Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1784   1785   1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792  1793   1794   1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802  » »»

комедийным  эксцентрич.  акт„ром,  играл  роли   отри-цат.   персонажей,
создавал образы,  отличающиеся  острым  внешним  рисунком,  подч„ркнутой
характерностью.Склонность акт„ра  к  углубл„нному  раскрытию  психологии
героя проявилась в роли фон Ранкена  ("Дни  нашей  жизни"  Л.  Андреева,
1938). Роль Крогстада ("Нора", 1939) была продолжением этого направления
творчества. В 1941 П. впервые создал  положит.  образ  сов.  человека  -
Бурмин ("Парень из нашего города"). Эта роль явилась переломным этапом в
творчестве П.: е„ исполнение свидетельствовало  о  мастерстве  внутр.  и
внешнего перевоплощения, о широте артистич.  диапазона,  глубине  мысли,
своеобразии  творчества  П.  В  Т-ре  им.  Моссовета  П.  сыграл   остро
комедийные роли -  Нинкович  ("Госпожа  министерша"  Нушича),  Президент
("Бунт женщин" С„ннербю). Создал дра-матич. чеховские образы - Войницкий
("Леший"  Чехова),  Дорн  ("Чайка"),  Тап„р  (инсц.  о.  п.  Чехова)   и
интеллектуальные,  тонкие  образы   сов.   людей   -   Раевич   ("Шторм"
Билль-Белоперковского), Добротвор-ский  ("Закон  чести"  Штейна),  Левин
("Второе дыхание" Крона), роль "От  автора".  Беркутов  ("Летом  -  небо
высокое" и "Дали неоглядные" Вирты) и др. В  классич.  репертуаре  играл
роли: Казарин ("Маскарад"), Яропегов ("Сомов и другие" Горького). В 1964
П. сыграл роли Б. Шоу в пьесе "Милый лжец" Килти и Цезаря  -  "Цезарь  и
Клеопатра"  Шоу.  В  иск-ве  П.  глубина  психологич.  раскрытия  образа
сочетается с  отточенной  формой,  яркостью  внешнего  рисунка.  С  1931
выступает по радио, с 1938 снимается в кино (Холостяк - "Подкидыш", Янек
- "Мечта" и др.).
   Лит.: Д у н и н а С., Ростислав Плятт, М., 1963. С, Д.
   "ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ  ЧЕЛОВЕКЕ"  -  опера  С.  С.  Прокофьева,  либр.
композитора и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по о. п.  Б.  Полевого.  Соч.
1948, пост. в концертном исполнении 3 дек. 1948, Т-р оперы и балета  им.
Кирова (дириж„р Хайкин, режисс„ры Морфенкови  Халип;  Алексей-  Соломяк,
Ольга - Серваль, дед Михаиле - Тихий, Петровна  -  Каравашкова,  Варя  -
Преображенская, Андрей - Фрейдков, Василий Васильевич -  Ярошенко,  мать
Алексея - Тихонова, Клавдия - Смирнова, Комиссар - Шаш-ков,  Кукушкин  -
Крутяков, Гвоздев - Бугаев, Анюта - Кашеварова). Первая сценич. пост.  8
окт 1960, Большой т-р (дириж„р Эрмлер, реж. Ансимов, хормейстеры  Рыбнов
и Ага-фонников, худ. Золотар„в; Алексей - Кибкало,  Комиссар-  Кривченя,
Клавдия - Архипова, Ольга - Деомидова,  Василий  Васильевич  -  Решетин,
Кукушкин - Масленников, Федя - Кургузов, Зиночка - Звездина, Полковник -
Ярославцев, Варя - Миглау, первый хирург - Маслов, Петровна  -  Иванова,
Андрей - Панков, дед Михаиле - Шульпин). Пост. за рубежом: Прага (1961),
Берлин (1964).
   Издания: "П. о н. ч.", клавир, М., "Советский композитор", [1962]. Я.
Г р.
   ПОВОРОТНЫЙ КРУГ сцены- вращающаяся  часть  сценич.  площадки.  П.  к.
позволяет осуществлять быструю смену картин на сцене,  создать  реальное
ощущение  непрерывности  сценич.  действия.   Вращение   П.   к.   может
непосредственно  влиять  на  смену  темпов  и  общий   ритм   спектакля.
Необходимая при  надлежность  сцены  совр.  драм.  т-ра,  П.  к.  иногда
применяется и в оперно-балетных т-рах в виде сборно-разборной установки.
   П. к. изобрет„н в Японии; в 1758 стационарным П.  к.  был  оборудован
япон. т-р Кабуки. В Европе П. к. впервые примен„н в  1896  инженером  К.
Лау-теншлегером и режисс„ром Э. Поссартом для пост. оперы "Дон  Жуан"  в
"Резиденц-театре" (Мюнхен); это  был  накладной  деревянный  16-метровый
круг,   собранный   из   16   отдельных   сегментов,   к-рый    вращался
непосредственно по планшету сцены. Однако сегмен-тарная  конструкция  П.
к,,  определяющая  и  сегмен-тарную  установку   декораций,   совершенно
исключала глубокую перспективу. Открытие глубокой перспективы  на  круге
принадлежит К. С. Станиславскому  и  М.  Рейнхардту.  Приняв  за  основу
установки декораций не отдельные сегменты, а  весь  круг  в  целом,  они
сочетали декорации, требующие глубокой  перспективы  с  мелкомасштабными
декорациями.
   П. к. бывают  накладными  и  стационарными.  По  форме  -  дисковыми,
барабанными  и  кольцевыми.  Накладной  круг  (складной   или   сборный)
монтируется  на  планшете  сцены   непосредственно   перед   спектаклем.
Стационарный круг - неотъемлемая часть сцены (врезан в планшет).
   Осн. части совр. П. к.: 1) центральная опорная  пята  (рассчитана  на
горизонтальные  и  радиальные  нагрузки),  благодаря  к-рой   происходит
свободное вращение П. к.  Представляет  собой  конструкцию  карусельного
типа. Состоит из неподвижной и вращающейся частей. 2) Собственно круг  -
металлич. конструкция (цельносварная  для  стационарного  и  сварная  из
отдельных   элементов   для   накладного   круга).   3)    Дорога-ровная
горизонтальная поверхность, по к-рой катятся кол„са  круга.  Состоит  из
одного или двух концентрич. колец. В  совр.  стационарном  круге  дорога
является неотъемлемой частью конструкции самого круга, к-рый катится  по
кол„сам, установленным не на круге, а на колоннах. 4) Парные отклоняющие
блоки. Служат для плавного перехода  горизонтального  движения  тягового
стального  каната  в  движение  вертикальное.  5)  Привод  (ручной   или
машинный). 6) Противовес - устройство, обеспечивающее  необходимую  силу
трения (в системе: тяговый канат - круг -  привод,  а  также  устойчивое
вращение  круга  без  проскальзывания.  П.  к.   значительно   расширяет
возможности режисс„рско-постановочного решения спектакля. При его помощи
можно  осуществлять  быструю  смену  декораций,  на  глазах  у  зрителей
производить непрерывную смену мест действия и мн. др.  Рио.  см.  в  ст.
Оборудование сцены,
   Лит.: Извеков Н. П., Сцена,  Л.-М.,  1940;  его  же,  Техника  сцены,
Л.-М., 1940; Правила техники безопасности и производственной санитарии в
театрах, М., 1951; Э к с-кузович И., Техника театральной сцены в прошлом
и настоящем, Л., 1930; Kranich Fr., Buhnentechnik der Gegenwart,  Bd  2,
Munch.-B., 1933. Ген. Ш.
   ПОГОДИН    (наст.    фам.-    Стукало    в),    Николай     Ф„дорович
[3(16).XI.1900-19.IX.1962] -рус. сов. драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1949).  С  1920  начал  работать  журналистом.  В  1922-30-  постоянный
корреспондент и очеркист "Правды".
   В 1929 П. написал пьесу "Темп",  впервые  показавшую  на  сов.  сцене
героику и  пафос  первой  пятилетки.  Пьеса  эта,  выдержанная  в  жанре
"сценич. очерка", насыщена точно подмеченными характерными деталями.  Но
она  представляла  для  т-ра  значительные  трудности:  действие  е„  не
отличалось   кон-центрированностью.    продуманной    организованностью,
многочисл.  эпизоды  соединялись  только  тематически.  В  пьесе  "Темп"
определились характерные черты  драматургии  П.:  мажорность,  оптимизм,
непринужд„нная вольность  композиции,  естественное  сочетание  юмора  и
натети-ки. Пост. в 1930 Т-ром им. Вахтангова, пьеса "Темп"  ставилась  в

Страницы: «« « 1784   1785   1786   1787   1788   1789   1790   1791   1792  1793   1794   1795   1796   1797   1798   1799   1800   1801   1802  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия