Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675  1676   1677   1678   1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685  » »»

(монологи),  ариозное  пение  (лирич.  отступления);  действие  включает
статичные  позы,  пластич.  движения  и  танец,   выражающий   драматич.
кульминацию. Во время танца текст  исполнителя  переда„тся  хору,  к-рый
сидит на сцене. Акт„ры т-ра не прибегают к мимике, лица  исполнителей  и
хористов неподвижны, отсутствует и грим. Только акт„р,  выражающий  осн.
конфликт, исполняет танц. сцену-кульминацию в маске  (резная  деревянная
или  из   папье-маше)   и   парике.   Маска   является   гл.   средством
выразительности в т-ре Н. Костюм лиш„н бытовой конкретности и служит для
создания цветовой партитуры спектакля. Бутафория в т-ре Н.  условтепин),
стремясь  утвердить  на  сцене  иск-во,  отвечающее  их   свободолюбивым
взглядам,  обращались  к  театр.  педагогике,  занимались  с  отдельными
акт„рами (Е. С. Сем„нова и др.). Новый этап  развития  О.  т.  связан  с
деятельностью М. С. Щепкина. В соответствии с требованиями, выдвигаемыми
развитием  критич.  реализма,  драматургией  Н.  В.  Гоголя  и   А.   С.
Грибоедова,  Щепкин  призывал  акт„ров  учиться   у   жизни,   утверждал
неразрывное сочетание эсте-тич. и этнч. принципов в  творчестве  акт„ра,
объединение проф. подготовки с общим воспитанием. Щепкин  на  протяжении
многих лет оказывал большое воздействие на творч. развитие акт„ров моск.
труппы. Педагогические принципы Щепкина были усвоены поколением  русских
акт„ров; среди его учеников - С.  В.  Шумский,  И.  В.  Самарин,  В.  И.
Живокини и др.
   В 50-60-е гг. прогрессивные деятели  т-ра  вели  активную  борьбу  за
раздельное обучение разл. видам иск-ва, настаивали на серь„зном изучении
научно-теоретич. предметов, пересмотре методики преподавания. В 1863 был
издан новый устав театр. уч-щ, но он не решил  коренных  проблем  О.  т.
Режисс„р Александрийского т-ра и педагог Е. И.  Воронов  предложил  свой
"Проэкт драматического класса  С.-Петербургского  театрального  училища"
(1867), в котором отстаивал необходимость последоват. развития внутр.  и
внешних данных акт„ра (на основе учения И. М.Сеченова  о  взаимодействии
психич. и физиологич. процессов в организме человека).  Проект  Воронова
не был принят дирекцией имп. т-ров. В 80-е гг. борьбу  за  реорганизацию
О. т. возглавил  А.  Н.  Островский.  В  двух  записках  "О  театральных
школах"(1882) он высказал свои взгляды на задачи О. т.  В  1888  по  его
проекту были открыты драм. курсы в Москве при Малом т-ре и в  Петербурге
при  театр.  уч-ще,   выдвинувшие   многих   видных   акт„ров-педагогов,
следовавших лучшим традициям рус. реалистич. школы акт„рского иск-ва:  в
Москве - А. П. Ленский, О. А. Правдин; в Петербурге - В. Н. Давыдов,  М.
И. Писарев, Н. С. Васильева,  Н.  Ф.  Сазонов.  Большое  значение  имела
педагогич. работа Ленского, проводимая им в экспериментальном молод„жном
филиале Малого театра - Новом театре (1898-1907). После отмены монополии
императорских театров (1882) появились  также  театр.  школы,  созданные
общественными организациями и  частными  лицами.  Среди  них  выделялось
муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (1883), где вначале преподавали
акт„ры Малого т-ра А. П. Южин, М. П. Садовский и др. Драматический класс
уч-ща в„л В. И. Не-мирович-Данченко, обратившийся к воспитанию артнстич.
молод„жи как к средству обновления совр. ему  т-ра.  С  тех  же  позиций
подходил к работе с акт„рами-любителями К. С. Станиславский  в  Обществе
искусства и литературы (1888-98). Значительное распространение  получили
частные театральные школы (А. И. Адашева, С. Халютиной - в Москве, М. Г.
Савиной- в Петербурге, и др.). Практика новой школы  акт„рского  иск-ва,
созданной Моск. Художеств.  т-ром,  помогла  Станиславскому  разработать
первую научную систему образования акт„ра (см. Станиславского  система},
к-рая уже на первых этапах е„ создания нашла применение  в  ряде  театр.
студий (1-я Студия МХТ,  орг.  в  1912,  открыта  в  1913,  рук.  Л.  А.
Сулержицкий; Студен ч. студия, 1913, рук. Е. Б.  Вахтангов;  2-я  Студия
МХТ, 1916, рук. В. Л. Мчеделов).
   В СССР заложен прочный фундамент театр"  педагогики  как  науки.  Гл.
задача воспитания артистич.  молод„жи  в  театр.  учебных  заведениях  -
подготовка  передовых  художников,   вооруж„нных   марксистско-ленинским
мировоззрением.   Проф.   основой    преподавания    является    система
Станиславского. Воспитание  и  обучение  составляют  органич.  единство,
преследуют    цель     всестороннего     и     гармоничного     развития
акт„ра-творца.Учащиеся    получают    разностороннюю    специальную    и
общеобразовательную  подготовку,  овладевают  методикой  самостоятельной
работы над ролью, развивают  свои  природные  данные.  Большое  внимание
уделяется изучению смежных иск-в (лит-ра, история иск-в, музыки, танца и
др.).  Выдающимися  театр.  педагогами  были  Е.  Б.  Вахтангов,  В.  Г.
Сахновский, В. В. Лужский,  Б.  М.  Сушкевич,  Л.  М.  Леонидов,  М.  М.
Тарханов, Н. М. Горчаков, А. Д. Попов, А. М. Лобанов, В. Н. Пашенная, Н.
В. Петров. Театр. педагогикой занимаются крупные мастера сов. т-ра -  Л.
С. Вивьен, Ю. А. Завадский, Б. Е. За-хава, М. О. Кнебель, М. Н.  Кедров,
В. А. Орлов, Р. Н. Симонов, В.  Я.  Станицын,  В.  О.  Топорков,  И.  М.
Раевский, О. И. Пыжова, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский, Л. Ф. Макарьев,
Б. В. Зон, Г. А. Товстоногов и др.
   В СССР существуют театр. ин-ты.  Гос.  ин-т  театр.  иск-ва  -  ГИТИС
(Москва),  Ленинградский  институт  театра,  музыки  и   кинематографии,
Киевский  ин-т  театр.  иск-ва  (см.  Украинский  институт  театрального
искусства имени И. К. Карпенко-Карого) и др. В  СССР  имеется  (1965)  8
театр.  ин-тов  и  3  театр.-художеств.  ин-та.  Кроме   того,   при   5
консерваториях работают акт„рские ф-ты, готовящие  кадры  для  т-ров.  В
1962 в г. Владивостоке открыт Дальневосточный педагогич. ин-т  иск-в,  в
к-ром  воспитываются  акт„ры,  музыканты,  художники.   Высшими   театр.
учебными  заведениями  являются   также   Школа-студия   имени   В.   И.
Немировича-Данченко приМХАТе и Театральное уч-ще им. Щукина при Т-ре им.
Вахтангова (см. Училище театральное имени  Б.  В.  Щукина).  Театральные
учебные заведения СССР выпускают артистов драмы, муз. комедии, кукольных
т-ров, режисс„ров драмы и  оперы,  балетмейстеров,  театроведов,  театр.
художников, работников постановочной части. В ряде театр. ин-тов имеется
аспирантура. Кроме театр. ин-тов, существуют также 11 театральных  уч-щ.
Специализированные средние учебные заведения  готовят  артистов  балета,
цирка, художественно-технические кадры. Оперных артистов  подготавливают
консерватории.
   Опыт, накопленный в СССР в области О. т., творчески  используется  во
мн. др. странах, прежде всего  в  странах  нар.  демократии.  Крупнейшие
театр. заведения в ГДР  -  Веймарский  театр.  ин-т,  ныне  Лейп-цигская
театр. школа, в Китае - Центр, театр. академия, в Болгарии - Высший ин-т
театр. иск-ва им. Крыстю Сарафова, в Венгрии-Ин-т т-ра и кино, в  Польше
-Ин-т иск-в Польской АН, в  Румынии  -  Ин-т  им.  Й.  Л.  Караджале,  в
Чехословакии - Академия иск-в и др.
   Лит.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., История театрального  образования

Страницы: «« « 1667   1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675  1676   1677   1678   1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия