Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1779   1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787  1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797  » »»

   Лит.: Granville-Barker  H.,  Exit  P.-  Enter  Gilbert,  "The  London
Mercury", 1932, III, IV, p. 157-66, p. 558-73;  Macqueen-PopeW.,  Nights
of Gladness, L., 1956. В, Ю.
   ПЛАНШЕТ в театре (от франц. planche - доска, мн. ч. -  сцена)  -  пол
сцены. Состоит из отдельных выемных щитов размером 1  лХ1,20  м,  плотно
прилегающих друг к  другу;  щиты  делаются  из  сосновых  досок  высшего
качества, сухих, с тв„рдой (мелкослойной) древесиной, толщиной  в  80-90
мм. П. бывает горизонтальный и покатый, с уклоном от арьерсцены к  рампе
(3-4 см на каждый 1 м). Покатый П. применяют обычно в  т-pax,  где  идут
балетные спектакли, т. к. при наклонной поверхности сцены зрителям легче
видеть фигуры танцующих. В совр. т-ре П. механизирован,  в  н„м  имеются
поворотные круги, люки, фурки и т. д.
   ПЛАНШбН (Planchon),  Роже  (р.12.IX.1931)-  франц.  режисс„р,  акт„р,
драматург. Творч. деятельность начал в 1951 в труппе,  получившей  назв.
"Ко-меди де Лион". В этом т-ре П. пост.  св.  30  спектаклей,  в  т.  ч.
"Добрый человек из  Сезуана",  "Страх  и  отчаяние  в  Третьей  империи"
Брехта, "Паоло Паоли" Адамова и др. В 1957 возглавил "Т-р де ла сите"  в
Вий„р-банне (рабочее предместье  Лиона)-  первую  постоянную  труппу  во
франц. провинциальном городе.П. пост. здесь: "Генрих IV" Шекспира.  "Три
мушкет„ра"  по  о.  п.  Дюма-отца  (инсценировка  П.),  "Жорж  Дан-ден",
"Тартюф" Мольера, "М„ртвые души" по Гоголю,  "Швейк  во  второй  мировой
войне"  Брехта  и  др.  Пост.  П.  зрелищны,   отличаются   режисс„рской
изобретательностью, интеллектуальностью, стремлением к  совр.  прочтению
произв. драматургии. П.- сторонник нар.  т-ра,  обращ„нного  к  широким,
демократич. кругам зрителей. Руководимый им т-р устраивает спектакли  по
абонементам, бесплатные и по сниженным ценам для коллективных посещений,
организует диспуты о пост.Т-ра на з-дах, в молод„жных клубах. П.-  автор
пьес "Каретный сарай"-хроника из крестьянской жизни, "Чикаго -  мама"  -
балет-феерия о чикагских гангстерах, "Белая лайка" о войне в Алжире (все
пост. в "Т-ре де ла сите"). В 1963 вместе с т-ром приезжал в Сов.  Союз.
И. М.
   ПЛАОВИЧ  (Plaovic),  Радомир  (р.7.П.1899)-югосл.  акт„р,   режисс„р,
драматург. Творч. деятельность началП.один из ведущих театр. деятелей Югославии. В 1930  начал  режисс„рскую
деятельность пост. в Нар. т-ре  (Белград)  пьес  '"Немане"  Драгошевича,
затем "Господа Глем-баевы" Крлежи (1945), "Гамлет" (1946), "Юлий Цезарь"
(.1948) и "Венецианский купец" (1950).
   Роли: Гамлет (Гос. пр., 1949), Антонио ("Юлий Цезарь"),  Яго;  доктор
Морган и Леон ("Артей" и "Господа Глембаевы" Крлежи) и др.
   П.- последователь школы К. С. Станиславского. В 4952-56 преподавал  в
Академии театр. иск-ва в Белграде.  П.-автор  книг  по  вопросам  театр.
иск-ва, пьес "Царь Давид" и др. Г. Шум.
   ПЛАСТИКА (от греч. тсаотшт? - скульптура) - в танце,  сценич.  иск-ве
общая гармония,  согласованность  движений  и  жестов.  П.  основана  на
согласованном и  оправданном  положении  всех  частей  тела,  при  к-ром
неподвижность ощущается как один из моментов прерванного движения.
   Широкий интерес к  П.,  как  к  иск-ву  движения  и  как  к  средству
художеств. и физич. воспитания, возник в Европе в конце 19 в. А.  Дункан
и  е„  последователи,  протестуя  против  самодовлеющей  техничности   и
эпигонских штампов в зап.-европ. классич. балете конца 19 - нач. 20 вв.,
стремились   возродить   высокое    иск-во    античного    танца.    Они
пропагандировали хореографию, к-рая выражала бы содержание муз.  образов
средствами гармонич., свободных и естественных движений  человеч.  тела.
П. вошла во мн. системы эстетич. воспитания (система ритмич.  воспитания
Э. Жак-Далькроза). Многочисл. школы  и  студии  П.,  возникшие  в  бурж.
странах,   испытали   влияние   декадентских,   модернистских   течений.
Формалистич. тенденции (увлечение  эксцентрикой,  механич.  движениями),
сказавшиеся в 20-е гг. и в сов. хореографии" на нек-рое время  задержали
развитие иск-ва П. С конца 40-х гг. в Сов.  Союзе  П.  вошла  в  систему
физич. и художеств. воспитания.
   На эстраде и в  цирке  существует  жанр  т.  н.  плас-тич.  танца  (в
цирке-пластич. этюд); сюда относятся акробатич.  этюды,  демонстрирующие
силу, гибкость, пластичность движений исполнителей.
   ПЛАТбН, Иван  Степанович  [15(27).IV.1870-11.  Х.1935]  -  рус.  сов.
режисс„р и драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР  (1933).  В  1892  окончил
драм. курсы Моск. театр. уч-ща и был зачислен в труппу Малого  т-ра  как
акт„р и пом. режисс„ра. С 1895 работал в режисс„рском управлении  Малого
т-ра. В 1923-30 - управляющий постановочной частью  этого  т-ра.  Первая
самостоят, пост.- "Ложь" Зеланд (1899).
   Среди спектаклей, пост. П. в Малом т-ре:  "Цезарь  и  Клеопатра"  Шоу
(1909), "Безумный день, или Женитьба  Фигаро",  "Мария  Стюарт"  (оба  в
1910); "Стакан воды" Скриба,  "Самоуправцы"  Писемского  (оба  в  1915),
"Старик" Горького (1919), "Холопы"  Гнедича  (1921),  "Оливер  Кромвель"
Луначарского  (1921)  ,  "Бедность  не  порок"  (1924,  совм.  с  Л.  М.
Прозоровским), "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина  (1925,  совм.  с
Прозоровским), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1931).
   П.-режисс„р этапного в истории сов. т-ра  спектакля  "Любовь  Яровая"
(1926, совм. с Л. М. Прозоровским). Боролся  за  реалистич.  принципы  в
театр. иск-ве, большое внимание уделял акт„рскому исполнению. Был  одним
из основателей Земетченского колхозного филиала Малого т-ра,  где  пост.
многие пьесы Островского, а также "Ревизор" и др. В  1936  имя  П.  было
присвоено Земетченскому т-ру.
   С 1902 П. выступал как драматург. Автор пьес:
   "Напасть" (1902, Новый т-р), "Рабы" (1904),  "Арак-чеевщина"  (1925),
"Наследие врем„н" (1927) и др., пост.  в  Малом  т-ре.  Переводил  пьесы
Бомарше, Мольера и др.
   В  1905-12  преподавал  (был  профессором)  в   драм.   уч-ще   Моск.
филармонич. об-ва.
   Лит.: Балерин С., И. С. Платон, "Колхозный т-р", 1935, .ј 23;  Акт„ры
и режисс„ры, М., 1928; Прозоровский Л., Из прошлых лет, М., 1958. С. Г.
   "ПЛАТОН КРЕЧЕТ" - пьеса в 3 д., 5 карт. А. Е. Корнейчука.  Соч.  1934
(на укр. яз.). Гос. пр. СССР, 1941. Пост. в дек. 1934 в Т-ре им.  Франко
(реж. Кошевский, худ. Федотов; Платон  -  Шумский,  Лида  -  Барвинская,
Аркадий - Дуклер, Мария Тарасовна - Борисоглебская, Берест - Ватуля). 13
июня 1935 - в МХАТе (пер. Крути, реж. Судаков, худ.  А.  Гончаров  и  А.
Попов; Платон - Добронравов, Лида - Степанова, Бублик -  Грибков,  Марья
Тарасовна - Тихомирова, Берест - Топорков, Майя - Морес, возобн. в МХАТе
в 1946; пост. в новой ред. в 1963, реж.  Блинников  под  рук.  Кедрова).
Среди последующих исполнителей "П. К." в разные годы - М.  П.  Болдуман,
Л. Ф. Золотухин, Н. П. Алексеев (Платон), М. А. Титова, Е.  А.  Хромова,

Страницы: «« « 1779   1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787  1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия