Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672  1673   1674   1675   1676   1677   1678   1679   1680   1681   1682  » »»

последующие годы Островский создал  целый  ряд  ролей  для  Н.  в  своих
пьесах, проходил с ней эти роли. Он писал:
   "... лучшая блестящая  ingenue,  Никулина,  -  совсем  мое  создание"
(Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с. 246). Пьесы Островского стали основой
репертуара Н.  Она  играла  Полину  ("Доходное  место",  1864),  Оленьку
("Старый друг лучше новых двух",  1866),  Надю  ("Воспитанница",  1866),
Татьяну ("Грех да беда на  кого  не  жив„т",  1868),  Варвару  ("Гроза",
1873). Н. первая в Малом т-ре  исполнила  роли  царицы  Анны  ("Василиса
Мелентьева",  1868),  Леб„дкиной  ("Поздняя   любовь",   1873),   Купавы
("Снегурочка", 1873), Глафиры ("Волки и овцы", 1875), Поликсены ("Правда
- хорошо, а счастье лучше", 1876), Софьи Сергеевны ("Невольницы", 1880),
Смельской  ("Таланты  и  поклонники",  1881),  Коринкиной   ("Без   вины
виноватые", 1884) и др. Шедевры Н. -  роли  Варвары  и  Глафиры.  Сочная
комедийная и  характерная  актриса,  в  совершенстве  владевшая  иск-вом
сценич.  речи,  мимики,  Н.  в   драм.   ролях   достигала   искренности
переживаний,  взволнованности  чувств  (царица  Анна,  Купава).  В  рус.
классич. репертуаре Н. играла также Марью Антоновну  ("Ревизор",  1867),
Лизу ("Горе от ума", 1868). В зап. классике особенно  удавались  актрисе
роли в пьесах Мольера - Марианна (1867) и  Дорина  (1868)  в  "Тартюфе",
Фрозина в "Скупом" (1873), Зер-бинетта  в  "Проделках  Скапена"  (1875).
Перейдя от ролей  резвушек,  плутовок,  служанок,  кокеток-интриганок  к
характерным ролям пожилых женщин, Н. продолжала и в этих  ролях  пленять
зрителей  жизнерадостностью  своего   иск-ва,   обаянием,   простодушной
непосредственностью  и  артистичностью,  вес„лостью  и  светлым  юмором,
заразительным темпераментом. Среди лучших ролей Н. этого периода -  Анна
Андреевна ("Ревизор",  1883),  Толбухина  ("Плоды  просвещения",  1891),
Мамаева и Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1886, 1905),
Гурмыжская ("Лес", 1900). С 1914  Н.  по  состоянию  здоровья  не  могла
участвовать в спектаклях  (значилась  "на  покое  по  болезни"),  но  за
заслуги числилась в труппе до конца жизни.
   Др.  роли:  Глаша  ("Каширская  старина"  Аверкиева,  1871),  Л„лечка
("Блуждающие  огни"  Антропова,  1873),  Глаша  ("Хрущ„вские   помещики"
Федотова, 1888), Анисья  ("Власть  тьмы",  1895),  Куикли  ("Виндзорские
проказницы" Шекспира, 1890), Марселина ("Женитьба Фигаро", 1910), миссис
Пирпойнт ("На полпути" Пинеро, 1912) и др.
   Лит.: Н. А. Никулина, "ЕИТ". Сезон 1902-1903, СПБ, кн. 3, приложение,
с. 1-8; Н. А. Никулина, "Студия", 1911, ј 11, 10 дек., с. 10; P о с с  и
e в П., Обольстительный талант, "ЕИТ". Сезон 1912, СПБ, вып. 1,  с.  54;
Н.  А.  Никулина,  в  кн.:Кара-Мурза  С.  Г.,  Малый  театр.  Очерки   и
впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 39-50; Н. А. Никулина, в кн.: Ленин
М., 50 лет в театре. Театральные мемуары, М., 1957, с. 143-44, 162;
   Турчанинова E. Д., Н.А. Никулина, в сб.: Е. Д. Турчанинова, М., 1959,
с. 69-72. Е. Фил.
   НИЛЬСЕН (Nielsen) - дат. акт„ры. 1) Николай Петер (28.  VI.  1795-13.
III. 1860). Играл в любит,  спектаклях.  В  1820  дебютировал  на  сцене
Королевского т-ра (Копенгаген), где работал до конца  жизни.  Крупнейший
трагедийный акт„р, Н. воплотил в сво„м  иск-ве  лучшие  черты  романтич.
школы  дат.  т-ра.  Образы,  создаваемые  Н.,  особенно  герои  трагедий
Эленшлегера,  выражали   героико-патриотич.   идеалы   передовой   части
общества. У Н. была высокая, стройная фигура,  крупные,  красивые  черты
лица, отличный голос  (нередко  исполнял  оперные  партии)  .  Исполнит.
манере Н. были чужды выспрен-ная  патетика,  ходульность,  он  раскрывал
сложность и богатство  духовного  мира  своих  героев,  противоречивость
личных устремлений и обществ, долга.
   Лучшие  роли:  Ярл  Хокон   и   Эйнар   Тамбешельвер   ("Ярл   Хокон"
Эленшлегера),   Аксель,    Торденскьольд    ("Ак-сель    и    Вальборг",
"Торденскьольд" Эленшлегера), Палем ("Мулат" Андерсена), Макбет;  Эгмонт
(о. п. Г„те), Карл Моор.
   2) А н н а (4. IX. 1803-20. VII. 1856) - жена и постоянная  партн„рша
Н. П. Нильсена. С  1821  работала  в  Королевском  т-ре.  Играя  роли  в
трагедиях Эленшлегера (мн. из к-рых были предназначены  драматургом  для
не„), актриса наделяла своих героинь нравственной  стойкостью,  духовной
силой, к-рые контрастировали с е„ хрупким, нежным внешним обликом.  Осн.
черты дарования Н. были близки творч. манере Н.  П.  Нильсена:  глубокое
раскрытие   обществ.   содержания,   психологии   героинь,   гражданств,
направленность,  активное  утверждение   идеалов   чести   и   верности,
патриотизма.
   Лучшие роли: Вальборг,  Софья,  Хельга,  Сигне"  Харриет  ("Аксель  и
Вальборг",  "Эрик  и   Абель",   "Стеркод-дер",   "Хагбард   и   Сигне",
"Торденскьольд" Эленшлегера), фру Хельвиг ("Дом Свена  Дюринга"  Херца),
леди Макбет.
   Н. играла также в комедиях и водевилях, но с меньшим успехом.
   Лит.: Oversko u Т., Den danske skueplads..., del. 5-6, Kbh., 1875-76;
Hansen P., Den danske skueplads, [bd 2], Kbh., [1889-93]. Вл. М.
   НИЛЬСЕН (Nielsen), Карл Август  (9.  VI.  1865-  3-Х.  1931)  -  дат.
композитор, дириж„р. Образование получил в Копенгагенской  консерватории
у Н. Гаде  и  др.  Творч.  деятельность  начал  скрипачом  в  придворном
оркестре.  В  1908-14  Н.   -   капельмейстер   Королевского   т-ра,   в
1915-27дириж„р Муз. об-ва в Копенгагене. С 1915 в„л педагогич. работу  в
консерватории там же (с 1931-директор). Написал  оперы  "Саул  и  Давид"
(1902, Копенгаген),  "Маскарад"  (1906,  там  же)  на  сюжет  о.  п.  Л.
Хольберга, музыку к пьесам А.  Эленшлегера  "Аладдин"  (1918),  X.  Роде
"Мать" (1920) и др.,  соч.  в  разл.  жанрах.  Самобытное  дарование  Н.
противостояло   влиянию   модернистских   направлений   европ.   музыки,
композитор опирался в сво„м творчестве на нар. мелос Скандинавии.
   С о ч.: My childhood, L., [1953];  Min  fynske  Barndom  [Nyt  opl.],
Kbh., 1954; Levende music, [Nyt opi.], Kbh., 1957
   Лит.: Meyer Т., Schandorf Petersen F.  Carl  Nielsen.  Kunstneren  og
mennesket, en biografi, bd  l-2  Kbh.,  1947-48;  Nielsen  K.  J..  Carl
Nielsen, [Kbh. 1956].
   НИЛЬСЕН (Nielsen), Ханс Якоб (1897-1957) - норв. режисс„р и акт„р.  В
1922 дебютировал как акт„р, с 1925 начал заниматься режиссурой.  Работал
в т-рах Бергена, Тронхейма, в 1928-33 - в Нац. т-ре (Осло).  В  1933-34,
1946-50 возглавлял Норв. т-р (Осло), в 1934-39  -  "Национальную  сцену"
(Берген), в 1950-54 - Hap. т-р (Осло). Н. боролся за сценич. реализм, за
демократич. иск-во, исполненное жизнеутверждения и активного гуманизма.
   Роли: Гамлет; Пер Гюнт, Нильс Стенсон, Фальк  (о.п.,  "Фру  Ингер  из
Эстрота", "Комедия любви" Ибсена), Дарн-лей,  Крейер  ("Мария  Стюарт  в
Шотландии", "Свыше наших сил" Бь„рнсона), Кетиль ("Атлантический  океан"
Грига), Аксель ("Раковина" Крога), Левен ("Сад Герта" Хейберга).

Страницы: «« « 1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672  1673   1674   1675   1676   1677   1678   1679   1680   1681   1682  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия