Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 » »» реки,на площадке расстилают полосу материи; стены комнат обозначаются ветками; внутренность храма - статуей бога и др. Сюжет большинства представлений заимствуется из мифологич. или легендарных источников, гл. обр. из эпич. сказаний "Махабхарата" и "Рамаяна". Наиболее популярное представление в Непале - "Деви нритья", исполняется во время праздника Индра ятра (особенно популярно в долине Катманду). Представление это включает сложные танцы, требующие от акт„ров специальной подготовки. Поэтому с момента распространения этого представления в Непале возникают касты танцовщиков. Иногда в представление на мифологич. сюжет включались бытовые интермедии, разраставшиеся порой до сатирич. пьес. Под влиянием разл. форм нар. представлений складывалась непальская классич. драматургия. В нач. 17 в. король Джагаджьотир Малла пост. неск. своеобразных опер собственного сочинения, из к-рых особенно популярна была "Харагаури виваха"; в 1663 им же была написана муз. драма "Аджва медха натака". В этих произведениях использовались элементы нар. представлений, ведущим оставался хор. Представления устраивались с уч„том канонов, предусмотренных санскритскими трактатами. Совм. с майтхильским уч„ным Вангамани Джагаджьотир Малла написал "Самгита бхаскара" - комментарии к юж.-инд. трактату о драматич. иск-ве. Он же автор книги "Квинтэссенция музыкального иск-ва". Долгое время драмы (натаки) в Непале писались в традициях санскритской драмы. Майтхильским драматургом Маникой были написаны в 14 в. на санскрите первые в Непале драмы- "Бхайравананда" и "Рамаяна". В 17-18 вв. на сюжет "Махабхараты", "Рамаяны" и др. написаны "Налачарпта" Говинда Джха, "Гитадигамбара" Ваншаманп Джха, "Джаяратнакара" Шактибалабха, в 19 в. драма "Кушалободайя" Чхави-лала. Традиционная тематика и законы санскритской драмы характерны для первых драматургич. произведений, написанных на совр. гос. и лит. яз. страны - непалп (напр., драма Лекхнатха Паудьялая "Лакшми пуджа", написанная в нач. 20 в.). Иногда традиционное построение используется и в совр. пьесах (напр., в пьесе драматурга Балкришны Самы "Амарсинх", 1956). С именем этого драматурга связано развитие совр. непальской драмы, становление к-рой относится к 30-м гг. 20 в. Первая драма Балкришны Самы-"Мутуко вьятха" (1929) - из жизни совр. ему общества, написанная белым стихом, нарушала традиционное чередование стиха и прозы. В более поздних пьесах - "Ма" (1936), "Мукунд Индира" (1938), "Премпинд" (1938) и др., повествующих о жизни совр. об-ва, поднимаются проблемы пагубности детских браков, бесправия женщин; историч. драмам, рассказывающим о герое освободительной войны Амарсинхе и о первом непальском поэте Бханубхакте, присуща высокая гражданственность, патриотизм. Герои пьес Балкришны Самы, вступающие в столкновение с реальной действительностью, вытеснили традиционные маски богов и героев непальской санскритской драмы. В пьесе "Прахлад" (1939), написанной по мотивам легенды из "Махабхараты", сюжет строится в непосредственной связи с современностью (в образе демона Хираньякашипу автор изобразил Гитлера). Драматургия Балкришны Самы испытала влияние инд. классич. драмы (Калидаса) и зап.-европ. классики (У. Шекспир, Г. Ибсен). Пьесы Балкришны Самы сценичны, драматургич. конфликт динамичен, характеры героев реалистичны, их поступки жизненно обусловлены. В 40-е гг. получает развитие одноактная драма (эканки). В этом жанре пишут драматурги Бхимнидхи Тивари, Гопалпрасад Римал, Хридай Чандра Синх Прадхан. Гопалпрасад Римал- автор известной драмы "Масан", в к-рой осуждается узаконенное государством многоженство. В эканках авторы рассказывают о судьбах простых людей, об их повседневных радостях и горестях, превратившихся в анахронизм отношениях и обычаях феодального строя. Нек-рые экан-ки посвящены историч. событиям. В 40-е гг., когда прогрессивная непальская лит-ра отразила борьбу непальского народа за независимость, главной темой эканок были героизм и самоотверженность народа. В последующие годы авторы обращаются к изображению действительности. Драматургов 50-60-х гг. привлекают события из жизни простых людей Непала. В драмах Биджай Бахадура Маллы, Говинда Бахадура Маллы, Мукунда Дхунгела и др. совр. писателей проблемы морально-этич. подымаются до социальных обобщений ("Джиундо лас" Биджай Бахадура Маллы, 1960; "Бхуско аго" Говинда Бахадура Маллы, 1959). Однако драматургич. произведения в Непале очень редко ставятся на сцене, т. к. в стране нет постоянно действующего т-ра. В 40-х гг. возникла любит. труппа, к-рой рук. Балкришна Сама. Наибольшей популярностью пользовался спектакль "Мукунд Индира", гл. роли в к-ром исполняли автор пьесы и популярный акт„р Кришна Прасад Римал. Для участия в массовых сценах приглашались студенты колледжа. В 60-х гг. в Непале работает полулюбит, театр. коллектив при непальском радио. Коллектив этот не имеет постоянного помещения и ставит эпизодически спектакли (пьесы совр. непальских драматургов) в дворцовом зале или кинотеатрах. Иногда в здании Начгхаре для узкого круга зрителей любители разыгрывают на санскрите классич. пьесы. В 60-е гг. значительно активизировалась деятельность пропагандистов нар. иск-ва. Под руководством поэта Дхарма Радж Тхапы в Катманду устраиваются танцевальные представления разл. народностей Непала. Люд. А. НЕПОКОИЧЙЦКИИ, Николай Иосифович [р. 17(30). IV. 1910] - рус. советский акт„р. Народный арт. РСФСР (1960). Учился в Смоленском техникуме акт„рского мастерства (1930 - 31), одновременно работал во вспомогат. составе Смоленского театра. Затем-в т-рах Казани (ТЮЗ), Ленинграда и др. С! 1945 Н. - акт„р Новгородского т-ра. Играл гл. обр. роли положит. героев в пьесах сов. драматургов. Этапными работами Н. стали одухотвор„нный образ Платона Кречета и исполненный волевой целеустремл„нности, партийной страстности и душевной теплоты образ Дзержинского ("Кремл„вские куранты"; "Именем революции" Шатрова). Роли: Орлов ("Таланты" Финна), Отар ("Батальон ид„т на Запад" Мдивани), Огнев ("Фронт"), Незнамов; Чибисов ("Человек с ружь„м"), Артур ("Овод" по Войнич), Кузнецов ("Сильные духом" Медведева и Гребн„ва), Фучик ("Дорогой бессмертия" Товстоногова и Брагина), Бельтов ("Кто виноват?" по Герцену), Иванов (о. п. Чехова), Блок ("Кредит у нибслунгов" Куна) и др. Е. X. НЕРЙНА (Nerina), Надя [псевд.; наст. имя и фам.- Надин Джудд (Judd); p. 21.X.1927 ]-англ. артистка балета. Род. в Кейптауне. Первонач. хореографич. образование получила на родине. В 1945 переехала в Лондон, где совершенствовала сво„ образование. В 1946 была принята в труппу "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле". В 1947 дебютировала в гл. партии в балете "Сильфиды" на муз. Шопена. С 1951 после исполнения партии Авроры стала Страницы: «« « 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |