Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 » »» В последней трети 19 в. европ. П. развивалась преим. на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась т. н. марсельская школа во главе с Л. Руф-фом. В Англии в эти же годы выступали Д. Лейно и Л. Тич. В труппе Ф. Карно начал творч. деятельность Ч. Чаплин. В Германии в нач. 20 в. в творчестве мн. режисс„ров и балетмейстеров П. отводилось значит, место (Г. Фукс, М. Рейнхардт, Э. Жак-Далькроз, М. Вигман и др.). В России П. входила в состав мн. нар. игр (святочных, масленичных и др.) и обрядов (сватовство, свадьба и др-). В 19 в. П. занимала видное место в балаганных театрах и цирках. В 10-х гг. 20 в. возникает форма драматич. П., е„ разрабатывали режисс„ры К. А Марджанишвили (Марджанов) ("Слезы"), Н- Н. Евреинов ("Суму рун", "4 мертвеца Фиаметты" и др., т-р "Кривое зеркало"), В. Э. Мейерхольд ("Шарф Коломбины" по А. Шницлеру, 1910), А. Я. Таиров ("Покрывало Пьеретты" Шницлера на муз. Донаньи, 1913; "Духов день в Толедо" Кузмина" 1915; "Ящик с игрушками" на муз. Дебюсси, 1917). В нек-рых спектаклях (напр., спектакли Камерного т-ра с участием А. Г. Коонен, H. M. Церетели и др.) наметились осн. особенности рус., позднее сов. школ П., стилизация и условность, характерная для зап. школы, уступили в них место стремлению выразить человеч. чувства, показать разл. психологич. детали через точную пластич. характеристику образа. П., так же как лит-ра и т-р, имеет разл. жанры и виды: трагедия, драма, бытовая новелла, памфлет, фельетон, сказка, миф, поэма, лирич. стихотворение и др. П. может иметь форму эстрадной миниатюры, исполняемой одним акт„ром, и многоактного спектакля с развитым законченным драматургич. сюжетом, бо.лыпим числом участников и др. Как законченный эпизод П. встречается в драме, опере,особенно часто в балете и цирке. В П. акт„р, возбуждая фантазию зрителей и вызывая соответствующие ассоциации, может не только передать определ„нную сценич. ситуацию, но и достичь философских обобщений ("Лошадь" Барро, "В мастерской масок" Марсо, "Жизнь человека" Фиалки, "Идея" Р. Лигера, "Олени и охотник" и "Жемчужина" в пост. А. А. Румнева и др.). В П. акт„р может исполнять неск. ролей, разыгрывать целую пьесу (напр., "Давид и Голиаф" Марсо, "Слон и удав" инд. танцовщика Кунджу Курупа и др.). Пользуясь средствами пластич. выразительности, акт„р в П. может изображать растение (инд. танцовщик Гопи-натх), дерево ("Жизнь дерева", чеш. акт„р Фиалка), птицу, животное ("Лошадь", франц. акт„р Барро; "Хирургия" по Чехову, пост. Румнева др.), создать иллюзию ветра, дождя, бури и др. ("Против ветра" Марсо) и др. Иногда П. сопровождается музыкой, ритмич. аккомпанементом, пением и даже декламацией. Такой вид П. получил распространение в странах Азии - Индии, Индонезии, Китае, Японии и др. С древнейших врем„н в этих странах П. является осн. видом театр. представлений. Исполнители обычно подчинялись строго регламентированной системе жестов и телодвижений (мудра и др.). Традиции древних П. сохранились в странах Азии до наст. времени. Однако с 50-х гг. в нек-рых странах Азии наблюдается тенденция отражения в П. современности ("Триумф мира"- Цейлон, "Ритм Жизни", "Люди и машины" - Индия). Совр. иск-во П. различает два вида П.: иск-во т. н. "мима" (теоретически и практически разработан во Франции Э. Декру совм. с Барро и Марсо), в к-ром действует только один акт„р, и второй вид П. - представление со всеми аксессуарами театр. спектакля (много участников, музыка, декорации и др.). Акт„ры Л. Фиалка и Г. Томашевский (Польша) в своих т-рах используют оба вида П. В Сов. Союзе наибольшее развитие получила П.-спектакль с развитой драматургией. Это роднит П. с реалистич. традициями рус. т-ра. Лит.: Мейерхольд В., О театре, СПБ, 1912; Т а и-р о в А., Записки режиссера, [M.], 1921; Н о в е p p Ж. Ж. Письма о танце, пер. с франц.. Л., 1927; Саду л ь Ж. Жизнь Чарли, Гпер. с франц.], M., 1955; БояджиевГ. Театральный Париж сегодня, M., 1960; Славский Р., Искусство пантомимы, M., 1962; Б а рроЖ. Л., Размышления о театре, пер. с франц., M., 1963; Балвант Гарги, Театр и танец Индии, пер. с инд., M., 1963; P у м н е в А., О пантомиме, М., 1964; Kalvadova-Sis VaniS., Schuler des Birngartens, Praha, 1956; D о г с у I., A la rencontre de la mime.... P., 1958; Barranet J.-L., De l'art du geste, [P.], 1962; Н а х С h.. Le geste, [P.], [1961]; D е с-rou E., Paroles sur la mime. P., 1964. А. Рим. ПАНТОМИМА цирковая - назв. тематич. сюжетного представления. В цирковых П., наряду с мимич. сценами, используется текст (диалоги, монологи), представление насыщается цирковыми трюками, феерич. эффектами. На арене лондонского цирка Аст-лея в конце 18 в. и особенно парижского цирка Фран-кони в нач. 19 в. развитие получает постановочная, батальная, романтич. П., в к-рой гл. внимание уделяется конным сценам и феерич. эффектам. В период утверждения диктатуры Наполеона I в цирке Фран-кони ставятся романтич. П., возвеличивающие сильную личность ("Смерть капитана Кука", "Фра-Дья-воло", "Мазепа" и др.). Особенный успех имели П., прославляющие Францию и ведущиеся ею войны ("Победа Виллара", "Конде, или Победа при Рокруа" и др.). Йостепенно в П. включались и разговорные сцены. В 30-е гг. 19 в. прославление Франции и гл. обр. Наполеона в цирковой П. усиливается, в то же время П. приобретает мелодраматич. направленность ("Аустерлиц", "Республика,империя и сто дней", "Египетские пирамиды" и др.). Наличие в представлениях большого количества разговорных сцен привело к тому, что действие часто переносилось с арены на сцену (на арене шли только батальные конные эпизоды). С'конца 19 в. ставились детские П. В 1873 в цирке Э. Ренца в Берлине, в 1875 в цирке Г. Чинизелли в Петербурге шла П.-балет "Золушка", все роли в к-рой исполняли дети, в 1882 у Чинизелли - "Тысяча и одна ночь". Ставились также П.-дивертисменты, включающие танцы: "Русская свадьба" (1884), "Парижская жизнь" (1897) - в Петерб. цирке Чинизелли и др. При пост. цирковой П. арена заполнялась водой (в 1886 в Париже был открыт цирк со спец. устройством для пост. представлений на воде). В нач. 19 в. "обстановочные" П. шли в берлинском цирке П. Буша. Мн. из них пропагандировали колониальные империалистич. устремления крупной нем. буржуазии ("В Юго-Восточной Африке", "Сибирь" и др.). В конце 19 в. в США в цирках Буффало Билла ставились П. из жизни пионеров освоения амер. материка, при этом индейцы изображались жестокими и вероломными, а белые завоеватели смелыми и благородными. П., пропагандировавшие империалистич. устремления рус. буржуазии, шли в 1914-17 в моск. цирке Никитиных: "Русские герои на Карпатах..." и др. Иную направленность и широкое развитие получила П. в сов. цирке.Уже в Страницы: «« « 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |