Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661  1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670   1671  » »»

оперные  штампы,  ожесточ„нно  боролся  со  сценич.  и   муз.   рутиной,
воспитывал  акт„ра,  в  равной  мере  владеющего   драм.   и   вокальным
мастерством ("поющего акт„ра").  В  своих  постановках  он  разрабатывал
разл.  формы  муз.  спектакля,  по-новому  и   смело   решая   важнейшие
принципиальные вопросы оперного иск-ва (напр.,  разнообразное  понимание
хора). Начав с работы над комич.  операми  "Дочь  Анго"  Лекока  (1920),
осуществл„нной в стиле франц. гравюры, и  "Перикола"  Оффенбаха  (1922),
поставленной как "мелодрама-буфф", Н.-Д. обратился затем к "Лизи-страте"
Аристофана (1923), к-рую трактовал как нар. сатирич. комедию с  музыкой,
впервые широко, действенно использовав вращающуюся сцену. Н.-Д. обновлял
в ряде случаев драматургич.  основу  опер.  В  спектакле  "Карменсита  и
солдат" на музыку оперы Бизе "Кармен" (1924), подч„ркивая преим. трагич.
характер музыки и порой оттесняя или своеобразно интерпретируя  мажорную
е„ сторону, он  стремился  приблизить  оперное  либретто  к  новелле  П.
Мериме. Осуществляя  постановку  "Травиаты"  Верди  (1934,  либретто  В.
Инбер), Н.-Д. резко противопоставил хор (истолкованный  им  как  "высшее
общество" эпохи) трагич. любви  актрисы  Виолетты.  В  течение  нек-рого
времени Н.-Д. пробовал решить проблему совр. оперы на материале  произв.
зап. композиторов 20 в. (как, напр., "Джонни"  Кшенека,  1929),  но  его
творческий метод приш„л в непримиримое противоречие с  их  форма-листич.
музыкой. Осн. задачу т-ра Н.-Д. видел в создании сов. оперы. В числе его
постановок: "Северный ветер" Книппера  (1930,  трагедия  на  музыке,  на
либр.  Киршона  по  пьесе  "Город  ветров")   и   "Катерина   Измайлова"
Шостаковича (1934), в  к-рой  он  подч„ркивал  трагич.  сущность  музыки
композитора.  Замыслы  Н.-Д.  наиболее  полное  выражение   получили   в
постановках "Тихий Дон" Дзержинского (1936) и  в  особенности  "В  бурю"
Хренникова (1939), в к-рых он дал  образцы  поэтич.  реалистич.  оперных
спектаклей, проникнутых идеями революц. гуманизма; лит. и  муз.  оора-зы
раскрывались режисс„ром в их органич. единстве.
   До последних дней жизни Н.-Д. возглавлял Моск. Художеств. т-р, будучи
его  директором  и  руководителем.   Совместная   деятельность   К.   С.
Станиславского  и  Н.-Д.  сыграла  решающую   роль   в   развитии   рус.
пред-революц.  и  сов.  т-ра.  Станиславский  и  Н.-Д.  создали   театр.
оказавший огромное влияние на развитие сов. и мирового иск-ва. В духе их
творческих принципов воспитаны крупнейшие сов. режисс„ры и акт„ры. Н.-Д.
был инициатором организации при МХАТе  школы-студии,  ныне  носящей  его
имя. За постановку спектакля  "Кремл„вские  куранты"  и  за  многолетние
выдающиеся достижения в области искусства и литературы Н.-Д.  дважды  (в
1942 и 1943) удостоен Гос. пр. СССР.
   Соч.: "Горе от ума" в постановке Московского Художественного  театра,
М.- П., 1923; Из прошлого, 2 изд., М., 1938;  Театральное  наследие,  т.
1-2, М., 1952-54;
   Режиссерский план постановки трагедии "Юлий Цезарь", М., 1964;  "Анна
Каренина" в постановке МХАТ СССР им.  Горького,  М.,  1938;  Пьесы,  М.,
1962.
   Лит.: Соболев Ю., Вл.И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я.,
Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М.,  1941;  Марков  П.  А.,
Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960; Р о
с к и н А., "Три сестры" на сцене Художественного театра, Л.- М.,  1946;
Юзовский Ю., Горький на сцене МХАТ (О спектакле "Враги"), М.- Л.,  1939;
Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. -  Л.,  1945;  е„
же. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (имеется библ.). //.
М.
   НЕНАШЕВ, Анатолий Иванович (р. 1903) - сов.  театр.  художник.  Засл.
деят. иск-в Казах. ССР (1954). Учился в Тамбовском художеств.  уч-ще.  С
1923 работал в т-рах  Тамбова,  Козлова,  Воронежа.  В  1930  приехал  в
Казахстан. Работал в  т-рах  Семипалатинска,  Чимкента.  С  1933  -  гл.
художник Казахского муз. т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Абая). Создал
декорации к операм "Кыз-Жибек" и "Ер-Таргын" Брусилов-ского,  "Ьиржан  и
Сара" Тулебаева (Гос. пр. СССР, 1949) - в Т-ре им.  Абая;  к  спектаклям
"Козы-Корпеш иБаян-Слу" Мусрепова, "Абай" Ауэзова, "Материнское поле" по
Айтматову - в Казахском т-ре драмы. Н. глубоко знает нар. быт,  историю,
музыку, эпос, декоративно-прикладное иск-во казахского народа. Юл. Р
   НЕОПТОЛ‚М (й7:тбию:) (2-я пол. 4 в. до н. э.)- древнегреческий акт„р.
Впервые упоминается в аттич. дидаскалиях 342-341 и 341-340 гг. до н.  э.
Жил при дворе царя Филиппа Македонского, играл в трагедиях, декламировал
на пирах. За призывы к заключению мира с Филиппом подвергся нападкам  со
стороны Демосфена.
   НЕОРЕАЛИЗМ - см. в ст. Реализм, НЕОРОМАНТИЗМ - см. в  ст.  Романтизм.
НЕПАЛЬСКИЙ ТЕАТР И  ДРАМАТУРГИЯ.  Осн.  форма  театр.  иск-ва  Непала  с
древних врем„н до наст. времени - нар. представления нритья  (или  нач),
представляющие  собой   танцы,   имеющие   символич.   значение.   Танцы
исполняются с муз. и хоровым сопровождением, драматич. действие  в  этих
представлениях почти отсутствует. Часто носят мистериальный  характер  и
связаны с культами разл. богов,  вначале  ведпч.  пантеона,  а  затем  с
верованиями,  порожд„нными  буддизмом  и  тантризмом;  приурочиваются  к
религиозным праздникам. Нритья очень популярны  в  Непале  и  отличаются
большим  разнообразием.  Каждая  измногочисл.  народностей,   населяющих
страну, имеет свои нац.  своеобразные  танц.  представления  (у  каждого
района  свой  бог  танцев,  к-рому  воздаются  почести   перед   началом
представления).  Наиболее  распространены  деви  нритья,  гхату   нритья
(представления о жизни богов и легендарных героев)  и  бара  масе  (нар.
танцы, к-рые исполняются в любое время, сюда же включаются танцы урожая,
свадебные и др.).
   В эпоху династии Маллов (15-18 вв.) нар. танц.  представления  обрели
существующую до наст. времени форму, в них был усилен элемент  драматич.
действия.  В  нач.  17  в.  окончательно  сформировались   представления
"Махакали", "Харисиддх", "Начали", "Канкешвари", "Гхантешвари" и  др.  В
г.  Бхактапуре  при  дворе  Суварна  Маллы  разыгрывались  "Нав  Дурга",
"Махалакшми"  и  др.  Представление   открывает   красочная   процессия,
сопровождающаяся массовыми танцами.  Исполнители  по  традиции  одеты  в
звериные маски, яркие  костюмы  и  сильно  загримированы.  Представление
строится на импровизации акт„ров и почти  не  имеет  текста.  В  течение
всего представления, к-рое длится ок. 3 часов,  акт„р  произносит  всего
8-10 фраз (исполнитель в неск. двустишиях говорит о сво„м  состоянии,  а
затем показывает это состояние в танце), а хор рассказывает о страданиях
героя.  Сценич.  площадки  для  представлений  сооружаются  на   больших
площадях, постоянных подмостках из каменных  плит.  Зрители  усаживаются
вокруг подмостков на подстилках. Занавес и декорации отсутствуют.  Место
действия  изображается  символически.  Если  действие  происходит  около

Страницы: «« « 1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661  1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670   1671  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия