Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779   1780  1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789   1790  » »»

Чишко, 1938, впервые в Москве), Пестель  ("Декабристы"  Шапорина,  1953,
первый исполнитель) и др.
   Лит.:  Большой  театр  СССР.  Опера.  Балет,  М.,  1958.  с.  424-28;
Катульская E., O друге  и  соратнике  [Памяти  А.  С.  Пирогова],  "Сов.
музыка", 1964, ј 10.
   2)  Алексей  Степанович,  по  сцене  -П  и   р   о-г   о   в   Окский
[р.9(21).II.1895] - рус.  сов.  артист  оперы  (бас).  Брат  Александра,
Григория и Михаила П.  В  1915-16  учился  в  Муз  .-драм.  уч-ще  Моск.
филармонич. об-ва у Л. Д. Донского. В 1921- 1923  -  артист  Студии  им.
Шаляпина (педагоги - Л. М. Леонидов, А. Д.  Дикий).  Здесь  сыграл  роли
короля ("Королевский брадобрей"  Луначарского)  и  Дикого  ("Гроза").  В
1923-24 - акт„р Муз. студии МХТ.затем солист Ташкентского т-ра оперы им.
Свердлова (1924),  Свердловского  т-ра  оперы  и  балета  (1926-  1928).
Сибирской гос. оперы (1928-29. Новосибирск), 1-й Моск. передвижной оперы
(1929-30), оперной труппы Нижне-Волжского театр. объединения (19301931).
В 1931-48 - солист Большого т-ра.
   С 1948 в„л педагогич. работу в Моск. гор. оперной студии. Снимался  в
кино.
   Партии:  Борис,  Пимен,  Варлаам  ("Борис  Годунов"),  Досифей,  Иван
Хованский ("Хованщина"), Мельник; Иван Грозный ("Псковитянка"),  Томский
("Пиковая   дама"),   Свен-гали   ("Трильби"   Юрасовского),   Нилаканта
("Лакме"), Тимур ("Турандот" Пуччини),  Митька  ("Тихий  Дон"),  Пугач„в
("Орлиный бунт" Пащенко), Вакулинчук ("Броненосец ..Пот„мкиндр. А. Ив.
   3) Григорий Степанович (1885-20.11. 1931)  -рус.  сов.  артист  оперы
(бас).  Брат  Александра,  Алексея  и  Михаила   П.   В   1908   окончил
Муз.-драматическое уч-ще Московского филармонического об-ва (учился у M.
E. Медведева и Л. Д. Донского). Сценич. деятельность начал в том же году
в Ростове-на-Дону (оперная антреприза  Шумского).  В  1909-10  -  солист
Мари-инского  т-ра,  в  1910-21  (с  перерывом  1915-17)-Большого  т-ра.
Позднее выступал во  мн.  городах  нашей  страны,  а  также  за  рубежом
(Берлин, Прага, Бухарест, Копенгаген). Голос П., полнозвучный  и  ровный
во всех  регистрах,  мягкого  виолончельного  тембра,  отличался  редкой
широтой диапазона (ф а большой октавы - с о л ь-диез 1-й октавы). П. пел
как  низкие  басовые  (Марсель-"Гугеноты"),  так  и  баритоновые  партии
(Демон;  Шакловитый-"Хованщина",  Томский-"Пиковая  дама",   Эскамильо).
Обладал  способностью  виртуозно  менять   тембровую   окраску   голоса.
Исполнение   П.   драматич.   партий   покоряло    огромной    стихийной
эмоциональностью. В„л концертную  деятельность,  вроникновенно  исполнял
рус. нар. песни.
   Др.  партии:  Руслан,  Мельник,  Галицкий,  Борис  Годунов;   Досифей
("Хованщина"),  Олоферн  ("Юдифь"  Серова),  Додон,   Салтан   ("Золотой
петушок", "Сказка о царе Сал-тане"), Дон Базилио; Мефистофель ("Фауст"),
Нилаканта ("Лакме"), Гунтер, Вотан ("Кольцо Нибелунга" Вагнера).
   Лит.: Ремезов И., Г. С. Пирогов, М.- Л., 1951.
   Б.Яг. 4) Михаил Степанович [17(29).XII.1887- 1933]- рус.  сов.  певец
(бас). Брат Александра,  Алексея  и  Григория  П.  В  1913-14  учился  в
Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. В 1922-23 -  еолист  Свободной
оперы  Зимина  в  Москве.  Исполнил  партии  Ивана  Хованского,   Кузьки
("Хованщина))), Старого слуги ("Демон") и др. По единодушному  признанию
самих бр. Пироговых, он обладал лучшим голосом в семье (легко брал любую
ноту от д о большой до л я 1-й октавы, крайние ноты звучали  естественно
и полно).
   Лит.: Пирогов А., Сын Оки,  "Неделя"  (прилож.  к  газ.  "Известия"),
1963, 15-21 дек., ј 51, с. tO-И.А.Ив.
   ПИРОН(Рш)п)  Алекси[9(19?).УП.   1689-   21.1.1773]-   франц.   поэт,
драматург. Был приверженцем феодального режима,  враждебно  относился  к
просветительскому  движению.  Писал  фарсы,   пародии,   аллегории   для
ярмарочных т-ров. В 1722-26 написал (самостоятельно и в соавторстве с А.
Р. Лесажем и др.) 22 пьесы. Большим успехом  пользовалась  комич.  опера
"Арлекин-Девклиош  (1722,   Сен-Жерменская   ярмарка),   в   к-рой   он,
использовав в форме пародии  мотивы  "Метаморфоз"  Овидия,  высмеял  т-р
"Комеди Франсез" и его драматургов (У. Ламот, П. Кребийон,  Вольтер,  П.
Мариво). Меньший успех имели трагедии  П.  пост.  в  "Комеди  Франсез"):
"Калисфен"  (1730),  "Густав  Васа"  (1733),  "Фернан  Кортес"   (1744).
Наиболее  значит.  произв.  П.-  комедия  "Метромания"  (1738,   "Комеди
Франсез"),  в  к-рой  П.  подверг  осмеянию  страсть  к   стихотворству,
овладевшую молодыми людьми из третьего сословия.
   С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-7, Р., 1776; в рус. пер.-  Страсть  к
стихотворству, СПБ, 1783.
   Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.-М., 1948; Saint
e-B cuve Ch. A.. Nouveaux T undis, v. VII, P., 1867; L e n i e n t С., Ы
comedie en France au XVIII siecle, v. 1, P., .1888. Л.Лев.
   ПИРРЙХА (TCuppiTj) --  античный  мимич.  воен.  танец.  Исполнялся  в
сопровождении флейт.  Танцующие  с  оружием  в  руках  изображали  сцены
наступления и боя (в Спарте, где возникла П., детей учили этому танцу  с
раннего возраста). В Афинах П. была частью панафинейских  празднеств.  В
первые века Рим.  империи  П.  стала  эффектным  театр.  представлением;
позднее она носила не только воинств, характер. Афиней (2-3 вв.  н.  э.)
описывает П. как "некий танец в честь Диониса", исполнявшийся акт„рами с
тирсами  в  руках.  Многочисл.  изображения  П.  сохранились  в  вазовой
живописи.
   Лит.:  Варнеке  Б.  В.,   История   античного   театра,   М.,   1940;
Pauly-Wissowa, Realencyclopadie der  klassischen  Altertumswissenschaft,
Hlbd 36, Stutte , 1922 Col. 833-69. Лид Ф
   ПИРС (Реегсе), Жан (р.  3.1.1904)  -  амер.  певец  (лирико-драматич.
тенор). Выступал на радио и в оперных т-рах Сан-Франциско,  Лос-Анжелоса
и др. С 1941 - солист т-ра "Метрополитен-опера".  Гастролировал  во  мн.
странах мира (в СССР - в 1956 и 1963). П. обладает высокой  муз.-сценич.
культурой, ярким темпераментом. Особенно удаются ему  партии  драматич.,
эффектные, с подч„ркнутыми эмоциональными контрастами.
   Партии: Герцог, Рудольф; Эдгар  ("Лючия  ди  Ламмер-мур"  Доницетти),
Каварадосси, Фауст; Дон Оттавио ("Дон Жуан") и др.
   Лит.: Opera Stars m the sun..., N. Y., 1955, p. 27-31;
   Попов И., Жан Пирс, "Сов. культура", 1956, Уиюля
   ПИРС  (Pears),  Питер  (р.  22.VI,1910)  -  англ.  ар-'  тист   оперы
(лирико-драматич. тенор). В 1934  окончил  Королевский  муз.  колледж  в
Лондоне. Дебютировал в Лондоне в 1933, впоследствии выступал на радио. В
1943  стал  солистом  т-ра  "Сэдлерс-Уэллс"  (Лондон).   П.-пропагандист
творчества Б.  Бриттена,  один  из  основателей  англ.  оперной  труппы,

Страницы: «« « 1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779   1780  1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789   1790  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия