Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1660   1661   1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668  1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678  » »»

Москве на Б. Никитской ул.  (ныне  здесь  работает  Моск.  т-р  им.  Вл.
Маяковского). Наз. также Интернациональный т-р.
   НИКИФОРОВ, Николай Матвеевич [31.V(12.VI). 1805 -  23.VI(5.VII).1881]
- рус. акт„р. Сын актрисы Моск. т-ра Марии Ивановны Никифоровой.  Будучи
воспитанником Моск. театр. уч-ща, постоянно выступал на  имп.  сцене.  С
1824 зачислен в моск. оперную труппу, в  1836  -  в  драм.  труппу  имп.
т-ров, где служил до конца жизни. В 1821  в  роли  подьячего  Гра-билина
("Семейство Старичковых" Ф. Иванова) проявилось дарование Н.характерного
комедийного акт„ра. Он создал галерею эпизодич. персонажей  -  подьячих,
мелких чиновников, слуг, плутов.Н. мастерски исполнял куплеты, прекрасно
гримировался, владел иск-вом тонкой мимич. игры.  Отличался  остроумием,
славился своими каламбурами. Выдающийся успех  имел  в  ролях  Кутейкина
("Недоросль", 1836) и г-на N ("Горе от ума",  1847).  Среди  его  лучших
ролей также: Бобчинский (1836); Жевакин ("Женитьба"), Алупкпн  ("Завтрак
у предводителя" Тургенева),  Захар  Захарыч  ("В  чужом  пиру  похмелье"
Островского, 1856), Спдоренко ("Горячее сердце", 1869),  Мисаил  ("Борис
Годунов", 1880), Лоаяль ("Тартюф", 1867). В нек-рых ролях Н. использовал
фарсовые при„мы игры (Калхас - "Прекрасная  Елена"  Оффенбаха,  1870,  и
др.). Выступал также в операх, водевилях.
   Лит.: Б e л и нский В. Г., Полн. собр. соч., т. 2, M., 1953, с.  397,
527-29; Лавров М., Из прошлого. Николай  Матвеевич  Никифоров,  "Дневник
артиста", Л'9 5, Приложение к ж. "Артист", 1892, август,  М.,  1892,  с.
29-31; Ярцев А., Николай Матвеевич Никифоров, акт„р Московского  театра.
(Биографический очерк), "ЕИТ". Сезон 1897-1898, Приложения, кн. 2,  СПБ.
1899, с. 54-71. Ц. Лев.
   НЙКИШ (Nikisch), Артур (12.X.1855-23.1.1922)- венг. дириж„р.  В  1874
окончил Венскую консерваторию по классам скрипки и композиции. В 1874-77
работал скрипачом в оперном оркестре в Байр„йте и в придворном  оркестре
в Вене. В 1878-89 выступал  в  Лейпцигской  опере,  дирижировал  операми
Вагнера "Тангейзер", "Валькирия" и др., операми Верди, Визе.  Возобновил
оперы "Альцес-та"  Глюка,  "Эврианта"  Вебе-ра.  Чайковский  писал,  что
"Лейпцигская   опера   может   гордиться   своим   гениальным    молодым
капельмейстером"  и  наз.  его  "специалистом  по   части   вагнеровских
музыкальных драм  последнего  периода"  (Музыкально-критические  статьи,
1953, с. 353).  В  дальнейшем  Н.  работал  в  оперных  т-рах  Будапешта
(1893-95), Лейпцига  (1905-  1906),  исполнял  цикл  "Кольцо  Нибелунга"
Вагнера в Лондоне (т-р "Ковепт-Гарден", 1913). В 1889-93 Н.  дирижировал
Бостонским,  а  с  1895  симф.  оркестром   "Гевапдхауз"   в   Лейпциге,
одновременно руководил спмф. оркестром  Берлинской  филармонии.  Большое
внимание уделял Н. славянской и рус.  музыке.  Неоднократно  выступал  в
России. Дириж„р романтпч. склада,  Н.  обладал  огромным  темпераментом,
исключительной силой воздействия на исполнителей.
   Лит.: Л и п а е в П., Артур Никиш, 2 изд., М., [1904];
   Arthur Nikisch. Leben und Wirken, hrsg. von Н.  Chevalley,  В  192  2
Aufl , В., 1925; В о u 1 t A. C.,  Nikisch  and  Tiethod  in  rehearsal,
"Musical Review", 1922, XI, p. 122. Ал. М.
   НИККОДЕМИ  (Niccodemi),  Дарио  (27.1.1874-   24.IX.1934)   -   итал.
драматург.  Детство  и  юность  пров„л  в   Буэнос-Айресе,   где   начал
творч.деятельность  как  автор  статей  по   вопросам   т-ра,затем   как
драматург. Первые пьесы Н. написаны и  пост.  на  исп.  яз.  В  1900  Н.
познакомился с выдающейся франц. актрисой Г. Ре-жан, гастролировавшей  в
странах Юж. Америки, и стал е„ секретар„м. Он  переводил  и  переделывал
для Режан пьесы итал. драматургов (в т.  ч.  "Трактирщицу"  Гольд  они),
написал пьесы: "Ласточка" (1904), "Приют" (1909), "Акулы" (1913) и др. В
нач. 1-й мировой войны Н. уехал в  Италию,  обосновавшись  в  Милане.  В
числе его первых пьес, написанных на птал. яз.: "Тень", "Отрезок" (обе в
1915). Н. был одним из наиболее  репертуарных  драматургов  Италии,  его
пьесы ставились и в др. странах. В 1921 Н.  организовал  собств.  труппу
(руководил ею ок. 10 лет), стремился поднять художеств. уровень  сцеппч.
иск-ва, создать исполнительский ансамбль. Труппа Н.  выступала  также  в
Испании, странах Лат. Америки, Египте. р. к р.
   НИККОЛЙНИ    (Niccolini),    Джованни     Баттпста     (Джанбаттнста)
(29.X.1782-20.IX.1861)  -  нтал.  поэт,   драматург.   Первые   трагедии
Н.-"Поликсена" (1813, "Театро нуово", Флоренция), "Эдип в лесу  Эвменид"
(1823), "Медея" (1825) п др.-написаны в традициях классицизма.  Позднее,
сохраняя клас-сицпстскую  форму,  Н.  писал  историч.  трагедии  в  духе
революц. романтизма - "Людовико Сфорца" (1847), "Беатриче  Ченчи"  (соч.
1838) и др. Наибольшей популярностью  пользовались  трагедии:  "Анто-нио
Фоскарпнп" (1823,  пост.  1827,  Флоренция)  о  злодеяниях  венецианской
инквизиции, "Джованни да Прочида" (1817, пост. 1830, там же) о восстании
сицилийцев в 1282 против иноземного ига  (пьеса  была  запрещена  австр.
цензурой после  первого  представления),  "Арнольд  Брешианский"  (пост.
1838)  -  драматич.  поэма  о  крупнейшем  деятеле  римской  республики,
направленная против  власти  папы.  Пьесы  Н.,  написанные  на  историч.
материале,  были  созвучны   современности,   отражали   борьбу   против
полицейского режима, установленного  в  Италии  австрийцами.  Н.-  автор
трагедии "Навуходоносор" (соч. 1815), где под именем  ассирийского  царя
изображ„н Наполеон. Патриотич. пафос, актуальность тем, антиклерикальные
п республиканские идеи определили успех пьес Н., несмотря на  отсутствие
в них ярких характеров.
   Соч.: Tragedie di Giovanni Battista  Niccolini  fiorentino,  v.  1-2,
Capolago, 1831, то же, Bologna, 1831.
   Лит.: Vannucci A.,  Ricordi  della  vita  e  delle  opere  di  G.  B.
Niccolini, Firenze, 1886. у/. С.
   НИКОЛАЕВ,  Сергей  Николаевич   [10(23).III.1908]-   марийский   сов.
писатель, драматург. Засл. деят. иск-в (1947), Нар. писатель  Map.  ACCP
(1958). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Деп. Верх. Совета Map.  ACCP  2,
5, 6-го созывов. Окончил лит. ф-т под. ин-та в Йошкар-Ола (1936). Первую
пьесу "Белая моль" из эпохи гражд. войны написал в 1930. В своих произв.
Н.  широко  использует  марийский  фольклор.  Создавая  самобытные  нар.
характеры,  он  наделяет  своих  героев  индивидуализированной   речевой
окраской. Н. принадлежат пьесы "Салика" (1938), "Новые плоды" (1940)  из
жизни колхоза, "Девушка в шинели" (1943)  о  событиях  Отечеств,  войны,
"Айвнка" (1943) о тяж„лом прошлом марийского народа, "Акпарс"  (1955)  о
легендарном нар. герое марийцев, "Бурные годы" (1961) и др. Все пьесы Н.
пост. Т-ром им. Шкетана (Йошкар-Ола). В 1936-39 преподавал в муз.-театр.
уч-ще. Н.  перев„л  на  марийский  яз.  пьесы  "Фронт",  "Власть  тьмы";
"Украденное счастье" Франко.
   Др. пьесы: "Воды текут" (1939),  "День  рождения".  (1947),  "Зел„ное
золото" (1951), "Большие волны" (I960) и др. НИКОЛАЕВ

Страницы: «« « 1660   1661   1662   1663   1664   1665   1666   1667   1668  1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия