Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662  1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672  » »»

реки,на площадке расстилают полосу материи;  стены  комнат  обозначаются
ветками; внутренность храма - статуей бога и др.
   Сюжет  большинства  представлений  заимствуется  из  мифологич.   или
легендарных источников, гл.  обр.  из  эпич.  сказаний  "Махабхарата"  и
"Рамаяна". Наиболее популярное представление в Непале -  "Деви  нритья",
исполняется во время праздника Индра ятра (особенно популярно  в  долине
Катманду).  Представление  это  включает  сложные  танцы,  требующие  от
акт„ров специальной подготовки. Поэтому с момента распространения  этого
представления  в  Непале   возникают   касты   танцовщиков.   Иногда   в
представление  на  мифологич.  сюжет  включались   бытовые   интермедии,
разраставшиеся порой до сатирич. пьес.
   Под влиянием разл. форм нар.  представлений  складывалась  непальская
классич. драматургия. В нач. 17 в. король Джагаджьотир Малла пост. неск.
своеобразных опер собственного сочинения, из  к-рых  особенно  популярна
была "Харагаури виваха"; в 1663 им же была написана  муз.  драма  "Аджва
медха  натака".  В  этих  произведениях  использовались  элементы   нар.
представлений,  ведущим  оставался  хор.  Представления  устраивались  с
уч„том  канонов,  предусмотренных  санскритскими  трактатами.  Совм.   с
майтхильским  уч„ным  Вангамани  Джагаджьотир  Малла  написал   "Самгита
бхаскара" - комментарии к юж.-инд. трактату о драматич.  иск-ве.  Он  же
автор книги "Квинтэссенция  музыкального  иск-ва".  Долгое  время  драмы
(натаки) в Непале писались в традициях санскритской драмы.  Майтхильским
драматургом Маникой были написаны в 14 в. на санскрите первые  в  Непале
драмы- "Бхайравананда" и "Рамаяна". В 17-18 вв. на сюжет  "Махабхараты",
"Рамаяны" и др.  написаны  "Налачарпта"  Говинда  Джха,  "Гитадигамбара"
Ваншаманп  Джха,   "Джаяратнакара"   Шактибалабха,   в   19   в.   драма
"Кушалободайя" Чхави-лала. Традиционная тематика и  законы  санскритской
драмы характерны для первых  драматургич.  произведений,  написанных  на
совр. гос. и лит. яз. страны - непалп (напр., драма Лекхнатха  Паудьялая
"Лакшми пуджа", написанная в нач. 20 в.). Иногда традиционное построение
используется и в совр. пьесах (напр., в пьесе драматурга Балкришны  Самы
"Амарсинх", 1956). С именем  этого  драматурга  связано  развитие  совр.
непальской драмы, становление к-рой относится к 30-м гг.  20  в.  Первая
драма Балкришны  Самы-"Мутуко  вьятха"  (1929)  -  из  жизни  совр.  ему
общества, написанная белым  стихом,  нарушала  традиционное  чередование
стиха и прозы. В более поздних пьесах -  "Ма"  (1936),  "Мукунд  Индира"
(1938), "Премпинд" (1938) и  др.,  повествующих  о  жизни  совр.  об-ва,
поднимаются  проблемы  пагубности  детских  браков,  бесправия   женщин;
историч. драмам, рассказывающим о герое освободительной войны  Амарсинхе
и   о   первом   непальском   поэте   Бханубхакте,    присуща    высокая
гражданственность, патриотизм. Герои пьес Балкришны Самы,  вступающие  в
столкновение с реальной действительностью, вытеснили традиционные  маски
богов и героев непальской санскритской драмы. В пьесе "Прахлад"  (1939),
написанной  по  мотивам  легенды  из  "Махабхараты",  сюжет  строится  в
непосредственной связи с современностью (в образе  демона  Хираньякашипу
автор изобразил Гитлера). Драматургия Балкришны  Самы  испытала  влияние
инд. классич. драмы (Калидаса) и зап.-европ. классики  (У.  Шекспир,  Г.
Ибсен). Пьесы Балкришны Самы сценичны, драматургич. конфликт  динамичен,
характеры героев реалистичны, их поступки жизненно обусловлены.
   В 40-е гг. получает развитие одноактная драма (эканки). В этом  жанре
пишут драматурги Бхимнидхи Тивари, Гопалпрасад Римал, Хридай Чандра Синх
Прадхан. Гопалпрасад Римал-  автор  известной  драмы  "Масан",  в  к-рой
осуждается  узаконенное  государством  многоженство.  В  эканках  авторы
рассказывают о судьбах простых людей,  об  их  повседневных  радостях  и
горестях, превратившихся в анахронизм отношениях и  обычаях  феодального
строя. Нек-рые экан-ки посвящены историч. событиям. В  40-е  гг.,  когда
прогрессивная непальская лит-ра отразила борьбу  непальского  народа  за
независимость, главной темой эканок  были  героизм  и  самоотверженность
народа.
   В последующие годы авторы обращаются к изображению  действительности.
Драматургов 50-60-х  гг.  привлекают  события  из  жизни  простых  людей
Непала. В драмах Биджай Бахадура Маллы, Говинда Бахадура Маллы,  Мукунда
Дхунгела и др. совр. писателей  проблемы  морально-этич.  подымаются  до
социальных обобщений ("Джиундо лас" Биджай Бахадура Маллы, 1960; "Бхуско
аго" Говинда Бахадура Маллы, 1959). Однако драматургич.  произведения  в
Непале очень редко ставятся на сцене,  т.  к.  в  стране  нет  постоянно
действующего т-ра.  В  40-х  гг.  возникла  любит.  труппа,  к-рой  рук.
Балкришна Сама. Наибольшей популярностью пользовался  спектакль  "Мукунд
Индира", гл. роли в к-ром  исполняли  автор  пьесы  и  популярный  акт„р
Кришна Прасад Римал. Для участия в массовых сценах приглашались студенты
колледжа. В 60-х гг. в Непале работает полулюбит, театр.  коллектив  при
непальском радио. Коллектив этот не имеет постоянного помещения и ставит
эпизодически спектакли (пьесы совр. непальских драматургов) в  дворцовом
зале или кинотеатрах. Иногда в здании Начгхаре для узкого круга зрителей
любители разыгрывают на санскрите классич. пьесы.
   В 60-е гг. значительно активизировалась  деятельность  пропагандистов
нар. иск-ва.  Под  руководством  поэта  Дхарма  Радж  Тхапы  в  Катманду
устраиваются танцевальные представления разл. народностей  Непала.  Люд.
А.
   НЕПОКОИЧЙЦКИИ,  Николай  Иосифович  [р.  17(30).  IV.  1910]  -  рус.
советский  акт„р.  Народный  арт.  РСФСР  (1960).  Учился  в  Смоленском
техникуме акт„рского мастерства (1930 -  31),  одновременно  работал  во
вспомогат. составе  Смоленского  театра.  Затем-в  т-рах  Казани  (ТЮЗ),
Ленинграда и др. С! 1945 Н. - акт„р Новгородского т-ра. Играл  гл.  обр.
роли положит. героев в пьесах сов.  драматургов.  Этапными  работами  Н.
стали  одухотвор„нный  образ  Платона  Кречета  и  исполненный   волевой
целеустремл„нности,  партийной  страстности  и  душевной  теплоты  образ
Дзержинского ("Кремл„вские куранты"; "Именем революции" Шатрова).
   Роли:  Орлов  ("Таланты"  Финна),  Отар  ("Батальон  ид„т  на  Запад"
Мдивани), Огнев ("Фронт"), Незнамов; Чибисов
   ("Человек с ружь„м"), Артур ("Овод" по  Войнич),  Кузнецов  ("Сильные
духом" Медведева и Гребн„ва), Фучик ("Дорогой бессмертия" Товстоногова и
Брагина), Бельтов ("Кто виноват?" по Герцену), Иванов  (о.  п.  Чехова),
Блок ("Кредит у нибслунгов" Куна) и др. Е. X.
   НЕРЙНА (Nerina), Надя [псевд.; наст. имя и фам.- Надин Джудд  (Judd);
p. 21.X.1927  ]-англ.  артистка  балета.  Род.  в  Кейптауне.  Первонач.
хореографич. образование получила на родине. В 1945 переехала в  Лондон,
где совершенствовала сво„ образование. В  1946  была  принята  в  труппу
"Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле". В 1947 дебютировала в гл. партии  в  балете
"Сильфиды" на муз. Шопена. С 1951 после исполнения партии  Авроры  стала

Страницы: «« « 1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662  1663   1664   1665   1666   1667   1668   1669   1670   1671   1672  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия