Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652  1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662  » »»

начал Мейнингенский театр (осн. в 1831), в 1871 ставший городским т-ром.
На деятельность этого коллектива решающее влияние оказал реж. Л. Кронек,
добившийся творч. дисциплины, полного  подчинения  участников  спектакля
общей цели. Его режисс„рские  работы  отличались  высокой  постановочной
культурой.
   В сер. и конце 19 в. в т-рах Германии работали:
   Б.  Дависон,   акт„р   яркого   сценич.   темперамента,   создававший
монументальные   образы,   А.   Матковский,   обладавший   заразительной
эмоциональностью, Л. Бар-пай, продолжавший  классико-романтич.  традиции
нем. акт„рского иск-ва, Э. Поссарт (ведущий акт„р, а  затем  режисс„р  и
руководитель  Мюнхенского  придворного  т-ра),  игра  к-рого  отличалась
острой характерностью, внешней выразительностью. Однако все  эти  акт„ры
выступали гл. обр. в классич. репертуаре.
   С утверждением совр. драматургии в репертуаре т-ра связан новый  этап
в развитии Н. т. На произв.  Г.  Ибсена,  Г.  Гауптмана  воспитались  И.
Кайнц- один из последних великих нем. трагиков 19 в., А. Зорма и др. Они
несли со сцены тревогу и  боль  за  человека,  их  игра  была  искренна,
выражала глубокие чувства, протест против угнетения.
   На рубеже 19-20 вв. театр. центром Германии становится Берлин. В 1883
под рук. А. Л'Арронжа, при участии Э. Иоссарта, Л. Барная,  Ф.  Гаазе  и
др. открылся Немецкий театр, ставивший задачу создания высоко художеств.
сценич. произведений. В к-рого стал  реж.  О.  Б  рам,  пропагандировавший  драматургию  Ибсена,
Гауптмана, А. Гольца,  И.  Шлафа,  Э.  Золя,  Л.  Толстого  и  др.  Брам
отстаивал ведущую роль драматургии в т-ре, боролся  против  премьерства,
утверждал, что т-р должен воссоздавать жизнь во всех мельчайших деталях.
Пост.  Брама  являлись  утверждением  натурализма  в   сценич.   иск-ве.
Выдающуюся роль в истории Н. т. сыграла  пост.  в  т-ре  Брама  "Ткачей"
Гауптмана (1894). Спектакль, впервые на нем.  сцене  воплотивший  образы
восставших рабочих, резко разоблачал систему капиталистич. эксплуатации.
   Активизация  социал-демократич.  движения  определила  создание  т-ра
"Свободная народная сцена" ("Фрейе фольксбюне",  1890),  организованного
по инициативе Б. Вилле, Ф. Меринга и др. Этот первый в Германии т-р  для
рабочих способствовал приобщению трудящихся к театр. иск-ву.
   В 1894-1904 особое значение приобретает Немецкий т-р,  где  под  рук.
Брама объединились лучшие акт„ры этого времени. Здесь продолжали  играть
Кайнц и Зорма,  начали  свою  деятельность  М.  Рейн-хардт,  Г.  Мюллер,
работали акт„ры Э. Рейхер, Э.  Леман,  Р.  Ритнер.  В  1905  руководство
Немецким т-ром перешло к Рейнхардту, к-рый к 1910-м гг. стал  крупнейшим
нем. режисс„ром, осуществившим в Немецком  т-ре  выдающиеся  пост.  нем.
классики и Шекспира. Пост. Рейнхардта утверждали  жизнь  полнокровную  и
красочную, чувства верные и сильные, неотъемлемой их частью была тревога
за судьбы человечества, гуманизм. Рейнхардт способствовал окончательному
формированию иск-ва Г. Эйзолъдт, А. Бас-сермана,  А.  Моисеи.  Однако  в
творчестве Рейнхардта, как и у  др.  нем.  театр.  деятелей,  отразились
настроения  пессимизма,  декаданса  (пост.  в  Немецком  т-ре  пьес   В.
Ведекинда, поздних пьес Г. Зудерманаи др.).
   В годы 1-й мировой войны и в первые послевоенные годы Н. т. переживал
глубокий  кризис.  Расцвет  т-ров  л„гкого   жанра,   стандартизация   и
"американизация" театр. иск-ва привели к творч. тупику. В 20-е гг. 20 в.
в  Н.  т.  с  особой  силой  утверждается  экспрес-сионизм,  порождающий
патетич.  декламацию  и  гротескные   формы.   Постановщики   спектаклей
отказываются от примет быта,  конкретной  среды;  вводят  конструктивное
оформление. К экспрессионистскому направлению принадлежали режисс„ры  Л.
Йеснер (Гос. т-р в Берлине), К. X.  Мартин,  влияние  этого  направления
испытали акт„ры Э. Дейч, В. Краус, Ф. Кортнер.
   Во 2-й пол. 20-х гг. развивается и ширится революц. движение рабочего
т-ра.  Организация  "Фрейе  фольксбюне"   вела   борьбу   за   передовой
коммунистич. репертуар. В 1927 открылся  "Т-р  Пискатора",  программными
спектаклями к-рого  были  "Гоп-ля,  мы  жив„м!"  Толлера  и  "Похождения
бравого  солдата  Швейка"  по  о.  п.  Я.  Гашека.  Э.  Пискатор  ставил
спектакли,   насыщенные    страстной    публицистичностью,    гротесково
изображающие капиталистич.  действительность.  Значит,  событием  театр.
жизни является пост. "Тр„хгрошовой оперы" Б. Брехта и  К.  Вейля  (1928,
"Т-р ам Шиффбауэрдамм")-  сатиры  на  совр.  общество.  Особое  место  в
революц. театр. иск-ве того периода занимали рабочие любит,  коллективы,
созданные по  образцу  советских  агитпроптеатров.  Лиш„нные  постоянных
сценич. площадок, преследуемые  прессой  и  полицией,  они  выступали  в
клубах, на улице, во дворах, пропагандируя коммунистич. идеи.  Для  нем.
агитпроптеатров писали Ф. Вольф  и  Б.  Брехт,  их  руководителями  были
режисс„ры Г. Вангенхейм и М. Вал-лентин. В работе этих т-ров участвовали
проф. акт„ры Г. Отто, Э. Буш. Деятельность коллективов "Красная  блуза",
"Красные кузнецы",  "Аларм",  "Колонне  линкс"  и  др.  оказала  большое
воздействие на нем. проф. т-р.
   Установление фашистской диктатуры в  Германии  (1933)  сопровождалось
жестокой расправой с  прогрессивными  деятелями  культуры.  Мн.  из  них
погибли в концентрационных лагерях, подавляющее  большинство  уехало  из
Германии. Все т-ры были подчинены  непосредственно  министру  пропаганды
Геббельсу. Спектакли искажали классич.  произв.,  ставились  шовинистич.
пьесы.  В  акт„рском  иск-ве  утвердились  декламационность,   фальшивая
чувствительность, грубый юмор, эротика. В 1944 т-ры были закрыты в связи
с "тотальной мобилизацией", ряд театр. зданий разрушен, акт„ры  рассеяны
по стране, часть из них погибла или находилась в эмиграции.
   После  разгрома  фашизма   в   трудных   условиях   начался   процесс
восстановления Н. т. Первым  спектаклем  в  освобожд„нной  Германии  был
"Натан Мудрый" Лессинга в Немецком т-ре (1945, с участием П. Веге-нера),
гуманистич., антифашистский по своей направленности. Ряд т-ров (в т.  ч.
"Хеббель-театр") осуществил в 1945-47  пост.  пьесы  "Профессор  Мамлок"
Вольфа. "Т-р ам Шиффбауэрдамм"  пост.  спектакль  "Матросы  из  Каттаро"
Вольфа. Т-ры ставили также пьесы К. Штернхейма, Г. Кайзера, произв. сов.
драматургии ("Беспокойная старость", "Машенька" и др.).
   После образования ГДР (1949) возникла база  для  развития  реалистич.
театр. иск-ва,  воодушевл„нного  социалистич.  идеями,  опирающегося  на
гуманистич.  наследие  Н.  т.  прошлых  эпох,   на   традиции   революц.
пролетарского т-ра в Германии. К активному  участию  в  создании  нового
театр. иск-ва были привлечены широкие круги населения.  Организовывались
конференции зрителей,  дискуссии,  устраивались  коллективные  просмотры
спектаклей  в  городах  и  сельских   местностях,   выступления   театр.
коллективов  крупных  городов  в  пос„лках,  не   имеющих   т-ров.   Эти
мероприятия способствовали приобщению народа к театр. иск-ву, воспитанию

Страницы: «« « 1644   1645   1646   1647   1648   1649   1650   1651   1652  1653   1654   1655   1656   1657   1658   1659   1660   1661   1662  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия