Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654   1655  1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664   1665  » »»

сохраняет связь с нем. романтич. оперой.  Свои  муз.-драматич.  принципы
Вагнер изложил в лит.-эстетич. работах "Искусство и  революция"  (1849),
"Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и  драма"  (1851),
"Обращение к моим друзьям" (1851). Художеств.  воплощение  эти  принципы
получили в муз. драмах второго периода  творчества  Вагнера:  тетралогия
"Кольцо Нибелунга"  ("Золото  Рейна",  "Валькирия",  "Зигфрид",  "Гибель
богов", целиком впервые пост. 1876 в  Байр„й-те),  "Тристан  и  Изольда"
(соч.  1859,  пост.   1865),   "Нюрнбергские   мейстерзингеры"   (1868),
опера-мистерия "Парсифаль" (1882).
   Творч.путь  Вагнера   и   мир   его   идей   отличаются   сложностью,
обусловленной   противоречивостью   историч.   развития   Германии    от
бурж.-демократич,      революции      1848-49       до       образования
вильгельмовско-бисмарков-ской    империи.    В    творчестве     Вагнера
переплетаются   прогрессивные,   даже    революц.    идеи    и    образы
(анти-капиталистич.  идея  "Кольца  Нибелунга",  идея  борьбы  за  новое
передовое иск-во в "Нюрнбергских мейстерзингерах" и др.) с  реакционными
(пессимистич. идея роковой обреч„нности в  том  же  "Кольце  Нибелунга",
христианская символика "Парсифаля"). Вагнер дов„л  до  высшего  развития
осн. тенденции нем.  романтич.  оперы  с  е„  легендарно-мифологич.  или
ср.-век. рыцарскими сюжетами, с преобладанием психологич. характеристик,
усилением роли  оркестра.  Симфониза-ция  оперы  достигла  в  творчестве
Вагнера своего предела. Симф. ткань поздних муз. драм Вагнера  пронизана
сложной системой лейтмотивов,  временами  звучащих  и  в  вок.  партиях.
Решительно отказавшись  от  законченных  номеров  старой  оперы,  Вагнер
строит свои муз. драмы по  принципу  непрерывного,  сквозного  развития.
Несколько   особняком   стоят   "Нюрнбергские   мейстерзингеры"   с   их
историко-бытовым  сюжетом,  широким  использованием   песен,   хоров   и
ансамблей.  Музыка  Вагнера,  отличающаяся  огромной   выразительностью,
оркестровым и гармонич. богатством,  оказала  влияние  на  мировое  муз.
иск-во последующих врем„н.
   Ведущими нем. оперными т-рами в Германии в 19  в.  были:  Дрезденская
опера (возгл. в 1842-49 Вагнером),  придворный  оперный  т-р  в  Веймаре
(возгл. в 1850-е гг.  Листом),  оперные  т-ры  Берлина  (см.  Берлин)  и
Лейпцигская опера (осн.  1693),  "Байр„йтский  театр"  (был  построен  в
1872-76 по проекту Вагнера и спец. предназначен для постановок его  опер
п муз. драм).
   В 19 в. выдвинулся ряд выдающихся нем. оперных дириж„ров: Г.  Рихтер,
Г. Бюлов, Ф. Мотль, Э. Шух, К. Мук, А. Никит - венгр  по  происхождению,
Ф. Вейнгартнер, Г. Леей и др.; певиц и певцов:
   В. Шредер-Девриент, Г. Зонтаг, И. Вагнер, Л. Шнорр фон  Карольсфельд,
Ф. Бец, А. Ниман и др.
   В 20 в. оперное творчество нем. композиторов А. Бунгерта (1854-1915),
3. Вагнера (сына композитора, 1869-1930), Э. Гумпердинка, М.  Шиллингса,
Ф. Дрезеке (1835-1913), Э. д'Альбера и др.  свидетельствует  о  снижении
иск-ва оперы. Это было гл. обр. бесплодное подражание Р.  Вагнеру.  Лишь
отдельные оперы оказались жизнеспособными  и  сохранились  в  репертуаре
т-ров ("Гензель и Гретель" Гумпердинка, 1893, "Долина"  дАльбера,  1903,
"Монна Лиза" Шил-лингса, 1915, и др.).  Известный  интерес  представляет
собой муз. драма Г. Пфинцера  -  "Палестрина"  (1917)  о  великом  итал.
композиторе.
   Крупнейшим нем. композитором 20 в. был Р. Штраус.  Первые  его  оперы
("Гунтрам", 1894, "Без огня", 1901) находятся ещ„ в русле вагнерианства.
Последующие оперы - "Саломея"  (1905),  "Электра"  (1908),  отличающиеся
большой  муз.-драматич.  выразительностью,  заключают   в   себе   черты
экспрессионизма.  Впоследствии  Штраус  претворял  традиции  Моцарта  на
модернизированной  муз.  и  сценич.  основе:   "Кавалер   роз"   (1911),
"Арабелла" (1933). Но он не мог преодолеть влияние позднего романтизма с
его  символич.  усложн„нностью.  Оперы  "Ариадна  на  Наксосе"   (1916),
"Женщина  без  тени"  (1919),  "Елена  Египетская"  (1928),  "Молчаливая
женщина" (1935), историч. драма "День  мира"  (1938)  отличаются  бурным
темпераментом, красочностью оркестрового звучания. В то же время  в  них
имеются грубо натуралистич. эффекты, изображаются низменные инстинкты.
   В  условиях   империалистич.   Германии   даже   наиболее   одар„нные
композиторы не могли полностью раскрыть свой талант.
   Начиная  с  1910-х  гг.композиторы  ищут  новых  путей.  В  20-е  гг.
появляются оперы П. Хиндемита, в к-рых проявились  конструктивистские  и
урбанистич. тенденции: "Святая Сусанна" (1922) и др.
   Значит, явлением театр. жизни была музыка К. Вейля к драмам Б. Брехта
: "Подъ„м и падение  города  Махагони"  (1927)  и  "Тр„хгрошовая  опера"
(1928).  Эти  произведения  оказали  большое   влияние   на   творчество
современных немецких композиторов - К. Орфа, П. Дессау.
   После  установления  фашизма,  разрушившего  культуру  Германии,  мн.
выдающиеся композиторы, в  т.  ч.  Хиндемит,  дириж„ры  Б.  Вальтер,  О.
Клемперер, Э. Клейбер были изгнаны  из  страны.  Была  запрещена  музыка
композиторов-гуманистов,  произведения   с   социальной   тематикой.   В
эмиграции Хиндемит создал  оперу  "Матис-живописец"  (1938),  крупнейшее
достижение совр. нем. т-ра, продолжающее лучшие традиции нем. оперы.
   Но  и  в  гитлеровской  Германии  в  труднейшей  обстановке   крупные
музыканты оставались верны  демокра-тич.  идеалам.  К.  Орф  в  условиях
фашист, режима смог создать подлинно нар. произведения - сценич. кантату
"Кармина бурана" (1937) и социально-критич. оперу "Умница" (1941).
   В Германской Демократич. Республике оперное иск-во, как  и  вся  нац.
культура, обращено на службу  социалистич.  строительству.  В  опере  П.
Дессау "Осуждение Лукулла" (1951) по драме Б. Брехта выносится обвинение
поджигателям войны "тысячелетней империи". Опера П. Курцбаха  (р.  1902)
"Томас Мюнцер"  (1955)  поев.  жизни  вождя  крестьянского  восстания  в
Германии в  16  в.  Опера  Р.Вагнера-Регени  "Шахты  в  Фалуне"  (по  Г.
Гофмансталю) имела в 1961 большой успех в разных странах. Среди  оперных
композиторов ГДР - О. Герстер, К. Форест (р. 1913).
   В 20  в.  плеяда  замечат.  дириж„ров  (Р.  Штраус,  Б.  Вальтер,  О.
Клемперер,  Г.  Кнаппертсбуш,  Э.  Клейбер,  К.  Краус,  О.   Фрид,   В.
Фуртеенглер и др.) и певцов (С.  Ш„нер,  Э.  Шварцкопф,  М.  Ифогюн,  Л.
Гофман,  Д.  Фишер-Дискау  и  т.  д.)  высоко   подняла   уровень   нем.
оперно-исполнительской культуры. В ГДР работал один из крупнейших  совр.
дириж„ров Ф. Конвичный, руководивший с 1955 Гос.  оперой  в  Берлине.  В
демократич. секторе Берлина работают два оперных театра: Берлинская гос.
опера (см. Немецкий театр оперы и балета) и  "Комише  опер".  В  крупных
городах ГДР (Дрезден, Лейпциг) также успешно работают оперные т-ры.
   В Федеративной  Республике  Германии  состояние  музыкального  театра
отличается  двойственностью.  В  н„м  живы   традиции,   характеризующие

Страницы: «« « 1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654   1655  1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664   1665  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия