Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664   1665  1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675  » »»

драматург. Доктор искусствоведения (1963).  Чл.  Коммунистич.  партии  с
1945. В 1940 окончил Ин-т истории, философии и  лит-ры  в  Москве.  Лит.
деятельность начал в 1940. Автор ряда трудов по  истории  белорус.  т-ра
(от истоков до  нашего  времени).  С  1947  вед„т  педагогич.  работу  в
Белорус. театрально-худ ожеств. ин-те (Минск). С 1964- профессор. С 1957
возглавляет сектор т-ра и  кино  Ин-та  искусствоведения,  этнографии  и
фольклора АН БССР.
   Соч.: Народны артыст БССР У. Уладам?рск?, М?нск, 1954; Народны артыст
СССР П. С. Малчанау, М?нск, 1958; Тэатр у вогненныя гады,  М?нск,  1959;
Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959; Сучасны  беларуск?  тэатр,
М?нск, 1961; Становление белорусского советского  театра,  Минск,  1964;
Одноактные пьесы, Минск, 1955. С. Пет.
   НИБАММЕ - см. Сэвамоно.
   "НИБАТКИНГ" [бирм., доел.- представление  малой  джатаки  (легенды  о
воплощениях Будды)] - бирм. мистерия. Возникла в 15 в.,  исполнялась  во
время торжеств, религ. обрядов, жертвоприношений, празднеств. Содержание
"Н." - театрализованные отрывки из древних буддийских джатак (фантастич.
повествований о перевоплощениях Будды). Сказочные эпизоды чередовались с
проповедями и религиозными наставлениями. Гл. герой (Будда  в  одном  из
своих  воплощений)  произносил  монолог,  который  сменялся  ритуальными
танцами, пантомимой. Представления "Н." устраивались бродячими  труппами
проф. акт„ров, а также местными любителями.  В  процессе  развития  "Н."
приобретает характер  нар.  зрелища,  в  него  вводятся  комич.  сценки,
буффонада, пение. Представления "Н." отличались  отсутствием  декораций,
простотой и доходчивостью языка. Нередко в текстах (к-рые сохранялись  в
устной  передаче)  встречались  нам„ки  на  злободневные  темы,  события
современности.  В  представлениях  "Н.",  кроме  акт„ров   и   оркестра,
принимали участие иногда и сами зрители. В  несколько  измен„нной  форме
"Н." сохранились в совр. нар. т-ре Бирмы.
   Лит.: Maung Htin A u n g, Burmese drama Oxf., 1937; L., [1956]. Ю. 0
   Н??В‚ЛЬ ДЕ ЛА ШОССЕ-см. Лашоссе П. К.
   НИВЙНСКИЙ, Игнатий Игнатьевич (31.XII. 1880 - 27.X.1933) - рус.  сов.
театр.  художник,  график,  офортист.  Профессор  (1921).   Окончил   б.
Строгановское уч-ще. В конце  1920  E.  Б.  Вахтангов  привл„к  Н.,  уже
известного  графика,  в  т-р  для  работы  над  спектаклем  "Эрик   XIV"
Стриндбер-га (1-я студия МХТ, 1921), найдя в н„м союзника  в  борьбе  за
образную условность, за яркую театр. форму,  выражающую  активное  совр.
отношение художника  к  содержанию  спектакля.  Трагедийность  декораций
"Эрика XIV" сменилась в "Принцессе  Турандот"  (1922,  3-я  Студия  МХТ)
жизнерадостностью, яркостью, изяществом. Лежащая в основе  режисс„рского
решения Вахтангова  импро-визацпонность  стала  принципом  декораций  Н.
Единая условная конструкция, размещ„нная  на  сильно  поднятой  в  глубь
сцены площадке, на глазах у зрителей превращалась слугами просцениума  с
помощью занавесей, драпировок и деталей оформления в определ„нное  место
действия. Аналогично решались костюмы  п  гримы.  Увлечение  Н.  в  этот
период кубофутуриз-мом, сказавшееся в известной степени на декорациях  к
"Принцессе  Турандот",  было   преодолено   художником   в   последующих
спектаклях: "Дама-невидимка" Кальдерона (1924, МХАТ 2-й),  "Театр  Клары
Гасуль" Мериме (3-я Студия МХТ, 1924). Реалистические  тенденции  иск-ва
Н. нашли развитие в спектаклях "Ма-рион  Делорм"  Гюго  (1926,  Т-р  им.
Вахтангова), "Бархат и лохмотья" Штуккена и  Луначарского  (1927,  Малый
т-р) и особенно в "Петре I" A. H. Толстого (1930, МХАТ 2-й).  Умение  Н.
найти в декорациях органич. синтез жизненного и театрального  проявилось
и в его декорациях к спектаклям на совр. тему: "Цианистый калий"  Вольфа
(1930, Моск. драм. т-р б. Корша), "Суд" Киршона (1933, МХАТ 2-й).
   В 1933 К.С. Станиславский пригласил Н.  для  оформления  "Севпльского
цирюльника" в сво„м Оперном  т-ре.  Пересматривая  традиционные  решения
оперного спектакля, Н. создал графически ч„ткие, напоминающие  старинные
гравюры, сдержанные по цвету декорации.
   Соч.: Вопреки канонам натурализма, "Театр и драматургия'),  1933,  Л1
4.
   Лит.: "Принцесса Турандот" в постановке Третьей студни МХТ  им.  Евг.
Вахтангова, [M.J, 1923. с.19-22;  Горчаков  Н.  М.,  Режиссерские  уроки
Вахтангова. М., 1957, с. 96, 100-111, 152-156, 168. В. Бер.
   НИГМАТОВА, Наказат (р. 21.III. 1922) - узб. сов. актриса.  Нар.  арт.
Узб. ССР (1949). Чл. Комму-нистич. партии с 1946.  Сценич.  деятельность
начала в 1935 в ташкентском ТЮЗе. С 1941 - актриса Бухарского т-ра,  где
проявила и вокальное дарование. Исполняет драм. и лприч. роли,  обладает
выразительным и гибким голосом красивого тембра.
   Роли: Джамнля ("Бай и батрак" Хамзы, 1944), Катерина ("Гроза", 1953),
Фаньи ("Тайфун" Цао-юя, 1957), Гульсара (о. п. Яшена и Мухамедова,  муз.
Джалилова, 1948), Офтоб-хон (о. п. Яшена,  муз.  Тохтасынова  и  Мушеля,
1954), Зул-хумор ("Равшан и  Зулхумор"  Яшена,  муз.  Джалилова,  1959),
Диларам (о. п. Яшена и Мухамедова, муз. Ашрафи, 1962) и др. В. Д.
   НЙГРИНОВА, Вела (30.XI.1862-19.XII.1908) -  югославская  (словенская)
актриса. Творческую деятельность начала в 1878 в Любляне,  с  1882  -  в
Нац. т-ре в Белграде, где работала до конца жизни. Н.-одна из крупнейших
югославских трагедийных актрис.
   Роли:  Дебора  (о.  п.  Мозенталя),  Эсмеральда   ("Собор   Парижской
богоматери" по Гюго), Эболи ("Дон  Карлос"),  Десна  ("Неманя"  Цветич),
Маргарита  Готье  ("Дама  с  камелиями"  Дюма-сына),   Магда   ("Родина"
Зудермана), Анна Каренина (о. п. по Толстому) и др. ][f Ник
   НИДЕРЛАНДСКАЯ АКАДЕМИЯ - театральная академия в Амстердаме  в  17  в.
См. Костер С. НИДЕРЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ - см. Голландский  театр
и драматургия.
   "НИДЖАТ" ("С п а с е  н  и  е")  -  азерб.  культурно-просветительное
об-во. Создано в Баку в 1906. Об-во ставило своей целью  распространение
просвещения среди азерб.  населения,  содействие  развитию  азерб.  яз.,
лит-ры, театр. иск-ва, оказание материальной помощи нуждающимся из числа
интеллигенции  и  учащихся  высших  и  средних  учебных  заведений.  Оно
организовало в Баку библиотеки-читальни,  вечерние  курсы  по  повышению
грамотности,  устраивало  с  благотворительной  целью   вечера-концерты,
лотереи, лекции и доклады. При театр. секции об-ва (1907) создана труппа
из любителей и проф. акт„ров, ставившая драм. и муз .-спектакли.  Наряду
с крупными мастерами нац. сцены Г. Араблинским,  Д.  Зейналовым,  Г.  К.
Сараб-ским, М. А. Алиевым в труппе активно участвовали М. Гаджинский, М.
М. Мамедов, М. М. Кязимов-ский и др. Секция ставила гл.  обр.  пьесы  А.
Ахвер-дова, Н. Везирова, У. Гаджибекова и др. В  работе  "Н."  принимали
участие большевики (напр., М. Азиз-беков), к-рые  использовали  его  для
пропаганды ре-волюц.  идей.  Но  наряду  с  представителями  демократич.

Страницы: «« « 1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664   1665  1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия