Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1674   1675   1676   1677   1678   1679   1680   1681   1682  1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691   1692  » »»

Антипа Зыков ("Зыковы", 1940), Гулиашвили ("Парень  из  нашего  города",
1941),  Мартынов  ("Особое  мнение"  Марьямова  и  Клебанова),   Джексон
("Младший партн„р" Пер-венцева), Филиберт ("Забавный случай"  Гольдони),
Неизвестный ("Маскарад"), Яго (1944). Гос. пр. СССР (1951). И. Сол.
   ОЛЕНИН, П„тр Сергеевич (1874-28.1.1922) - рус. артист оперы (баритон)
и режисс„р. Будучи студентом медицинского  ф-та  Моск.  ун-та,  обучался
пению. В 1898-1900 пел в Моск. частной рус. опере, в 1900-03- в  Большом
т-ре, 1904-15 - в Оперном т-ре Зимина, где работал также  режисс„ром  (с
1907 - гл. реж.). Пост.: "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, "Золотой
петушок" (обе 1909), "Снегурочка" (1910);
   "Луиза" Шарпантье (1911), "Хованщина"; "Садко"  (обе  1912),  "Млада"
Римского-Корсакова, "Дон Жуан" Моцарта (обе 1913) и др.  В  1915-18  был
режисс„ром Большого т-ра. Пост.: "Гугеноты" (1915); "Оле  из  Нордланда"
Ипполитова-Иванова, "Царская невеста" (обе 1916) и др. В сезоны  1918-20
и 1920-21 работал в Петрогр. т-ре  оперы  и  балета.  В  1921  уехал  за
границу. Не обладая  выдающимися  вок.  данными.  О.,  благодаря  своему
большому драматич. таланту, создавал яркие сценич.  образы.Исполнял  гл.
обр.  характерные  партии:  Писарь  ("Майская  ночь"),  Рангони  ("Борис
Годунов"), П„тр ("Вражья сила" Серова), Судья ("Вертер"). Известен также
как исполнитель партии Бориса Годунова. О. был одним из крупнейших  рус.
оперных режисс„ров, способствовавших утверждению  реалистич.  иск-ва  на
рус. оперной сцене.
   Лит.: Держановский В. Л., П. С. Оленин. Некролог, "Жизнь", 1922, ј 2.
   ОЛ‚НСКАЯ, Евгения Никитична (1900-20.V. 1959) - азерб. сов.  актриса.
Нар. арт. Азерб . ССР (1949). По нац. русская.  Зная  с  детства  азерб.
яз., О. в 1913 вошла в состав азербайджанской драматической  передвижной
труппы и стала одной из первых актрис нац. т-ра. В 1918- 1919 работала в
муз.-драматич. труппе бр. Гаджибе-ковых. Обладая вок. данными, исполняла
партии:
   Ася, Санам ("Аршин мал алан", "Не та, так эта"  Уз.  Гаджибекова).  В
1922-  1925-актриса  Азерб.  сатир-агиттеатра,  с  1925  -  Театра   им.
Азизбекова. О. находила для своих сценич. образов  яркую  характерность,
ей были близки цельные, волевые натуры.
   Роли: Рена и Хумар ("Иб-лис" и "Шейх Санан" Джавида), Солмаз,  Гюлюш,
Гюльтекин ("Невеста огня", "Севнль", "Ай-дын" Дж. Джабарлы), Офелия;
   Мария Антоновна ("Ревизор"), Амалия ("Разбойники"),  Дунька  ("Любовь
Яровая" Трен„ва). Н. X.  ОЛ‚ША,  Юрий  Карлович  (3.  III.  1899-  10.V.
I960)рус. сов. писатель, драматург. Первая  пьеса  О.  "Заговор  чувств"
(1929, Т-р им. Вахтангова) написана по  мотивам  его  романа  "Зависть".
Следующая пьеса О. "Список благодеяний" (1931, Т-р им. Мейерхольда).
   О. привлекала проблема поисков старой интеллигенцией  места  в  новой
социалистич. действительности. Для его творчества характерно  стремление
противопоставлять   романтич.   восприятие   жизни   земному   прозаич.,
рационалистич.  мироощущению.  Симпатии   автора   раздваивались   между
героями-рационалистами,  людьми,  олицетворяющими  в  его  пьесах  новый
социалистич.  мир,  и  людьми  из  прошлого,  к-рых  он  наделял  тонкой
чувствительностью,   духовным   богатством.   О.    инсценировал    свою
повесть-сказку "Три Толстяка" (1930, 1961, МХАТ)  и  роман  Достоевского
"Идиот" (1958, Т-р им. Вахтангова). В 1935  композитор  В.  А.  Оранский
написал одноим. балет на сюжет сказки "Три Толстяка", в 1956 В. И. Рубин
написал на этот же сюжет оперу.
   Соч.: Избранные соч., М., 1956;  Список  благодеяний,  М.,  1931;  Из
литературных дневников, в кн.: Литературная Москва, сб. 2, М., 1956.
   Лит.: Г у р в и ч А., Три драматурга: По годин, Ол еша,  Киршон,  М.,
1936;  Островский  Ю.,  Проблема   интеллигенции   в   творчестве   Юрия
Олеши,"Литературный критик", М., 1934, .ј 2. К. Р.
   ОЛИВЬЕ (Olivier), Лоренс (р. 22.V.1907) -  англ.  акт„р  и  режисс„р.
Образование получил в Оксфордском ун-те. Акт„рскому иск-ву учился  у  Э.
Фод-жерти. Дебютировал в 1922 в г. Стратфорде-он-Эйвон в  роли  Катарины
("Укрощение строптивой"; в спектакле  были  заняты  только  мужчины).  В
1926-1928 играл в "Бирмингемском репертуарном т-ре", затем в разл. т-рах
Лондона и Нью-Йорка. С успехом исполнял роль Ан-тони Кавендиша  в  пьесе
Э. Фербер и Дж. Кауфмана "Ти-этр Ройял" (1934, т-р "Лирик",  Лондон).  В
1935 вместе с Дж. Гилгудом играл в "Ромео  и  Джульетте"  ("Нью  тиэтр")
попеременно в ролях Ромео и Меркуцио. В  1937  О.  впервые  выступил  на
сцене т-ра "Олд Вик", куда  он  неоднократно  возвращался,  а  в-1944-49
возглавлял этот т-р (совм. с Р. Ричардсоном и Дж, Барреллом). О,-один из
лучших исполнителей ролей шекспировского  репертуара:  Гам-'лет,  Ричард
III; Хотспер ("Генрих IV"), король Лир;
   Антоний ("Антоний и Клеопатра"), Макбет; Тит Андроник и Кориолан  (о.
п.). Сценич. образы О. героичны и благородны. Его Кориолан - возвышенный
и гордый трагич. герой, человек большого ума, высоких моральных качеств,
сознающий свою исключительность. Отсюда его  презрение  к  окружающим  и
грубоватое высокомерие. Макбет О.-  духовно  сильный  человек,  отважный
воин,  но  пришедший  по  пути  преступлений  и  тирании  к   внутренней
опустош„нности. Исполнение роли  Гамлета  характеризует  О.  как  акт„ра
большой мысли. В противовес акт„рам-декадентам, подч„ркивающим  духовную
раздвоенность Гамлета, О. стремится раскрыть  в  образе  Гамлета  внутр.
цельность  человеч.   личности,   способность   мужественно   переносить
невзгоды, преобладание действенного начала над рефлексией.
   Др. роли:  Эдип  ("Царь  Эдип"  Софокла),  сэр  Пптср.  Пуфф  ("Школа
злословия",  "Критика"  Шеридана),   Пуговичник   ("Пер   Гюнт"),   Арчи
("Комедиант"  Осборна),  Беранже  ("Носороги"  Ионеско),  Астров  ("Дядя
Ваня") и др.
   Работает и как режисс„р. Среди пост.: "Ромео и Джульетта" (1940,  "51
стрит-тиэтр", Нью-Йорк), "На острие ножа" Уайлдера (1945, т-р  "Финикс",
Лондон), "Король Лир" (1946,  "Олд  Вик");  "Школа  злословия"  Шеридана
(1949, там же), "Антигона" Ануя (1949, .там же),.  "Предложение"  Чехова
(1949, там же). В 1962-63 руководил т-ром "Чичестер фестивал". С 1963 О.
руководит вновь организованным т-ром (Национальный т-р) в помещении "Олд
Вик", где пост. "Гамлета".  Гастролировал  в  США,  Франции,  Австралии,
Новой Зеландии.
   С 1930 выступает в кино как акт„р и режисс„р. Лит.: 18 а г k е г  F.,
The Oliviers, L., 1953. ф f{.
   ОЛИМПИАДА НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ
   (Всесоюзная олимпиада театров и искусства  народов  СССР)  (по  имени
древнегреч. состязаний в г. Олимпии) - смотр театр. иск-ва народов СССР;
явился первым показом нац. искра республик СССР. Проходил с 15  июня  по
11 июля 1930 в Москве. В О. н. т. приняли участие 16 т-ров.  Среди  них:
Т-р им. Руставели (Грузия), Первый  гос.  т-р  (Армения,  ныне  Т-р  им.

Страницы: «« « 1674   1675   1676   1677   1678   1679   1680   1681   1682  1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691   1692  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия