Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654  1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664  » »»

История западноевропейского театра... 1789 г., М.-Л.,  1941;  Игнатове.,
История западноевропейского театра нового времени, M.-Л., 1940;  Гвоздев
А. А., Западноевропейский театр...,  Л.М.,  1939;  е  г  о  ж  е,  Театр
послевоенной Германии, M.-Л.,  1933;  Троицкий  3.,  Карл  Зейдельман  и
формирование сценического реализма в Германии, M.-Л., 1940; Лацис А. Э.,
Революционный театр Германии, М., 1934; И е p и н г Г., Германский театр
после революции, "Современный запад", М.-Л., 1924, кн. 1  (5);  Пискатор
Э., Политический театр, пер. с нем., М., 1934; Полонский Е.,  Фашистский
театр в Германии, "Театр и драматургия", 1936, [ј] 3; П у т и н-цева Т.,
Театр демократической Германии, М., 1952;
   Фрадкин И., Берлинские встречи, "Театр", 1957, JVs 9;
   Сашенк овЕ., Беды западногерманского театра, "Театр", 1958, ј 11; P а
и х Б., Бертольт Брехт, M., 1960;ProlssR.,  Kurzgefa?te  Geschichte  der
deutschen Schauspielkunst..., Lpz., 1900; D e v r i e n t E., Geschichte
der deutschen Schauspielkunst, Bd 1-5, Lpz., 1848-74, B.-Z., 1929; K n u
d-s e n H., Goethes Welt des Theaters, B., [l 949]; M i с h a  e  l  F.,
Deutsches Theater, Breslau, 1923; Marterstcig G., Das  deutsche  Theater
im neunzehnten Jahrhundert, Lpz., 1904, 2 Ausg., 1924; B  a  b  J.,  Das
Theater der Gegenwart,  Lpz.,  1928;  Stern  E.,  Buhnenbilder  bei  Max
Rcinhardt, B., 1955;
   J  h  e  r  i  n  g  H.,  Von  Reinhardt  bis  Brecht,  Bd  1-3,  В.,
19581961;HoffmanL.,Hoffma n-0 s t w a l d D., Deutsches  Arbeitertheater
1918-1933, В., 1961; G a i l l a r d 0., Die  realistischen  Traditionen
der deutschen Schauspielkunst, B., 1952; J h e r i n g H.,  Theaterstadt
Berlin, B., 1948; Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, B., 1957. E.
Нор., И. H.
   См. илл. на отд. л. к кол. 64-65.
   Музыкальный театр. Нац. оперное искусство  в  Германии  зародилось  и
получило развитие в то время, когда в Италии и Франции уже  существовали
нац. оперные школы. В 17-18 вв. при дворах  нем.  князей  господствовала
итал. опера. В 1627 в Торгау была пост. опера нем. композитора Г.  Шютца
"Даф-на", считающаяся первой нем. оперой; е„ либретто представляет собой
перевод текста О. Ринуччини, на к-рый была написана одноим. опера  итал.
композитора  Я.  Пери.  В  Германии  того  времени   ещ„   отсутствовали
предпосылки для развития большого нац. оперного иск-ва. Лишь в Гамбурге,
торговом городе, входившем в вольный Ганзейский союз, обладавшем богатой
бюргерской верхушкой и сильной демократич. прослойкой,  к  концу  17  в.
образовались условия для развития нац. культуры,  в  т.  ч.  и  оперного
иск-ва.  На  первых  порах  Гамбургская  опера  не  отличалась  высокими
художеств. достоинствами, спектакли изобиловали грубыми эффектами, из-за
отсутствия проф. певцов к  участию  в  спектаклях  привлекались  местные
ремесленники, торговцы, студенты  и  т.  д.,  приглашались  и  певцы  из
Италии. И. 3. Куссеру (1660-1727)" капельмейстеру  т-ра,  в  1693  -  95
удалось усилить оркестр,  обновить  труппу.  Сам  Куссер  написал  оперы
"Эриндо" (1693), "Сципион Африканский" (1694) и др.
   Расцвет Гамбургской оперы связан с именем  Р.  Кей-зера,  написавшего
для Гамбурга св. 100 опер, в т. ч. "Октавия" (1705),  "Альмира"  (1706).
Для Гамбургской оперы писали выдающиеся нем. композиторы Г. Ф.  Те-леман
и И. Маттезон. Г. Ф.  Гендель  создал  в  Гамбурге  свои  первые  оперы:
"Альмира" (1705), "Нерон" (1705), "Дафна" (1708)  и  "Флоринда"  (1708).
После  отъезда  Генделя  в  Италию  (1706)  и  Кейзера  в  Данию  (1717)
Гамбургская  опера  пришла  в  упадок  и  фактически   прекратила   сво„
существование.
   К  1770-м  гг.  относятся  попытки  создания  большой  нем.  оперы  в
противовес господствовавшей повсюду в Германии итал.  опере.  В  1773  в
Веймаре былЬ пост. "Альцеста"А. Швейцера,  а  в  1776  году  в  Мангейме
состоялась пост. оперы И.  Голъцбауэра  "Гюнтер  фон  Шварцбург",  к-рая
произвела большое впечатление на 20-летнего Моцарта.  Но  эти  единичные
попытки не получили развития.
   Нац. самобытность нем. муз. т-ра проявилась в зингшпиле, комич. опере
с разговорными диалогами, в значит, степени определившем  пути  оперного
иск-ва в Германии  до  появления  романтич.  опер  Вебера.  Формирование
зингшпиля началось после постановки в Берлине (1743) и  Лейпциге  (1752)
муз. комедии "Ч„рт на свободе" Штапдфуса на текст X. Вейсе, своеобразной
переделки на нем. лад англ. балладной оперы. Одним из  создателей  жанра
зингшпиля был И. А. Гил-лер ("Лотта при дворе", 1767, "Охота",  1770,  и
др.). В отличие от итал. оперы-буффа и франц.  комич.  оперы,  зингшпиль
был  лиш„н  социальной  и  комедийной   остроты,   в   н„м   преобладали
патриархально-идиллпч.  сюжеты.  Др.  представителями  этого   жанра   в
Германии были:  учитель  Бетховена  X.  Г.  Нефе  (1748-  1798),  И.  Ф.
Рейхардт, друг Г„те и учитель Мендельсона  К.  Ф.  Цельтер  (1758-1832).
Несколько текстов для зингшпилей написал И. В. Г„те.
   На основе традиций зингшпиля возникла нем. романтич.  опера,  первыми
представителями к-рой были Э. Т. А. Гофман  ("Ундина",  1816)  и  К.  М.
Ве-бер, к-рый в„л борьбу за нем. нац. оперное иск-во, отразил стремление
нем. народа к нац. освобождению и  воссоединению.  В  творчестве  Вебера
определились осн. направления нем. романтич. оперы:  нар.-легендарная  и
сказочная опера ("Вольный стрелок",  1821,  "Оберон",  1826),  опера  на
ср.-век. рыцарский сюжет ("Эврианта",  1823).  Особое  место  в  оперном
наследии Вебера занимает "Эврианта", написанная  как  большая  опера,  с
речитативами вместо разговорных  диалогов.  От  "Эврианты"  прямой  путь
вед„т к "Тангейзеру" и "Лоэнгрину" Вагнера.
   После Вебера романтич. оперы писал Л. Шпор:
   "Йессонда"  (1823),  "Алхимик"  (1830),  "Крестоносцы"   (1845),   Г.
Маршнер:  "Вампир"  (1828),  "Храмовник   и   еврейка"   (1829),   "Ганс
Гейлинг"(1833) и др.  Романтич.  оперу  на  рыцарский  сюжет  "Геновева"
(1848) написал Р.  Шуман.  Значит,  успех  имели  в  Германии  и  за  е„
пределами нек-рые оперы А.  Лортцинга  -  комические  "Царь  и  плотник"
(1837), "Браконьер"  (1842),  романтич.  опера  "Ундина"  (1845)-  и  Ф.
Флотова- "Алессандро Страделла" (1844), "Марта" (1847). В  эти  же  годы
была создана комич. опера О. Николаи "Виндзорские проказницы" (1849)  на
сюжет комедии Шекспира, пользующаяся до сих пор большой популярностью.
   Событием  огромного   значения   в   истории   нем.   оперы   явилась
муз.-драматич. реформа Р. Вагнера.  Его  ранние  оперы  претворяют  осн.
направления европ. оперного иск-ва: романтич. опера "Феи"  (соч.  1833),
комич. опера "Запрет любви" (1836),  написанная  под  влиянием  итал.  и
франц. комич. оперы, большая ге-роич. опера "Риенци" (1842). В следующих
операх    -    нар.-легендарной    "Летучий    голландец"    (1843)    и
ры-царско-романтических "Тангейзер  (1845)  и  "Лоэн-грин"  (соч.  1848,
пост. 1850 Ф. Листом в Веймаре) -Вагнер начинает свою  реформу,  хотя  и

Страницы: «« « 1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652   1653   1654  1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662   1663   1664  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия