Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 » »» Хлестаков; Подкол„син ("Женитьба"), Буланов ("Лес") и др. Впоследствии П. работал в разл. т-рах миниатюр. Достиг большого мастерства в исполнении комедийных и сатирич. монологов и сценок. Заразительный юмор, л„гкость, изящество ведения диалога отличали творчество акт„ра. С 1919 П. работал 9-Тбилисском драм. т-ре (играл роль Лыняева - "Волки и овцы", и др.). Затем-в Пятигорске, Владикавказе, в 1922 в т-ре "Кривой Джимми", в 1924 в Т-ре б. Корш (Москва). П. участвовал в организации Моск. т-ра Сатиры, с к-рым связал свою дальнейшую творч. судьбу. Создал ряд злободневных образов-портретов. П.акт„р-реалист, его игра была исполнена жизненной правды, мягкого юмора. Сценич. персонажи П. были смешны и трогательны; имели яркую, точную социальную характеристику. Роли: .Тараканов ("Таракановщина" Ардова и Никулина )" Земчихин ("Мелкие козыри" Ардова), Караулов ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Зайцев ("День отдыха" Катаева), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Мардыкин ("Нечистая сила" А. Н. Толстого), Джекобс младший ("Остров мира" Петрова) и др. Значит, место в его творчестве занимала работа на эстраде. Н. Сл. ПОЛЬСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зарождение польской драмы связано с развитием осн. форм театр. представлений, бытовавших в средние века,- литур-гич. и мистериальных. В числе памятников старопольской письменности немалое место занимают ми-стериальные сценарии, написанные на латинском и польском яз. Основанные на библейско-евангель-ских мотивах, они охватывают весьма широкий круг сюжетов. Среди них- мистерии рождественского цикла, пасхальные, посвящ„нные житиям апостолов, святыхпокровителей того или иного города или профессии и др. Примерами могут служить - "История о славном воскресении господнем" Миколая из Вильковецка (1575), "Диалог о чудесном рождении сына божьего" Яна Кароля Дахновского (1621), "Явление милосердной милости божьей, представленной в жизни святой Марии Магдалины" (1656) и др. Значит. явлением для развития нац. драмы были интермедии, дополнявшие мистериальный сюжет. Их излюбленные персонажи - крестьянин, лекарь, воин-фанфарон, ловкий слуга, сосед-иностранец, сутяга и др. Наряду с острой и грубоватой комедийностыо, зачастую направленной против власть имущих, интермедии обычно содержали своеобразное поучение. Дидактические мотивы, знаменуя упрочение и развитие драматич. форм, тесно связанных с реальной жизнью, становятся основой т. н. "моралите", появляющихся в 16 в. (напр., "О богаче и Лазаре", "О блудном сыне"). В моралите, как и в интермедиях, постепенно начинают вс„ более явственно проступать черты бытовой сатирич. комедии. С интермедиями связана и своеобразная разновидность ренессансной комедии, возникшая в 16 в., известная под названием комедии рыбалтов. Комедии рыбалтов была близка и популярная тр„хактная антикатолич. пьеса Петра Барыки "Из мужика в короли" (1637). В создании первых образцов лит. драмы сказались распространение гуманистич. образованности, рост и укрепление ренессансной культуры 16 в. В своей драме "Жизнь Иосифа" (1545) М. Рей (1505-69) дал характерный яркий пример совр. истолкования традиционного библейского сюжета, насыщенного живы' ми реальными подробностями. Примером наполнения совр. содержанием классич сюжета (заимствованного из "Илиады") была трагедия "Отправление греческих послов" (1578), написанная белыми стихами поэтом Я. Кохановским. Усиливавшаяся со 2-й пол. 16 в. католич. реакция и связанная с нею деятельность ордена иезуитов (с 1564, запрещена лишь в 1773) тяжело сказались на развитии нац. культуры Польши. Подъ„м драматургии, начавшийся в сер. 18 в., был связан с распространением идей просветительства, противостоявших католич. реакции. Предвестием их проникновения в драматургию явилась первая польск. трагедия, выдержанная в духе классицистских правил,- "Эпаминонд" Конарского (1756). Идеи Просвещения определили направление творчества основоположника польской комедии Ф. Богомольца, произведения к-рого характеризуются реалистич. картинами совр. нравов, общественно-морализаторской тенденцией, сказавшейся в комедиях "Брак по календарю" (1766), "Добрый пан" (1767), "Чары" (1775), "Автор комедии" (1779). Продолжателем Богомольца явился И. Красицкий. Его сатирич. комедии осмеивают духовное убожество аристократии, ее невежественное подражание иностранщине, фанфаронство, сутяжничество ("По-модному, или Пяльцы", "Франт", "Ябедник", "Лжец", "Именинник", "Сутяга", написаны в 1776-80). Особое место занимали пьесы Ф. Князь-нина (1750-1807),правдиво и сочувственно изображавшего крестьянскую жизнь ("Цыгане", 1788). Значение для становления П. д. имело создание в 1765 "Т-ра Народ овы". Дальнейшее развитие П. д. неразрывно связано с утверждением идей Просвещения, нац.-освободит, борьбы, программы прогрессивных общественных реформ. В конце 18 в. видное место занимают пьесы В. Богуславского - комедии "Генрих VI на охоте", 1792, "Модные спазмы", 1797, комич. опера-водевиль "Мнимое чудо, или Краков-пы и горцы", 1794; политич. комедия Ю. Немцевича- "Возвращение депутата", 1790; сатирич. комедии Ф. Заблоцкого - "Суеверный", "Ухаживания Фир-цика", 1781, "Сарматизм", 1785. Прогрессивные реалистич. тенденции просветительской комедии нашли сво„ продолжение в творчестве крупнейшего польск. комедиографа 19 в. А. Фредро. В стихотворных пьесах Фредро, отличающихся живостью и остротой диалога, отразился критич., отчасти сатирич. подход к изображению быта и нравов шляхетства и представителей буржуазно-мещанских кругов ("Пан Гельдхаб", 1818; "Муж и жена", 1820; "Дамы и гусары", 1825; "Караул, что творится!", 1826; "Девичьи обеты", 1827; "Пан Йовяльский", 1832; "Месть", 1834; "Пожизненная рента", 1835), После потери государственной самостоятельности Польши (1795) идеи нац.-освободит, борьбы находят особенно острое выражение в творчестве выдающихся представителей польского революционного романтизма-А. Мицкевича и Ю. Словацкого. Драматич. произведения Мицкевича и Словацкого имели решающее значение в преодолении канонов поэтики классицизма, наиболее ярким выражением к-рой была историч. трагедия А. Фелиньского "Барбара Радзивилл" (1811). Бунтарский, революционный пафос пронизывает драматич. поэму Мицкевича "Дзяды" (II и IV части, 1823; III часть, 1832). Осуждение консервативно-шляхетских кругов, реакционной политики Ватикана, прославление революционного деяния, глубокая народность отличают драматич. произв. Словацкого - создателя выдающихся образцов поэтич. драмы ["Мария Стюарт", 1830, "Кордиан", 1833, "Балла-дина", 1834, "Лилла Венеда", 1839, "Фантазий" ("Новая Деянира"), 1841 ]. В произв. представителя польского романтизма 3. Красинъского острое осознание бессилия и обреч„нности аристократии противоречиво сочеталось с консервативными антидемократич. тенденциями, что нашло отражение и в Страницы: «« « 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |