Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 » »» Москве на Б. Никитской ул. (ныне здесь работает Моск. т-р им. Вл. Маяковского). Наз. также Интернациональный т-р. НИКИФОРОВ, Николай Матвеевич [31.V(12.VI). 1805 - 23.VI(5.VII).1881] - рус. акт„р. Сын актрисы Моск. т-ра Марии Ивановны Никифоровой. Будучи воспитанником Моск. театр. уч-ща, постоянно выступал на имп. сцене. С 1824 зачислен в моск. оперную труппу, в 1836 - в драм. труппу имп. т-ров, где служил до конца жизни. В 1821 в роли подьячего Гра-билина ("Семейство Старичковых" Ф. Иванова) проявилось дарование Н.характерного комедийного акт„ра. Он создал галерею эпизодич. персонажей - подьячих, мелких чиновников, слуг, плутов.Н. мастерски исполнял куплеты, прекрасно гримировался, владел иск-вом тонкой мимич. игры. Отличался остроумием, славился своими каламбурами. Выдающийся успех имел в ролях Кутейкина ("Недоросль", 1836) и г-на N ("Горе от ума", 1847). Среди его лучших ролей также: Бобчинский (1836); Жевакин ("Женитьба"), Алупкпн ("Завтрак у предводителя" Тургенева), Захар Захарыч ("В чужом пиру похмелье" Островского, 1856), Спдоренко ("Горячее сердце", 1869), Мисаил ("Борис Годунов", 1880), Лоаяль ("Тартюф", 1867). В нек-рых ролях Н. использовал фарсовые при„мы игры (Калхас - "Прекрасная Елена" Оффенбаха, 1870, и др.). Выступал также в операх, водевилях. Лит.: Б e л и нский В. Г., Полн. собр. соч., т. 2, M., 1953, с. 397, 527-29; Лавров М., Из прошлого. Николай Матвеевич Никифоров, "Дневник артиста", Л'9 5, Приложение к ж. "Артист", 1892, август, М., 1892, с. 29-31; Ярцев А., Николай Матвеевич Никифоров, акт„р Московского театра. (Биографический очерк), "ЕИТ". Сезон 1897-1898, Приложения, кн. 2, СПБ. 1899, с. 54-71. Ц. Лев. НЙКИШ (Nikisch), Артур (12.X.1855-23.1.1922)- венг. дириж„р. В 1874 окончил Венскую консерваторию по классам скрипки и композиции. В 1874-77 работал скрипачом в оперном оркестре в Байр„йте и в придворном оркестре в Вене. В 1878-89 выступал в Лейпцигской опере, дирижировал операми Вагнера "Тангейзер", "Валькирия" и др., операми Верди, Визе. Возобновил оперы "Альцес-та" Глюка, "Эврианта" Вебе-ра. Чайковский писал, что "Лейпцигская опера может гордиться своим гениальным молодым капельмейстером" и наз. его "специалистом по части вагнеровских музыкальных драм последнего периода" (Музыкально-критические статьи, 1953, с. 353). В дальнейшем Н. работал в оперных т-рах Будапешта (1893-95), Лейпцига (1905- 1906), исполнял цикл "Кольцо Нибелунга" Вагнера в Лондоне (т-р "Ковепт-Гарден", 1913). В 1889-93 Н. дирижировал Бостонским, а с 1895 симф. оркестром "Гевапдхауз" в Лейпциге, одновременно руководил спмф. оркестром Берлинской филармонии. Большое внимание уделял Н. славянской и рус. музыке. Неоднократно выступал в России. Дириж„р романтпч. склада, Н. обладал огромным темпераментом, исключительной силой воздействия на исполнителей. Лит.: Л и п а е в П., Артур Никиш, 2 изд., М., [1904]; Arthur Nikisch. Leben und Wirken, hrsg. von Н. Chevalley, В 192 2 Aufl , В., 1925; В о u 1 t A. C., Nikisch and Tiethod in rehearsal, "Musical Review", 1922, XI, p. 122. Ал. М. НИККОДЕМИ (Niccodemi), Дарио (27.1.1874- 24.IX.1934) - итал. драматург. Детство и юность пров„л в Буэнос-Айресе, где начал творч.деятельность как автор статей по вопросам т-ра,затем как драматург. Первые пьесы Н. написаны и пост. на исп. яз. В 1900 Н. познакомился с выдающейся франц. актрисой Г. Ре-жан, гастролировавшей в странах Юж. Америки, и стал е„ секретар„м. Он переводил и переделывал для Режан пьесы итал. драматургов (в т. ч. "Трактирщицу" Гольд они), написал пьесы: "Ласточка" (1904), "Приют" (1909), "Акулы" (1913) и др. В нач. 1-й мировой войны Н. уехал в Италию, обосновавшись в Милане. В числе его первых пьес, написанных на птал. яз.: "Тень", "Отрезок" (обе в 1915). Н. был одним из наиболее репертуарных драматургов Италии, его пьесы ставились и в др. странах. В 1921 Н. организовал собств. труппу (руководил ею ок. 10 лет), стремился поднять художеств. уровень сцеппч. иск-ва, создать исполнительский ансамбль. Труппа Н. выступала также в Испании, странах Лат. Америки, Египте. р. к р. НИККОЛЙНИ (Niccolini), Джованни Баттпста (Джанбаттнста) (29.X.1782-20.IX.1861) - нтал. поэт, драматург. Первые трагедии Н.-"Поликсена" (1813, "Театро нуово", Флоренция), "Эдип в лесу Эвменид" (1823), "Медея" (1825) п др.-написаны в традициях классицизма. Позднее, сохраняя клас-сицпстскую форму, Н. писал историч. трагедии в духе революц. романтизма - "Людовико Сфорца" (1847), "Беатриче Ченчи" (соч. 1838) и др. Наибольшей популярностью пользовались трагедии: "Анто-нио Фоскарпнп" (1823, пост. 1827, Флоренция) о злодеяниях венецианской инквизиции, "Джованни да Прочида" (1817, пост. 1830, там же) о восстании сицилийцев в 1282 против иноземного ига (пьеса была запрещена австр. цензурой после первого представления), "Арнольд Брешианский" (пост. 1838) - драматич. поэма о крупнейшем деятеле римской республики, направленная против власти папы. Пьесы Н., написанные на историч. материале, были созвучны современности, отражали борьбу против полицейского режима, установленного в Италии австрийцами. Н.- автор трагедии "Навуходоносор" (соч. 1815), где под именем ассирийского царя изображ„н Наполеон. Патриотич. пафос, актуальность тем, антиклерикальные п республиканские идеи определили успех пьес Н., несмотря на отсутствие в них ярких характеров. Соч.: Tragedie di Giovanni Battista Niccolini fiorentino, v. 1-2, Capolago, 1831, то же, Bologna, 1831. Лит.: Vannucci A., Ricordi della vita e delle opere di G. B. Niccolini, Firenze, 1886. у/. С. НИКОЛАЕВ, Сергей Николаевич [10(23).III.1908]- марийский сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в (1947), Нар. писатель Map. ACCP (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Деп. Верх. Совета Map. ACCP 2, 5, 6-го созывов. Окончил лит. ф-т под. ин-та в Йошкар-Ола (1936). Первую пьесу "Белая моль" из эпохи гражд. войны написал в 1930. В своих произв. Н. широко использует марийский фольклор. Создавая самобытные нар. характеры, он наделяет своих героев индивидуализированной речевой окраской. Н. принадлежат пьесы "Салика" (1938), "Новые плоды" (1940) из жизни колхоза, "Девушка в шинели" (1943) о событиях Отечеств, войны, "Айвнка" (1943) о тяж„лом прошлом марийского народа, "Акпарс" (1955) о легендарном нар. герое марийцев, "Бурные годы" (1961) и др. Все пьесы Н. пост. Т-ром им. Шкетана (Йошкар-Ола). В 1936-39 преподавал в муз.-театр. уч-ще. Н. перев„л на марийский яз. пьесы "Фронт", "Власть тьмы"; "Украденное счастье" Франко. Др. пьесы: "Воды текут" (1939), "День рождения". (1947), "Зел„ное золото" (1951), "Большие волны" (I960) и др. НИКОЛАЕВ Страницы: «« « 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |