Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1687   1688   1689   1690   1691   1692   1693   1694   1695  1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705  » »»

женихе" как в  Австрии  ("Граф  Люксембург"  Легара,  "Принцесса  цирка"
Кальмана и др.), так  и  в  СССР  ("Холопка"  Стрельникова).  Аналогично
развивалось творчество К. Цел-лера, автора популярных оперетт  "Продавец
птиц" (1891) и "Мартин-рудокоп" (1894).
   В творчестве Ф. Зуппе нар.-муз.  традиции  соединялись  с  элементами
франц. и итал. оперы (Доницетти, Россици,  Верди).  Крупная  муз.  форма
сближает его произв. с  комич.  операми,  для  них  характерны  сложные,
развитые ансамбли, большие хоры, разв„рнутые финалы. Лучшие соч. Зуппе -
"Фатиница" (1876), "Боккаччо" (1879), "Донна Жуанита" (1880) -  заложили
основу австр. классич. оперетты, поставили  е„  в  один  ряд  с  произв.
оперного жанра.
   Крупнейший композитор  австр.  оперетты  И.  Штраус-сын  обратился  к
опереточному жанру, будучи  уже  широкоизвестным  автором  танц.  музыки
симф. плана. Танц. ритмы (венский вальс,  полька,  кадриль,  чардаш)  он
соединял с бытовой  песенной  музыкой  Австрии.  Своеобразное  сочетание
венского вальса и венг. чардаша после Штрауса стало характерным для всей
австр. нац. школы О. Из 16 оперетт Штрауса многие не удержались на сцене
из-за слабого либретто. Но музыка оперетт И.  Штрауса  была  чрезвычайно
популярной, отличаясь полн окровн  остью,  оптимизмом,  острым  чувством
современности, близостью к нар. австр. музыке, даже в тех случаях, когда
избираемые им сюжеты были далеки от австр. действительности.  В  историю
мировой О. вошли его "Летучая  мышь"  (1874),  "Вес„лая  война"  (1881),
"Ночь в Венеции"  (1883),  "Цыганский  барон"  (1885)  и  др.  оперетты.
Существ. роль в становлении австр. нац. О. сыграли либреттисты Р.  Жене,
Ф. Целль, И. Шнитцер.
   В нач. 20 в. в австр. О. утверждается т. н. нововенское  направление,
родоначальником  к-рого  считается  венг.  композитор  Ф.  Легар.  Легар
изображает б.ч. жизнь верхних слоев - аристократов, офицеров и  богачей,
"полусвета", артистов. В основе сюжета мн. оперетт лежит т. н. мезальянс
- любовь героя и героини, принадлежащих к разным слоям общества. Во всех
случаях  конфликт  улаживается  с  нереальной  л„гкостью,  а  социальные
противоречия по существу снимаются. Возникновение и  развитие  взаимного
чувства героев, преодолевающих  множество  преград,  составляет  ведущую
линию муз.-сценич.  действия,  внося  в  него  напряж„нный  драматизм  и
одновременно известную  сентиментальность,  мелодраматичность.  Варьируя
один   и   тот   же   сюжетный   мотив,   обходя   реальные    жизненные
конфликты,-произв. Легара объективно  пропагандируют  идею  "социального
мира". В музыке Легара решающую роль приобретают танц.  ритмы,  особенно
вальс; даже серь„зные лирич. и драматич. ситуации разв„ртываются на фоне
танца. Таковы лучшие "танц. оперетты" Легара - "Вес„лая  вдова"  (1905),
"Граф Люксембург" (1909), "Цыганская любовь" (1910).  На  позднем  этапе
творчества произв. Легара  приближаются  к  муз.  лирич.  драме  (т.  н.
"легариады").
   Традиции Легара продолжали О. Штраус, Г. Рейн-хардт,  Э.  Эйслер,  Л.
Фалль. В их творчестве нововенская  школа  подтвердила  себя  как  жанр,
избегающий актуальных тем и  замыкающийся  в  рамках  лирич.  комедии  с
буффонными эпизодами, поев. жизни "высшего света". Стандартность сюжетов
и ситуаций,  однотипность  героев  приводили  к  штампам  в  исполнении:
артисты,  ограниченные  канонич.  амплуа,  по  сути  играли   в   разных
спектаклях  одни  и  те  же  роли.  Спектакли   нововенской   О.   часто
преследовали чисто коммерч. успех, в т. ч. и вне пределов Австрии.
   Самым выдающимся среди последователей Легара был венг. композитор  И.
Кальман. Развивая традиционное направление нововенской школы, композитор
вносит в него черты серь„зной драмы. В его опереттах комедийная  интрига
обычно   поручается   второстепенным   персонажам   (комики,   простаки,
субретки),  на  первом  плане  находится  подч„ркнуто  драматич.  центр,
конфликт. Произв. Кальмана - мелодрамы-буфф, с комедийной развязкой; для
характеристики  гл.  персонажей,  их   чувств   Кальман   изобретательно
использует  лейтмотивы,  развивая  и  видоизменяя  их.  В   его   музыке
органически сочетаются темы гор. попевок,  австр.  нар.  танцев,  новых,
совр. форм (фокстрот, танго и др.), венг. нар. мелодии. Хотя сюжетика  у
него стала ещ„ более ограниченной и стандартной, чем  у  Легара,  лучшие
произв. Кальмана - "Цыган-премьер" (1912), "Сильва"  ("Княгиня  Чардаш",
1915), "Фея  карнавала"  (1917),  "Графиня  Марица"  (1924),  "Принцесса
цирка" (1926) - по богатству муз. развития и высокой сценичности явились
вершиной нововенской школы. Особое место занимает лирич.  драма  "Фиалка
Монмартра" (1931),  являющаяся  своеобразной  парафразой  оперы  Пуччини
"Богема" (также на  сюжет  А.  Мюрже).  В  др.  странах  О.  развивалась
обособленно от осн. историч. путей этого жанра. В Англии,  где  работали
композиторы А. Салливен ("Микадо", 1885) и С. Джонс ("Гейша", 1897), она
вскоре сомкнулась с мюзик-холлом, элементы иск-ва к-рого  обнаруживаются
уже в "Микадо" и "Гейше". В США с конца 19 в. идут поиски  особых  путей
развития муз .-комедийного т-ра,  к-рые  связаны  с  творчеством  А.  В.
Герберта ("Нильский волшебник", 1895). Уже в нач. 20 в.  появились  т-ры
т. н. "музыкальной комедии", к-рые строили  свой  репертуар  на  произв.
амер. либреттистов и композиторов. Из числа последних выделяется  Дж.  Г
ерш-вин, автор оперы "Порги и  Бесс"  (1935),  близкой  по  особенностям
сюжетики и  муз.  драматургии  к  О.  Вскоре  этот  новый  жанр  получил
наименование  "мьюзикал"-  муз.-синтетич.   жанр,   вбирающий   в   себя
многообразные традиции оперы, О., водевиля, фарса, нар. бурлеска и т. п.
Характерной особенностью лучших произв. типа "мьюзикал"  является  опора
на популярные драм. произв., романы, повести, сюжеты  фильмов  и  т.  п.
Авторы  "мьюзикал"   обращаются   к   творчеству   Шекспира,   Вольтера,
инсценируют произв. Дж. Стейнбека, Л. Хелман. Комедийные  черты  в  этом
жанре ослабевают или вовсе не присутствуют. Среди известных  "мьюзикал":
"Оклахома"  Роджерса  (1943),  осн.  на  нар.  напевах  амер.  фермеров,
"Поцелуй меня, Кэт" Портера (по мотивам комедии  "Укрощение  строптивой"
Шекспира, 1948), "Моя прекрасная леди" Лоу (на сюжет  "Пигмалиона"  Шоу,
1956), "Вестсайдская история" Бернстайна  (на  совр.  сюжет  по  мотивам
"Ромео  и  Джульетты"  Шекспира).  Широкое   распространение   имеет   и
"мьюзикал" типично коммерч.,  "бродвейского"  характера,  смыкающийся  с
фарсом и низкопробной эстрадой. В 20-х гг.  делались  попытки  развивать
традиции зап.-европ. О. на сюжетах, близких амер. аудитории  ("Роз-Мари"
Фрим-ля и Стотхарта, 1924, использовавшая индейский  фольклор),  но  эти
опыты широкого развития не получили.
   О. в России. Первой О., пост. на рус. сцене, была "Прекрасная  Елена"
Оффенбаха (1868, Александрийский т-р). Оригинальных отечеств. О. до Окт.
революции почти не было.  Немногие  пост.:  "Цыганские  песни  в  лицах"
(1877) и  "Русские  романсы  в  лицах"  (1885)  Куликова,  "Хаджи-Мурат"
Деккер-Шенка  (1887),  "Змейка"  Шпачека,  "Ночь  любви"  Валентинова  и

Страницы: «« « 1687   1688   1689   1690   1691   1692   1693   1694   1695  1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия