Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771  1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779   1780   1781  » »»

Лучшие роли: Городничий;
   Ванюшин  ("Дети   Ванюшина"   Найд„нова),   Демурин   ("Цена   жизни"
Немировича-Данченко), Ананий Глаха  ("Измена"  Сумбатова-Южина),  Миллер
("Коварство и любовь"), Дон Карлос ("Эрнани" Гюго), Петруччо ("Укрощение
строптивой"),  Арбенин  ("Маскарад"),  Вышневский  ("Доходное   место"),
Шейлок. С. Мел.
   ПЕТРУС‚НКО, Оксана Андреевна [ 5(17). 11.1900- 15.VII.1940] - У к  р.
сов. артистка оперы (лирико-дрматич. сопрано). Нар. арт. УССР (1939).  С
1916 работала в укр. муз.-драм. труппах, с 1927 -в оперных т-рах Казани,
Самары, Свердловска. С 1934 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко.
Обладала голосом серебристого тембра  и  широкого  диапазона,  драматич.
талантом. Была превосходной исполнительницей укр. нар. песен.
   Партии:  Наталка  ("Наталка  -  Полтавка"),  Оксана  ("Запорожец   за
Дунаем"), Наташа ("Русалка"), Купава, Ярославна, Татьяна, Лиза;
   Земфира ("Алеко" Рахманинова), Джильда,  Виолетта;  Лушка  ("Поднятая
целина") и др.
   Лит.: Чаговець Б., Оксана Петрусенко, Кив, 1949; М а  р  т  и  ч  Ю.,
Повесть о песне, "Сов. Украина", Киев, 1961, февр.  и  март;  его  ж  е,
Друз? завжди з тобою, Кив, 1962, с. 215-324. Р. Б.
   ПЕТРУШКА-гл. персонаж рус. нар. кукольных представлений.  По  технич.
устройству вид верховой куклы. Пьесы с участием П. входили  в  репертуар
скоморохов. Изображение и описание представления П. впервые  встречается
у А. Олеария (1636). П. нередко фигурирует и в лубках 18 в. Для внешнего
вида П. характерны: большой нос крючком, смеющийся рот, часто два горба.
Одежда его состояла  из  красной  рубахи  и  колпачка  с  кисточкой  или
шутовского наряда. Представления П.  давались  обычно  на  ярмарках,  на
базарах, во дворах. В них принимали участие два человека: один играл  на
шарманке (ранее - на гуслях, дудке) и участвовал в диалоге, другой из-за
ширмы показывал кукол, держа на правой руке П., а  на  левой  поочер„дно
его партн„ров. Кукольник говорил за П., применяя т. н. пищик,  благодаря
чему голос П.  становился  металлически  резким  и  слышным  на  дал„кое
расстояние.  Содержание   представления   при   разнообразии   вариантов
(записаны  в  19-20  вв.)  оставалось  устойчивым.  Пьеса  состояла   из
юмористич. бытовых сценок и диалогов сатирич.  характера,  изображавших,
как П. торговал у цыгана-барышника беззубую клячу и расплачивался с  ним
дубинкой, как побоями расправлялся с  капралом,  к-рый  вербовал  его  в
рекруты, с квартальным и др. В заключение ч„рт (или собака) утаскивал П.
за нос. Об идейно-политич.  значении  представлений  П.  говорит  Н.  А.
Некрасов в поэме "Комуна Руси жить хорошо":
   "Комедия не мудрая, однако и не глупая, хожалому, квартальному  не  в
бровь,  а  прямо  в  глаз!".  П.-  явление  глубоко  народное,   о   ч„м
свидетельствуют и тематика этих представлений, и их форма  (двустишия  с
прибаутками и каламбурами). М. Горький, характеризуя  образ  П.,  писал:
"...была создана фигура, тоже известная всем народам:  в  Италии  -  это
Пульчинелле, в Англии -  Понч,  в  Турции  -  Карапет,  у  нас-Петрушка.
Это-непобедимый герой народной кукольной комедии, он  побеждает  всех  и
все: полицию, попов, даже черта и смерть, сам же остается бессмертен.  В
грубом и наивном образе этом трудовой народ воплотил  сам  себя  и  свою
веру в то, что в конце концов именно он преодолеет все  и  всех"  (Собр.
соч., т. 24, 1953, с. 494).
   В  первые  годы  существования  сов.  т-ра  кукол  П.,  оставаясь  гл
.персонажем ряда новых пьес, претерпевал значит, изменения в характере и
внешнем облике. В наст. время спектакли с участием П. крайне  редки,  но
система кукол, носящих общее название "петрушек" или  ручных  (верховых)
кукол, широко применяется в сов. т-ре кукол.
   Лит.: П е р е т ц В., Кукольный театр на Руси  (Исторический  очерк),
"ЕИТ".Сезон 1894-1895  гг.,СПБ,  1895.  Приложения,  кн.  1;Алферов  А.,
Петрушка и его предки, в сб.:
   Алферов А.-[и др.]. Десять чтений по литературе, М., 1895;  Петрушка.
Уличный театр. [М.], изд.  Сытина,  [1918];  Ровинский  Д.  А.,  Русские
народные картинки, [т.] 1-2, СПБ, 1900; Щеглов И., Народ и  театр.  СПБ,
[б. г. ]; С и м о н о в и ч-Е ф и м о в а Н. Я.,  Записки  петрушечника,
М.-Л., 1925; Смирнова Н. И., Советский театр  кукол  1918  -  1932,  М.,
1963.
   "ПЕТРУШКА"- балет И. Ф. Стравинского, либр. композитора. Пост. 13 мая
1911, театр "Шатле", Париж (Балерина - Карсавина, Петрушка -  Нижинский,
АрапОрлов; балетм. Фокин, худ. Бенуа). На сов. сцене:
   20 нояб. 1920, Мариинский т-р, Петроград (Балерина - Люком,  Петрушка
- Леонтьев, Арап - Вайнонен, возобн. пост. Фокина, балетм. Л.  Леонтьев,
худ. Бенуа); возобн. 1961, Малый т-р оперы и балета, Ленинград (Балерина
- Мазун, Петрушка - Панов, Арап - Мирецкий); 6 февр. 1921, Большой  т-р,
Москва (Балерина-Гельцер, Петрушка- В. Смольцов, Арап - Рябцев;  возобн.
пост.  Фокина).  За  рубежом:  Нью-Йорк   (1919),   Копенгаген   (1925),
Буэнос-Айрес (1932), Рим  (1933),  Лондон  (1936),  Монте-Карло  (1936),
Париж (1948), Кейптаун (1955) и др.
   Лит.: Добровольская Г. И. (сост.), "Жар-птица"  и  "Петрушка"  И.  Ф.
Стравинского, Л., 1963;
   Фокин М. М., Против течения, Л.-М., 1962; Светлов В. Я.,  Современный
балет, СПБ. 1911. Юр. Б.
   ПЕЧИ (Pecsi), Шандор (р. 1922) - венг. акт„р. Засл. арт. ВНР. В  1946
окончил Театр. ин-т в Будапеште, с  1947  работает  в  Т-ре  им.  Мадача
(Будапешт), П. исполняет драматич. и  комедийные  роли.  Созда„т  образы
современников, отмеченные реализмом, тонким раскрытием психологии героя.
Лучшая роль П.- Перчихин ("Мещане"; Гос. пр. им. Кошута, 1965), в  к-рой
раскрылась своеобразная характерность, присущая творч.  индивидуальности
П. Снимается в кино.
   Роли: Эдди ("Вид  с  моста"  Миллера),  судья  Ад  узик  ("Кавказский
меловой круг" Брехта), Лука; Селемфи ("Ли-лиомфи" Сиглигети),  Скапен  и
др. Дважды удостоен пр. им. Кошута.
   Лит.: Karpati A., Szinhaz, Bdp., 1959. А. Гер.
   ПЕЧКОВСКИЙ, Николай Константинович [ р. 1(13). 1.1896]  -  рус.  сов.
артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1939). Ок.  1913
начал выступать в Сергиевском нар. доме (Москва) как драм. акт„р, с 1918
- там же в опере. В 1921-23 - артист Оперной студии Большого  т-ра,  где
под рук. К1923-солист Большого т-ра, в 1924-41- Т-ра оперы и балета им. Кирова  (в
1939-41 - худ.  рук.  филиала  этого  т-ра),.  Лучшие  партии  -  Герман
("Пиковая дама") и Отелло (о. п.  Верди),  в  к-рых  раскрылся  огромный
творч. диапазон П.-от нежной лирики до трагедийной мощи.
   Гастролировал в оперных т-рах Москвы, Одессы, Тбилиси, Новосибирска и

Страницы: «« « 1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771  1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779   1780   1781  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия