|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 » »» Лит.: Granville-Barker H., Exit P.- Enter Gilbert, "The London
Mercury", 1932, III, IV, p. 157-66, p. 558-73; Macqueen-PopeW., Nights
of Gladness, L., 1956. В, Ю.
ПЛАНШЕТ в театре (от франц. planche - доска, мн. ч. - сцена) - пол
сцены. Состоит из отдельных выемных щитов размером 1 лХ1,20 м, плотно
прилегающих друг к другу; щиты делаются из сосновых досок высшего
качества, сухих, с тв„рдой (мелкослойной) древесиной, толщиной в 80-90
мм. П. бывает горизонтальный и покатый, с уклоном от арьерсцены к рампе
(3-4 см на каждый 1 м). Покатый П. применяют обычно в т-pax, где идут
балетные спектакли, т. к. при наклонной поверхности сцены зрителям легче
видеть фигуры танцующих. В совр. т-ре П. механизирован, в н„м имеются
поворотные круги, люки, фурки и т. д.
ПЛАНШбН (Planchon), Роже (р.12.IX.1931)- франц. режисс„р, акт„р,
драматург. Творч. деятельность начал в 1951 в труппе, получившей назв.
"Ко-меди де Лион". В этом т-ре П. пост. св. 30 спектаклей, в т. ч.
"Добрый человек из Сезуана", "Страх и отчаяние в Третьей империи"
Брехта, "Паоло Паоли" Адамова и др. В 1957 возглавил "Т-р де ла сите" в
Вий„р-банне (рабочее предместье Лиона)- первую постоянную труппу во
франц. провинциальном городе.П. пост. здесь: "Генрих IV" Шекспира. "Три
мушкет„ра" по о. п. Дюма-отца (инсценировка П.), "Жорж Дан-ден",
"Тартюф" Мольера, "М„ртвые души" по Гоголю, "Швейк во второй мировой
войне" Брехта и др. Пост. П. зрелищны, отличаются режисс„рской
изобретательностью, интеллектуальностью, стремлением к совр. прочтению
произв. драматургии. П.- сторонник нар. т-ра, обращ„нного к широким,
демократич. кругам зрителей. Руководимый им т-р устраивает спектакли по
абонементам, бесплатные и по сниженным ценам для коллективных посещений,
организует диспуты о пост.Т-ра на з-дах, в молод„жных клубах. П.- автор
пьес "Каретный сарай"-хроника из крестьянской жизни, "Чикаго - мама" -
балет-феерия о чикагских гангстерах, "Белая лайка" о войне в Алжире (все
пост. в "Т-ре де ла сите"). В 1963 вместе с т-ром приезжал в Сов. Союз.
И. М.
ПЛАОВИЧ (Plaovic), Радомир (р.7.П.1899)-югосл. акт„р, режисс„р,
драматург. Творч. деятельность началП.один из ведущих театр. деятелей Югославии. В 1930 начал режисс„рскую
деятельность пост. в Нар. т-ре (Белград) пьес '"Немане" Драгошевича,
затем "Господа Глем-баевы" Крлежи (1945), "Гамлет" (1946), "Юлий Цезарь"
(.1948) и "Венецианский купец" (1950).
Роли: Гамлет (Гос. пр., 1949), Антонио ("Юлий Цезарь"), Яго; доктор
Морган и Леон ("Артей" и "Господа Глембаевы" Крлежи) и др.
П.- последователь школы К. С. Станиславского. В 4952-56 преподавал в
Академии театр. иск-ва в Белграде. П.-автор книг по вопросам театр.
иск-ва, пьес "Царь Давид" и др. Г. Шум.
ПЛАСТИКА (от греч. тсаотшт? - скульптура) - в танце, сценич. иск-ве
общая гармония, согласованность движений и жестов. П. основана на
согласованном и оправданном положении всех частей тела, при к-ром
неподвижность ощущается как один из моментов прерванного движения.
Широкий интерес к П., как к иск-ву движения и как к средству
художеств. и физич. воспитания, возник в Европе в конце 19 в. А. Дункан
и е„ последователи, протестуя против самодовлеющей техничности и
эпигонских штампов в зап.-европ. классич. балете конца 19 - нач. 20 вв.,
стремились возродить высокое иск-во античного танца. Они
пропагандировали хореографию, к-рая выражала бы содержание муз. образов
средствами гармонич., свободных и естественных движений человеч. тела.
П. вошла во мн. системы эстетич. воспитания (система ритмич. воспитания
Э. Жак-Далькроза). Многочисл. школы и студии П., возникшие в бурж.
странах, испытали влияние декадентских, модернистских течений.
Формалистич. тенденции (увлечение эксцентрикой, механич. движениями),
сказавшиеся в 20-е гг. и в сов. хореографии" на нек-рое время задержали
развитие иск-ва П. С конца 40-х гг. в Сов. Союзе П. вошла в систему
физич. и художеств. воспитания.
На эстраде и в цирке существует жанр т. н. плас-тич. танца (в
цирке-пластич. этюд); сюда относятся акробатич. этюды, демонстрирующие
силу, гибкость, пластичность движений исполнителей.
ПЛАТбН, Иван Степанович [15(27).IV.1870-11. Х.1935] - рус. сов.
режисс„р и драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1933). В 1892 окончил
драм. курсы Моск. театр. уч-ща и был зачислен в труппу Малого т-ра как
акт„р и пом. режисс„ра. С 1895 работал в режисс„рском управлении Малого
т-ра. В 1923-30 - управляющий постановочной частью этого т-ра. Первая
самостоят, пост.- "Ложь" Зеланд (1899).
Среди спектаклей, пост. П. в Малом т-ре: "Цезарь и Клеопатра" Шоу
(1909), "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Мария Стюарт" (оба в
1910); "Стакан воды" Скриба, "Самоуправцы" Писемского (оба в 1915),
"Старик" Горького (1919), "Холопы" Гнедича (1921), "Оливер Кромвель"
Луначарского (1921) , "Бедность не порок" (1924, совм. с Л. М.
Прозоровским), "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина (1925, совм. с
Прозоровским), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1931).
П.-режисс„р этапного в истории сов. т-ра спектакля "Любовь Яровая"
(1926, совм. с Л. М. Прозоровским). Боролся за реалистич. принципы в
театр. иск-ве, большое внимание уделял акт„рскому исполнению. Был одним
из основателей Земетченского колхозного филиала Малого т-ра, где пост.
многие пьесы Островского, а также "Ревизор" и др. В 1936 имя П. было
присвоено Земетченскому т-ру.
С 1902 П. выступал как драматург. Автор пьес:
"Напасть" (1902, Новый т-р), "Рабы" (1904), "Арак-чеевщина" (1925),
"Наследие врем„н" (1927) и др., пост. в Малом т-ре. Переводил пьесы
Бомарше, Мольера и др.
В 1905-12 преподавал (был профессором) в драм. уч-ще Моск.
филармонич. об-ва.
Лит.: Балерин С., И. С. Платон, "Колхозный т-р", 1935, .ј 23; Акт„ры
и режисс„ры, М., 1928; Прозоровский Л., Из прошлых лет, М., 1958. С. Г.
"ПЛАТОН КРЕЧЕТ" - пьеса в 3 д., 5 карт. А. Е. Корнейчука. Соч. 1934
(на укр. яз.). Гос. пр. СССР, 1941. Пост. в дек. 1934 в Т-ре им. Франко
(реж. Кошевский, худ. Федотов; Платон - Шумский, Лида - Барвинская,
Аркадий - Дуклер, Мария Тарасовна - Борисоглебская, Берест - Ватуля). 13
июня 1935 - в МХАТе (пер. Крути, реж. Судаков, худ. А. Гончаров и А.
Попов; Платон - Добронравов, Лида - Степанова, Бублик - Грибков, Марья
Тарасовна - Тихомирова, Берест - Топорков, Майя - Морес, возобн. в МХАТе
в 1946; пост. в новой ред. в 1963, реж. Блинников под рук. Кедрова).
Среди последующих исполнителей "П. К." в разные годы - М. П. Болдуман,
Л. Ф. Золотухин, Н. П. Алексеев (Платон), М. А. Титова, Е. А. Хромова,
Страницы: «« « 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |