|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 » »» Чишко, 1938, впервые в Москве), Пестель ("Декабристы" Шапорина, 1953,
первый исполнитель) и др.
Лит.: Большой театр СССР. Опера. Балет, М., 1958. с. 424-28;
Катульская E., O друге и соратнике [Памяти А. С. Пирогова], "Сов.
музыка", 1964, ј 10.
2) Алексей Степанович, по сцене -П и р о-г о в Окский
[р.9(21).II.1895] - рус. сов. артист оперы (бас). Брат Александра,
Григория и Михаила П. В 1915-16 учился в Муз .-драм. уч-ще Моск.
филармонич. об-ва у Л. Д. Донского. В 1921- 1923 - артист Студии им.
Шаляпина (педагоги - Л. М. Леонидов, А. Д. Дикий). Здесь сыграл роли
короля ("Королевский брадобрей" Луначарского) и Дикого ("Гроза"). В
1923-24 - акт„р Муз. студии МХТ.затем солист Ташкентского т-ра оперы им.
Свердлова (1924), Свердловского т-ра оперы и балета (1926- 1928).
Сибирской гос. оперы (1928-29. Новосибирск), 1-й Моск. передвижной оперы
(1929-30), оперной труппы Нижне-Волжского театр. объединения (19301931).
В 1931-48 - солист Большого т-ра.
С 1948 в„л педагогич. работу в Моск. гор. оперной студии. Снимался в
кино.
Партии: Борис, Пимен, Варлаам ("Борис Годунов"), Досифей, Иван
Хованский ("Хованщина"), Мельник; Иван Грозный ("Псковитянка"), Томский
("Пиковая дама"), Свен-гали ("Трильби" Юрасовского), Нилаканта
("Лакме"), Тимур ("Турандот" Пуччини), Митька ("Тихий Дон"), Пугач„в
("Орлиный бунт" Пащенко), Вакулинчук ("Броненосец ..Пот„мкиндр. А. Ив.
3) Григорий Степанович (1885-20.11. 1931) -рус. сов. артист оперы
(бас). Брат Александра, Алексея и Михаила П. В 1908 окончил
Муз.-драматическое уч-ще Московского филармонического об-ва (учился у M.
E. Медведева и Л. Д. Донского). Сценич. деятельность начал в том же году
в Ростове-на-Дону (оперная антреприза Шумского). В 1909-10 - солист
Мари-инского т-ра, в 1910-21 (с перерывом 1915-17)-Большого т-ра.
Позднее выступал во мн. городах нашей страны, а также за рубежом
(Берлин, Прага, Бухарест, Копенгаген). Голос П., полнозвучный и ровный
во всех регистрах, мягкого виолончельного тембра, отличался редкой
широтой диапазона (ф а большой октавы - с о л ь-диез 1-й октавы). П. пел
как низкие басовые (Марсель-"Гугеноты"), так и баритоновые партии
(Демон; Шакловитый-"Хованщина", Томский-"Пиковая дама", Эскамильо).
Обладал способностью виртуозно менять тембровую окраску голоса.
Исполнение П. драматич. партий покоряло огромной стихийной
эмоциональностью. В„л концертную деятельность, вроникновенно исполнял
рус. нар. песни.
Др. партии: Руслан, Мельник, Галицкий, Борис Годунов; Досифей
("Хованщина"), Олоферн ("Юдифь" Серова), Додон, Салтан ("Золотой
петушок", "Сказка о царе Сал-тане"), Дон Базилио; Мефистофель ("Фауст"),
Нилаканта ("Лакме"), Гунтер, Вотан ("Кольцо Нибелунга" Вагнера).
Лит.: Ремезов И., Г. С. Пирогов, М.- Л., 1951.
Б.Яг. 4) Михаил Степанович [17(29).XII.1887- 1933]- рус. сов. певец
(бас). Брат Александра, Алексея и Григория П. В 1913-14 учился в
Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. В 1922-23 - еолист Свободной
оперы Зимина в Москве. Исполнил партии Ивана Хованского, Кузьки
("Хованщина))), Старого слуги ("Демон") и др. По единодушному признанию
самих бр. Пироговых, он обладал лучшим голосом в семье (легко брал любую
ноту от д о большой до л я 1-й октавы, крайние ноты звучали естественно
и полно).
Лит.: Пирогов А., Сын Оки, "Неделя" (прилож. к газ. "Известия"),
1963, 15-21 дек., ј 51, с. tO-И.А.Ив.
ПИРОН(Рш)п) Алекси[9(19?).УП. 1689- 21.1.1773]- франц. поэт,
драматург. Был приверженцем феодального режима, враждебно относился к
просветительскому движению. Писал фарсы, пародии, аллегории для
ярмарочных т-ров. В 1722-26 написал (самостоятельно и в соавторстве с А.
Р. Лесажем и др.) 22 пьесы. Большим успехом пользовалась комич. опера
"Арлекин-Девклиош (1722, Сен-Жерменская ярмарка), в к-рой он,
использовав в форме пародии мотивы "Метаморфоз" Овидия, высмеял т-р
"Комеди Франсез" и его драматургов (У. Ламот, П. Кребийон, Вольтер, П.
Мариво). Меньший успех имели трагедии П. пост. в "Комеди Франсез"):
"Калисфен" (1730), "Густав Васа" (1733), "Фернан Кортес" (1744).
Наиболее значит. произв. П.- комедия "Метромания" (1738, "Комеди
Франсез"), в к-рой П. подверг осмеянию страсть к стихотворству,
овладевшую молодыми людьми из третьего сословия.
С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-7, Р., 1776; в рус. пер.- Страсть к
стихотворству, СПБ, 1783.
Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.-М., 1948; Saint
e-B cuve Ch. A.. Nouveaux T undis, v. VII, P., 1867; L e n i e n t С., Ы
comedie en France au XVIII siecle, v. 1, P., .1888. Л.Лев.
ПИРРЙХА (TCuppiTj) -- античный мимич. воен. танец. Исполнялся в
сопровождении флейт. Танцующие с оружием в руках изображали сцены
наступления и боя (в Спарте, где возникла П., детей учили этому танцу с
раннего возраста). В Афинах П. была частью панафинейских празднеств. В
первые века Рим. империи П. стала эффектным театр. представлением;
позднее она носила не только воинств, характер. Афиней (2-3 вв. н. э.)
описывает П. как "некий танец в честь Диониса", исполнявшийся акт„рами с
тирсами в руках. Многочисл. изображения П. сохранились в вазовой
живописи.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940;
Pauly-Wissowa, Realencyclopadie der klassischen Altertumswissenschaft,
Hlbd 36, Stutte , 1922 Col. 833-69. Лид Ф
ПИРС (Реегсе), Жан (р. 3.1.1904) - амер. певец (лирико-драматич.
тенор). Выступал на радио и в оперных т-рах Сан-Франциско, Лос-Анжелоса
и др. С 1941 - солист т-ра "Метрополитен-опера". Гастролировал во мн.
странах мира (в СССР - в 1956 и 1963). П. обладает высокой муз.-сценич.
культурой, ярким темпераментом. Особенно удаются ему партии драматич.,
эффектные, с подч„ркнутыми эмоциональными контрастами.
Партии: Герцог, Рудольф; Эдгар ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти),
Каварадосси, Фауст; Дон Оттавио ("Дон Жуан") и др.
Лит.: Opera Stars m the sun..., N. Y., 1955, p. 27-31;
Попов И., Жан Пирс, "Сов. культура", 1956, Уиюля
ПИРС (Pears), Питер (р. 22.VI,1910) - англ. ар-' тист оперы
(лирико-драматич. тенор). В 1934 окончил Королевский муз. колледж в
Лондоне. Дебютировал в Лондоне в 1933, впоследствии выступал на радио. В
1943 стал солистом т-ра "Сэдлерс-Уэллс" (Лондон). П.-пропагандист
творчества Б. Бриттена, один из основателей англ. оперной труппы,
Страницы: «« « 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |