Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689  1690   1691   1692   1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699  » »»

национальной самобытности оперных школ. Передовые  художники  отстаивали
прогрессивные  идеалы  в  условиях  ожесточ„нных  идео-логич.  бо„в   за
развитие  демократич.  нац.  культуры,  против  реакц.  течений.  В   их
творчестве, проникнутом смелым новаторством,  нашли  глубокое  выражение
противоречия совр. им  действительности,  социальные  и  нац.-освободит,
идеи эпохи, многообразие чело-веч. отношений. При претворении этих  идей
наибольшее распространение получили типы  лирико-драма-тич.,  комедийной
(часто с оттенком лиризма) и эпич. муз. драматургии. В  то  же  время  в
каждом из указанных  типов  О.  отч„тливо  проявились  особенности  нац.
муз.-театр. традиций.
   В развитии нем. О. большое значение имело творчество  К.  М.  Вебера,
сочетавшее нар.-бытовые элементы  зингшпиля  с  особенностями  романтич.
драмы ("Вольный стрелок", 1821), и Р.  Вагнера  -  одной  из  крупнейших
фигур в истории муз.  т-ра  ("Летучий  гол-ландеп",  1843,  "Тангейзер",
1845, "Лоэнгрин", 1848, пост. 1850, тетралогия "Кольцо Нибелунга", 1876,
"Тристан и Изольда", 1865, "Нюрнбергские мейстерзингеры", 1868). Произв.
Вагнера обогатили мировое  оперное  иск-во  выдающимися  достижениями  в
области средств муз. выразительности  и  драматургии.  Вместе  с  тем  в
творч. деятельности Вагнера со временем проявились противоречивые черты,
усилившиеся в поздние годы (особенно в О.-мистерии  "Парсифаль",  1882).
Сыграв большую роль в борьбе за обновление содержания  оперного  иск-ва,
вагнеровская реформа  (создание  т.  н.  музыкальной  драмы}  привела  к
одностороннему решению ряда художеств. проблем  О.  (преобладание  симф.
начала над вок., отказ от нек-рых исторически сложившихся  форм  оперной
драматургии и т. п.).
   Типич. особенности  итал.  комич.  О.  нашли  блестящее  выражение  в
творчестве  Дж.  Россини  ("Севильский  цирюльник",  1816);  значительны
достижения  Россини  и  в  создании  героико-патриотич.  О.  ("Вильгельм
Телль",  1829).  Законченные  образцы  итал.  комич.  О.  дал  также  Г.
Доницетти   ("Любовный   напиток",   1832,   "Дон   Паскуале",    1843).
Героико-патриотич.  жанр  был  развит  под  воздействием  прогрессивного
романтизма В. Беллини ("Норма", 1831, "Пуритане", 1835) и Дж.  Верди  на
раннем этапе его творчества ("Набукко", 1842, "Ломбардцы", 1843).  Верди
-классик итал. О.,  один  из  крупнейших  мастеров  реали-стич.  иск-ва,
создал разнообразные типы  и  жанры  оперной  драматургии  ("Риголетто",
1851, "Трубадур", 1853, "Травиата", 1853, "Дон Карлос", 1867, нов.  ред.
1884, "Аида", 1871, "Отелло", 1887, "Фальстаф", 1893). В конце 19  в.  в
итал. О. появляется новое направление - веризм', композиторы Дж. Пуччини
("Богема", 1896, "Тоска", 1900, "Чио-Чио-сан", 1904, "Девушка с Запада",
1910, "Турандот", соч. 1924), П. Масканъи ("Сельская честь",  1890),  Р.
Леонкавалло ("Паяцы",
   1892), У.  Джордано  ("Андре  Шенье",  1896)  и  др.  Лучшие  стороны
оперного веризма, особенно у Пуччини, связаны со стремлением к жизненной
правде, острому выражению в музыке драматич. коллизий. В то же  время  в
ряде произведений веристов проявляются натуралистические и мелодраматич.
тенденции.
   Нац. особенности франц. муз. театра 19 в. нашли типичное выражение  в
жанре  комич.  О.  (см.  Опера  комик),  особенно  у  Д.  Ф.  Э.   Обера
("Фра-Дьяволо",  1830);  в  жанре  т.н.   большой   оперы   (см.   также
"Гранд-оп"ра"),  монументальном,  романтически  красочном  спектакле  на
историч. темы у Д ж. Мейербера ("Роберт-Дьявол", 1831, "Гугеноты", 1836,
"Пророк", соч. 1843), а во 2-й пол. века -  в  жанре  лирической  оперы,
пришедшей на смену большой опере и во многом ей противоположной.  Лирич.
О.  противопоставила  большой  О.  интимную,  лирич.  тематику,  нередко
заимствованную из произв.  классич.  лит-ры,  напр.  "Ма-нон"  (1884)  и
"Вертер" (1892) Ж. Массне, "Фауст" (1859) и "Ромео и  Джульетта"  (1867)
Ш. Гуно, "Гамлет" (1868) А. Тома, и др. Лирич. О. было свойственно также
обращение к экзотич., вост. сюжетам и образам: "Лакме" (1883) Л. Делиба,
"Искатели жемчуга" (1863) и "Джамиле" (1872) Ж. Визе, "Самсон и  Далила"
К. Сен-Санса (1877). Характерные черты лирич. О.-стремление к правдивому
и тонкому воплощению человеческих переживаний, к поэтич. обрисовке быта,
природы, демократизация муз. языка, близость его  к  гор.  фольклору.  В
поздних операх Мейербера, в нек-рых операх Массне и  др.  обнаруживается
снижение идейного и художеств. уровня. Вершина реализма в оперном иск-ве
Франции -  творчество  Ж.  Визе,  жизнеутверждающее,  действенное,  ярко
образное ("Кармен", 1875). В сер. 19 в. во Франции,  а  затем  и  в  др.
странах складывается новый жанр - оперетта.
   Освободит, движения 19 в. выдвинули  ряд  новых,  глубоко  самобытных
нац. оперных  школ.  Своеобразные  пути  развития  героико-патриотич.  и
комич.  О.   определил   основоположник   чеш.   классики   Б.   Сметана
("Бранденбуржцы в Чехии", 1866,  "Проданная  невеста",  1866,  3-я  ред.
1870, "Далибор", 1868, "Либуше",  1872,  пост.  1881,  "Поцелуй",  1876,
"Тайна", 1878)  и  вслед  за  ним  А.  Дворжак  ("Ч„рт  и  Кача",  1899,
"Русалка",  1901);  в  Польше  выдающуюся  роль  сыграл   С.   'Мо-нюшко
["Галька", 1848, нов. ред. 1858, "Зачарованный замок" ("Страшный двор"),
1865]; в Венгрии - Ф. Эр-келъ ("Ласло Хуньяди", 1844, "Банк-бан", 1861).
   Лучшим произв. мировой  оперной  классики  свойственны  народность  и
реализм, единство  глубокого  содержания  и  совершенной  художественной
формы, нац. определ„нность музыки,  связь  с  народным  творчеством,передовой обществ,  мыслью.  Эти  качества  в  высокой  степени  присущи
классич.  рус.  О.,  основоположником  к-рой  явился   М.   И.   Глинка.
Нар.-песенная основа рус. классич. О.  прида„т  ей  черты  неповторимого
своеобразия. Многогранно использовано в ней богатство художеств. средств
и  форм  муз.  драматургии;  типическая  определ„нность   и   выпуклость
индивидуальных образов сочетаются с широко  выписанными  картинами  нар.
жизни, с историч. и социальным фоном действия.
   В 1-й пол. 19 в.  рус.  доклассич.  оперное  творчество  представлено
именами  композиторов  С.  И.  Давыдова,  К.  А.  Кавоса,  затем  А.  Н.
Верстовского ("Аскольдова могила",  1835).  Оперы  Глинки  -  гениальные
эпопеи из жизни народа - знаменовали начало  нового  периода  в  истории
рус. муз. т-ра и  явились  крупнейшим  завоеванием  мирового  реалистич.
оперного иск-ва ("Иван Сусанин", 1836, "Руслан и Людмила",  1842).  Рус.
композиторы-классики   создали   высокопатриотич.    оперные    произв.,
новаторски  воплотившие  темы  историч.  судеб  родины,  взаимоотношения
народа и государства, борьбы с социальным  угнетением,  протеста  против
насилия над личностью. Первой рус. социально-бытовой муз. драмой явилась
опера А. С.  Даргомыжского  "Русалка"  (1856),  остро  выдвинувшая  тему
сословного неравенства. Подъ„м революц.-демократии. движения 60-х гг. 19
в. определил направление деятельности композиторов  Могучей  кучки":  На
протяжении последующих десятилетий на сцене появляются  шедевры  рус.  и

Страницы: «« « 1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688   1689  1690   1691   1692   1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия