Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 » »» "Петушок" (соч. 1941), "Топтыгин и лиса" (соч. 1943), "Несмеяна-царевна" (соч. 1947), "Морозко" (1950, Большой т-р, Т-р оперы и балета им. Кирова) и др. На сюжеты нар. сказок сочинили свои оперы М. В. Иорданский - "Сказка про репку" (соч. 1946), "Колобок" (соч. 1955); Б. Д. Гибалин - "Колобок" (соч. 1938), "Кот, петух и лиса" (соч. 1942), "О глупом мышонке" (соч. 1944), "Ал„нушка" (соч. 1945); Т. И. Сотников - "Колобок" (1950, Ростов-на-Дону); Р. Пяте - "Хитрый Антс" (1964, Вильнюс), и др. авторы. По нар. сказке "Волк и семеро козлят" написали оперы Г. И. Компанейц (1939, Киев) и М. В. Коваль (1949, Ташкент). По мотивам сказок Пушкина написаны оперы: "Сказка о м„ртвой царевне и о семи богатырях" Красевым (соч. 1924), Ю. Л. Вейс-берг (1941, Ленинград), А. А. Котилко (1947, Саратов), М. Я: Черняком (соч. 1947), В. Н. Цыбиным (1949, Пушкино), "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А. Половин-киным (1935, Москва). В основу опер "Мойдодыр" В. Н. Кочетова (1935, Москва), Ю. А. Левитина (соч. 1955), "Муха-цокотуха" Красева (соч. 1952) легли одноим. произв. К. И. Чуковского, а оперы "Гуси-лебеди" Вейсберг (1937, Москва), "Теремок" Красева (соч. 1942), "Терем-теремок" И. С. Польского (1950, Харьков) и "Кошкин дом" П. П. Вальгардта (1961, Омск) написаны на либр. С. Я, Маршака. Наряду со сказочными персонажами героями О. д. д. все чаще бывают пионеры: "Непрошенные гости" А. Букия (1950, Тбилиси), "В лучах солнца" А. Тер-Гевондяна (соч. 1950), "Кост„р" Ю. Геворкяна (1959, Ереван). Подвигу пионера Павлика Морозова поев. одноим. опера Красева (1953, Москва). В опере "Сер„жа Костриков" А. С. Розанова (1940, Кировск) воссозда„тся образ юного С. М. Кирова. Среди О. д. д.: "Культпоходный тир" Кочетова (1929, Москва), "Эльза Штраус" О. А. Сандлера (1938, Киев), "Звери" А. Н. Соколова-Камина (соч. 1933), "Три толстяка" В. И. Рубина по о. п. Ю. Н. Олеши (1957, Саратов), "Зимняя сказка" Э. Каппа (1959, Тарту) и др. О. д. д. ставятся на сценах крупных оперных т-ров, во дворцах культуры, муз. уч. заведениях, школах и дет. садах, передаются по радио и телевидению. О. д. д. создаются и в др. странах: "Метелица" К. Фемель, "Кот и кошечка" 3. Тифензе - в ГДР, "Иванушкино счастье" О. Острчила, "Мальчики" Кржички - в ЧССР, "Кот в сапогах" К. Траилеску - в Румынии, "Вербовщики", "Маленький трубочист" А. Буша, "Давайте играть в оперу" Б. Бриттена - в Англии, "‚ж-жених", "Человек с луны" Ц. Бресгена- в ФРГ и др. Лит.: Бахтин Н., Обзор детских опер, П., 1915; История русской советской музыки, т. 2, M., 1959, с. 295-96, т. 4, M., 1963, с.401-03; Фаддеева И., О детских опе-рах, в сб.: Пионерский муз. театр, сб. 14, M., 1961, с. 7-14; Кабалевский Д., Сац Н., Нужен музыкальный театр для детей, "Правда", 1962, 28 февр.; Сац Н., У немецких пионеров, "Сов. музыка", 1964, ј 10; Губайдул-л и н а С., Леонтьева О., Новые издания для детей, там же, 1959. ј 11. Ал. Г. ОПЕРА КОМИК (франц. opera comique - комическая опера) - жанр франц. муз. театра. Сформировался в 18 в. из ярмарочных комедий с песенками; выражал идеалы "третьего сословия". В отличие от оперы-буффа, для О. к. было характерно сочетание муз. номеров с разговорными диалогами. Первую О. к. написал Ж. Ж. Руссо ("Деревенский колдун", 1752). Развитию жанра О. к. способствовало творчество Э. Дуни ("Два охотника и молочница", 1763, "Фея Ургела, или Что приятно дамам", 1765, "Жнецы", 1768) и особенно Ф. Филидора ("Сапожник Блэз", 1759, "Кузнец", 1761, "Том Джонс", 1765). Крупнейшие представители этого жанра в предреволюц. эпоху насытили его актуальным содержанием и серь„зными чувствами - П. Монсиньи ("серь„зные комедии" "Король и фермер", 1762, "Дезертир", 1769, комедия-феерия "Прекрасная Арсена", 1773),А. Гретри ("Люсиль", 1769, "Суд Мидаса", 1778), в творчестве к-рого О. к. приобретает романтич. направленность и особую яркость. В 19 в. жанр О. к. достиг расцвета и обогатился новыми чертами в творчестве Ф. Буалъдъ„ (романтич. О. к. "Белая дама", 1825), Д. Обера ("Бронзовый конь", 1831, "Фра-Дьяволо", 1830), Ф. Герольда ("Цампа", 1831), А. Адана, Ф. Галеви, после чего был постепенно вытеснен опереттой. Лит.: Ля ЛорансиЛ.де, Французская комическая опера XVIII в., пер. с франц., М., 1937; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940, с. 520-22, 524-44. Р. Л. "ОПЕРА КОМИК", Театркомической оперы (Theatre de l'Opera Comique),-франц. муз. т-р. Осн. в 1715 в Париже как врем. т-р на Сен-Жерменской ярмарке, закрыт в 1745. Вновь открытый в 1752, т-р "О. к." был в 1762 слич с т-ром "Комеди Италъ-ент\ с 1783 наз. т-р "Фа-вар". В 1801 т-р "Фаварх" объединился с т-ром "Фей-до" и получил назв."О.к.". В т-ре "О. к." исполнялись муз. произв. жанра опера комик. На сцене "О. к." были пост. оперы А. Доверия, Ш. Фавара, П. Монсиньи, Ф. Филидора; в 80-90-х гг. 18 в. ставились оперы Э. Н. Ме-гюля, Н. Далейрака, П Бертона, А. Гретри. С 1806 т-р стал государственным. В первой трети 19 в. в т-ре шли оперы Ф. А. Буальдь„ ("Жан Парижский", 1812, "Белая дама", 1825), Д. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830), Ф. Герольда ("Цампа", 1831), А. Адана ("Почтальон из Лонжюмо", 1836). В 1846 исполнена драм. легенда "Осуждение Фауста" Г. Берлиоза под упр. автора. В 1875 здесь была впервые пост. "Кармен" с С. Галли-Марье в загл. роли. Т-р активно поддерживал новые направления в музыке: на его сцене были осуществлены первые пост. "Лакме" (1883); "Манон" (1884) Массне, "Король города Из" Лало (1888). На рубеже 19-20 вв. в спектаклях "О. к." проявились натуралистич. тенденции - спектакли "Осада мельницы" Брюно (1893), "Луиза" Шарпантье (1900). В 1902 под рук. дириж„ра А. Мессаже пост. опера "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси, означавшая новый этап в истории французской оперы. Здесь были пост.: "Ариана и Синяя Борода" Дюка 1907), "Испанский час" (1911), "Дитя и чары" (1926) Равеля, "Пенелопа" Форе (1919), оперы Р. Штрауса, Дж. Пуч-чини, П. Масканьи, Д. Мийо, Ж. Ибера, А. Русселя. После 2-й мировой войны т-р осуществил пост. опер "Сосцы Тиресия" (1947), "Человеческий голос" (1959) Пуленка, "Фарс об адвокате Патлене" Барро (1948), "Похождения повесы" Стравинского (1953), "Долорес" Жоливе (1961). На сцене т-ра ид„т и классика (в т. ч. оперы Чайковского, Римского-Корсакова). Самостоят. балетные пост. в "О. к." осуществляются с нач. 20 в. С 1934 балетмейстером "О. к." был К. Черкас из труппы С. П. Дягилева, к-рый пост. балеты на музыку Мийо ("Провансальская сюита", 1938), Равеля ("Павана" и "Вальс", 1946). В 1950 Л. Мясин возобновил в "О. к." ряд балетов из репертуара "Рус. балета С. Дягилева". Лит.: Р о л л а н Р., Очерк муз. развития Парижа начиная с 1870 года, Собр. соч., т. XVI, Л., 1935; Франц. музыка второй половины XIX века. Страницы: «« « 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |