Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740  1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750  » »»

города,  Сен-Жермен-ском  предместье,  был  создан  драм.  т-р   "Комеди
франсез". Этот т-р, подчин„нный непосредственно королевскому двору, стал
надолго одним из немногих привилегированных т-ров П. К нач. 80-х гг.  17
в. окончательно сформировалась труппа т-ра "Комеди Италъенп".
   С сер. 18 в. на т. н. Больших  бульварах  П.  (особенно  на  бульваре
Тампль)- излюбленном  месте  прогулок  и  увеселений  мелкой  буржуазии,
ремесленников,  стали  возникать  т-ры,  к-рые  получили  назв.  театров
бульваров, - т-р Ж.Б.Николе (с 1764 наз. "Т-р де гран данс„р дю руа",  с
1791- "Гете"), "Амбигю-комик" (в 1769), "Варьете амюзант" (в  1778;  см.
"Забавное варьете"), "Порт-Сен-Мартен" (в  1781),  "Де-ласман-комик"  (в
1785). Эти т-ры сделались наряду с привилегированными т-рами средоточием
театр. жизни столицы. В 1782 открылся т-р "Шатле" (до  наст.  времени  -
самый большой театр. зал в П.), в 1783 - "Одеон", в 1784 - "Поле-Рояль",
в  1789  -  "Т-р  дю  месье"  (с  1791  наз.  "Т-р  Фейдо").   В   годы,
предшествовавшие франц.  бурж.  революции  конца  18  в.,  кроме  т-ров,
расположенных в центре, в аристократич. кварталах города и на бульварах,
устраивались балетные представления с фейерверком  в  садах  П.,  весной
начинали работу т-ры на ярмарках, существовал т-р китайских теней.
   Во время революции театр. жизнь столицы особенно активизировалась.  В
1789 т-р "Комеди Франсез" пост. трагедию "Карл IX"  Шенье,  направленную
против деспотизма,  лицемерия  политиканов  и  служителей  церкви.  Этот
спектакль . вызвал раскол труппы (см. "Нации театр"). Декрет  о  свободе
театров, провозглаш„нный в 1791, освободил т-ры от  подчинения  двору  и
передал  руководство  ими  городским  властям,  а  затем  комиссии  нар.
просвещения Конвента, этот декрет  способствовал  появлению  мн.  новых,
хотя и недолговечных театр. коллективов. В П. было открыто 19  т-ров,  в
т. ч.  Т-р  Мольера  (в  1791)  -  здесь  ставились  пьесы,  проникнутые
ре-волюц.  патриотич.  пафосом,  т-р  "Водевиль"  (в  1792),   в   к-ром
господствовали вес„лые водевили с куплетами,  ариеттами,  пользовавшиеся
большой популярностью среди  демократич.  части  зрителей.  Несмотря  на
материальные трудности, Конвент  субсидировал  т-ры,  ставящие  героич.,
республиканские пьесы. Декрет о регламентации зрелищ обязывал т-ры рав в
неделю  давать  бесплатные  спектакли.  Важной  частью  театр.  политики
якобинских властей была организация в П. массовых  революц.  празднеств,
широко включающих элементы театрализации.
   Победа бурж. контрреволюции после 9 термидора  уничтожила  культурные
завоевания якобинцев -  были  запрещены  пьесы  якобинского  репертуара,
уничтожены  проекты  организации  массового  нар.  т-ра,   ликвидирована
комиссия нар. просвещения,т-ры переданы в ведение полиции. В годы Первой
империи (1804-1814) при Наполеоне  издано  неск.  декретов,  практически
отменивших Декрет о свободе т-ров 1791.  Декретом  от  1807  в  П.  были
оставлены привилегированные т-ры "Комеди Франсез",  "Одеон"  (под  назв.
"Т-р императрицы"), Парижская Опера,  "Опера  комик"  (осн.  в  1715)  и
бульварные т-ры "Гете", "Амбигю-комик",  "Варьете",  "Водевиль".  Т.  н.
Московский декрет Наполеона (1812) подчинил работу т-ра "Комеди Франсез"
государственно-полицейскому контролю.
   В период Реставрации (1815-30) в П. было 22 т-ра,  власти  допускали.
количественный  рост  бульварных  т-ров,  но   стремились   придать   их
деятельности буржуазно-охранительный характер. В 1816 был  открыт  театр
"Фюнам-бюль" - наиболее демократич. бульварный т-р  П.,  посещаемый  гл.
обр.  ремесленниками  и  рабочими;  здесь  выступал  Ж.  Б.  Г.  Дебюро,
знаменитый акт„р пантомимы. В 1820 основан т-р  "Жимназ",  где  сложился
блестящий акт„рский ансамбль, а в репертуаре утвердились жанры комедии и
водевиля. В 1822 открылся т-р "Ателье" (под наев. "Т-р Монмартра").  Т-р
"Порт-Сен-Мартен"  стал  к  этому  времени  любимым  т-ром  оппозиционно
настроенной молод„жи. Т-ры "Гете" и  "Амбигю-комик"  ставили  "кровавые"
мелодрамы.  Т-ры   "Водевиль"   и   "Варьете"   по-прежнему   привлекали
демократич. зрителя жизнерадостной, а иногда и едкой насмешкой,  высоким
комедийным   мастерством.   "Комеди   Франсез"   продолжал    оставаться
субсидируемым "королевским" т-ром, оплотом классицистского репертуара.
   Во время революции 1830 т-ры П. с огромным  энтузиазмом  откликнулись
на политич. события. В спектакле т-ра "Водевиль"  "27,  28  и  29  июля"
Дювера и Араго показывались  сцены  баррикадных  бо„в,  приветствовалось
уничтожение цензуры и т. д. Были возобновлены пост. пьес,  написанных  в
годы революции 1789-94. Этапным событием  в  театр.  жизни  П.  и  всего
франц.  т-ра  19  в.  стала  пост.  "Эрнани"  Гюго  (1830,  т-р  "Комеди
Франсез"). В 1831 правительством Луи  Филиппа  был  издан  закон,  к-рый
запрещал т-рам "подстрекательство к действиям" против короля, религии  и
т.  п.  В  1835  были  проведены  т.  н.  "сентябрьские  законы",  к-рые
восстановили строгую цензуру,  карали  штрафом  противоправительственные
выпады и т. п. Среди новых т-ров, открытых в 30-е гг., бульварные  т-ры:
"Эберто" (в  1830,  под  назв.  "Батиньоль-Монсо"),  "Фоли-драматик"  (в
1831), "Ренессанс" (в 1838).  Ведущий  жанр  в  бульварных  т-рах  этого
времени -  мелодрама,  к-рая  постепенно  утрачивает  социально-обличит.
тенденции. После разгрома Парижского восстания под  рук.  Л.  О.  Бланки
(1839) к власти пришли наиболее консервативные круги  франц.  финансовой
буржуазии. В репертуаре 40-х гг. утверждаются пьесы, выражающие интересы
этих кругов. В 1848 в дни вооруж„нной борьбы на улицах П. мн. т-ры  были
закрыты.  В  работавших  т-рах  перед  началом   спектакля   исполнялась
"Марсельеза".  Т-р  "Порт-Сен-Мартен"  после   утренних   бо„в   устроил
бесплатное представление, открывшееся пением "Марсельезы" и продолженное
показом  социальной  мелодрамы  "Парижский  тряпичник"  Пиа,   в   к-рой
развращ„нности  финансовой   буржуазии   противопоставляется   моральная
чистота   представителей   демократич.   слоев.   Поражение   парижского
пролетариата в июне 1848 и победа реакц. буржуазии сделали  невозможными
любые проявления революц. настроений.
   В 50-60-х гг. 19 в.  в  стране  бурно  развивались  промышленность  и
торговля. П. стал мировым финансовым центром, отражавшим  "золотой  век"
бурж.  Франции.  Во  время  Второй  империи  (1852-70)  в  П.   возникли
многочисл. т-ры л„гких  жанров;  ставились  преим.  водевили,  оперетты,
фарсы и т. п., устраивались разнообразные развлечения в увеселит. садах,
кафе, кабачках. В 50-70-х гг. открыты: т-ры оперетты "Буфф-Паризьен"  (в
1855),  "Т-р  Дежазе"  (в  1859),  "Фо-либержер"  (в  1872;  позже  стал
мюзик-холлом),  кафе-концерт  и  драм.  т-р  "Т-р  Эдуарда"  (в   1858),
театр-цирк "Шато-д'о" (в 1866; с 1883 работал под раал.  назв.,  с  1903
наз. "Альгамб-ра"). Наиболее популярным т-ром оперетты в П. стал во  2-й
пол. 19 в. т-р "Фоли-драматик". В 1862 было  построено  здание  оперного
т-ра,  где  были  осуществлены  триумфальные  пост.   опер   "Травиата",
"Риголетто"; в 1898 этот т-р был приобрет„н Сарой  Бернар  и  назван  е„
именем. В 1871 "Королевская академия музыки" была переименована  в  Нац.

Страницы: «« « 1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740  1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия