Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 » »» национальной самобытности оперных школ. Передовые художники отстаивали прогрессивные идеалы в условиях ожесточ„нных идео-логич. бо„в за развитие демократич. нац. культуры, против реакц. течений. В их творчестве, проникнутом смелым новаторством, нашли глубокое выражение противоречия совр. им действительности, социальные и нац.-освободит, идеи эпохи, многообразие чело-веч. отношений. При претворении этих идей наибольшее распространение получили типы лирико-драма-тич., комедийной (часто с оттенком лиризма) и эпич. муз. драматургии. В то же время в каждом из указанных типов О. отч„тливо проявились особенности нац. муз.-театр. традиций. В развитии нем. О. большое значение имело творчество К. М. Вебера, сочетавшее нар.-бытовые элементы зингшпиля с особенностями романтич. драмы ("Вольный стрелок", 1821), и Р. Вагнера - одной из крупнейших фигур в истории муз. т-ра ("Летучий гол-ландеп", 1843, "Тангейзер", 1845, "Лоэнгрин", 1848, пост. 1850, тетралогия "Кольцо Нибелунга", 1876, "Тристан и Изольда", 1865, "Нюрнбергские мейстерзингеры", 1868). Произв. Вагнера обогатили мировое оперное иск-во выдающимися достижениями в области средств муз. выразительности и драматургии. Вместе с тем в творч. деятельности Вагнера со временем проявились противоречивые черты, усилившиеся в поздние годы (особенно в О.-мистерии "Парсифаль", 1882). Сыграв большую роль в борьбе за обновление содержания оперного иск-ва, вагнеровская реформа (создание т. н. музыкальной драмы} привела к одностороннему решению ряда художеств. проблем О. (преобладание симф. начала над вок., отказ от нек-рых исторически сложившихся форм оперной драматургии и т. п.). Типич. особенности итал. комич. О. нашли блестящее выражение в творчестве Дж. Россини ("Севильский цирюльник", 1816); значительны достижения Россини и в создании героико-патриотич. О. ("Вильгельм Телль", 1829). Законченные образцы итал. комич. О. дал также Г. Доницетти ("Любовный напиток", 1832, "Дон Паскуале", 1843). Героико-патриотич. жанр был развит под воздействием прогрессивного романтизма В. Беллини ("Норма", 1831, "Пуритане", 1835) и Дж. Верди на раннем этапе его творчества ("Набукко", 1842, "Ломбардцы", 1843). Верди -классик итал. О., один из крупнейших мастеров реали-стич. иск-ва, создал разнообразные типы и жанры оперной драматургии ("Риголетто", 1851, "Трубадур", 1853, "Травиата", 1853, "Дон Карлос", 1867, нов. ред. 1884, "Аида", 1871, "Отелло", 1887, "Фальстаф", 1893). В конце 19 в. в итал. О. появляется новое направление - веризм', композиторы Дж. Пуччини ("Богема", 1896, "Тоска", 1900, "Чио-Чио-сан", 1904, "Девушка с Запада", 1910, "Турандот", соч. 1924), П. Масканъи ("Сельская честь", 1890), Р. Леонкавалло ("Паяцы", 1892), У. Джордано ("Андре Шенье", 1896) и др. Лучшие стороны оперного веризма, особенно у Пуччини, связаны со стремлением к жизненной правде, острому выражению в музыке драматич. коллизий. В то же время в ряде произведений веристов проявляются натуралистические и мелодраматич. тенденции. Нац. особенности франц. муз. театра 19 в. нашли типичное выражение в жанре комич. О. (см. Опера комик), особенно у Д. Ф. Э. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830); в жанре т.н. большой оперы (см. также "Гранд-оп"ра"), монументальном, романтически красочном спектакле на историч. темы у Д ж. Мейербера ("Роберт-Дьявол", 1831, "Гугеноты", 1836, "Пророк", соч. 1843), а во 2-й пол. века - в жанре лирической оперы, пришедшей на смену большой опере и во многом ей противоположной. Лирич. О. противопоставила большой О. интимную, лирич. тематику, нередко заимствованную из произв. классич. лит-ры, напр. "Ма-нон" (1884) и "Вертер" (1892) Ж. Массне, "Фауст" (1859) и "Ромео и Джульетта" (1867) Ш. Гуно, "Гамлет" (1868) А. Тома, и др. Лирич. О. было свойственно также обращение к экзотич., вост. сюжетам и образам: "Лакме" (1883) Л. Делиба, "Искатели жемчуга" (1863) и "Джамиле" (1872) Ж. Визе, "Самсон и Далила" К. Сен-Санса (1877). Характерные черты лирич. О.-стремление к правдивому и тонкому воплощению человеческих переживаний, к поэтич. обрисовке быта, природы, демократизация муз. языка, близость его к гор. фольклору. В поздних операх Мейербера, в нек-рых операх Массне и др. обнаруживается снижение идейного и художеств. уровня. Вершина реализма в оперном иск-ве Франции - творчество Ж. Визе, жизнеутверждающее, действенное, ярко образное ("Кармен", 1875). В сер. 19 в. во Франции, а затем и в др. странах складывается новый жанр - оперетта. Освободит, движения 19 в. выдвинули ряд новых, глубоко самобытных нац. оперных школ. Своеобразные пути развития героико-патриотич. и комич. О. определил основоположник чеш. классики Б. Сметана ("Бранденбуржцы в Чехии", 1866, "Проданная невеста", 1866, 3-я ред. 1870, "Далибор", 1868, "Либуше", 1872, пост. 1881, "Поцелуй", 1876, "Тайна", 1878) и вслед за ним А. Дворжак ("Ч„рт и Кача", 1899, "Русалка", 1901); в Польше выдающуюся роль сыграл С. 'Мо-нюшко ["Галька", 1848, нов. ред. 1858, "Зачарованный замок" ("Страшный двор"), 1865]; в Венгрии - Ф. Эр-келъ ("Ласло Хуньяди", 1844, "Банк-бан", 1861). Лучшим произв. мировой оперной классики свойственны народность и реализм, единство глубокого содержания и совершенной художественной формы, нац. определ„нность музыки, связь с народным творчеством,передовой обществ, мыслью. Эти качества в высокой степени присущи классич. рус. О., основоположником к-рой явился М. И. Глинка. Нар.-песенная основа рус. классич. О. прида„т ей черты неповторимого своеобразия. Многогранно использовано в ней богатство художеств. средств и форм муз. драматургии; типическая определ„нность и выпуклость индивидуальных образов сочетаются с широко выписанными картинами нар. жизни, с историч. и социальным фоном действия. В 1-й пол. 19 в. рус. доклассич. оперное творчество представлено именами композиторов С. И. Давыдова, К. А. Кавоса, затем А. Н. Верстовского ("Аскольдова могила", 1835). Оперы Глинки - гениальные эпопеи из жизни народа - знаменовали начало нового периода в истории рус. муз. т-ра и явились крупнейшим завоеванием мирового реалистич. оперного иск-ва ("Иван Сусанин", 1836, "Руслан и Людмила", 1842). Рус. композиторы-классики создали высокопатриотич. оперные произв., новаторски воплотившие темы историч. судеб родины, взаимоотношения народа и государства, борьбы с социальным угнетением, протеста против насилия над личностью. Первой рус. социально-бытовой муз. драмой явилась опера А. С. Даргомыжского "Русалка" (1856), остро выдвинувшая тему сословного неравенства. Подъ„м революц.-демократии. движения 60-х гг. 19 в. определил направление деятельности композиторов Могучей кучки": На протяжении последующих десятилетий на сцене появляются шедевры рус. и Страницы: «« « 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |