Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 » »» les theatres..., 1.1-2, P., 1790; Ju 1 i en A., Histoire du costume au theatre. P., 1880; Beaumont С. and S i t w e 1 1 S., The romantic ballet..., L., [1938]; X у д е-к о в С. Н., История танцев, ч. 3, П., 1915. ПАШАЯН, Артавазд Багратович[р.1(14).Х1.1910] - арм. сов. акт„р, Нар. арт. Арм. ССР (1956). Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. Сценич. деятельность начал в Тбилисском т-ре арм. драмы в 1927, одновременно в 1928-30 учился в Драм. студии под рук. А. Бурд-жаляна и С. Капанакяна. П.-один из организаторов Кироваканского театра. С 1934-акт„р Ленинакан-ского т-ра им. Мравяна. Играет ведущие драматич. роли, создавая героико-ро-мантич. образы; с успехом выступает также в комедийных и характерных ролях. Яркий, темпераментный, эмоциональный акт„р, П. обладает прекрасными внешними данными, звучным голосом. Снимается в кино. Роли: Пэпо, Осеп ("Пэпо", "Разор„нный очаг" Сундукяна), Гиж Даниел, Рустам ("Злой дух", "Намус" Ширванзаде), Бура-Нуи ("Рузан" Мурацана), Вараздат, Гош (о. п. Микаэляна), Самвел (о. п. по Раффи), Георг Марзпе-туни (о. п. по Мурацану), Камо (о. п. Барсегяна), Хачатур Абовян (о. п. Газазяна), Тапар-никос, Огсен ("Восточный дантист", "Дядя Багдасар" Паро-няна), Атарбекян ("Чрезвычайный комиссар" Овсепяна), Саят-Нова (о. п. Абрамяна), Арсен ("На мосту" Боряна), Отелло, Карл Моор; Синцов, Пепел ("Враги", "На дне"), Годун ("Разлом"), Дзержинский ("Ленин в 1918 году"), Глоба ("Русские люди") и др. Лит.: Барсегян А., А. Пашаян, Ереван, 1963 (на арм. яз.). Б. Л. ПАШЕННАЯ, Вера Николаевна [7(19). IX. 1887-28.Х.1962] -рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Отец П.Н. П. Рощин-Инсарова е„ сестра - Е. Н. Рощина-Ин-сарбва. В 1904 поступила в Московское театр. уч-ще и стала ученицей А. П. Ленского. В 1907 была принята в труппу Малого т-ра. К ней перешли нек-рые роли Ермоловой: Кэтт ("Джентльмен" Сум-батова, 1907), Мария Стюарт (1910), Катерина (1911), Лариса (1911). П.-"артистке на сильные драматические роли", как определил е„ дарование Ленский, ближе всего были образы рус. бытовой драмы и комедии, особенно удавались ей роли девушек и женщин из народа, с их горестной судьбой, стремлением к лучшей, свободной жизни. Среди этих ролей - Мария Андреевна ("Бедная невеста" Островского, 1909); эпилог драмы П. играла как начало повести о возрождении человека. В "Горе от ума" играла Лизу как сметливую рус. девушку из народа, обладающую насмешливым умом, жизнерадостным характером. Уже на первом этапе сценич. деятельности П. проявился е„ огромный темперамент, прекрасные сценич. данные, великолепное владение рус. речью. Она создавала образы сильных, цельных женщин, умеющих постоять за себя в жизни. Однако в ранний период творчества П. подходила ко мн. своим ролям (1-я редакция Марии Стюарт, 1910, и др.) ещ„ стихийно; исполняя психологически сложные роли, П. не раскрывала существа характера своих героинь и ограничивалась использованием своих внешних данных, природного темперамента. Переломной для П. (по е„ собств. утверждению) явилась роль Анны Павловны ("Шутники" Островского). П. отказалась от спенич. эффектов и создала образ немолодой, скромной, преданной семье девушки. После этой работы П. мн. свои роли пересмотрела заново; она стала играть Марию Стюарт как сильную личность, жертвующую собой ради нравственного принципа, Евгению ("На бойком месте") она играла как женщину, сформированную собственнич. средой, извратившей, но не уничтожившей е„ талантливую, темпераментную натуру. В этот период П. обратилась к горьковской драматургии (роль Девицы в пьесе "Старик", 1919). В 1921 П. в б. Т-ре Корша исполнила роль Ларисы, в 1923-24 играла в спектаклях Замоскворецкого т-ра. В 1922-23 участвовала в заграничной поездке МXT .играла Ирину ("Царь Ф„дор Иоаннович"А. К. Толстого), Василису ("На дне"), Ольгу ("Три сестры"); на сцене Муз. студии МХАТа под рук. В. И. Немиро-вича-Данченко П. в 1924 исполнила роль Лизистра-ты (о. п. Аристофана). Вернувшись в 1924 в Малый т-р, П. стала одной из активных пропагандисток сов. репертуара. Она играла гл. роль в первой совр. сов. пьесе на сцене Малого т-ра "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина (1925). Этапным для всего сов. т-ра было исполнение П. роли Любови Яровой (1926), отличавшееся суровым, строгим, мужественным реализмом. Партийной страстностью проникнуты лучшие роли П. в совр. сов. драматургии- Ирина ("Огненный мост" Ромашова, 1929), Варя ("Разгром" Фадеева, 1932), Поля Сем„нова ("На берегу Невы" Трен„ва, 1937), Анна Николаевна Таланова ("Нашествие", 1943), Наталья Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука, 1950). П. удавались образы внутренне цельных, сильных людей, чуждых сомнений и раздвоенности. Играя в произв. писателей-классиков, П. пользовалась резко сатирич. красками для обрисовки персонажей, олицетворяющих "т„мное царство" доре-волюц. жизни. Она выступала как беспощадный прокурор в ролях Маланьи ("Растеряева улица" по Г. Ус-ленскому), Мурзавецкой ("Волки и овцы", 1935 и 1943), Кукушкиной ("Доходное место", 1948), Ба-рабошевой ("Правда хорошо, а счастье лучше", 1949), Анны Андреевны ("Ревизор", 1938). К этим ролям примыкает и властная боярыня Ефросинья Стариц-кая ("Иван Грозный" А. Н. Толстого, 1945). Все эти образы отличала страстность позиции актрисы, глубина обличит, правды. Роли в классич. репертуаре: Таня ("Плоды просвещения", 1932), Эмилия ("Отелло", 1935), Кручинина (1940). Зрелостью мастерства отмечены лучшие сценич. работы П. в 50-е гг.: Васса Железнова (1952), Старая хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки, 1957), Кабаниха ("Гроза", 1962). В роли Вассы Железновой П. раскрывала трагич. судьбу женщины, богато одар„нной от природы, но направившей все свои недюжинные силы и ясный ум на укрепление обреч„нного на гибель класса. Оставаясь до конца верной бытовой и психологич. правде, П. выдвигала на первый план социальную правду, подч„ркивая конфликт мировоззрений. В образе старой хозяйки Нискавуори, также посвятившей свою жизнь утверждению жестокой собственнич. морали, П. раскрывала воздействие новых веяний на могучий, монолитный характер своей героини. Для П. характерны яркие, сочные краски, сильные драматич. эмоции. Актриса мощного темперамента, П. играла эмоционально, с высоким внутр. драматизмом. С 1914 П. вела педагогич. работу. Руководила Студией Малого т-ра. С 1941 - профессор. С 1945 руководила кафедрой акт„рского мастерства в театр. уч-ще им. Щепкина. Лауреат Гос. пр. СССР (1943). В 1961 удостоена Ленинской пр. Страницы: «« « 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |