|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 » »» реки,на площадке расстилают полосу материи; стены комнат обозначаются
ветками; внутренность храма - статуей бога и др.
Сюжет большинства представлений заимствуется из мифологич. или
легендарных источников, гл. обр. из эпич. сказаний "Махабхарата" и
"Рамаяна". Наиболее популярное представление в Непале - "Деви нритья",
исполняется во время праздника Индра ятра (особенно популярно в долине
Катманду). Представление это включает сложные танцы, требующие от
акт„ров специальной подготовки. Поэтому с момента распространения этого
представления в Непале возникают касты танцовщиков. Иногда в
представление на мифологич. сюжет включались бытовые интермедии,
разраставшиеся порой до сатирич. пьес.
Под влиянием разл. форм нар. представлений складывалась непальская
классич. драматургия. В нач. 17 в. король Джагаджьотир Малла пост. неск.
своеобразных опер собственного сочинения, из к-рых особенно популярна
была "Харагаури виваха"; в 1663 им же была написана муз. драма "Аджва
медха натака". В этих произведениях использовались элементы нар.
представлений, ведущим оставался хор. Представления устраивались с
уч„том канонов, предусмотренных санскритскими трактатами. Совм. с
майтхильским уч„ным Вангамани Джагаджьотир Малла написал "Самгита
бхаскара" - комментарии к юж.-инд. трактату о драматич. иск-ве. Он же
автор книги "Квинтэссенция музыкального иск-ва". Долгое время драмы
(натаки) в Непале писались в традициях санскритской драмы. Майтхильским
драматургом Маникой были написаны в 14 в. на санскрите первые в Непале
драмы- "Бхайравананда" и "Рамаяна". В 17-18 вв. на сюжет "Махабхараты",
"Рамаяны" и др. написаны "Налачарпта" Говинда Джха, "Гитадигамбара"
Ваншаманп Джха, "Джаяратнакара" Шактибалабха, в 19 в. драма
"Кушалободайя" Чхави-лала. Традиционная тематика и законы санскритской
драмы характерны для первых драматургич. произведений, написанных на
совр. гос. и лит. яз. страны - непалп (напр., драма Лекхнатха Паудьялая
"Лакшми пуджа", написанная в нач. 20 в.). Иногда традиционное построение
используется и в совр. пьесах (напр., в пьесе драматурга Балкришны Самы
"Амарсинх", 1956). С именем этого драматурга связано развитие совр.
непальской драмы, становление к-рой относится к 30-м гг. 20 в. Первая
драма Балкришны Самы-"Мутуко вьятха" (1929) - из жизни совр. ему
общества, написанная белым стихом, нарушала традиционное чередование
стиха и прозы. В более поздних пьесах - "Ма" (1936), "Мукунд Индира"
(1938), "Премпинд" (1938) и др., повествующих о жизни совр. об-ва,
поднимаются проблемы пагубности детских браков, бесправия женщин;
историч. драмам, рассказывающим о герое освободительной войны Амарсинхе
и о первом непальском поэте Бханубхакте, присуща высокая
гражданственность, патриотизм. Герои пьес Балкришны Самы, вступающие в
столкновение с реальной действительностью, вытеснили традиционные маски
богов и героев непальской санскритской драмы. В пьесе "Прахлад" (1939),
написанной по мотивам легенды из "Махабхараты", сюжет строится в
непосредственной связи с современностью (в образе демона Хираньякашипу
автор изобразил Гитлера). Драматургия Балкришны Самы испытала влияние
инд. классич. драмы (Калидаса) и зап.-европ. классики (У. Шекспир, Г.
Ибсен). Пьесы Балкришны Самы сценичны, драматургич. конфликт динамичен,
характеры героев реалистичны, их поступки жизненно обусловлены.
В 40-е гг. получает развитие одноактная драма (эканки). В этом жанре
пишут драматурги Бхимнидхи Тивари, Гопалпрасад Римал, Хридай Чандра Синх
Прадхан. Гопалпрасад Римал- автор известной драмы "Масан", в к-рой
осуждается узаконенное государством многоженство. В эканках авторы
рассказывают о судьбах простых людей, об их повседневных радостях и
горестях, превратившихся в анахронизм отношениях и обычаях феодального
строя. Нек-рые экан-ки посвящены историч. событиям. В 40-е гг., когда
прогрессивная непальская лит-ра отразила борьбу непальского народа за
независимость, главной темой эканок были героизм и самоотверженность
народа.
В последующие годы авторы обращаются к изображению действительности.
Драматургов 50-60-х гг. привлекают события из жизни простых людей
Непала. В драмах Биджай Бахадура Маллы, Говинда Бахадура Маллы, Мукунда
Дхунгела и др. совр. писателей проблемы морально-этич. подымаются до
социальных обобщений ("Джиундо лас" Биджай Бахадура Маллы, 1960; "Бхуско
аго" Говинда Бахадура Маллы, 1959). Однако драматургич. произведения в
Непале очень редко ставятся на сцене, т. к. в стране нет постоянно
действующего т-ра. В 40-х гг. возникла любит. труппа, к-рой рук.
Балкришна Сама. Наибольшей популярностью пользовался спектакль "Мукунд
Индира", гл. роли в к-ром исполняли автор пьесы и популярный акт„р
Кришна Прасад Римал. Для участия в массовых сценах приглашались студенты
колледжа. В 60-х гг. в Непале работает полулюбит, театр. коллектив при
непальском радио. Коллектив этот не имеет постоянного помещения и ставит
эпизодически спектакли (пьесы совр. непальских драматургов) в дворцовом
зале или кинотеатрах. Иногда в здании Начгхаре для узкого круга зрителей
любители разыгрывают на санскрите классич. пьесы.
В 60-е гг. значительно активизировалась деятельность пропагандистов
нар. иск-ва. Под руководством поэта Дхарма Радж Тхапы в Катманду
устраиваются танцевальные представления разл. народностей Непала. Люд.
А.
НЕПОКОИЧЙЦКИИ, Николай Иосифович [р. 17(30). IV. 1910] - рус.
советский акт„р. Народный арт. РСФСР (1960). Учился в Смоленском
техникуме акт„рского мастерства (1930 - 31), одновременно работал во
вспомогат. составе Смоленского театра. Затем-в т-рах Казани (ТЮЗ),
Ленинграда и др. С! 1945 Н. - акт„р Новгородского т-ра. Играл гл. обр.
роли положит. героев в пьесах сов. драматургов. Этапными работами Н.
стали одухотвор„нный образ Платона Кречета и исполненный волевой
целеустремл„нности, партийной страстности и душевной теплоты образ
Дзержинского ("Кремл„вские куранты"; "Именем революции" Шатрова).
Роли: Орлов ("Таланты" Финна), Отар ("Батальон ид„т на Запад"
Мдивани), Огнев ("Фронт"), Незнамов; Чибисов
("Человек с ружь„м"), Артур ("Овод" по Войнич), Кузнецов ("Сильные
духом" Медведева и Гребн„ва), Фучик ("Дорогой бессмертия" Товстоногова и
Брагина), Бельтов ("Кто виноват?" по Герцену), Иванов (о. п. Чехова),
Блок ("Кредит у нибслунгов" Куна) и др. Е. X.
НЕРЙНА (Nerina), Надя [псевд.; наст. имя и фам.- Надин Джудд (Judd);
p. 21.X.1927 ]-англ. артистка балета. Род. в Кейптауне. Первонач.
хореографич. образование получила на родине. В 1945 переехала в Лондон,
где совершенствовала сво„ образование. В 1946 была принята в труппу
"Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле". В 1947 дебютировала в гл. партии в балете
"Сильфиды" на муз. Шопена. С 1951 после исполнения партии Авроры стала
Страницы: «« « 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |