|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 » »» Москве на Б. Никитской ул. (ныне здесь работает Моск. т-р им. Вл.
Маяковского). Наз. также Интернациональный т-р.
НИКИФОРОВ, Николай Матвеевич [31.V(12.VI). 1805 - 23.VI(5.VII).1881]
- рус. акт„р. Сын актрисы Моск. т-ра Марии Ивановны Никифоровой. Будучи
воспитанником Моск. театр. уч-ща, постоянно выступал на имп. сцене. С
1824 зачислен в моск. оперную труппу, в 1836 - в драм. труппу имп.
т-ров, где служил до конца жизни. В 1821 в роли подьячего Гра-билина
("Семейство Старичковых" Ф. Иванова) проявилось дарование Н.характерного
комедийного акт„ра. Он создал галерею эпизодич. персонажей - подьячих,
мелких чиновников, слуг, плутов.Н. мастерски исполнял куплеты, прекрасно
гримировался, владел иск-вом тонкой мимич. игры. Отличался остроумием,
славился своими каламбурами. Выдающийся успех имел в ролях Кутейкина
("Недоросль", 1836) и г-на N ("Горе от ума", 1847). Среди его лучших
ролей также: Бобчинский (1836); Жевакин ("Женитьба"), Алупкпн ("Завтрак
у предводителя" Тургенева), Захар Захарыч ("В чужом пиру похмелье"
Островского, 1856), Спдоренко ("Горячее сердце", 1869), Мисаил ("Борис
Годунов", 1880), Лоаяль ("Тартюф", 1867). В нек-рых ролях Н. использовал
фарсовые при„мы игры (Калхас - "Прекрасная Елена" Оффенбаха, 1870, и
др.). Выступал также в операх, водевилях.
Лит.: Б e л и нский В. Г., Полн. собр. соч., т. 2, M., 1953, с. 397,
527-29; Лавров М., Из прошлого. Николай Матвеевич Никифоров, "Дневник
артиста", Л'9 5, Приложение к ж. "Артист", 1892, август, М., 1892, с.
29-31; Ярцев А., Николай Матвеевич Никифоров, акт„р Московского театра.
(Биографический очерк), "ЕИТ". Сезон 1897-1898, Приложения, кн. 2, СПБ.
1899, с. 54-71. Ц. Лев.
НЙКИШ (Nikisch), Артур (12.X.1855-23.1.1922)- венг. дириж„р. В 1874
окончил Венскую консерваторию по классам скрипки и композиции. В 1874-77
работал скрипачом в оперном оркестре в Байр„йте и в придворном оркестре
в Вене. В 1878-89 выступал в Лейпцигской опере, дирижировал операми
Вагнера "Тангейзер", "Валькирия" и др., операми Верди, Визе. Возобновил
оперы "Альцес-та" Глюка, "Эврианта" Вебе-ра. Чайковский писал, что
"Лейпцигская опера может гордиться своим гениальным молодым
капельмейстером" и наз. его "специалистом по части вагнеровских
музыкальных драм последнего периода" (Музыкально-критические статьи,
1953, с. 353). В дальнейшем Н. работал в оперных т-рах Будапешта
(1893-95), Лейпцига (1905- 1906), исполнял цикл "Кольцо Нибелунга"
Вагнера в Лондоне (т-р "Ковепт-Гарден", 1913). В 1889-93 Н. дирижировал
Бостонским, а с 1895 симф. оркестром "Гевапдхауз" в Лейпциге,
одновременно руководил спмф. оркестром Берлинской филармонии. Большое
внимание уделял Н. славянской и рус. музыке. Неоднократно выступал в
России. Дириж„р романтпч. склада, Н. обладал огромным темпераментом,
исключительной силой воздействия на исполнителей.
Лит.: Л и п а е в П., Артур Никиш, 2 изд., М., [1904];
Arthur Nikisch. Leben und Wirken, hrsg. von Н. Chevalley, В 192 2
Aufl , В., 1925; В о u 1 t A. C., Nikisch and Tiethod in rehearsal,
"Musical Review", 1922, XI, p. 122. Ал. М.
НИККОДЕМИ (Niccodemi), Дарио (27.1.1874- 24.IX.1934) - итал.
драматург. Детство и юность пров„л в Буэнос-Айресе, где начал
творч.деятельность как автор статей по вопросам т-ра,затем как
драматург. Первые пьесы Н. написаны и пост. на исп. яз. В 1900 Н.
познакомился с выдающейся франц. актрисой Г. Ре-жан, гастролировавшей в
странах Юж. Америки, и стал е„ секретар„м. Он переводил и переделывал
для Режан пьесы итал. драматургов (в т. ч. "Трактирщицу" Гольд они),
написал пьесы: "Ласточка" (1904), "Приют" (1909), "Акулы" (1913) и др. В
нач. 1-й мировой войны Н. уехал в Италию, обосновавшись в Милане. В
числе его первых пьес, написанных на птал. яз.: "Тень", "Отрезок" (обе в
1915). Н. был одним из наиболее репертуарных драматургов Италии, его
пьесы ставились и в др. странах. В 1921 Н. организовал собств. труппу
(руководил ею ок. 10 лет), стремился поднять художеств. уровень сцеппч.
иск-ва, создать исполнительский ансамбль. Труппа Н. выступала также в
Испании, странах Лат. Америки, Египте. р. к р.
НИККОЛЙНИ (Niccolini), Джованни Баттпста (Джанбаттнста)
(29.X.1782-20.IX.1861) - нтал. поэт, драматург. Первые трагедии
Н.-"Поликсена" (1813, "Театро нуово", Флоренция), "Эдип в лесу Эвменид"
(1823), "Медея" (1825) п др.-написаны в традициях классицизма. Позднее,
сохраняя клас-сицпстскую форму, Н. писал историч. трагедии в духе
революц. романтизма - "Людовико Сфорца" (1847), "Беатриче Ченчи" (соч.
1838) и др. Наибольшей популярностью пользовались трагедии: "Анто-нио
Фоскарпнп" (1823, пост. 1827, Флоренция) о злодеяниях венецианской
инквизиции, "Джованни да Прочида" (1817, пост. 1830, там же) о восстании
сицилийцев в 1282 против иноземного ига (пьеса была запрещена австр.
цензурой после первого представления), "Арнольд Брешианский" (пост.
1838) - драматич. поэма о крупнейшем деятеле римской республики,
направленная против власти папы. Пьесы Н., написанные на историч.
материале, были созвучны современности, отражали борьбу против
полицейского режима, установленного в Италии австрийцами. Н.- автор
трагедии "Навуходоносор" (соч. 1815), где под именем ассирийского царя
изображ„н Наполеон. Патриотич. пафос, актуальность тем, антиклерикальные
п республиканские идеи определили успех пьес Н., несмотря на отсутствие
в них ярких характеров.
Соч.: Tragedie di Giovanni Battista Niccolini fiorentino, v. 1-2,
Capolago, 1831, то же, Bologna, 1831.
Лит.: Vannucci A., Ricordi della vita e delle opere di G. B.
Niccolini, Firenze, 1886. у/. С.
НИКОЛАЕВ, Сергей Николаевич [10(23).III.1908]- марийский сов.
писатель, драматург. Засл. деят. иск-в (1947), Нар. писатель Map. ACCP
(1958). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Деп. Верх. Совета Map. ACCP 2,
5, 6-го созывов. Окончил лит. ф-т под. ин-та в Йошкар-Ола (1936). Первую
пьесу "Белая моль" из эпохи гражд. войны написал в 1930. В своих произв.
Н. широко использует марийский фольклор. Создавая самобытные нар.
характеры, он наделяет своих героев индивидуализированной речевой
окраской. Н. принадлежат пьесы "Салика" (1938), "Новые плоды" (1940) из
жизни колхоза, "Девушка в шинели" (1943) о событиях Отечеств, войны,
"Айвнка" (1943) о тяж„лом прошлом марийского народа, "Акпарс" (1955) о
легендарном нар. герое марийцев, "Бурные годы" (1961) и др. Все пьесы Н.
пост. Т-ром им. Шкетана (Йошкар-Ола). В 1936-39 преподавал в муз.-театр.
уч-ще. Н. перев„л на марийский яз. пьесы "Фронт", "Власть тьмы";
"Украденное счастье" Франко.
Др. пьесы: "Воды текут" (1939), "День рождения". (1947), "Зел„ное
золото" (1951), "Большие волны" (I960) и др. НИКОЛАЕВ
Страницы: «« « 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |