|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 » »» История западноевропейского театра... 1789 г., М.-Л., 1941; Игнатове.,
История западноевропейского театра нового времени, M.-Л., 1940; Гвоздев
А. А., Западноевропейский театр..., Л.М., 1939; е г о ж е, Театр
послевоенной Германии, M.-Л., 1933; Троицкий 3., Карл Зейдельман и
формирование сценического реализма в Германии, M.-Л., 1940; Лацис А. Э.,
Революционный театр Германии, М., 1934; И е p и н г Г., Германский театр
после революции, "Современный запад", М.-Л., 1924, кн. 1 (5); Пискатор
Э., Политический театр, пер. с нем., М., 1934; Полонский Е., Фашистский
театр в Германии, "Театр и драматургия", 1936, [ј] 3; П у т и н-цева Т.,
Театр демократической Германии, М., 1952;
Фрадкин И., Берлинские встречи, "Театр", 1957, JVs 9;
Сашенк овЕ., Беды западногерманского театра, "Театр", 1958, ј 11; P а
и х Б., Бертольт Брехт, M., 1960;ProlssR., Kurzgefa?te Geschichte der
deutschen Schauspielkunst..., Lpz., 1900; D e v r i e n t E., Geschichte
der deutschen Schauspielkunst, Bd 1-5, Lpz., 1848-74, B.-Z., 1929; K n u
d-s e n H., Goethes Welt des Theaters, B., [l 949]; M i с h a e l F.,
Deutsches Theater, Breslau, 1923; Marterstcig G., Das deutsche Theater
im neunzehnten Jahrhundert, Lpz., 1904, 2 Ausg., 1924; B a b J., Das
Theater der Gegenwart, Lpz., 1928; Stern E., Buhnenbilder bei Max
Rcinhardt, B., 1955;
J h e r i n g H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В.,
19581961;HoffmanL.,Hoffma n-0 s t w a l d D., Deutsches Arbeitertheater
1918-1933, В., 1961; G a i l l a r d 0., Die realistischen Traditionen
der deutschen Schauspielkunst, B., 1952; J h e r i n g H., Theaterstadt
Berlin, B., 1948; Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, B., 1957. E.
Нор., И. H.
См. илл. на отд. л. к кол. 64-65.
Музыкальный театр. Нац. оперное искусство в Германии зародилось и
получило развитие в то время, когда в Италии и Франции уже существовали
нац. оперные школы. В 17-18 вв. при дворах нем. князей господствовала
итал. опера. В 1627 в Торгау была пост. опера нем. композитора Г. Шютца
"Даф-на", считающаяся первой нем. оперой; е„ либретто представляет собой
перевод текста О. Ринуччини, на к-рый была написана одноим. опера итал.
композитора Я. Пери. В Германии того времени ещ„ отсутствовали
предпосылки для развития большого нац. оперного иск-ва. Лишь в Гамбурге,
торговом городе, входившем в вольный Ганзейский союз, обладавшем богатой
бюргерской верхушкой и сильной демократич. прослойкой, к концу 17 в.
образовались условия для развития нац. культуры, в т. ч. и оперного
иск-ва. На первых порах Гамбургская опера не отличалась высокими
художеств. достоинствами, спектакли изобиловали грубыми эффектами, из-за
отсутствия проф. певцов к участию в спектаклях привлекались местные
ремесленники, торговцы, студенты и т. д., приглашались и певцы из
Италии. И. 3. Куссеру (1660-1727)" капельмейстеру т-ра, в 1693 - 95
удалось усилить оркестр, обновить труппу. Сам Куссер написал оперы
"Эриндо" (1693), "Сципион Африканский" (1694) и др.
Расцвет Гамбургской оперы связан с именем Р. Кей-зера, написавшего
для Гамбурга св. 100 опер, в т. ч. "Октавия" (1705), "Альмира" (1706).
Для Гамбургской оперы писали выдающиеся нем. композиторы Г. Ф. Те-леман
и И. Маттезон. Г. Ф. Гендель создал в Гамбурге свои первые оперы:
"Альмира" (1705), "Нерон" (1705), "Дафна" (1708) и "Флоринда" (1708).
После отъезда Генделя в Италию (1706) и Кейзера в Данию (1717)
Гамбургская опера пришла в упадок и фактически прекратила сво„
существование.
К 1770-м гг. относятся попытки создания большой нем. оперы в
противовес господствовавшей повсюду в Германии итал. опере. В 1773 в
Веймаре былЬ пост. "Альцеста"А. Швейцера, а в 1776 году в Мангейме
состоялась пост. оперы И. Голъцбауэра "Гюнтер фон Шварцбург", к-рая
произвела большое впечатление на 20-летнего Моцарта. Но эти единичные
попытки не получили развития.
Нац. самобытность нем. муз. т-ра проявилась в зингшпиле, комич. опере
с разговорными диалогами, в значит, степени определившем пути оперного
иск-ва в Германии до появления романтич. опер Вебера. Формирование
зингшпиля началось после постановки в Берлине (1743) и Лейпциге (1752)
муз. комедии "Ч„рт на свободе" Штапдфуса на текст X. Вейсе, своеобразной
переделки на нем. лад англ. балладной оперы. Одним из создателей жанра
зингшпиля был И. А. Гил-лер ("Лотта при дворе", 1767, "Охота", 1770, и
др.). В отличие от итал. оперы-буффа и франц. комич. оперы, зингшпиль
был лиш„н социальной и комедийной остроты, в н„м преобладали
патриархально-идиллпч. сюжеты. Др. представителями этого жанра в
Германии были: учитель Бетховена X. Г. Нефе (1748- 1798), И. Ф.
Рейхардт, друг Г„те и учитель Мендельсона К. Ф. Цельтер (1758-1832).
Несколько текстов для зингшпилей написал И. В. Г„те.
На основе традиций зингшпиля возникла нем. романтич. опера, первыми
представителями к-рой были Э. Т. А. Гофман ("Ундина", 1816) и К. М.
Ве-бер, к-рый в„л борьбу за нем. нац. оперное иск-во, отразил стремление
нем. народа к нац. освобождению и воссоединению. В творчестве Вебера
определились осн. направления нем. романтич. оперы: нар.-легендарная и
сказочная опера ("Вольный стрелок", 1821, "Оберон", 1826), опера на
ср.-век. рыцарский сюжет ("Эврианта", 1823). Особое место в оперном
наследии Вебера занимает "Эврианта", написанная как большая опера, с
речитативами вместо разговорных диалогов. От "Эврианты" прямой путь
вед„т к "Тангейзеру" и "Лоэнгрину" Вагнера.
После Вебера романтич. оперы писал Л. Шпор:
"Йессонда" (1823), "Алхимик" (1830), "Крестоносцы" (1845), Г.
Маршнер: "Вампир" (1828), "Храмовник и еврейка" (1829), "Ганс
Гейлинг"(1833) и др. Романтич. оперу на рыцарский сюжет "Геновева"
(1848) написал Р. Шуман. Значит, успех имели в Германии и за е„
пределами нек-рые оперы А. Лортцинга - комические "Царь и плотник"
(1837), "Браконьер" (1842), романтич. опера "Ундина" (1845)- и Ф.
Флотова- "Алессандро Страделла" (1844), "Марта" (1847). В эти же годы
была создана комич. опера О. Николаи "Виндзорские проказницы" (1849) на
сюжет комедии Шекспира, пользующаяся до сих пор большой популярностью.
Событием огромного значения в истории нем. оперы явилась
муз.-драматич. реформа Р. Вагнера. Его ранние оперы претворяют осн.
направления европ. оперного иск-ва: романтич. опера "Феи" (соч. 1833),
комич. опера "Запрет любви" (1836), написанная под влиянием итал. и
франц. комич. оперы, большая ге-роич. опера "Риенци" (1842). В следующих
операх - нар.-легендарной "Летучий голландец" (1843) и
ры-царско-романтических "Тангейзер (1845) и "Лоэн-грин" (соч. 1848,
пост. 1850 Ф. Листом в Веймаре) -Вагнер начинает свою реформу, хотя и
Страницы: «« « 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |