|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 » »» оперные штампы, ожесточ„нно боролся со сценич. и муз. рутиной,
воспитывал акт„ра, в равной мере владеющего драм. и вокальным
мастерством ("поющего акт„ра"). В своих постановках он разрабатывал
разл. формы муз. спектакля, по-новому и смело решая важнейшие
принципиальные вопросы оперного иск-ва (напр., разнообразное понимание
хора). Начав с работы над комич. операми "Дочь Анго" Лекока (1920),
осуществл„нной в стиле франц. гравюры, и "Перикола" Оффенбаха (1922),
поставленной как "мелодрама-буфф", Н.-Д. обратился затем к "Лизи-страте"
Аристофана (1923), к-рую трактовал как нар. сатирич. комедию с музыкой,
впервые широко, действенно использовав вращающуюся сцену. Н.-Д. обновлял
в ряде случаев драматургич. основу опер. В спектакле "Карменсита и
солдат" на музыку оперы Бизе "Кармен" (1924), подч„ркивая преим. трагич.
характер музыки и порой оттесняя или своеобразно интерпретируя мажорную
е„ сторону, он стремился приблизить оперное либретто к новелле П.
Мериме. Осуществляя постановку "Травиаты" Верди (1934, либретто В.
Инбер), Н.-Д. резко противопоставил хор (истолкованный им как "высшее
общество" эпохи) трагич. любви актрисы Виолетты. В течение нек-рого
времени Н.-Д. пробовал решить проблему совр. оперы на материале произв.
зап. композиторов 20 в. (как, напр., "Джонни" Кшенека, 1929), но его
творческий метод приш„л в непримиримое противоречие с их форма-листич.
музыкой. Осн. задачу т-ра Н.-Д. видел в создании сов. оперы. В числе его
постановок: "Северный ветер" Книппера (1930, трагедия на музыке, на
либр. Киршона по пьесе "Город ветров") и "Катерина Измайлова"
Шостаковича (1934), в к-рой он подч„ркивал трагич. сущность музыки
композитора. Замыслы Н.-Д. наиболее полное выражение получили в
постановках "Тихий Дон" Дзержинского (1936) и в особенности "В бурю"
Хренникова (1939), в к-рых он дал образцы поэтич. реалистич. оперных
спектаклей, проникнутых идеями революц. гуманизма; лит. и муз. оора-зы
раскрывались режисс„ром в их органич. единстве.
До последних дней жизни Н.-Д. возглавлял Моск. Художеств. т-р, будучи
его директором и руководителем. Совместная деятельность К. С.
Станиславского и Н.-Д. сыграла решающую роль в развитии рус.
пред-революц. и сов. т-ра. Станиславский и Н.-Д. создали театр.
оказавший огромное влияние на развитие сов. и мирового иск-ва. В духе их
творческих принципов воспитаны крупнейшие сов. режисс„ры и акт„ры. Н.-Д.
был инициатором организации при МХАТе школы-студии, ныне носящей его
имя. За постановку спектакля "Кремл„вские куранты" и за многолетние
выдающиеся достижения в области искусства и литературы Н.-Д. дважды (в
1942 и 1943) удостоен Гос. пр. СССР.
Соч.: "Горе от ума" в постановке Московского Художественного театра,
М.- П., 1923; Из прошлого, 2 изд., М., 1938; Театральное наследие, т.
1-2, М., 1952-54;
Режиссерский план постановки трагедии "Юлий Цезарь", М., 1964; "Анна
Каренина" в постановке МХАТ СССР им. Горького, М., 1938; Пьесы, М.,
1962.
Лит.: Соболев Ю., Вл.И. Немирович-Данченко, П., 1918; Виленкин В. Я.,
Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, М., 1941; Марков П. А.,
Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960; Р о
с к и н А., "Три сестры" на сцене Художественного театра, Л.- М., 1946;
Юзовский Ю., Горький на сцене МХАТ (О спектакле "Враги"), М.- Л., 1939;
Фрейдкина Л., Владимир Иванович Немирович-Данченко, М. - Л., 1945; е„
же. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962 (имеется библ.). //.
М.
НЕНАШЕВ, Анатолий Иванович (р. 1903) - сов. театр. художник. Засл.
деят. иск-в Казах. ССР (1954). Учился в Тамбовском художеств. уч-ще. С
1923 работал в т-рах Тамбова, Козлова, Воронежа. В 1930 приехал в
Казахстан. Работал в т-рах Семипалатинска, Чимкента. С 1933 - гл.
художник Казахского муз. т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Абая). Создал
декорации к операм "Кыз-Жибек" и "Ер-Таргын" Брусилов-ского, "Ьиржан и
Сара" Тулебаева (Гос. пр. СССР, 1949) - в Т-ре им. Абая; к спектаклям
"Козы-Корпеш иБаян-Слу" Мусрепова, "Абай" Ауэзова, "Материнское поле" по
Айтматову - в Казахском т-ре драмы. Н. глубоко знает нар. быт, историю,
музыку, эпос, декоративно-прикладное иск-во казахского народа. Юл. Р
НЕОПТОЛ‚М (й7:тбию:) (2-я пол. 4 в. до н. э.)- древнегреческий акт„р.
Впервые упоминается в аттич. дидаскалиях 342-341 и 341-340 гг. до н. э.
Жил при дворе царя Филиппа Македонского, играл в трагедиях, декламировал
на пирах. За призывы к заключению мира с Филиппом подвергся нападкам со
стороны Демосфена.
НЕОРЕАЛИЗМ - см. в ст. Реализм, НЕОРОМАНТИЗМ - см. в ст. Романтизм.
НЕПАЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Осн. форма театр. иск-ва Непала с
древних врем„н до наст. времени - нар. представления нритья (или нач),
представляющие собой танцы, имеющие символич. значение. Танцы
исполняются с муз. и хоровым сопровождением, драматич. действие в этих
представлениях почти отсутствует. Часто носят мистериальный характер и
связаны с культами разл. богов, вначале ведпч. пантеона, а затем с
верованиями, порожд„нными буддизмом и тантризмом; приурочиваются к
религиозным праздникам. Нритья очень популярны в Непале и отличаются
большим разнообразием. Каждая измногочисл. народностей, населяющих
страну, имеет свои нац. своеобразные танц. представления (у каждого
района свой бог танцев, к-рому воздаются почести перед началом
представления). Наиболее распространены деви нритья, гхату нритья
(представления о жизни богов и легендарных героев) и бара масе (нар.
танцы, к-рые исполняются в любое время, сюда же включаются танцы урожая,
свадебные и др.).
В эпоху династии Маллов (15-18 вв.) нар. танц. представления обрели
существующую до наст. времени форму, в них был усилен элемент драматич.
действия. В нач. 17 в. окончательно сформировались представления
"Махакали", "Харисиддх", "Начали", "Канкешвари", "Гхантешвари" и др. В
г. Бхактапуре при дворе Суварна Маллы разыгрывались "Нав Дурга",
"Махалакшми" и др. Представление открывает красочная процессия,
сопровождающаяся массовыми танцами. Исполнители по традиции одеты в
звериные маски, яркие костюмы и сильно загримированы. Представление
строится на импровизации акт„ров и почти не имеет текста. В течение
всего представления, к-рое длится ок. 3 часов, акт„р произносит всего
8-10 фраз (исполнитель в неск. двустишиях говорит о сво„м состоянии, а
затем показывает это состояние в танце), а хор рассказывает о страданиях
героя. Сценич. площадки для представлений сооружаются на больших
площадях, постоянных подмостках из каменных плит. Зрители усаживаются
вокруг подмостков на подстилках. Занавес и декорации отсутствуют. Место
действия изображается символически. Если действие происходит около
Страницы: «« « 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |