|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 » »» драматург. Доктор искусствоведения (1963). Чл. Коммунистич. партии с
1945. В 1940 окончил Ин-т истории, философии и лит-ры в Москве. Лит.
деятельность начал в 1940. Автор ряда трудов по истории белорус. т-ра
(от истоков до нашего времени). С 1947 вед„т педагогич. работу в
Белорус. театрально-худ ожеств. ин-те (Минск). С 1964- профессор. С 1957
возглавляет сектор т-ра и кино Ин-та искусствоведения, этнографии и
фольклора АН БССР.
Соч.: Народны артыст БССР У. Уладам?рск?, М?нск, 1954; Народны артыст
СССР П. С. Малчанау, М?нск, 1958; Тэатр у вогненныя гады, М?нск, 1959;
Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959; Сучасны беларуск? тэатр,
М?нск, 1961; Становление белорусского советского театра, Минск, 1964;
Одноактные пьесы, Минск, 1955. С. Пет.
НИБАММЕ - см. Сэвамоно.
"НИБАТКИНГ" [бирм., доел.- представление малой джатаки (легенды о
воплощениях Будды)] - бирм. мистерия. Возникла в 15 в., исполнялась во
время торжеств, религ. обрядов, жертвоприношений, празднеств. Содержание
"Н." - театрализованные отрывки из древних буддийских джатак (фантастич.
повествований о перевоплощениях Будды). Сказочные эпизоды чередовались с
проповедями и религиозными наставлениями. Гл. герой (Будда в одном из
своих воплощений) произносил монолог, который сменялся ритуальными
танцами, пантомимой. Представления "Н." устраивались бродячими труппами
проф. акт„ров, а также местными любителями. В процессе развития "Н."
приобретает характер нар. зрелища, в него вводятся комич. сценки,
буффонада, пение. Представления "Н." отличались отсутствием декораций,
простотой и доходчивостью языка. Нередко в текстах (к-рые сохранялись в
устной передаче) встречались нам„ки на злободневные темы, события
современности. В представлениях "Н.", кроме акт„ров и оркестра,
принимали участие иногда и сами зрители. В несколько измен„нной форме
"Н." сохранились в совр. нар. т-ре Бирмы.
Лит.: Maung Htin A u n g, Burmese drama Oxf., 1937; L., [1956]. Ю. 0
Н??В‚ЛЬ ДЕ ЛА ШОССЕ-см. Лашоссе П. К.
НИВЙНСКИЙ, Игнатий Игнатьевич (31.XII. 1880 - 27.X.1933) - рус. сов.
театр. художник, график, офортист. Профессор (1921). Окончил б.
Строгановское уч-ще. В конце 1920 E. Б. Вахтангов привл„к Н., уже
известного графика, в т-р для работы над спектаклем "Эрик XIV"
Стриндбер-га (1-я студия МХТ, 1921), найдя в н„м союзника в борьбе за
образную условность, за яркую театр. форму, выражающую активное совр.
отношение художника к содержанию спектакля. Трагедийность декораций
"Эрика XIV" сменилась в "Принцессе Турандот" (1922, 3-я Студия МХТ)
жизнерадостностью, яркостью, изяществом. Лежащая в основе режисс„рского
решения Вахтангова импро-визацпонность стала принципом декораций Н.
Единая условная конструкция, размещ„нная на сильно поднятой в глубь
сцены площадке, на глазах у зрителей превращалась слугами просцениума с
помощью занавесей, драпировок и деталей оформления в определ„нное место
действия. Аналогично решались костюмы п гримы. Увлечение Н. в этот
период кубофутуриз-мом, сказавшееся в известной степени на декорациях к
"Принцессе Турандот", было преодолено художником в последующих
спектаклях: "Дама-невидимка" Кальдерона (1924, МХАТ 2-й), "Театр Клары
Гасуль" Мериме (3-я Студия МХТ, 1924). Реалистические тенденции иск-ва
Н. нашли развитие в спектаклях "Ма-рион Делорм" Гюго (1926, Т-р им.
Вахтангова), "Бархат и лохмотья" Штуккена и Луначарского (1927, Малый
т-р) и особенно в "Петре I" A. H. Толстого (1930, МХАТ 2-й). Умение Н.
найти в декорациях органич. синтез жизненного и театрального проявилось
и в его декорациях к спектаклям на совр. тему: "Цианистый калий" Вольфа
(1930, Моск. драм. т-р б. Корша), "Суд" Киршона (1933, МХАТ 2-й).
В 1933 К.С. Станиславский пригласил Н. для оформления "Севпльского
цирюльника" в сво„м Оперном т-ре. Пересматривая традиционные решения
оперного спектакля, Н. создал графически ч„ткие, напоминающие старинные
гравюры, сдержанные по цвету декорации.
Соч.: Вопреки канонам натурализма, "Театр и драматургия'), 1933, Л1
4.
Лит.: "Принцесса Турандот" в постановке Третьей студни МХТ им. Евг.
Вахтангова, [M.J, 1923. с.19-22; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки
Вахтангова. М., 1957, с. 96, 100-111, 152-156, 168. В. Бер.
НИГМАТОВА, Наказат (р. 21.III. 1922) - узб. сов. актриса. Нар. арт.
Узб. ССР (1949). Чл. Комму-нистич. партии с 1946. Сценич. деятельность
начала в 1935 в ташкентском ТЮЗе. С 1941 - актриса Бухарского т-ра, где
проявила и вокальное дарование. Исполняет драм. и лприч. роли, обладает
выразительным и гибким голосом красивого тембра.
Роли: Джамнля ("Бай и батрак" Хамзы, 1944), Катерина ("Гроза", 1953),
Фаньи ("Тайфун" Цао-юя, 1957), Гульсара (о. п. Яшена и Мухамедова, муз.
Джалилова, 1948), Офтоб-хон (о. п. Яшена, муз. Тохтасынова и Мушеля,
1954), Зул-хумор ("Равшан и Зулхумор" Яшена, муз. Джалилова, 1959),
Диларам (о. п. Яшена и Мухамедова, муз. Ашрафи, 1962) и др. В. Д.
НЙГРИНОВА, Вела (30.XI.1862-19.XII.1908) - югославская (словенская)
актриса. Творческую деятельность начала в 1878 в Любляне, с 1882 - в
Нац. т-ре в Белграде, где работала до конца жизни. Н.-одна из крупнейших
югославских трагедийных актрис.
Роли: Дебора (о. п. Мозенталя), Эсмеральда ("Собор Парижской
богоматери" по Гюго), Эболи ("Дон Карлос"), Десна ("Неманя" Цветич),
Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Магда ("Родина"
Зудермана), Анна Каренина (о. п. по Толстому) и др. ][f Ник
НИДЕРЛАНДСКАЯ АКАДЕМИЯ - театральная академия в Амстердаме в 17 в.
См. Костер С. НИДЕРЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ - см. Голландский театр
и драматургия.
"НИДЖАТ" ("С п а с е н и е") - азерб. культурно-просветительное
об-во. Создано в Баку в 1906. Об-во ставило своей целью распространение
просвещения среди азерб. населения, содействие развитию азерб. яз.,
лит-ры, театр. иск-ва, оказание материальной помощи нуждающимся из числа
интеллигенции и учащихся высших и средних учебных заведений. Оно
организовало в Баку библиотеки-читальни, вечерние курсы по повышению
грамотности, устраивало с благотворительной целью вечера-концерты,
лотереи, лекции и доклады. При театр. секции об-ва (1907) создана труппа
из любителей и проф. акт„ров, ставившая драм. и муз .-спектакли. Наряду
с крупными мастерами нац. сцены Г. Араблинским, Д. Зейналовым, Г. К.
Сараб-ским, М. А. Алиевым в труппе активно участвовали М. Гаджинский, М.
М. Мамедов, М. М. Кязимов-ский и др. Секция ставила гл. обр. пьесы А.
Ахвер-дова, Н. Везирова, У. Гаджибекова и др. В работе "Н." принимали
участие большевики (напр., М. Азиз-беков), к-рые использовали его для
пропаганды ре-волюц. идей. Но наряду с представителями демократич.
Страницы: «« « 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |