|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 » »» национальной самобытности оперных школ. Передовые художники отстаивали
прогрессивные идеалы в условиях ожесточ„нных идео-логич. бо„в за
развитие демократич. нац. культуры, против реакц. течений. В их
творчестве, проникнутом смелым новаторством, нашли глубокое выражение
противоречия совр. им действительности, социальные и нац.-освободит,
идеи эпохи, многообразие чело-веч. отношений. При претворении этих идей
наибольшее распространение получили типы лирико-драма-тич., комедийной
(часто с оттенком лиризма) и эпич. муз. драматургии. В то же время в
каждом из указанных типов О. отч„тливо проявились особенности нац.
муз.-театр. традиций.
В развитии нем. О. большое значение имело творчество К. М. Вебера,
сочетавшее нар.-бытовые элементы зингшпиля с особенностями романтич.
драмы ("Вольный стрелок", 1821), и Р. Вагнера - одной из крупнейших
фигур в истории муз. т-ра ("Летучий гол-ландеп", 1843, "Тангейзер",
1845, "Лоэнгрин", 1848, пост. 1850, тетралогия "Кольцо Нибелунга", 1876,
"Тристан и Изольда", 1865, "Нюрнбергские мейстерзингеры", 1868). Произв.
Вагнера обогатили мировое оперное иск-во выдающимися достижениями в
области средств муз. выразительности и драматургии. Вместе с тем в
творч. деятельности Вагнера со временем проявились противоречивые черты,
усилившиеся в поздние годы (особенно в О.-мистерии "Парсифаль", 1882).
Сыграв большую роль в борьбе за обновление содержания оперного иск-ва,
вагнеровская реформа (создание т. н. музыкальной драмы} привела к
одностороннему решению ряда художеств. проблем О. (преобладание симф.
начала над вок., отказ от нек-рых исторически сложившихся форм оперной
драматургии и т. п.).
Типич. особенности итал. комич. О. нашли блестящее выражение в
творчестве Дж. Россини ("Севильский цирюльник", 1816); значительны
достижения Россини и в создании героико-патриотич. О. ("Вильгельм
Телль", 1829). Законченные образцы итал. комич. О. дал также Г.
Доницетти ("Любовный напиток", 1832, "Дон Паскуале", 1843).
Героико-патриотич. жанр был развит под воздействием прогрессивного
романтизма В. Беллини ("Норма", 1831, "Пуритане", 1835) и Дж. Верди на
раннем этапе его творчества ("Набукко", 1842, "Ломбардцы", 1843). Верди
-классик итал. О., один из крупнейших мастеров реали-стич. иск-ва,
создал разнообразные типы и жанры оперной драматургии ("Риголетто",
1851, "Трубадур", 1853, "Травиата", 1853, "Дон Карлос", 1867, нов. ред.
1884, "Аида", 1871, "Отелло", 1887, "Фальстаф", 1893). В конце 19 в. в
итал. О. появляется новое направление - веризм', композиторы Дж. Пуччини
("Богема", 1896, "Тоска", 1900, "Чио-Чио-сан", 1904, "Девушка с Запада",
1910, "Турандот", соч. 1924), П. Масканъи ("Сельская честь", 1890), Р.
Леонкавалло ("Паяцы",
1892), У. Джордано ("Андре Шенье", 1896) и др. Лучшие стороны
оперного веризма, особенно у Пуччини, связаны со стремлением к жизненной
правде, острому выражению в музыке драматич. коллизий. В то же время в
ряде произведений веристов проявляются натуралистические и мелодраматич.
тенденции.
Нац. особенности франц. муз. театра 19 в. нашли типичное выражение в
жанре комич. О. (см. Опера комик), особенно у Д. Ф. Э. Обера
("Фра-Дьяволо", 1830); в жанре т.н. большой оперы (см. также
"Гранд-оп"ра"), монументальном, романтически красочном спектакле на
историч. темы у Д ж. Мейербера ("Роберт-Дьявол", 1831, "Гугеноты", 1836,
"Пророк", соч. 1843), а во 2-й пол. века - в жанре лирической оперы,
пришедшей на смену большой опере и во многом ей противоположной. Лирич.
О. противопоставила большой О. интимную, лирич. тематику, нередко
заимствованную из произв. классич. лит-ры, напр. "Ма-нон" (1884) и
"Вертер" (1892) Ж. Массне, "Фауст" (1859) и "Ромео и Джульетта" (1867)
Ш. Гуно, "Гамлет" (1868) А. Тома, и др. Лирич. О. было свойственно также
обращение к экзотич., вост. сюжетам и образам: "Лакме" (1883) Л. Делиба,
"Искатели жемчуга" (1863) и "Джамиле" (1872) Ж. Визе, "Самсон и Далила"
К. Сен-Санса (1877). Характерные черты лирич. О.-стремление к правдивому
и тонкому воплощению человеческих переживаний, к поэтич. обрисовке быта,
природы, демократизация муз. языка, близость его к гор. фольклору. В
поздних операх Мейербера, в нек-рых операх Массне и др. обнаруживается
снижение идейного и художеств. уровня. Вершина реализма в оперном иск-ве
Франции - творчество Ж. Визе, жизнеутверждающее, действенное, ярко
образное ("Кармен", 1875). В сер. 19 в. во Франции, а затем и в др.
странах складывается новый жанр - оперетта.
Освободит, движения 19 в. выдвинули ряд новых, глубоко самобытных
нац. оперных школ. Своеобразные пути развития героико-патриотич. и
комич. О. определил основоположник чеш. классики Б. Сметана
("Бранденбуржцы в Чехии", 1866, "Проданная невеста", 1866, 3-я ред.
1870, "Далибор", 1868, "Либуше", 1872, пост. 1881, "Поцелуй", 1876,
"Тайна", 1878) и вслед за ним А. Дворжак ("Ч„рт и Кача", 1899,
"Русалка", 1901); в Польше выдающуюся роль сыграл С. 'Мо-нюшко
["Галька", 1848, нов. ред. 1858, "Зачарованный замок" ("Страшный двор"),
1865]; в Венгрии - Ф. Эр-келъ ("Ласло Хуньяди", 1844, "Банк-бан", 1861).
Лучшим произв. мировой оперной классики свойственны народность и
реализм, единство глубокого содержания и совершенной художественной
формы, нац. определ„нность музыки, связь с народным творчеством,передовой обществ, мыслью. Эти качества в высокой степени присущи
классич. рус. О., основоположником к-рой явился М. И. Глинка.
Нар.-песенная основа рус. классич. О. прида„т ей черты неповторимого
своеобразия. Многогранно использовано в ней богатство художеств. средств
и форм муз. драматургии; типическая определ„нность и выпуклость
индивидуальных образов сочетаются с широко выписанными картинами нар.
жизни, с историч. и социальным фоном действия.
В 1-й пол. 19 в. рус. доклассич. оперное творчество представлено
именами композиторов С. И. Давыдова, К. А. Кавоса, затем А. Н.
Верстовского ("Аскольдова могила", 1835). Оперы Глинки - гениальные
эпопеи из жизни народа - знаменовали начало нового периода в истории
рус. муз. т-ра и явились крупнейшим завоеванием мирового реалистич.
оперного иск-ва ("Иван Сусанин", 1836, "Руслан и Людмила", 1842). Рус.
композиторы-классики создали высокопатриотич. оперные произв.,
новаторски воплотившие темы историч. судеб родины, взаимоотношения
народа и государства, борьбы с социальным угнетением, протеста против
насилия над личностью. Первой рус. социально-бытовой муз. драмой явилась
опера А. С. Даргомыжского "Русалка" (1856), остро выдвинувшая тему
сословного неравенства. Подъ„м революц.-демократии. движения 60-х гг. 19
в. определил направление деятельности композиторов Могучей кучки": На
протяжении последующих десятилетий на сцене появляются шедевры рус. и
Страницы: «« « 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |