Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691   1692  1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702  » »»

"Петушок" (соч. 1941), "Топтыгин и лиса" (соч. 1943), "Несмеяна-царевна"
(соч. 1947), "Морозко" (1950,  Большой  т-р,  Т-р  оперы  и  балета  им.
Кирова) и др. На сюжеты нар. сказок сочинили свои оперы М. В. Иорданский
- "Сказка про репку" (соч. 1946), "Колобок" (соч. 1955); Б. Д. Гибалин -
"Колобок" (соч. 1938), "Кот,  петух  и  лиса"  (соч.  1942),  "О  глупом
мышонке" (соч. 1944), "Ал„нушка" (соч. 1945); Т. И. Сотников - "Колобок"
(1950, Ростов-на-Дону); Р. Пяте - "Хитрый Антс" (1964, Вильнюс),  и  др.
авторы. По нар. сказке "Волк и  семеро  козлят"  написали  оперы  Г.  И.
Компанейц (1939, Киев) и М. В. Коваль (1949, Ташкент). По мотивам сказок
Пушкина написаны оперы: "Сказка о м„ртвой царевне и  о  семи  богатырях"
Красевым (соч. 1924), Ю. Л. Вейс-берг (1941, Ленинград), А.  А.  Котилко
(1947, Саратов), М. Я:  Черняком  (соч.  1947),  В.  Н.  Цыбиным  (1949,
Пушкино), "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А. Половин-киным (1935,  Москва).
В основу опер "Мойдодыр" В. Н. Кочетова (1935, Москва), Ю.  А.  Левитина
(соч. 1955), "Муха-цокотуха" Красева (соч. 1952) легли  одноим.  произв.
К.  И.  Чуковского,  а  оперы  "Гуси-лебеди"  Вейсберг  (1937,  Москва),
"Теремок" Красева (соч. 1942), "Терем-теремок" И.  С.  Польского  (1950,
Харьков) и "Кошкин дом" П. П. Вальгардта (1961, Омск) написаны на  либр.
С. Я, Маршака.
   Наряду со сказочными персонажами героями О. д.  д.  все  чаще  бывают
пионеры: "Непрошенные гости" А. Букия (1950, Тбилиси), "В лучах  солнца"
А. Тер-Гевондяна (соч. 1950),  "Кост„р"  Ю.  Геворкяна  (1959,  Ереван).
Подвигу пионера Павлика Морозова  поев.  одноим.  опера  Красева  (1953,
Москва). В опере "Сер„жа  Костриков"  А.  С.  Розанова  (1940,  Кировск)
воссозда„тся образ юного С. М. Кирова. Среди О. д. д.:
   "Культпоходный тир" Кочетова (1929, Москва),  "Эльза  Штраус"  О.  А.
Сандлера (1938, Киев), "Звери" А. Н. Соколова-Камина (соч.  1933),  "Три
толстяка" В. И. Рубина по о. п. Ю. Н.  Олеши  (1957,  Саратов),  "Зимняя
сказка" Э. Каппа (1959, Тарту) и др. О. д. д. ставятся на сценах крупных
оперных т-ров, во дворцах культуры, муз. уч. заведениях, школах  и  дет.
садах, передаются по радио и телевидению. О. д. д.  создаются  и  в  др.
странах: "Метелица" К. Фемель, "Кот и  кошечка"  3.  Тифензе  -  в  ГДР,
"Иванушкино счастье" О. Острчила, "Мальчики" Кржички - в  ЧССР,  "Кот  в
сапогах" К. Траилеску - в Румынии, "Вербовщики",  "Маленький  трубочист"
А. Буша, "Давайте играть в оперу" Б. Бриттена -  в  Англии,  "‚ж-жених",
"Человек с луны" Ц. Бресгена- в ФРГ и др. Лит.: Бахтин Н., Обзор детских
опер, П., 1915;
   История русской советской музыки, т. 2, M., 1959, с.  295-96,  т.  4,
M., 1963, с.401-03; Фаддеева И., О детских опе-рах,  в  сб.:  Пионерский
муз. театр, сб. 14, M., 1961, с. 7-14;
   Кабалевский Д., Сац Н., Нужен музыкальный театр для детей,  "Правда",
1962, 28 февр.; Сац Н., У немецких пионеров, "Сов. музыка", 1964, ј  10;
Губайдул-л и н а С., Леонтьева О., Новые  издания  для  детей,  там  же,
1959. ј 11. Ал. Г.
   ОПЕРА КОМИК (франц. opera comique - комическая опера) -  жанр  франц.
муз. театра. Сформировался в 18 в. из ярмарочных  комедий  с  песенками;
выражал идеалы "третьего сословия". В отличие от оперы-буффа, для О.  к.
было характерно сочетание муз. номеров с разговорными диалогами.  Первую
О. к. написал Ж. Ж. Руссо ("Деревенский колдун", 1752).  Развитию  жанра
О. к. способствовало творчество Э. Дуни  ("Два  охотника  и  молочница",
1763, "Фея Ургела, или  Что  приятно  дамам",  1765,  "Жнецы",  1768)  и
особенно Ф.  Филидора  ("Сапожник  Блэз",  1759,  "Кузнец",  1761,  "Том
Джонс", 1765). Крупнейшие представители этого жанра в предреволюц. эпоху
насытили его актуальным содержанием и серь„зными чувствами - П. Монсиньи
("серь„зные  комедии"  "Король  и  фермер",  1762,   "Дезертир",   1769,
комедия-феерия "Прекрасная Арсена",  1773),А.  Гретри  ("Люсиль",  1769,
"Суд Мидаса", 1778), в творчестве к-рого  О.  к.  приобретает  романтич.
направленность и особую яркость. В 19 в. жанр О. к.  достиг  расцвета  и
обогатился новыми чертами в творчестве  Ф.  Буалъдъ„  (романтич.  О.  к.
"Белая дама", 1825), Д. Обера ("Бронзовый  конь",  1831,  "Фра-Дьяволо",
1830), Ф. Герольда ("Цампа", 1831), А. Адана, Ф. Галеви, после чего  был
постепенно вытеснен опереттой.
   Лит.: Ля ЛорансиЛ.де, Французская комическая опера XVIII в.,  пер.  с
франц., М., 1937; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789
года, М.-Л., 1940, с. 520-22, 524-44. Р. Л.
   "ОПЕРА   КОМИК",   Театркомической   оперы   (Theatre   de    l'Opera
Comique),-франц. муз. т-р. Осн.  в  1715  в  Париже  как  врем.  т-р  на
Сен-Жерменской ярмарке, закрыт в 1745. Вновь открытый в  1752,  т-р  "О.
к." был в 1762 слич с т-ром "Комеди Италъ-ент\ с 1783 наз. т-р "Фа-вар".
В 1801 т-р "Фаварх" объединился с т-ром "Фей-до" и получил  назв."О.к.".
В т-ре "О. к." исполнялись муз. произв. жанра опера комик. На сцене  "О.
к." были пост. оперы А. Доверия, Ш. Фавара, П. Монсиньи, Ф. Филидора;  в
80-90-х гг. 18 в.  ставились  оперы  Э.  Н.  Ме-гюля,  Н.  Далейрака,  П
Бертона, А. Гретри. С 1806 т-р стал государственным. В первой  трети  19
в. в т-ре шли оперы Ф. А. Буальдь„ ("Жан Парижский", 1812, "Белая дама",
1825), Д. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830), Ф. Герольда ("Цампа",  1831),  А.
Адана ("Почтальон из Лонжюмо", 1836). В  1846  исполнена  драм.  легенда
"Осуждение Фауста" Г. Берлиоза  под  упр.  автора.  В  1875  здесь  была
впервые пост. "Кармен" с  С.  Галли-Марье  в  загл.  роли.  Т-р  активно
поддерживал новые направления в музыке: на его сцене  были  осуществлены
первые пост. "Лакме" (1883);
   "Манон" (1884) Массне, "Король города  Из"  Лало  (1888).  На  рубеже
19-20 вв. в спектаклях "О.  к."  проявились  натуралистич.  тенденции  -
спектакли "Осада мельницы" Брюно (1893),  "Луиза"  Шарпантье  (1900).  В
1902 под рук. дириж„ра А. Мессаже  пост.  опера  "Пеллеас  и  Мелизанда"
Дебюсси, означавшая новый этап в истории французской оперы.  Здесь  были
пост.: "Ариана и Синяя Борода" Дюка 1907), "Испанский час" (1911), "Дитя
и чары" (1926) Равеля, "Пенелопа" Форе (1919),  оперы  Р.  Штрауса,  Дж.
Пуч-чини, П. Масканьи, Д. Мийо, Ж. Ибера, А. Русселя. После 2-й  мировой
войны т-р осуществил пост. опер "Сосцы  Тиресия"  (1947),  "Человеческий
голос"  (1959)  Пуленка,  "Фарс  об  адвокате  Патлене"  Барро   (1948),
"Похождения повесы" Стравинского (1953),  "Долорес"  Жоливе  (1961).  На
сцене   т-ра   ид„т   и   классика   (в   т.   ч.   оперы   Чайковского,
Римского-Корсакова). Самостоят. балетные пост. в "О. к."  осуществляются
с нач. 20 в. С 1934 балетмейстером "О. к." был К. Черкас из труппы С. П.
Дягилева, к-рый пост. балеты на  музыку  Мийо  ("Провансальская  сюита",
1938), Равеля ("Павана" и "Вальс", 1946). В 1950 Л. Мясин  возобновил  в
"О. к." ряд балетов из репертуара "Рус. балета С. Дягилева".
   Лит.: Р о л л а н Р., Очерк муз. развития Парижа начиная с 1870 года,
Собр. соч., т. XVI, Л., 1935; Франц. музыка второй  половины  XIX  века.

Страницы: «« « 1684   1685   1686   1687   1688   1689   1690   1691   1692  1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия