ("Коварство  и
любовь"), Елена ("Мещане"); крошка Доррнт ("Жестокий мир" по  Диккенсу),
Лариса ("Не было ни гроша..." Островского), Вера Павловна ("Новые  люди"
по Чернышевскому), Анна Андреевна ("Ревизор") и др. Ц, /J,
   HEMET  (Nemeth),  Ласло  (р.18.IV.1901)  -  венгер-ский  писатель   и
драматург. Лит. деятельность начал в конце 20-х гг. В 30-е  гг.  написал
цикл историч. драм ("Гус", "Сеченьи"  и  др.),  проникнутых  отвлеч„нным
гуманизмом.  После   освобождения   Венгрии   (1945)   Н.   преодолевает
"народнические" убеждения, приходит  к  осознанию  правоты  социалистич.
идей. В драме "Гали-леи" (1956, Т-р им. И. Катоны)  Н.  ставит  проблему
долга  уч„ного-правдоискателя  в  эпоху  реакции,   но   решает   е„   с
морально-этич. позиций. В 1961  пишет  историч.  драму  "Два  Бойаи"  об
известном венг. математике конца 19 в., в 1962-драму "Поездка", в  к-рой
обличает обывательские представления о социализме. Переводил Шекспира  и
сов. драматургов.
   Соч.: Галилей, М., 1958.
   Лит.: Гершкович А. А., Современный венгерский  театр,  М.,  1963.  А.
Гер.
   HEMET (Nemeth), Марика (р. 26.VI.1925)- венгерская артистка оперетты.
С   1946   выступает   в   Будапештском   т-ре   оперетты.    Выдающаяся
исполнительница  роли  Сильвы.  С  успехом  исполняла  роль  Василины  в
оперетте "Трембита" Милютина и др. Игра Н. отличается  обаянием,  тонким
художеств. вкусом. Пр. им. М. Ясаи (1955) за исполнение ролей в классич.
опереттах. Лит.: Грошева Е.,  Искусство  венгерской  оперетты,  "Театр",
1956, "\ 3. А. Ив.
   НЕМЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА - см. Немецкий театр оперы и балета.
   НЕМЕЦКАЯ  ДРАМАТУРГИЯ.  Зарождение  Н.  д.  связано  с  нар.  иск-вом
шпильманов, к-рое встречало сильное противодействие церкви. В дальнейшем
развитие драмы в Германии в средние века,  как  и  в  др.  странах  Зап.
Европы, протекает в рамках духовной драмы, возникшей из  нек-рых  частей
католич. мессы. В 14-15 вв. появляются разработанные типы духовной драмы
-  литургическая  драма,  рождественская   Драма,   Драма   О   страстял
'Христовых. Постепенное  включение  ."  ;  ррит-уалыюе  действо  бытовых
эпизодов, связанных с совр. жизнью,  расширение  игрового  начала,  нар.
элементов привели к переносу  действия  из  храма  на  площадь  и  улицы
города, к замене латинского языка  немецким.  Эти  тенденции  становятся
основой мистерии, выражающей идейные и эстетич. запросы нем. бюргерства.
В 14-15 вв. наряду с мистериями на традиц. евангельские сюжеты  начинают
развиваться миракли - драмы на сюжеты из жизни святых и легенд ("Миракль
о Теофиле", 15 в., "Госпожа Ютта"  Дитриха  Шернберга,  ок.  1490).  Это
свидетельствовало  о  дальнейшем  обмирщении  религ.  драмы.  В  15   в.
появились  светские  пьесы  на  сюжеты  из  героич.  эпоса,  артуровских
сказаний, нар. песен ("Игра о Нейдхарте"), получил распространение  жанр
фастнахтшпиля ("масленичных игр"). Эти комич. пьесы (среди авторов -  Г.

Страницы: «« « 1639   1640   1641   1642   1643   1644   1645   1646   1647  1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654   1655   1656   1657  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия