Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 » »» города, Сен-Жермен-ском предместье, был создан драм. т-р "Комеди франсез". Этот т-р, подчин„нный непосредственно королевскому двору, стал надолго одним из немногих привилегированных т-ров П. К нач. 80-х гг. 17 в. окончательно сформировалась труппа т-ра "Комеди Италъенп". С сер. 18 в. на т. н. Больших бульварах П. (особенно на бульваре Тампль)- излюбленном месте прогулок и увеселений мелкой буржуазии, ремесленников, стали возникать т-ры, к-рые получили назв. театров бульваров, - т-р Ж.Б.Николе (с 1764 наз. "Т-р де гран данс„р дю руа", с 1791- "Гете"), "Амбигю-комик" (в 1769), "Варьете амюзант" (в 1778; см. "Забавное варьете"), "Порт-Сен-Мартен" (в 1781), "Де-ласман-комик" (в 1785). Эти т-ры сделались наряду с привилегированными т-рами средоточием театр. жизни столицы. В 1782 открылся т-р "Шатле" (до наст. времени - самый большой театр. зал в П.), в 1783 - "Одеон", в 1784 - "Поле-Рояль", в 1789 - "Т-р дю месье" (с 1791 наз. "Т-р Фейдо"). В годы, предшествовавшие франц. бурж. революции конца 18 в., кроме т-ров, расположенных в центре, в аристократич. кварталах города и на бульварах, устраивались балетные представления с фейерверком в садах П., весной начинали работу т-ры на ярмарках, существовал т-р китайских теней. Во время революции театр. жизнь столицы особенно активизировалась. В 1789 т-р "Комеди Франсез" пост. трагедию "Карл IX" Шенье, направленную против деспотизма, лицемерия политиканов и служителей церкви. Этот спектакль . вызвал раскол труппы (см. "Нации театр"). Декрет о свободе театров, провозглаш„нный в 1791, освободил т-ры от подчинения двору и передал руководство ими городским властям, а затем комиссии нар. просвещения Конвента, этот декрет способствовал появлению мн. новых, хотя и недолговечных театр. коллективов. В П. было открыто 19 т-ров, в т. ч. Т-р Мольера (в 1791) - здесь ставились пьесы, проникнутые ре-волюц. патриотич. пафосом, т-р "Водевиль" (в 1792), в к-ром господствовали вес„лые водевили с куплетами, ариеттами, пользовавшиеся большой популярностью среди демократич. части зрителей. Несмотря на материальные трудности, Конвент субсидировал т-ры, ставящие героич., республиканские пьесы. Декрет о регламентации зрелищ обязывал т-ры рав в неделю давать бесплатные спектакли. Важной частью театр. политики якобинских властей была организация в П. массовых революц. празднеств, широко включающих элементы театрализации. Победа бурж. контрреволюции после 9 термидора уничтожила культурные завоевания якобинцев - были запрещены пьесы якобинского репертуара, уничтожены проекты организации массового нар. т-ра, ликвидирована комиссия нар. просвещения,т-ры переданы в ведение полиции. В годы Первой империи (1804-1814) при Наполеоне издано неск. декретов, практически отменивших Декрет о свободе т-ров 1791. Декретом от 1807 в П. были оставлены привилегированные т-ры "Комеди Франсез", "Одеон" (под назв. "Т-р императрицы"), Парижская Опера, "Опера комик" (осн. в 1715) и бульварные т-ры "Гете", "Амбигю-комик", "Варьете", "Водевиль". Т. н. Московский декрет Наполеона (1812) подчинил работу т-ра "Комеди Франсез" государственно-полицейскому контролю. В период Реставрации (1815-30) в П. было 22 т-ра, власти допускали. количественный рост бульварных т-ров, но стремились придать их деятельности буржуазно-охранительный характер. В 1816 был открыт театр "Фюнам-бюль" - наиболее демократич. бульварный т-р П., посещаемый гл. обр. ремесленниками и рабочими; здесь выступал Ж. Б. Г. Дебюро, знаменитый акт„р пантомимы. В 1820 основан т-р "Жимназ", где сложился блестящий акт„рский ансамбль, а в репертуаре утвердились жанры комедии и водевиля. В 1822 открылся т-р "Ателье" (под наев. "Т-р Монмартра"). Т-р "Порт-Сен-Мартен" стал к этому времени любимым т-ром оппозиционно настроенной молод„жи. Т-ры "Гете" и "Амбигю-комик" ставили "кровавые" мелодрамы. Т-ры "Водевиль" и "Варьете" по-прежнему привлекали демократич. зрителя жизнерадостной, а иногда и едкой насмешкой, высоким комедийным мастерством. "Комеди Франсез" продолжал оставаться субсидируемым "королевским" т-ром, оплотом классицистского репертуара. Во время революции 1830 т-ры П. с огромным энтузиазмом откликнулись на политич. события. В спектакле т-ра "Водевиль" "27, 28 и 29 июля" Дювера и Араго показывались сцены баррикадных бо„в, приветствовалось уничтожение цензуры и т. д. Были возобновлены пост. пьес, написанных в годы революции 1789-94. Этапным событием в театр. жизни П. и всего франц. т-ра 19 в. стала пост. "Эрнани" Гюго (1830, т-р "Комеди Франсез"). В 1831 правительством Луи Филиппа был издан закон, к-рый запрещал т-рам "подстрекательство к действиям" против короля, религии и т. п. В 1835 были проведены т. н. "сентябрьские законы", к-рые восстановили строгую цензуру, карали штрафом противоправительственные выпады и т. п. Среди новых т-ров, открытых в 30-е гг., бульварные т-ры: "Эберто" (в 1830, под назв. "Батиньоль-Монсо"), "Фоли-драматик" (в 1831), "Ренессанс" (в 1838). Ведущий жанр в бульварных т-рах этого времени - мелодрама, к-рая постепенно утрачивает социально-обличит. тенденции. После разгрома Парижского восстания под рук. Л. О. Бланки (1839) к власти пришли наиболее консервативные круги франц. финансовой буржуазии. В репертуаре 40-х гг. утверждаются пьесы, выражающие интересы этих кругов. В 1848 в дни вооруж„нной борьбы на улицах П. мн. т-ры были закрыты. В работавших т-рах перед началом спектакля исполнялась "Марсельеза". Т-р "Порт-Сен-Мартен" после утренних бо„в устроил бесплатное представление, открывшееся пением "Марсельезы" и продолженное показом социальной мелодрамы "Парижский тряпичник" Пиа, в к-рой развращ„нности финансовой буржуазии противопоставляется моральная чистота представителей демократич. слоев. Поражение парижского пролетариата в июне 1848 и победа реакц. буржуазии сделали невозможными любые проявления революц. настроений. В 50-60-х гг. 19 в. в стране бурно развивались промышленность и торговля. П. стал мировым финансовым центром, отражавшим "золотой век" бурж. Франции. Во время Второй империи (1852-70) в П. возникли многочисл. т-ры л„гких жанров; ставились преим. водевили, оперетты, фарсы и т. п., устраивались разнообразные развлечения в увеселит. садах, кафе, кабачках. В 50-70-х гг. открыты: т-ры оперетты "Буфф-Паризьен" (в 1855), "Т-р Дежазе" (в 1859), "Фо-либержер" (в 1872; позже стал мюзик-холлом), кафе-концерт и драм. т-р "Т-р Эдуарда" (в 1858), театр-цирк "Шато-д'о" (в 1866; с 1883 работал под раал. назв., с 1903 наз. "Альгамб-ра"). Наиболее популярным т-ром оперетты в П. стал во 2-й пол. 19 в. т-р "Фоли-драматик". В 1862 было построено здание оперного т-ра, где были осуществлены триумфальные пост. опер "Травиата", "Риголетто"; в 1898 этот т-р был приобрет„н Сарой Бернар и назван е„ именем. В 1871 "Королевская академия музыки" была переименована в Нац. Страницы: «« « 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |