|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 » »» сохраняет связь с нем. романтич. оперой. Свои муз.-драматич. принципы
Вагнер изложил в лит.-эстетич. работах "Искусство и революция" (1849),
"Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма" (1851),
"Обращение к моим друзьям" (1851). Художеств. воплощение эти принципы
получили в муз. драмах второго периода творчества Вагнера: тетралогия
"Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель
богов", целиком впервые пост. 1876 в Байр„й-те), "Тристан и Изольда"
(соч. 1859, пост. 1865), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1868),
опера-мистерия "Парсифаль" (1882).
Творч.путь Вагнера и мир его идей отличаются сложностью,
обусловленной противоречивостью историч. развития Германии от
бурж.-демократич, революции 1848-49 до образования
вильгельмовско-бисмарков-ской империи. В творчестве Вагнера
переплетаются прогрессивные, даже революц. идеи и образы
(анти-капиталистич. идея "Кольца Нибелунга", идея борьбы за новое
передовое иск-во в "Нюрнбергских мейстерзингерах" и др.) с реакционными
(пессимистич. идея роковой обреч„нности в том же "Кольце Нибелунга",
христианская символика "Парсифаля"). Вагнер дов„л до высшего развития
осн. тенденции нем. романтич. оперы с е„ легендарно-мифологич. или
ср.-век. рыцарскими сюжетами, с преобладанием психологич. характеристик,
усилением роли оркестра. Симфониза-ция оперы достигла в творчестве
Вагнера своего предела. Симф. ткань поздних муз. драм Вагнера пронизана
сложной системой лейтмотивов, временами звучащих и в вок. партиях.
Решительно отказавшись от законченных номеров старой оперы, Вагнер
строит свои муз. драмы по принципу непрерывного, сквозного развития.
Несколько особняком стоят "Нюрнбергские мейстерзингеры" с их
историко-бытовым сюжетом, широким использованием песен, хоров и
ансамблей. Музыка Вагнера, отличающаяся огромной выразительностью,
оркестровым и гармонич. богатством, оказала влияние на мировое муз.
иск-во последующих врем„н.
Ведущими нем. оперными т-рами в Германии в 19 в. были: Дрезденская
опера (возгл. в 1842-49 Вагнером), придворный оперный т-р в Веймаре
(возгл. в 1850-е гг. Листом), оперные т-ры Берлина (см. Берлин) и
Лейпцигская опера (осн. 1693), "Байр„йтский театр" (был построен в
1872-76 по проекту Вагнера и спец. предназначен для постановок его опер
п муз. драм).
В 19 в. выдвинулся ряд выдающихся нем. оперных дириж„ров: Г. Рихтер,
Г. Бюлов, Ф. Мотль, Э. Шух, К. Мук, А. Никит - венгр по происхождению,
Ф. Вейнгартнер, Г. Леей и др.; певиц и певцов:
В. Шредер-Девриент, Г. Зонтаг, И. Вагнер, Л. Шнорр фон Карольсфельд,
Ф. Бец, А. Ниман и др.
В 20 в. оперное творчество нем. композиторов А. Бунгерта (1854-1915),
3. Вагнера (сына композитора, 1869-1930), Э. Гумпердинка, М. Шиллингса,
Ф. Дрезеке (1835-1913), Э. д'Альбера и др. свидетельствует о снижении
иск-ва оперы. Это было гл. обр. бесплодное подражание Р. Вагнеру. Лишь
отдельные оперы оказались жизнеспособными и сохранились в репертуаре
т-ров ("Гензель и Гретель" Гумпердинка, 1893, "Долина" дАльбера, 1903,
"Монна Лиза" Шил-лингса, 1915, и др.). Известный интерес представляет
собой муз. драма Г. Пфинцера - "Палестрина" (1917) о великом итал.
композиторе.
Крупнейшим нем. композитором 20 в. был Р. Штраус. Первые его оперы
("Гунтрам", 1894, "Без огня", 1901) находятся ещ„ в русле вагнерианства.
Последующие оперы - "Саломея" (1905), "Электра" (1908), отличающиеся
большой муз.-драматич. выразительностью, заключают в себе черты
экспрессионизма. Впоследствии Штраус претворял традиции Моцарта на
модернизированной муз. и сценич. основе: "Кавалер роз" (1911),
"Арабелла" (1933). Но он не мог преодолеть влияние позднего романтизма с
его символич. усложн„нностью. Оперы "Ариадна на Наксосе" (1916),
"Женщина без тени" (1919), "Елена Египетская" (1928), "Молчаливая
женщина" (1935), историч. драма "День мира" (1938) отличаются бурным
темпераментом, красочностью оркестрового звучания. В то же время в них
имеются грубо натуралистич. эффекты, изображаются низменные инстинкты.
В условиях империалистич. Германии даже наиболее одар„нные
композиторы не могли полностью раскрыть свой талант.
Начиная с 1910-х гг.композиторы ищут новых путей. В 20-е гг.
появляются оперы П. Хиндемита, в к-рых проявились конструктивистские и
урбанистич. тенденции: "Святая Сусанна" (1922) и др.
Значит, явлением театр. жизни была музыка К. Вейля к драмам Б. Брехта
: "Подъ„м и падение города Махагони" (1927) и "Тр„хгрошовая опера"
(1928). Эти произведения оказали большое влияние на творчество
современных немецких композиторов - К. Орфа, П. Дессау.
После установления фашизма, разрушившего культуру Германии, мн.
выдающиеся композиторы, в т. ч. Хиндемит, дириж„ры Б. Вальтер, О.
Клемперер, Э. Клейбер были изгнаны из страны. Была запрещена музыка
композиторов-гуманистов, произведения с социальной тематикой. В
эмиграции Хиндемит создал оперу "Матис-живописец" (1938), крупнейшее
достижение совр. нем. т-ра, продолжающее лучшие традиции нем. оперы.
Но и в гитлеровской Германии в труднейшей обстановке крупные
музыканты оставались верны демокра-тич. идеалам. К. Орф в условиях
фашист, режима смог создать подлинно нар. произведения - сценич. кантату
"Кармина бурана" (1937) и социально-критич. оперу "Умница" (1941).
В Германской Демократич. Республике оперное иск-во, как и вся нац.
культура, обращено на службу социалистич. строительству. В опере П.
Дессау "Осуждение Лукулла" (1951) по драме Б. Брехта выносится обвинение
поджигателям войны "тысячелетней империи". Опера П. Курцбаха (р. 1902)
"Томас Мюнцер" (1955) поев. жизни вождя крестьянского восстания в
Германии в 16 в. Опера Р.Вагнера-Регени "Шахты в Фалуне" (по Г.
Гофмансталю) имела в 1961 большой успех в разных странах. Среди оперных
композиторов ГДР - О. Герстер, К. Форест (р. 1913).
В 20 в. плеяда замечат. дириж„ров (Р. Штраус, Б. Вальтер, О.
Клемперер, Г. Кнаппертсбуш, Э. Клейбер, К. Краус, О. Фрид, В.
Фуртеенглер и др.) и певцов (С. Ш„нер, Э. Шварцкопф, М. Ифогюн, Л.
Гофман, Д. Фишер-Дискау и т. д.) высоко подняла уровень нем.
оперно-исполнительской культуры. В ГДР работал один из крупнейших совр.
дириж„ров Ф. Конвичный, руководивший с 1955 Гос. оперой в Берлине. В
демократич. секторе Берлина работают два оперных театра: Берлинская гос.
опера (см. Немецкий театр оперы и балета) и "Комише опер". В крупных
городах ГДР (Дрезден, Лейпциг) также успешно работают оперные т-ры.
В Федеративной Республике Германии состояние музыкального театра
отличается двойственностью. В н„м живы традиции, характеризующие
Страницы: «« « 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |