Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732   1733   1734  1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744  » »»

   В последней трети 19  в.  европ.  П.  развивалась  преим.  на  сценах
мюзик-холлов. Во Франции сформировалась т. н. марсельская школа во главе
с Л. Руф-фом. В Англии в эти же годы выступали Д.  Лейно  и  Л.  Тич.  В
труппе Ф. Карно начал творч. деятельность Ч. Чаплин. В Германии  в  нач.
20 в. в творчестве мн. режисс„ров и балетмейстеров П. отводилось значит,
место (Г. Фукс, М. Рейнхардт, Э. Жак-Далькроз, М. Вигман и др.).
   В России П. входила в состав мн. нар. игр (святочных,  масленичных  и
др.) и обрядов (сватовство, свадьба и др-). В 19 в. П.  занимала  видное
место в балаганных театрах и цирках. В 10-х гг. 20  в.  возникает  форма
драматич. П., е„ разрабатывали режисс„ры К. А Марджанишвили  (Марджанов)
("Слезы"), Н- Н. Евреинов ("Суму рун", "4 мертвеца Фиаметты" и др.,  т-р
"Кривое зеркало"), В. Э. Мейерхольд ("Шарф Коломбины"  по  А.  Шницлеру,
1910), А. Я. Таиров ("Покрывало  Пьеретты"  Шницлера  на  муз.  Донаньи,
1913; "Духов день в Толедо" Кузмина" 1915; "Ящик с  игрушками"  на  муз.
Дебюсси, 1917). В нек-рых спектаклях (напр., спектакли Камерного т-ра  с
участием А. Г. Коонен, H. M. Церетели и др.) наметились осн. особенности
рус., позднее сов. школ П., стилизация  и  условность,  характерная  для
зап. школы, уступили в них место стремлению выразить  человеч.  чувства,
показать разл. психологич. детали через точную  пластич.  характеристику
образа.
   П., так же как лит-ра и т-р, имеет  разл.  жанры  и  виды:  трагедия,
драма, бытовая новелла, памфлет, фельетон, сказка,  миф,  поэма,  лирич.
стихотворение  и  др.  П.  может  иметь   форму   эстрадной   миниатюры,
исполняемой  одним  акт„ром,  и  многоактного   спектакля   с   развитым
законченным драматургич. сюжетом, бо.лыпим числом участников и  др.  Как
законченный эпизод П. встречается в драме, опере,особенно часто в балете
и  цирке.  В  П.  акт„р,   возбуждая   фантазию   зрителей   и   вызывая
соответствующие  ассоциации,  может  не  только  передать   определ„нную
сценич. ситуацию, но и достичь философских обобщений ("Лошадь" Барро, "В
мастерской масок" Марсо, "Жизнь  человека"  Фиалки,  "Идея"  Р.  Лигера,
"Олени и охотник" и "Жемчужина" в пост. А. А. Румнева и др.). В П. акт„р
может исполнять неск. ролей, разыгрывать целую пьесу  (напр.,  "Давид  и
Голиаф" Марсо, "Слон и удав"  инд.  танцовщика  Кунджу  Курупа  и  др.).
Пользуясь  средствами  пластич.  выразительности,  акт„р  в   П.   может
изображать растение (инд. танцовщик Гопи-натх), дерево ("Жизнь  дерева",
чеш. акт„р Фиалка), птицу, животное ("Лошадь", франц. акт„р Барро;
   "Хирургия" по Чехову, пост.  Румнева  др.),  создать  иллюзию  ветра,
дождя, бури и др. ("Против ветра" Марсо) и др.
   Иногда П. сопровождается музыкой, ритмич. аккомпанементом,  пением  и
даже декламацией. Такой вид П. получил распространение в странах Азии -
   Индии, Индонезии, Китае, Японии и др.  С  древнейших  врем„н  в  этих
странах П. является осн. видом театр. представлений. Исполнители  обычно
подчинялись строго  регламентированной  системе  жестов  и  телодвижений
(мудра и др.). Традиции древних П. сохранились в странах Азии  до  наст.
времени. Однако с 50-х гг. в нек-рых странах Азии наблюдается  тенденция
отражения в П. современности ("Триумф мира"- Цейлон, "Ритм Жизни", "Люди
и машины" - Индия).
   Совр.  иск-во  П.  различает  два  вида  П.:  иск-во  т.  н.   "мима"
(теоретически и практически разработан во Франции Э. Декру совм. с Барро
и Марсо), в к-ром действует  только  один  акт„р,  и  второй  вид  П.  -
представление со всеми аксессуарами театр. спектакля (много  участников,
музыка, декорации и др.). Акт„ры Л. Фиалка и Г. Томашевский  (Польша)  в
своих т-рах используют оба вида П.  В  Сов.  Союзе  наибольшее  развитие
получила  П.-спектакль  с  развитой  драматургией.  Это  роднит   П.   с
реалистич. традициями рус. т-ра.
   Лит.: Мейерхольд В., О театре, СПБ, 1912; Т а и-р  о  в  А.,  Записки
режиссера, [M.], 1921; Н о в е p p Ж. Ж. Письма о танце, пер. с  франц..
Л., 1927; Саду л ь Ж. Жизнь Чарли, Гпер. с франц.], M., 1955; БояджиевГ.
Театральный Париж сегодня, M., 1960; Славский Р.,  Искусство  пантомимы,
M., 1962; Б а рроЖ. Л., Размышления о театре, пер. с франц.,  M.,  1963;
Балвант Гарги, Театр и танец Индии, пер. с инд., M., 1963; P у м н  е  в
А.,  О  пантомиме,  М.,  1964;   Kalvadova-Sis   VaniS.,   Schuler   des
Birngartens, Praha, 1956; D о г с у I., A la rencontre  de  la  mime....
P., 1958; Barranet J.-L., De l'art du geste, [P.], 1962; Н а х С h..  Le
geste, [P.], [1961]; D е с-rou E., Paroles sur la  mime.  P.,  1964.  А.
Рим.
   ПАНТОМИМА  цирковая  -  назв.  тематич.  сюжетного  представления.  В
цирковых П., наряду  с  мимич.  сценами,  используется  текст  (диалоги,
монологи),   представление   насыщается   цирковыми   трюками,   феерич.
эффектами. На арене лондонского цирка Аст-лея в конце 18 в.  и  особенно
парижского цирка Фран-кони в нач. 19 в. развитие получает постановочная,
батальная, романтич. П., в к-рой гл. внимание уделяется конным сценам  и
феерич. эффектам. В период утверждения диктатуры  Наполеона  I  в  цирке
Фран-кони  ставятся  романтич.  П.,  возвеличивающие  сильную   личность
("Смерть капитана Кука",  "Фра-Дья-воло",  "Мазепа"  и  др.).  Особенный
успех имели П., прославляющие Францию  и  ведущиеся  ею  войны  ("Победа
Виллара", "Конде, или  Победа  при  Рокруа"  и  др.).  Йостепенно  в  П.
включались и разговорные сцены. В 30-е гг. 19 в. прославление Франции  и
гл. обр.  Наполеона  в  цирковой  П.  усиливается,  в  то  же  время  П.
приобретает       мелодраматич.       направленность       ("Аустерлиц",
"Республика,империя и сто дней", "Египетские пирамиды" и др.). Наличие в
представлениях большого количества разговорных сцен привело к тому,  что
действие часто переносилось с  арены  на  сцену  (на  арене  шли  только
батальные конные эпизоды).
   С'конца 19 в. ставились детские П. В 1873 в цирке Э. Ренца в Берлине,
в 1875 в цирке Г. Чинизелли в Петербурге  шла  П.-балет  "Золушка",  все
роли в к-рой исполняли дети, в 1882 у Чинизелли - "Тысяча и одна  ночь".
Ставились также П.-дивертисменты, включающие  танцы:  "Русская  свадьба"
(1884), "Парижская жизнь" (1897) - в Петерб. цирке Чинизелли и  др.  При
пост. цирковой П. арена заполнялась водой (в 1886 в  Париже  был  открыт
цирк со спец. устройством для пост. представлений на воде). В нач. 19 в.
"обстановочные"  П.  шли  в  берлинском  цирке  П.  Буша.  Мн.  из   них
пропагандировали колониальные империалистич.  устремления  крупной  нем.
буржуазии ("В Юго-Восточной Африке", "Сибирь" и др.). В конце  19  в.  в
США в цирках Буффало Билла ставились П. из жизни пионеров освоения амер.
материка, при этом индейцы изображались жестокими и вероломными, а белые
завоеватели   смелыми    и    благородными.    П.,    пропагандировавшие
империалистич. устремления рус. буржуазии, шли в 1914-17 в  моск.  цирке
Никитиных: "Русские герои на Карпатах..." и др.
   Иную направленность и широкое развитие получила П. в сов. цирке.Уже в

Страницы: «« « 1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732   1733   1734  1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742   1743   1744  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия