Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 » »» сохраняет связь с нем. романтич. оперой. Свои муз.-драматич. принципы Вагнер изложил в лит.-эстетич. работах "Искусство и революция" (1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма" (1851), "Обращение к моим друзьям" (1851). Художеств. воплощение эти принципы получили в муз. драмах второго периода творчества Вагнера: тетралогия "Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов", целиком впервые пост. 1876 в Байр„й-те), "Тристан и Изольда" (соч. 1859, пост. 1865), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1868), опера-мистерия "Парсифаль" (1882). Творч.путь Вагнера и мир его идей отличаются сложностью, обусловленной противоречивостью историч. развития Германии от бурж.-демократич, революции 1848-49 до образования вильгельмовско-бисмарков-ской империи. В творчестве Вагнера переплетаются прогрессивные, даже революц. идеи и образы (анти-капиталистич. идея "Кольца Нибелунга", идея борьбы за новое передовое иск-во в "Нюрнбергских мейстерзингерах" и др.) с реакционными (пессимистич. идея роковой обреч„нности в том же "Кольце Нибелунга", христианская символика "Парсифаля"). Вагнер дов„л до высшего развития осн. тенденции нем. романтич. оперы с е„ легендарно-мифологич. или ср.-век. рыцарскими сюжетами, с преобладанием психологич. характеристик, усилением роли оркестра. Симфониза-ция оперы достигла в творчестве Вагнера своего предела. Симф. ткань поздних муз. драм Вагнера пронизана сложной системой лейтмотивов, временами звучащих и в вок. партиях. Решительно отказавшись от законченных номеров старой оперы, Вагнер строит свои муз. драмы по принципу непрерывного, сквозного развития. Несколько особняком стоят "Нюрнбергские мейстерзингеры" с их историко-бытовым сюжетом, широким использованием песен, хоров и ансамблей. Музыка Вагнера, отличающаяся огромной выразительностью, оркестровым и гармонич. богатством, оказала влияние на мировое муз. иск-во последующих врем„н. Ведущими нем. оперными т-рами в Германии в 19 в. были: Дрезденская опера (возгл. в 1842-49 Вагнером), придворный оперный т-р в Веймаре (возгл. в 1850-е гг. Листом), оперные т-ры Берлина (см. Берлин) и Лейпцигская опера (осн. 1693), "Байр„йтский театр" (был построен в 1872-76 по проекту Вагнера и спец. предназначен для постановок его опер п муз. драм). В 19 в. выдвинулся ряд выдающихся нем. оперных дириж„ров: Г. Рихтер, Г. Бюлов, Ф. Мотль, Э. Шух, К. Мук, А. Никит - венгр по происхождению, Ф. Вейнгартнер, Г. Леей и др.; певиц и певцов: В. Шредер-Девриент, Г. Зонтаг, И. Вагнер, Л. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Бец, А. Ниман и др. В 20 в. оперное творчество нем. композиторов А. Бунгерта (1854-1915), 3. Вагнера (сына композитора, 1869-1930), Э. Гумпердинка, М. Шиллингса, Ф. Дрезеке (1835-1913), Э. д'Альбера и др. свидетельствует о снижении иск-ва оперы. Это было гл. обр. бесплодное подражание Р. Вагнеру. Лишь отдельные оперы оказались жизнеспособными и сохранились в репертуаре т-ров ("Гензель и Гретель" Гумпердинка, 1893, "Долина" дАльбера, 1903, "Монна Лиза" Шил-лингса, 1915, и др.). Известный интерес представляет собой муз. драма Г. Пфинцера - "Палестрина" (1917) о великом итал. композиторе. Крупнейшим нем. композитором 20 в. был Р. Штраус. Первые его оперы ("Гунтрам", 1894, "Без огня", 1901) находятся ещ„ в русле вагнерианства. Последующие оперы - "Саломея" (1905), "Электра" (1908), отличающиеся большой муз.-драматич. выразительностью, заключают в себе черты экспрессионизма. Впоследствии Штраус претворял традиции Моцарта на модернизированной муз. и сценич. основе: "Кавалер роз" (1911), "Арабелла" (1933). Но он не мог преодолеть влияние позднего романтизма с его символич. усложн„нностью. Оперы "Ариадна на Наксосе" (1916), "Женщина без тени" (1919), "Елена Египетская" (1928), "Молчаливая женщина" (1935), историч. драма "День мира" (1938) отличаются бурным темпераментом, красочностью оркестрового звучания. В то же время в них имеются грубо натуралистич. эффекты, изображаются низменные инстинкты. В условиях империалистич. Германии даже наиболее одар„нные композиторы не могли полностью раскрыть свой талант. Начиная с 1910-х гг.композиторы ищут новых путей. В 20-е гг. появляются оперы П. Хиндемита, в к-рых проявились конструктивистские и урбанистич. тенденции: "Святая Сусанна" (1922) и др. Значит, явлением театр. жизни была музыка К. Вейля к драмам Б. Брехта : "Подъ„м и падение города Махагони" (1927) и "Тр„хгрошовая опера" (1928). Эти произведения оказали большое влияние на творчество современных немецких композиторов - К. Орфа, П. Дессау. После установления фашизма, разрушившего культуру Германии, мн. выдающиеся композиторы, в т. ч. Хиндемит, дириж„ры Б. Вальтер, О. Клемперер, Э. Клейбер были изгнаны из страны. Была запрещена музыка композиторов-гуманистов, произведения с социальной тематикой. В эмиграции Хиндемит создал оперу "Матис-живописец" (1938), крупнейшее достижение совр. нем. т-ра, продолжающее лучшие традиции нем. оперы. Но и в гитлеровской Германии в труднейшей обстановке крупные музыканты оставались верны демокра-тич. идеалам. К. Орф в условиях фашист, режима смог создать подлинно нар. произведения - сценич. кантату "Кармина бурана" (1937) и социально-критич. оперу "Умница" (1941). В Германской Демократич. Республике оперное иск-во, как и вся нац. культура, обращено на службу социалистич. строительству. В опере П. Дессау "Осуждение Лукулла" (1951) по драме Б. Брехта выносится обвинение поджигателям войны "тысячелетней империи". Опера П. Курцбаха (р. 1902) "Томас Мюнцер" (1955) поев. жизни вождя крестьянского восстания в Германии в 16 в. Опера Р.Вагнера-Регени "Шахты в Фалуне" (по Г. Гофмансталю) имела в 1961 большой успех в разных странах. Среди оперных композиторов ГДР - О. Герстер, К. Форест (р. 1913). В 20 в. плеяда замечат. дириж„ров (Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, Г. Кнаппертсбуш, Э. Клейбер, К. Краус, О. Фрид, В. Фуртеенглер и др.) и певцов (С. Ш„нер, Э. Шварцкопф, М. Ифогюн, Л. Гофман, Д. Фишер-Дискау и т. д.) высоко подняла уровень нем. оперно-исполнительской культуры. В ГДР работал один из крупнейших совр. дириж„ров Ф. Конвичный, руководивший с 1955 Гос. оперой в Берлине. В демократич. секторе Берлина работают два оперных театра: Берлинская гос. опера (см. Немецкий театр оперы и балета) и "Комише опер". В крупных городах ГДР (Дрезден, Лейпциг) также успешно работают оперные т-ры. В Федеративной Республике Германии состояние музыкального театра отличается двойственностью. В н„м живы традиции, характеризующие Страницы: «« « 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |